Решение Алтайского краевого суда от 14 февраля 2018 г. N 3а-47/2018
Алтайский краевой суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление <данные изъяты>, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, об оспаривании в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)", установил:
административные истцы обратились в Алтайский краевой суд с административным иском к Барнаульской городской Думе, с учетом уточнения требований просили признать недействующим со дня вступления в законную силу решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) в части установления зоны санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения - реки Оби в границах фактически занимаемого административными истцами земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что в собственности административных истцов находится жилой дом по <адрес>,который расположен на земельном участке площадью <данные изъяты>., переданном административным истцам в аренду по договору *** от ДД.ММ.ГГ (с учетом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ).
Для оформления земельного участка в собственность административные истцы обратились в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов на праве собственности по вышеуказанному адресу. Решением Комитета, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГ ***, отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что согласно информации, предоставленной Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города от ДД.ММ.ГГ ***, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения - реки Оби.
Установление зоны санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения - р. Оби, лишает административных истцов возможности приобретения земельного участка в собственность, в связи с чем административные истцы полагают о наличии у них права обращения в суд с требованием о признании недействующим указанного решения в части, затрагивающей законные интересы и права административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов <данные изъяты>. поддержала административные исковые требования в полном объеме, представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула <данные изъяты> возражала против заявленных исковых требований ссылаясь на то, что, что оспариваемая зона установлена в Генеральном плане городского округа города Барнаула.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь требованиями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Изучив материалы административного дела, выслушав участвующих в деле лиц, заслушав заключение прокурора <данные изъяты>., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
В соответствии со ст. 32 ч. 1 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Устав городского округа - города Барнаула Алтайского края, в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 42 которого утверждение Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края относится к компетенции Барнаульской городской Думы.
Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, внесение изменений в Правила отнесено к полномочиям Барнаульской городской Думы в области землепользования и застройки (ст. 8 ч. 1 п. 1 Правил).
Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края утверждены решением Барнаульской городской Думой от ДД.ММ.ГГ ***, опубликованы в газете "Вечерний Барнаул" ДД.ММ.ГГ *** и размещены на Интернет-сайте города Барнаула. В настоящее время действует редакция решения от ДД.ММ.ГГ ***опубликованного в газете "Вечерний Барнаул" ДД.ММ.ГГ *** и размещённого на Интернет-сайте города Барнаула.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки, а также внесения в них изменений определен ст. 31 - ст. 33 ГрК РФ.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч. 5 и ч. 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч. 10 и ч. 11 ст. 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч. 12, ч. 13 и ч. 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч. 15 ст. 31 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети Интернет (ч. 1 - ч. 3 ст. 32 ГрК РФ).
Из представленных в суд материалов следует, что порядок принятия Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края и внесения в них изменений соблюден. Требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решения были соблюдены. Решения официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.
Данные обстоятельства также подтверждаются решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе об оспаривании решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула" и решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа города Барнаула Алтайского края", вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> о признании недействующим в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений и дополнений в решение городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ ***)", вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующим в части отдельных положений решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края", вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ и другими.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В Приложении 2 к Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (карте зон с особыми условиями использования, которые не были изменены в новой редакции решения Думы) указанный земельный участок находится в зоне санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения.
Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края утвержден решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
Согласно ст. 18 ч. 1 п. 3, ст. 23 ч. 3 Градостроительного кодекса Российской федерации Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа.
Согласно ст. 1 п. 8, ст. 30 ч. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования и устанавливают территориальные зоны и градостроительные регламенты, порядок применения и порядок внесении в них изменений.
Из Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (с изм. на ДД.ММ.ГГ ***) следует, что земельный участок по адресу: <адрес>, находится в границах зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж1).
Вместе с тем, приложением 2 (карта зон с особыми условиями использования территории) к Правилам землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края земельный участок, которым владеют административные истцы, отнесен к зоне санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения.
Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает, что для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43). В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
В соответствии с пунктом 1.4 *** зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Согласно пункту 1.5 *** защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Границы зон второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяются в соответствии с ***
Согласно подпункту 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Такой закон для земельных участков, находящихся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, на сегодняшний день не принят.
