Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Анализ состояния законодательства Алтайского края в 2017 году
1.1. Состояние основных сфер законодательного регулирования в Алтайском крае
В целом система нормотворчества в Алтайском крае представляет достаточно эффективный механизм по подготовке законопроектов. Накопленный опыт взаимодействия органов государственной власти Алтайского края позволяет обеспечить на территории края единство правового пространства.
Вместе с тем вопрос обеспечения единства правового пространства в условиях динамичного развития федерального законодательства не теряет своей актуальности.
Изменения, происходящие в системе федерального законодательства, обусловлены комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства, в том числе происходящими процессами интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования.
К общим тенденциям развития системы законодательства Российской Федерации можно отнести:
приведение всего массива законодательства Российской Федерации в строгое соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации;
принятие последовательных мер, направленных на приведение норм законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями федерального законодательства;
формирование новых отраслей и комплексов законодательства, соответствующих задачам, стоящим перед Российской Федерацией, систематизация законодательства;
наполнение новым содержанием действующих федеральных норм;
развитие регионального законодательства с учетом специфики социально-экономической и общественно-политической ситуацией в субъектах Российской Федерации.
По информации Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю по состоянию на 31 декабря 2017 года в федеральном регистре нормативных актов субъектов Российской Федерации насчитывается 19323 нормативных правовых акта Алтайского края, в том числе 9500 действующих.
За 2017 год в федеральный регистр включено 1708 нормативных правовых актов Алтайского края, из них 89 законов Алтайского края и 15 постановлений Алтайского краевого Законодательного Собрания.
В 2017 году правовое регулирование законодательства Алтайского края традиционно проводилось по двум основным направлениям:приведение законов Алтайского края и правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания в соответствие с изменяющимся федеральным законодательством и установление (изменение) правовых норм по вопросам, отнесённым федеральным законодательством к компетенции субъекта Российской Федерации.
1.2. Общая характеристика правотворческой деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания в 2017 году
Правотворческая деятельность Алтайского краевого Законодательного Собрания осуществляется на плановой основе согласно главе 3 закона Алтайского края от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности". План правотворческой, контрольной и организационной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания (далее - План)на первое и второе полугодия 2017 года содержит отдельный раздел о подготовке проектов законов Алтайского края и иных нормативных правовых актов, принимаемых Алтайским краевым Законодательным Собранием.
Общая информация о выполнении Плана приведена в таблице 1.
В 2017 году было запланировано принятие 94 проектов правовых актов, из них принят 61 закон и 2 проекта законов в первом чтении, что составило 67% от запланированного числа и 53,5% от общего числа принятых законов. Вне плана было принято 53 закона, что составило 46,5% от общего количества принятых законов. Это лучший результат выполнения Плана за последние годы, но остается проблема недостаточной эффективности планирования. Из 94 запланированных проектов законов не приняты 33 (35% от запланированных), из которых, в свою очередь, 13 (39,4% от непринятых) были перенесены для внесения на следующий период (полугодие, год), в том числе постоянные депутатские объединения - фракции перенесли внесение 8 проектов законов Алтайского края.
Ряд проектов законов, подготовленных депутатскими объединениями - фракциями, был снят с рассмотрения на сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания по инициативе самого субъекта права законодательной инициативы или в связи с отрицательными заключениями профильного комитета. Также некоторые законопроекты, подготовленные постоянными депутатскими объединениями, включенные в повестку дня сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, были отклонены депутатами краевого парламента.
Таблица 1
Выполнение Плана
в области правотворческой деятельности в 2015-2017 годах
|
2017 год |
2016 год |
2015 год |
|||||||||
законы |
постановления |
законы |
постановления |
законы |
постановления |
|||||||
число |
% от всего принятых |
число |
% от всего принятых |
число |
% от всего принятых |
число |
% от всего принятых |
число |
% от всего принятых |
число |
% от всего принятых |
|
Всего принято, из них: |
114 |
- |
108 |
- |
99 |
- |
143 |
- |
133 |
- |
49 |
- |
принято по Плану |
61 |
53,5 |
24 |
22,2 |
43 |
43,4 |
33 |
23,0 |
54 |
38,7 |
28 |
19,0 |
принято вне Плана |
53 |
46,5 |
84 |
77,8 |
56 |
56,6 |
110 |
77,0 |
79 |
61,3 |
21 |
81,0 |
Принятие,предусмотренное Планом |
94 |
- |
21 |
- |
84 |
- |
29 |
- |
88 |
- |
35 |
- |
Общее количество и структура принятых в 2017 году законов Алтайского края, в том числе по сравнению с предыдущим периодом, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Количественная характеристика
законов, принятых в 2014-2017 годах
Законы Алтайского края |
2017 год |
2016 год |
2015 год |
2014 год |
||||
количество |
в % к общему количеству |
количество |
в % к общему количеству |
количество |
в % к общему количеству |
количество |
в % к общему количеству |
|
Всего, в том числе: |
114 |
100,0 |
99 |
100,0 |
133 |
100,0 |
103 |
100,0 |
новые |
19 |
16,7 |
15 |
15,1 |
28 |
21,1 |
19 |
19,4 |
о внесении изменений в действующие законы |
92 |
80,7 |
81 |
81,9 |
100 |
75,9 |
80 |
76,7 |
о признании утратившими силу законов |
3 |
2,6 |
3 |
3,0 |
5 |
3,0 |
4 |
3,9 |
В 2017 году сохранилась высокая доля принятых законов Алтайского края, касающихся внесения изменений в действующие, что характерно для всех субъектов Российской Федерации в связи со сформированным в целом законодательством как на федеральном, так и региональном уровне. Внесение изменений в действующие законы во многом связано с изменением федерального законодательства. Сокращение доли новых законов в течение ряда лет связано в том числе с ранее урегулированными вопросами статуса и границ муниципальных образований, преобразованием муниципальных и административно-территориальных образований и совершенствованием административно-территориального устройства края.
27 законопроектов первоначально были приняты в одном чтении, из них 10 вновь принимаемых. С целью более детального рассмотрения и расширения круга участников обсуждения проекты законов Алтайского края "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Алтайского края" и "О содержании и защите домашних животных на территории Алтайского края" были размещены для общественного обсуждения в интерактивном разделе официального сайта региона "Общественное обсуждение законопроектов и проектов нормативных правовых актов". Это позволило учесть мнение граждан и получить замечания и предложения к рассмотрению проектов законов во втором чтении. Доработка законопроектов Алтайского края осуществлялась при участии специально созданных рабочих групп.
Были проведены депутатские слушания по обсуждению закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территории Алтайского края", что позволило принять закон во втором чтении.
Большинство законов рассматривались и принимались сразу в двух чтениях в рамках одной сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания. Это связано с тщательной предварительной проработкой вопросов на стадии подготовки законопроектов, а также с внесением изменений в действующие законы Алтайского края в связи с изменением федерального законодательства, техническими правками и изменением наименований органа власти (Администрация Алтайского края - Правительство Алтайского края).
Основными субъектами права законодательной инициативы в 2017 году являлись комитеты Алтайского краевого Законодательного Собрания и Губернатор Алтайского края (на их долю совместно приходится 86,8% от общего числа законов).
Комитетами Алтайского краевого Законодательного Собрания внесено 49,1% от общего количества принятых законов, Губернатором Алтайского края - 37,7% от общего количества принятых законов. Наметилась тенденция уменьшения внесения законодательных инициатив со стороны исполнительной власти.
Наибольшую долю от общего количества депутатских инициатив в 2017 году, как и в предыдущие годы, разработал и внес комитет Алтайского краевого Законодательного Собрания по правовой политике.
В большинстве случаев постоянные комитеты Алтайского краевого Законодательного Собрания самостоятельно участвуют в законотворческом процессе, но в 2017 году 9 законопроектов (7,9% от общего количества внесенных) было внесено совместно с другими субъектами права законодательной инициативы.
Комитет по правовой политике выступал в качестве субъекта права законодательной инициативы 7 совместных законодательных инициатив:
четырежды - с прокуратурой Алтайского края;
один раз - с Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае;
один раз - с Избирательной комиссией Алтайского края;
один раз - с Избирательной комиссией Алтайского края и комитетом по местному самоуправлению.
Фракции в 2017 году активно участвовали в законотворческом процессе как самостоятельно, так и при поддержке постоянных комитетов, по их инициативе принято 6 законов Алтайского края. Продолжилась традиция, начатая в 2016 году, о принятии закона, внесенного всеми постоянными депутатскими объединениями - фракциями Алтайского краевого Законодательного Собрания. Это, в свою очередь, является важным показателем совместной и конструктивной работы депутатов краевого парламента независимо от партийной принадлежности.
Активность всех субъектов права законодательной инициативы приведена в таблице 3.
Стоит отметить, что в 2017 году не нашли поддержки 11 законопроектов, подготовленных постоянными депутатскими объединениями - фракциями, которые были включены в повестку дня сессий Алтайского краевого Законодательного Собрания, из них 7 было не поддержано депутатами краевого парламента в ходе заседания сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания, а остальные сняты с рассмотрения на сессии по инициативе самого субъекта права законодательной инициативы или в связи с отрицательными заключениями профильного комитета.
Правительство Алтайского края с 2015 года наделено правом законодательной инициативы и в 2017 году им дважды были внесены законопроекты, которые впоследствии были приняты на сессии.
В 2017 году следующие субъекты не реализовали свое право законодательной инициативы (самостоятельно или совместно): члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; по вопросам их ведения: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, Алтайское краевое объединение организаций профсоюзов.
Следует отметить тот факт, что в крае действует отдельный закон Алтайского края от 6 декабря 2010 года N 107-ЗС "О порядке реализации права законодательной инициативы в Алтайском краевом Законодательном Собрании представительными органами муниципальных образований", но законов, принятых после внесения представительными органами Алтайского края в 2017 году и предыдущие периоды, нет.
В 2017 году в Алтайское краевое Законодательное Собрание не поступали обращения избирателей Алтайского края в порядке народной законодательной инициативы.
Таблица 3
Результаты
правотворческой деятельности субъектов права законодательной инициативы в 2014-2017 годах
Субъекты права законодательной инициативы |
2017 год |
2016 год |
2015 год |
2014 год |
||||
количество законов |
в % к общему количеству |
количество законов |
в % к общему количеству |
количество законов |
в % к общему количеству |
количество законов |
в % к общему количеству |
|
Общее число принятых законов |
114 |
100,0 |
99 |
100,0 |
133 |
100,0 |
103 |
100,0 |
Внесенные самостоятельно, в том числе внесенные: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Губернатором Алтайского края |
43 |
37,7 |
46 |
46,5 |
64 |
48,1 |
38 |
36,9 |
комитетами |
56 |
49,1 |
43 |
43,4 |
61 |
45,8 |
49 |
47,7 |
фракциями |
3 |
2,6 |
- |
- |
3 |
2,2 |
5 |
4,9 |
Правительством Алтайского края |
2 |
1,8 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Совместные инициативы, в том числе внесенные: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Губернатором Алтайского края и комитетом |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
1,9 |
комитетами совместно |
- |
- |
1 |
1,0 |
2 |
1,5 |
6 |
5,8 |
комитетом и фракцией |
2 |
1,8 |
4 |
4,1 |
2 |
1,5 |
- |
- |
комитетом и прокурором Алтайского края |
4 |
3,5 |
3 |
3,0 |
2 |
1,5 |
2 |
1,9 |
комитетом (комитетами) и Избирательной комиссией |
2 |
1,8 |
1 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
комитетом и Уполномоченным по правам человека в Алтайском крае |
1 |
<1 |
- |
- |
1 |
<1 |
1 |
<1 |
фракциями совместно |
1 |
<1 |
1 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.