Во исполнение подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р и распоряжением Правительства Алтайского края от 26.12.2018 N 394-р приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Министерстве образования и науки Алтайского края (далее - "Министерство").
2. Начальнику информационно-редакционного сектора Министерства (Кузьмич Т.С.) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства в сети "Интернет".
3. Отделу по вопросам государственной службы, кадров и документационного обеспечения Министерства обеспечить ознакомление работников Министерства с настоящим приказом.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на временно исполняющего обязанности заместителя министра Долженко И.А.
Министр |
М.А. Костенко |
Утверждено
приказом Министерства
образования и науки
Алтайского края
от 25.01.2019 г. N 186
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Министерстве образования и науки Алтайского края
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" и определяет порядок внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Министерстве образования и науки Алтайского края (далее - "антимонопольный комплаенс").
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации в Министерстве образования и науки Алтайского края (далее - "Министерство") антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение" - структурные подразделения Министерства, осуществляющие внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в Министерстве.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) управление рисками нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса.
1.5. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
а) заинтересованность министра образования и науки Алтайского края (далее - "министр") в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Министерстве;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
II. Уполномоченное подразделение и коллегиальный орган
2.1. Общий контроль за организацией и функционированием в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется министром, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы Министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение работниками Министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между структурными подразделениями Министерства: юридическим отделом, отделом по вопросам государственной службы, кадров и документационного обеспечения и отделом науки и высшего образования.
2.3. К компетенции юридического отдела Министерства относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) подготовка и представление министру акта об антимонопольном комплаенсе (внесении изменений в антимонопольный комплаенс), а также документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) консультирование работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
г) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
д) взаимодействие с территориальным органом антимонопольного органа и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
е) информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства.
2.4. К компетенции отдела по вопросам государственной службы, кадров и документационного обеспечения Министерства относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
а) выявление конфликта интересов в деятельности работников и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
б) разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
в) организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
г) ознакомление гражданина Российской Федерации с Положением при приеме на работу в Министерство;
2.5. К компетенции отдела науки и высшего образования относится координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа.
2.6. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - "коллегиальный орган"), возлагаются на Общественный совет при Министерстве.
2.7. К функциям Общественного совета относится:
а) рассмотрение и оценка мероприятий Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
б) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
III. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства юридическим отделом Министерства на регулярной основе проводится:
а) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
б) анализ нормативных правовых актов Министерства;
в) анализ проектов нормативных правовых актов Министерства;
г) мониторинг и анализ практики применения Министерством антимонопольного законодательства;
д) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении (не реже одного раза в год) юридическим отделом анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 2 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление сбора в структурных подразделениях Министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
б) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) юридическим отделом анализа нормативных правовых актов Министерства должны реализовываться следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Министерства.
3.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов юридическим отделом реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Министерства проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве юридическим отделом реализуются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора указанной информации аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (не реже одного раза в год) рабочих совещаний с приглашением представителей территориального подразделения антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве.
3.6. При выявлении рисков Министерства проводится их оценка в соответствии с приложением 1 к настоящему Положению.
3.7. По результатам проведения оценки рисков, выявленных по результатам проведенных мероприятий антимонопольного комплаенса, юридическим отделом совместно с другими структурными подразделениями Министерства составляются карты рисков по форме согласно приложения 2 к настоящему Положению.
3.8. В карты рисков включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
Карты рисков составляются не реже одного раза в год, утверждаются министром и размещаются на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
3.10. Информация о проведённых мероприятиях по выявлению и оценке рисков нарушения антимонопольного законодательства включается юридическим отделом в доклад об антимонопольном комплаенсе.
IV. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства юридическим отделом разрабатываются (не реже одного раза в год) мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. Юридический отдел осуществляет мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
V. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса приказом Министерства устанавливаются ключевые показатели, как для уполномоченного подразделения, так и для Министерства в целом.
5.2. Ключевые показатели для уполномоченного подразделения устанавливаются в целях оценки эффективности мероприятий, осуществляемых такими подразделениями.
5.3. Ключевые показатели для Министерства в целом устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в результате деятельности Министерства по результатам выявления и оценки рисков, с учетом уровней рисков, приведенных в приложении 1 к настоящему Положению.
5.4. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются юридическим отделом и утверждаются министром.
5.5. Юридический отдел ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса в Министерстве.
5.6. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
VI. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
- о результатах проведенной оценки рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
- об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Министерством антимонопольного законодательства;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе утверждается ежегодно в следующем порядке.
Проект доклада об антимонопольном комплаенсе представляется министру на подпись юридическим отделом.
Подписанный министром доклад представляется на утверждение в коллегиальный орган в течение недели с момента его подписания.
Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе.
6.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства в течение 5 рабочих дней с момента его утверждения.
Приложение 1
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного законодательства
(антимонопольный комплаенс) в Министерстве
образования и науки Алтайского края
Уровень риска |
Описание риска |
Низкий |
Отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства, вероятность выдачи предупреждений, возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафов отсутствуют |
Незначительный |
Возможность выдачи предупреждения |
Существенный |
Возможность выдачи предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
Высокий |
Возможность выдачи предупреждения и (или) возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и (или) привлечение к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Приложение 2
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения соответствия
требованиям антимонопольного законодательства
(антимонопольный комплаенс) в Министерстве
образования и науки Алтайского края
Карта рисков
N |
Выявленные риски |
Описание рисков |
Причины возникновения рисков |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 25 января 2019 г.N 186 "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Министерстве образования и науки Алтайского края (антимонопольном комплаенсе)"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был