Из приведенных нормативных положений следует, что земельные участки, находящиеся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в собственности административных истцов находится жилой дом по <адрес>,который расположен на земельном участке площадью <данные изъяты>., переданном административным истцам в аренду по договору *** от ДД.ММ.ГГ (с учетом дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ).
Для оформления земельного участка в собственность административные истцы обратились в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - Комитет) с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов на праве собственности по вышеуказанному адресу. Решением Комитета, оформленным письмом от ДД.ММ.ГГ N ***, отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что согласно информации, предоставленной Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города от ДД.ММ.ГГ ***, в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденными решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения - реки Оби (т.1 л.д.12-51, 52-53).
Из ответа на судебный запрос Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края сообщило, что ширина границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы реки Обь в соответствии с правилами ч. 4 и ч. 13 ст. 65 Водного кодекса РФ составляет 200 м. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной на официальном сайте Управления Росреестра по Алтайскому краю, испрашиваемый земельный участок находится на расстоянии более 700 м от р. Обь, что позволяет сделать вывод, что он расположен вне границ водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы р. Обь, другие водные объекты в радиусе 200 м от участка отсутствуют. Минприроды Алтайского края мероприятия по установлению местоположения границы в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ в границах города Барнаула не проводились. Следовательно, уполномоченными органами сведения о границах р. Обь в государственный водный кадастр и государственный кадастр недвижимости в установленном порядке не направлялись (т.1 л.д. 213-214).
Согласно отзыву на административное исковое заявление заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Алтайскому краю (т.1 л.д.200-202) на зоны санитарной охраны поверхностного источника водоснабжения (р. Обь), Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю выдано санитарно-эпидемиологическое заключение *** от ДД.ММ.ГГ.
Указанным санитарно-эпидемиологическим заключением удостоверено, что требования, установленные в проектной документации "Технико-экономическое обоснование (ТЭО) водоснабжение г. Барнаула (расширение, реконструкция), зоны санитарной охраны <данные изъяты> соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Из ответа на судебный запрос <данные изъяты> сообщило, что земельный участок по адресу: <адрес>, не подпадает в пояса (1, 2, 3) зон санитарной охраны поверхностного источника питьевого водоснабжения р. Обь, разработанных для первого и второго речного водозабора, которые обслуживает <данные изъяты> (т.1 л.д.217).
Из ответа на судебный запрос от ДД.ММ.ГГ *** следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ в ЕГРН отсутствует информация о зоне санитарной охраны поверхностного источника питьевого водоснабжения в районе земельного участка, расположенного в <адрес>, с кадастровым номером ***.
Согласно сообщению в адрес Алтайского краевого суда заместителя главы администрации города Барнаула по градостроительству и земельным отношениям от ДД.ММ.ГГ *** зона санитарной охраны второго пояса источника питьевого водоснабжения для земельного участка по адресу <адрес>, определена Генеральным планом городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***.
В силу предписания закона проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с пунктом 1.2, 1.6 *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (пункт 1.2). Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Из приведенных норм права следует, что законодательством Российской Федерации предусматривается обязательность закрепления границ зон санитарной охраны на местности, а также наличие единого документа, подтверждающего отнесение земельных участков к ограниченным в обороте.
Наличие в сводной пояснительной записке Генерального плана городского округа списка мероприятий по охране водных ресурсов, в том числе соблюдение специального режима хозяйственной деятельности на территориях санитарной охраны источников водоснабжения, не свидетельствует о законности их установления в Правилах землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления ЗСО, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут.
Таким образом, при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения г. Барнаула, спорный земельный участок не находится в границах, отнесенных к зоне санитарной охраны источников водоснабжения.
При таких обстоятельствах решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) в части установления зоны санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения в границах фактически занимаемого административными истцами земельного участка противоречит ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также п. 1.2-1.6 *** "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и в связи с его принятием административные истцы не могли реализовать свое право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, суд признает его не действующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление <данные изъяты>, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних <данные изъяты> удовлетворить.
Признать решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края" (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***)"в части установления зоны санитарной охраны II пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения в границах фактически занимаемого административными истцами земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер *** недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Вечерний Барнаул", а также на официальном сайте г. Барнаула в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Барнаульской городской Думы в пользу <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 14 февраля 2018 г. N 3а-47/2018
Текст решения предоставлен Алтайским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании