Заслушав доклад председателя Счетной палаты города Барнаула Магель О.М. о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2018 год, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 N 598, руководствуясь статьей 61 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, городская Дума решила:
1. Отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2018 год принять к сведению (приложение).
2. Пресс-центру (Павлинова Ю.С.) разместить решение на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
Председатель |
Г.А. Буевич |
Приложение
к решению городской Думы
от 22.03.2019 г. N 274
Отчет
о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2018 год
Отчет о деятельности Счетной палаты города Барнаула (далее - Счетная палата) за 2018 год представляется на рассмотрение Барнаульской городской Думе (далее - городская Дума) в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), статьи 20 Положения о Счетной палате города Барнаула, утвержденного решением городской Думы от 30.09.2011 N 598.
Отчет подготовлен в соответствии со Стандартом организации деятельности "Подготовка отчета о деятельности Счетной палаты города Барнаула", разработанным в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17.10.2014 N 47К (993).
В представленном отчете отражены основные направления деятельности Счетной палаты в 2018 году, информация о количестве проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, их результатах, о принятых объектами контроля мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков. При оценке выявленных в 2018 году нарушений и недостатков Счетной палатой использован Классификатор нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля), одобренный Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации 17.12.2014 (далее - Классификатор), в соответствии с решением Совета контрольно-счетных органов Алтайского края.
Отчет содержит итоги реализации материалов проверок, в том числе в рамках взаимодействия с администрацией города, городской Думой, прокуратурой города Барнаула. Кроме того, в отчете отражены результаты информационной, организационной и иной деятельности Счетной палаты, приоритетные направления деятельности в 2019 году.
Отчет о деятельности Счетной палаты за 2018 год рассмотрен коллегией Счетной палаты 27 февраля 2019 года.
1. Общие сведения о деятельности Счетной палаты
Счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образована городской Думой и ей подотчетна. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет свою деятельность самостоятельно. Работа Счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
Порядок организации и деятельности Счетной палаты определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и муниципальными нормативными правовыми актами.
Штатная численность работников Счетной палаты в отчетном году составляла 10 человек: председатель, заместитель председателя, 3 аудитора, 3 инспектора, главный специалист - главный бухгалтер и главный специалист, совмещающий функции специалиста по кадровой и административно-хозяйственной работе, секретаря руководителя и делопроизводителя.
План работы Счетной палаты на 2018 год, сформированный с учетом предложений администрации города, Счетной палаты Алтайского края и утвержденный коллегией Счетной палаты, выполнен в полном объеме и в установленные сроки. Полномочия по внешнему финансовому контролю реализованы в форме контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Основное внимание в отчетном году было сосредоточено на осуществлении контроля за исполнением бюджета города, выявлении резервов пополнения его доходной части, в том числе от использования муниципального имущества. Также Счетная палата продолжила реализацию полномочия по осуществлению аудита в сфере закупок, закрепленного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Всего в отчетном году проведено 50 мероприятий внешнего финансового контроля, в том числе 8 контрольных и 42 экспертно-аналитических мероприятия. Общий объем средств, охваченных данными мероприятиями, составил 22613319,2 тыс. рублей, в том числе бюджетные средства - 22469754,1 тыс. рублей. Установлено финансовых нарушений на сумму 60970,0 тыс. рублей. По результатам мероприятий подготовлено 11 актов и 42 заключения, которые рассмотрены на заседаниях коллегии Счетной палаты. Кроме того, в отчетном году Счетной палатой проведены экспертизы и подготовлены 20 заключений на проекты решений городской Думы.
Результаты проведенных мероприятий доведены до сведения объектов контроля и направлены главе города, в городскую Думу, в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула (далее - горфинкомитет), информации размещены на официальном Интернет-сайте города Барнаула. В соответствии с соглашением о сотрудничестве все отчеты о результатах проведенных контрольных мероприятий направлены в прокуратуру города Барнаула.
2. Основные результаты контрольной деятельности Счетной палаты
В отчетном году Счетной палатой в ходе 8 контрольных мероприятий проведены проверки на 11 объектах, из них 9 органов местного самоуправления города, 1 муниципальное предприятие (МУП "Барнаулгорсвет") и 1 коммерческая организация (ООО "Фабрика Обуви").
Общий объем проверенных средств в 2018 году (с учетом внешней проверки отчета об исполнении бюджета города за 2017 год) составил 15536294,5 тыс. рублей, в том числе бюджетные средства - 15392729,4 тыс. рублей. В соответствии с Классификатором в ходе контрольных мероприятий установлено финансовых нарушений на сумму 56690,6 тыс. рублей, в том числе:
нарушения ведения бухгалтерского учета, составления отчетности - 33919,0 тыс. рублей (59,8%);
нарушения при формировании и исполнении бюджетов - 9555,3 тыс. рублей (16,9%);
нарушения при осуществлении муниципальных закупок - 8747,3 тыс. рублей (15,4%);
нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 2811,5 тыс. рублей (5,0%);
иные нарушения - 1657,5 тыс. рублей (2,9%).
Количественный анализ нарушений, выявленных Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий, показывает, что на долю нарушений, связанных с осуществлением муниципальных закупок, приходится 48,0% (47 единиц), с формированием и исполнением бюджетов - 25,5% (25 единиц), нарушений ведения бухгалтерского учета, составления отчетности - 14,3% (14 единиц), в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 3,1% (3 единицы), иных нарушений - 9,1% (9 единиц).
В отчетном году устранено финансовых нарушений на сумму 340418,6 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 1515,7 тыс. рублей, в том числе:
- по результатам контрольных мероприятий, проведенных в 2018 году, устранено финансовых нарушений на сумму 30013,5 тыс. рублей;
- по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному, - на сумму 310405,1 тыс. рублей, из них восстановлено в бюджет города 1515,7 тыс. рублей.
Основными мерами по устранению нарушений являются: возврат (восстановление) израсходованных неправомерно бюджетных средств; взыскание задолженности по платежам в бюджет; приведение нормативных правовых и иных актов в соответствие требованиям, исключающим условия или причины, способствовавшие возникновению нарушений; приведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствие с действующими нормативными актами.
На переходящем контроле остаются нарушения в сумме 16289,8 тыс. рублей, из них подлежит возмещению в бюджет города 4743,9 тыс. рублей.
В целях принятия надлежащих мер руководителям проверенных объектов направлено 9 представлений, которыми внесено 37 предложений об устранении выявленных нарушений и недостатков, повышении эффективности использования бюджетных ресурсов и муниципальной собственности, возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства. Отчеты о результатах всех проведенных контрольных мероприятий направлены в городскую Думу и главе города Барнаула. Кроме этого, подготовлено и направлено 16 информационных писем о результатах контрольных мероприятий в отраслевые комитеты администрации города и прокуратуру города Барнаула.
Всего в 2018 году на контроле Счетной палаты находилось 29 представлений об устранении выявленных нарушений и недостатков. В результате проведенной работы в отчетном периоде 10 представлений снято с контроля, реализовано 40 предложений (в том числе по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному,-7 представлений и 18 предложений), 9 работникам проверенных организаций уменьшен размер премий на общую сумму 19,6 тыс. рублей, 1 - привлечен к дисциплинарной ответственности.
В 2018 году должностным лицом Счетной палаты составлен протокол об административном правонарушении по факту нарушения порядка бюджетного учета принятых бюджетных обязательств (статья 15.15.7 КоАП РФ), направлен мировому судье для рассмотрения по существу, на момент составления отчета не рассмотрен.
По материалам 3 контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой в отчетном году, прокуратурой города Барнаула возбуждены дела об административном правонарушении в отношении 4 должностных лиц за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Из них 2 должностных лица Управлением Федеральной антимонопольной службы РФ по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа на общую сумму 45,0 тыс. рублей; в отношении 2 должностных лиц на дату рассмотрения отчета решения не вынесены.
Результаты внешнего муниципального финансового контроля учтены горфинкомитетом при оценке качества финансового менеджмента по состоянию на 01.01.2019 в соответствии с постановлением администрации города от 03.10.2012 N 2776 "Об утверждении Порядка и Методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета города".
2.1. Контроль за соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета города
В рамках исполнения статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ проведена внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города за 2017 год, включая проверку бюджетной отчетности 22 главных администраторов бюджетных средств, и подготовлены соответствующие заключения.
Бюджет города исполнен по доходам в объеме 11878822,3 тыс. рублей или 100,5% к плану, по расходам - 11887728,8 тыс. рублей или 97,3% к плану, с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета города) в сумме 8906,5 тыс. рублей.
В 2017 году в общей сумме поступивших доходов доля налоговых доходов составила - 43,4%, неналоговых доходов - 10,8%, безвозмездных поступлений - 45,8%. Наибольшую долю составили расходы на образование - 52,4% в общем объеме расходов; доля расходов на национальную экономику составила 21,9%, жилищно-коммунальное хозяйство - 9,3%, общегосударственные вопросы - 8,3%, социальную политику - 4,5%, культуру - 2,4%. В разрезе разделов исполнение расходов составило: по разделам 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство" и 1000 "Социальная политика" - 91,1 и 87,6% соответственно; по разделу 1300 "Обслуживание государственного и муниципального долга" исполнение бюджетных ассигнований составило 2,7 тыс. рублей при плане 11030,2 тыс. рублей; по остальным разделам исполнение расходов выше 95,0%.
Основные параметры бюджета города исполнены в большем объеме по сравнению с исполнением бюджета города за 2016 год:
- объем доходов увеличился на 1632118,4 тыс. рублей (15,9%) за счет увеличения налоговых доходов на 456602,5 тыс. рублей (9,7%), безвозмездных поступлений - на 1314010,2 тыс. рублей (31,9%) при снижении неналоговых доходов на 138494,3 тыс. рублей (9,7%);
- объем кассового исполнения расходов в целом увеличился на 1502208,6 тыс. рублей или 14,5%. Увеличение расходов произошло по 7 разделам, сокращение - по 4 (расходы на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, социальную политику, физическую культуру и спорт).
Внешней проверкой установлены:
- недостатки планирования УФНС России по Алтайскому краю плановых показателей по налогу на имущество физических лиц, налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами;
- неисполнение отдельных показателей Плана мероприятий по реализации Программы "Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Барнауле на 2015-2023 годы", утвержденного постановлением администрации города от 24.12.2014 N 2702;
- недостатки планирования и анализа реализации муниципальных программ, факты отсутствия должного контроля за соблюдением порядка реализации муниципальных программ;
- нарушения и недостатки составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета в отчетности 10 из 22 главных администраторов бюджетных средств. Общая сумма выявленных нарушений составила 28113,5 тыс. рублей, что в 11,6 раза меньше, чем выявлено нарушений при внешней проверке отчета об исполнении бюджета города за 2016 год. В период проверки главными администраторами бюджетных средств выявленные нарушения по составлению бюджетной отчетности устранены в полном объеме.
По результатам внешней проверки заместителю главы администрации города по экономической политике направлена информация для сведения и принятия мер по усилению контроля за планированием, реализацией и оценкой эффективности муниципальных программ, главным администраторам бюджетных средств - 21 заключение, 1 представление, 10 информационных писем.
Вопросы реализации и оценки эффективности муниципальных программ, обозначенные Счетной палатой, были рассмотрены на совещании с участием представителей комитета экономического развития и инвестиционной деятельности администрации города Барнаула, Счетной палаты и горфинкомитета. В целях устранения выявленных замечаний, во исполнение решений вышеуказанного совещания постановлениями администрации города от 05.06.2018 N 995 и от 27.12.2018 N 2150 внесены изменения в Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденный постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635.
2.2. Контроль за использованием средств бюджета города, эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью
В рамках последующего контроля за расходованием средств бюджета города, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью Счетной палатой в 2018 году проведено 5 контрольных мероприятий.
В ходе совместного со Счетной палатой Алтайского края контрольного мероприятия "Проверка использования бюджетных средств, выделенных в 2017 году на реализацию приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" Счетной палатой проведена проверка в комитете жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - комитет ЖКХ) по вопросу использования бюджетных средств на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов.
Реализация приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" осуществлялась в рамках подпрограммы "Формирование современной городской среды" на 2017 год" муниципальной программы "Благоустройство, экологическая безопасность и природопользование города Барнаула на 2015-2040 годы" (далее - Подпрограмма). Объем расходов на 2017 год на реализацию мероприятия "Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов" определен вышеуказанной муниципальной программой комитету ЖКХ, как ответственному исполнителю, в размере 163447,2 тыс. рублей (из них средства федерального бюджета - 143263,2 тыс. рублей, краевого бюджета - 14168,9 тыс. рублей, городского бюджета - 3369,1 тыс. рублей, внебюджетные источники (средства собственников помещений) - 2646,0 тыс. рублей). Адресный перечень дворовых территорий, подлежащих благоустройству в 2017 году, сформирован на основании предложений заинтересованных лиц (собственников помещений) и включал в себя 106 дворовых территорий, прилегающих к 126 многоквартирным домам. Решения о включении предложений заинтересованных лиц в Подпрограмму принимались общественной комиссией по реализации Подпрограммы. Доля финансового участия заинтересованных лиц в реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий из дополнительного перечня работ определялась решением общего собрания собственников помещений многоквартирных домов и составляла от 1% до 30% от стоимости дополнительных работ.
Согласно заключенным комитетом ЖКХ муниципальным контрактам подрядными организациями были осуществлены работы по благоустройству 106 дворовых территорий, прилегающих к 126 многоквартирным домам, на общую сумму 151443,2 тыс. рублей, в том числе: выполнены работы по благоустройству дворовых территорий на сумму 148355,1 тыс. рублей; оказаны услуги по осуществлению функций технического заказчика по благоустройству дворовых территорий на сумму 3088,1 тыс. рублей.
Проверкой законности использования средств городского бюджета и субсидий из федерального и краевого бюджетов, предоставленных комитету ЖКХ на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, фактов необоснованного (незаконного) расходования бюджетных средств не установлено. Все выполненные по муниципальным контрактам работы приняты рабочей комиссией в эксплуатацию. Оборудование, иные материальные объекты, установленные на дворовых территориях, переданы для включения в состав общего имущества многоквартирных домов в целях осуществления их последующего содержания за счет средств собственников помещений в многоквартирных домах.
В дворовых территориях выполнены следующие работы: ремонт дворовых проездов - в 99 дворах; обеспечение освещения дворовых территорий - в 16; установка скамеек - в 71; установка урн - в 69; оборудование детских и спортивных площадок - в 93; оборудование автомобильных парковок - в 65; оборудование контейнерных площадок - в 14. В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой в целях оценки фактического состояния выполненных подрядными организациями работ по благоустройству дворовых территорий были осуществлены выезды на места расположения 77 дворовых территорий (72,6% от общего количества благоустроенных дворовых территорий). При проведении визуального осмотра замечаний не установлено.
Вместе с тем контрольным мероприятием установлены нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ при размещении информации об исполнении муниципальных контрактов на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) в единой информационной системе в сфере закупок, неприменение антидемпинговых мер при заключении контракта с участником закупки, предложившим цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК); нарушения лицами, управляющими многоквартирными домами, сроков перечисления денежных средств в сумме 1657,5 тыс. рублей на софинансирование мероприятий из дополнительного перечня работ по благоустройству дворовых территорий.
По результатам контрольного мероприятия комитету ЖКХ направлено представление Счетной палаты; в прокуратуру города Барнаула для принятия мер направлена информация о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, имеющих признаки состава административных правонарушений.
Согласно поступившей информации комитетом ЖКХ приняты меры по устранению выявленных данным контрольным мероприятием нарушений и недостатков в полном объеме. Согласно информации, поступившей из прокуратуры города Барнаула, УФАС по Алтайскому краю заместитель председателя и главный специалист планово-экономического отдела комитета ЖКХ за нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок привлечены к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа в размере 30,0 и 15,0 тыс. рублей соответственно.
Контрольным мероприятием "Проверка учета земельных участков в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула в рамках системы учета муниципального имущества и ведения Реестра объектов муниципальной собственности" установлено следующее.
По состоянию на 01.04.2018 в казне города учтен 2961 земельный участок общей площадью 28635,8 тыс. кв. м кадастровой стоимостью 25423857,2 тыс. рублей. Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула (далее - комитет по земельным ресурсам) обеспечено ведение пообъектного учета земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, составляющих казну города, и соответствие данных учета с данными Реестра объектов муниципальной собственности города (далее - Реестр). Вместе с тем выборочной проверкой своевременности внесения сведений в Реестр о поступлении и выбытии 329 земельных участков установлено, что с нарушением срока, установленного Положением об учете муниципального имущества городского округа - города Барнаула Алтайского края и ведении Реестра объектов муниципальной собственности города Барнаула, утвержденным решением городской Думы от 08.06.2012 N 763, предоставлены сведения по 234 земельным участкам кадастровой стоимостью 6301461,8 тыс. рублей, срок нарушен от 1 до 29 дней.
По результатам контрольного мероприятия комитету по земельным ресурсам направлено представление Счетной палаты, комитету по управлению муниципальной собственностью города Барнаула (далее - КУМС) - информационное письмо.
Согласно полученной информации комитетом по земельным ресурсам предоставление сведений в Реестр осуществляется в установленные сроки; КУМС приняты меры по обеспечению своевременной актуализации правообладателями, органами местного самоуправления, наделенными функциями ведения учета объектов имущества казны, сведений об объектах учета.
Контрольное мероприятие "Проверка обоснованности предоставления и целевого использования средств бюджета города, выделенных на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы" за 2017 год и январь - май 2018 года проведено в комитете по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда администрации города Барнаула (далее - комитет по развитию предпринимательства), встречные проверки - в административно-хозяйственном управлении администрации г. Барнаула, ООО "Фабрика Обуви".
Расходы на оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) предусмотрены в рамках мероприятий "Предоставление грантов субъектам малого предпринимательства на модернизацию производства" и "Предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования" муниципальной программы "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы", утвержденной постановлением администрации города от 10.07.2014 N 1474.
В проверяемом периоде уточненный плановый объем средств на финансовую поддержку СМСП за счет средств городского бюджета составил 4850,0 тыс. рублей ежегодно, в том числе в разрезе мероприятий:
- предоставление грантов субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) на модернизацию производства (на 2017 год - 3900,0 тыс. рублей, на 2018 год - 4200,0 тыс. рублей);
- предоставление СМСП субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования (на 2017 год - 950,0 тыс. рублей, на 2018 год - 650,0 тыс. рублей).
Оказание финансовой поддержки СМСП в 2017 году производилось в соответствии с утвержденными положениями об их предоставлении, согласно договорам, заключенным по результатам проведенных конкурсов, в соответствии с решениями городской инвестиционной комиссии. Гранты СМП на модернизацию производства в общей сумме 3900,0 тыс. рублей, предоставленные в 2017 году шести СМП, израсходованы 4 СМП в размере 2800,0 тыс. рублей по целевому назначению, оборудование приобретено в полном объеме, 2 СМП расторгли договоры о предоставлении грантов (ООО "Барнаульский завод промышленного оборудования" денежные средства в размере 700,0 тыс. рублей были возвращены в доход бюджета города, срок возврата денежных средств ООО "Холод Инвест" в размере 400,0 тыс. рублей на дату окончания контрольного мероприятия не истек). Субсидии СМСП на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, предоставлены четырем СМСП на общую сумму 950,0 тыс. рублей согласно фактически произведенным и документально подтвержденным расходам на приобретение данного оборудования.
Конкурс на определение получателей финансовой поддержки СМСП в 2018 году проведен 08.05.2018, победителями определены: 7 получателей гранта на модернизацию производства в общем размере 4200,0 тыс. рублей и 1 получатель гранта в форме субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением оборудования, в размере 650,0 тыс. рублей. За период с января по май 2018 года расходы на оказание финансовой поддержки СМСП не производились.
В целом, комитетом по развитию предпринимательства обеспечено обоснованное предоставление и целевое использование средств бюджета города, выделенных на оказание финансовой поддержки СМСП в рамках муниципальной программы.
Вместе с тем контрольным мероприятием установлены: отдельные недостатки и противоречия Положения о предоставлении субъектам малого предпринимательства гранта администрации города на модернизацию производства в части поставленных целей предоставления грантов, размера гранта, отсутствия обязанности выполнения плановых показателей деятельности по истечении отчетного периода и ответственности (последствий) за их невыполнение, несоответствия в содержании условий договоров о предоставлении грантов с отдельными пунктами Положения о предоставлении СМП гранта администрации города на модернизацию производства.
По результатам контрольного мероприятия комитету по развитию предпринимательства направлено представление Счетной палаты.
Согласно полученной информации во исполнение предложений Счетной палаты комитетом по развитию предпринимательства в адрес ООО "Холод Инвест" направлена претензия о возврате бюджетных средств; в УМВД России по г. Барнаулу - заявление с просьбой организовать проверку в отношении ООО "Холод Инвест" по факту хищения бюджетных средств. Постановлением администрации города от 22.08.2018 N 1415 "О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города от 10.07.2014 N 1474 (в редакции постановления от 20.03.2018 N 518)" уточнена муниципальная программа "Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы".
Исполнение комитетом по развитию предпринимательства представления об устранении выявленных нарушений остается на контроле Счетной палаты.
Контрольным мероприятием "Проверка обоснованности предоставления субсидий из бюджета города юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах" за 2017 год и 1 полугодие 2018 года в комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - комитет по дорожному хозяйству) установлено следующее.
Возмещение недополученных доходов юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров и багажа на общественно значимых автобусных маршрутах, является одним из расходных обязательств городского округа - города Барнаула в данной сфере, исполнение которого предусматривалось в рамках мероприятия "Поддержка социально значимых маршрутов с низким пассажиропотоком" муниципальной программы "Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015-2025 годы", утвержденной постановлением администрации города от 19.08.2014 N 1802.
Согласно Реестру маршрутов регулярных перевозок города Барнаула, утвержденному приказом комитета по дорожному хозяйству от 15.07.2016 N 65, маршрутная сеть пассажирского транспорта по состоянию на 01.07.2018 включала в себя 76 автобусных маршрутов. Перевозку пассажиров осуществляли 25 предприятий различных форм собственности. Из 76 маршрутов постановлением администрации города от 12.08.2015 N 1385 "Об утверждении Перечня общественно значимых автобусных маршрутов и нормативов субсидирования работы на общественно значимых автобусных маршрутах" в перечень общественно значимых автобусных маршрутов по состоянию на 01.07.2018 были включены 34 маршрута; по 18 из них утверждены нормативы субсидирования работы.
В соответствии с Порядком предоставления из бюджета города субсидий на возмещение недополученных доходов на общественно значимых автобусных маршрутах, утвержденным постановлением администрации города от 11.02.2016 N 190 (далее - Порядок предоставления субсидий), право на получение субсидии имели юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, выполняющие регулярные перевозки пассажиров и багажа на общественно значимых автобусных маршрутах на основании договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршрутной сети города Барнаула, заключенных с комитетом по дорожному хозяйству по результатам проведения конкурсов на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутной сети города Барнаула до вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Плановый объем финансирования на предоставление субсидий на 2017-2018 годы был определен комитету по дорожному хозяйству в сумме 110556,8 тыс. рублей за счет средств бюджета города, из них на 2017 год - 59513,8 тыс. рублей; на 2018 год - 51043,0 тыс. рублей.
Фактическое исполнение расходов составило: в 2017 году - 59230,2 тыс. рублей (99,5% к плану), субсидии на возмещение недополученных доходов были предоставлены четырем перевозчикам: ОАО "БарнаулПассажирТранс" (55062,0 тыс. рублей), ООО "Евробус-плюс" (3472,5 тыс. рублей), ООО "Вега - Транс" (481,8 тыс. рублей), ООО "Фрайбус Транспорте" (213,9 тыс. рублей); за первое полугодие 2018 года - 25760,9 тыс. рублей (50,5% к годовому плану), субсидии предоставлены 2 перевозчикам: ОАО "БарнаулПассажирТранс" (25649,0 тыс. рублей), ООО "Вега - Транс" (111,9 тыс. рублей).
Контрольным мероприятием установлено, что комитетом по дорожному хозяйству осуществлено субсидирование расходов, не подлежащих в соответствии с Порядком предоставления субсидий возмещению за счет средств бюджета города, в общей сумме 1737,1 тыс. рублей, в том числе:
- в нарушение пункта 2 Порядка предоставления субсидий (в ред. от 25.08.2016), в соответствии с которым по истечении срока действия договоров на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по маршрутной сети города Барнаула, заключенных комитетом по дорожному хозяйству с перевозчиками по результатам проведения конкурсов на осуществление перевозок пассажиров и багажа по маршрутной сети города Барнаула, перевозчики теряют право на получение субсидии, в январе 2017 года была неправомерно выплачена субсидия за декабрь 2016 года: ООО "Фрайбус Транспорте" (маршрут N 38) - в размере 213,9 тыс. рублей, ОАО "БарнаулПассажирТранс" (маршрут N 104ю) - в размере 186,0 тыс. рублей, срок действия договоров на оказание услуг по которым истек 30.11.2016;
- в нарушение пункта 3.11 Порядка предоставления субсидий (в ред. от 25.08.2016, действовавшей до 18.07.2017), пункта 3.15 Порядка предоставления субсидий (в ред. от 19.07.2017 (действовавшей в период с 19.07.2017 по 30.11.2017) и в ред. от 17.11.2017 (действующая редакция) в 2017 году были предоставлены субсидии ОАО "БарнаулПассажирТранс" в общей сумме 1337,2 тыс. рублей на возмещение недополученных доходов за работу по перевозке пассажиров по сокращенному маршруту N 25 "Гипермаркет "Алтай" - Научный Городок", действие норматива субсидирования на который не распространено.
По результатам контрольного мероприятия комитету по дорожному хозяйству направлено представление Счетной палаты.
В целях обеспечения возврата в бюджет города субсидий, необоснованно полученных перевозчиками ООО "Фрайбус Транспорте" и ОАО "Барнаул ПассажирТранс", комитетом по дорожному хозяйству поданы исковые заявления в Арбитражный суд Алтайского края. Исполнение представления об устранении выявленных нарушений остается на контроле Счетной палаты.
Контрольное мероприятие "Обоснованность списания задолженности по доходам, администрируемым комитетом по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула и комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула" проведено за 2016, 2017 годы и 1 полугодие 2018 года в комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула и КУМС (далее - комитет по архитектуре, комитеты).
В соответствии с решениями городской Думы о бюджете данные комитеты в проверяемом периоде были наделены полномочиями главных администраторов доходов бюджета города. За проверяемый период общий объем администрируемых доходов составил: комитет по архитектуре - 187994,4 тыс. рублей, КУМС - 1016318,3 тыс. рублей; просроченная дебиторская задолженность по администрируемым доходам сократилась у комитета по архитектуре с 136268,3 до 23852,7 тыс. рублей, у КУМС - с 101864,8 до 73251,3 тыс. рублей в основном в связи с признанием задолженности безнадежной к взысканию и ее списанием с балансового учета.
В проверяемом периоде комитетами признана безнадежной к взысканию и списана задолженность в общей сумме 121707,0 тыс. рублей, в том числе комитетом по архитектуре - 84576,8 тыс. рублей по доходам от установки и эксплуатации рекламных конструкций; КУМС - 37130,2 тыс. рублей, из них 34821,6 тыс. рублей по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего казну города. Основная причина признания задолженности безнадежной к взысканию - ликвидация организаций-должников и прекращение исполнительного производства. Проверкой обоснованности принятия решений о признании задолженности безнадежной к взысканию нарушений не выявлено.
В целях сокращения задолженности по администрируемым доходам, обеспечения своевременности поступления платежей в бюджет города комитетами в проверяемом периоде проводилась информационная и разъяснительная работа с рекламораспространителями (арендаторами), досудебная и судебная работа по взысканию просроченной задолженности по доходам. Проведенными в ходе контрольного мероприятия проверками работы комитетов по взысканию просроченной задолженности основных должников, а также задолженности, признанной в проверяемом периоде безнадежной к взысканию, установлены следующие нарушения:
- в комитете по архитектуре: в нарушение требований Порядка взыскания задолженности по неналоговым платежам, подлежащим уплате в бюджет города Барнаула, утвержденного постановлением администрации города от 21.01.2013 N 96 (далее - Порядок взыскания задолженности), претензии трем рекламораспространителям направлены с нарушением установленного срока от 1 до 14 месяцев; исковые заявления о взыскании задолженности пяти рекламораспространителей направлены с нарушением установленного срока от 1 до 31 месяцев;
в нарушение части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", абзаца 5 пункта 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, пунктов 3.1, 3.2 Положений об учетной политике и ведении бюджетного учета в комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула по осуществлению функций главного распорядителя и получателя средств бюджета, администратора доходов суммы задолженности, отраженные по данным бюджетной отчетности за 2016, 2017 годы, не подтверждены результатами инвентаризации;
в нарушение пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ, подпункта 4.8 Порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета города, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, утвержденного постановлением администрации города от 13.12.2016 N 2382, Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в городе Барнауле, утвержденных постановлением администрации города от 01.08.2014 N 1641, в проверяемом периоде не осуществлялся внутренний финансовый контроль за ведением бюджетного учета администрируемых доходов; отсутствуют локальные документы, регламентирующие проведение внутреннего финансового аудита, внутренний финансовый аудит не осуществлялся;
- в КУМС: в нарушение требований Порядка взыскания задолженности: не принимались меры по взысканию задолженности в сумме 1623,9 тыс. рублей; 36 исковых заявлений о взыскании задолженности направлены с нарушением срока, в том числе по 30 искам нарушение срока составило от 1 до 30 месяцев, по 6 - срок нарушен более чем на 3 года, что привело к утрате возможности взыскания задолженности в связи с истечением срока исковой давности;
- выявлены случаи отсутствия должного контроля за исполнением судебных актов; сроками признания задолженности безнадежной к взысканию, ведением забалансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов.
В целом выявленные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о недостаточном контроле комитетов за исполнением ими полномочий главных администраторов доходов бюджета города в полном объеме. По результатам контрольного мероприятия комитетам направлены представления Счетной палаты.
В целях устранения выявленных нарушений:
- комитетом по архитектуре усилен контроль за своевременностью принятия мер по взысканию задолженности по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, приказом комитета по архитектуре от 13.12.2018 N 63 внесены изменения в Положение об осуществлении внутреннего финансового контроля в комитете по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула в части осуществления внутреннего финансового контроля за ведением бюджетного учета администрируемых доходов, разработана новая карта внутреннего финансового контроля;
- КУМС с целью усиления контроля за полнотой и своевременностью принятия мер по взысканию задолженности разработан "Регламент взаимодействия отделов КУМС по взысканию задолженности по неналоговым платежам, администрируемым КУМС", ведется работа с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю в части контроля за исполнением судебных актов, проведена инвентаризация задолженности неплатежеспособных дебиторов, разработан "Порядок принятия решения о признании безнадежной к взысканию, сомнительной задолженности по неналоговым платежам, возврате излишне (ошибочно) уплаченных (взысканных) платежей, администрируемых комитетом по управлению муниципальной собственностью города Барнаула, и отнесения на забалансовый счет дебиторской и кредиторской задолженности".
Исполнение комитетами представлений об устранении выявленных нарушений остается на контроле Счетной палаты.
Счетной палатой в отчетном году также осуществлялся контроль за реализацией материалов проверок, проведенных в предшествующие периоды.
Так, в целях устранения нарушений, выявленных контрольным мероприятием "Проверка учета объектов внешнего благоустройства в комитете по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула в рамках системы учета муниципального имущества и ведения Реестра объектов муниципальной собственности", сведения о протяженности и площади 77 автомобильных дорог общей стоимостью 297646,5 тыс. рублей включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденный постановлением администрации города от 25.04.2018 N 765; затраты на реконструкцию подпорной стенки по пр-кту Ленина, 25 в размере 4520,4 тыс. рублей включены в состав автомобильной дороги по пр-кту Ленина, учтены по данным бюджетного учета комитета по дорожному хозяйству и в Реестре.
По результатам контрольного мероприятия "Оценка эффективности деятельности комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула по передаче в арендное пользование муниципальных нежилых помещений" КУМС проведена работа по устранению нарушений в части оформления и учета в Реестре муниципального имущества на общую сумму 6528,7 тыс. рублей; дополнительно в бюджет города поступило 280,9 тыс. рублей, в том числе: доначисленная арендная плата - 138,1 тыс. рублей, в порядке регресса произведенные КУМС расходы на оплату коммунальных услуг и содержание помещений, переданных в аренду,-142,8 тыс. рублей.
В рамках исполнения представления по результатам контрольного мероприятия "Проверка эффективности распоряжения земельными участками, высвобожденными в связи со сносом аварийных жилых домов в рамках реализации муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Барнаула на 2013-2015 годы" решением городской Думы от 30.03.2018 N 100 "О внесении изменений в решение городской Думы от 28.08.2013 N 158 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, продаваемых собственникам расположенных на них зданий, сооружений и порядка оплаты этих участков" (в ред. решения от 05.06.2015 N 469)" утвержден порядок определения цены земельного участка при заключении договора купли-продажи без проведения торгов; комитетом по земельным ресурсам заключены договоры аренды 3 земельных участков (арендная плата составила 877,0 тыс. рублей).
В целях пополнения доходной части бюджета города по предложениям Счетной палаты, внесенным по результатам контрольных мероприятий "Определение возможного потенциала по увеличению земельных платежей в бюджет города в комитете по земельным ресурсам и землеустройству города Барнаула" и "Полнота реализации полномочий комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула по оформлению правоустанавливающих документов на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры", в бюджет города дополнительно перечислено 356,1 тыс. рублей, в том числе: неосновательное обогащение за пользование земельными участками без правоустанавливающих документов - 130,7 тыс. рублей, земельный налог - 172,5 тыс. рублей, неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств - 52,9 тыс. рублей.
Завершена работа по устранению нарушений и недостатков, выявленных контрольным мероприятием "Проверка использования средств, предусмотренных в бюджете города в 2014 году и текущем периоде 2015 года на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог города": в 2018 году постановлением администрации города от 22.08.2018 N 1413 утверждены Нормативы финансовых затрат и Правила расчета размера бюджетных ассигнований бюджета города Барнаула на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения; постановлением администрации города от 30.03.2018 N 613 уточнены наименование и значение индикатора муниципальной программы "Развитие дорожно-транспортной системы города Барнаула на 2015-2025 годы"; произведена замена 2 столбов дорожных ограждений на общую сумму 23,2 тыс. рублей, вопрос установки остатка барьерных ограждений, приобретенных в 2014 году без соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств, общей стоимостью 170,6 тыс. рублей поставлен на внутренний контроль комитета по дорожному хозяйству.
Постановлением администрации города от 30.03.2018 N 610 "О внесении изменений в постановление администрации города от 07.08.2014 N 1708 (в ред. постановления от 14.11.2017 N 2276)" уточнено наименование индикатора в рамках реализации мероприятия "Реставрация, восстановление и содержание объектов культурного наследия" муниципальной программы "Развитие культуры города Барнаула на 2015-2019 годы"; представление об устранении нарушений по результатам контрольного мероприятия "Аудит эффективности использования средств бюджета города, выделенных комитету по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула на реставрацию, восстановление и содержание объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" снято с контроля Счетной палаты.
Постановлением администрации города от 25.07.2018 N 1259 утвержден стандарт качества предоставления муниципальной услуги "Развитие детско-юношеского, школьного и массового спорта посредством осуществления спортивной подготовки на территории города Барнаула"; представление об устранении нарушений, направленное комитету по физической культуре и спорту города Барнаула по результатам контрольного мероприятия "Проверка правомерности и обоснованности расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг муниципальным автономным учреждением дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа "Рубин", снято с контроля Счетной палаты.
2.3. Аудит в сфере закупок
Руководствуясь статьей 98 Федерального закона N 44-ФЗ и утвержденным планом работы на 2018 год Счетной палатой проведено 2 контрольных мероприятия по аудиту в сфере закупок:
1. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных муниципальным унитарным предприятием "Барнаулгорсвет";
2. Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по образованию города Барнаула.
Кроме того, в отчетном году аудит закупок проведен в рамках одного контрольного и одного экспертно-аналитического мероприятий.
Всего аудитом в сфере закупок охвачено 8 объектов, осуществлен контроль 240 муниципальных контрактов на общую сумму 212946,0 тыс. рублей. Установлено 50 нарушений законодательства о контрактной системе, из них 7 - финансовых на общую сумму 8747,3 тыс. рублей. По количеству основная часть из выявленных нарушений (40,0%) приходится на нарушения при планировании закупок (несоблюдение порядка нормирования закупок; формирования, утверждения и ведения плана закупок, плана-графика закупок, порядка его размещения в открытом доступе; обоснование закупок, определение НМЦК, нарушения при выборе конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя); 28,0% - нарушения при исполнении контрактов (законность внесения изменений; порядок расторжения; экспертиза результатов; условия и сроки исполнения, включая своевременность расчетов по контракту; несоблюдение требований, в соответствии с которыми отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге должен быть размещен в единой информационной системе и др.); 16,0% - нарушения в части организации закупок (несоответствие локальных правовых актов законодательству в сфере закупок; создание контрактных служб, наличие необходимого образования и повышения квалификации должностных лиц, занятых в сфере закупок); 14,0% - нарушения при заключении контракта (соответствие контракта документации и предложению участника, сроки заключения контракта, обеспечение исполнения контракта); 2,0% - неприменение обеспечительных мер и мер ответственности по контракту.
Основными причинами нарушений и недостатков, выявленных в ходе мероприятий в рамках аудита в сфере закупок, являются некачественное планирование закупок, отсутствие должного взаимодействия контрактных управляющих и должностных лиц, осуществляющих ведение бухгалтерского учета, недостаточный уровень квалификации в сфере закупок должностных лиц заказчиков; недостаточный контроль заказчиков за размещением заказов на стадиях планирования закупок, заключения и исполнения контрактов.
По результатам проведения аудита в сфере закупок были направлены представления Счетной палаты с предложениями об устранении выявленных нарушений и недостатков и их недопущении в дальнейшей работе; усилении контроля за исполнением требований Федерального закона N 44-ФЗ при планировании, заключении и исполнении муниципальных контрактов; принятии мер по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок. Информация о нарушениях законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, выявленных контрольными мероприятиями "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных муниципальным унитарным предприятием "Барнаулгорсвет", "Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг, осуществленных комитетом по образованию города Барнаула" и имеющих признаки состава административного правонарушения, для принятия мер направлена в прокуратуру города Барнаула. Согласно полученной информации по результатам рассмотрения данных материалов прокуратурой города Барнаула возбуждены дела об административном правонарушении в отношении 2 должностных лиц, на дату рассмотрения отчета решения не вынесены.
Согласно поступившей информации по всем установленным нарушениям заказчиками приняты меры по повышению контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере закупочной деятельности.
3. Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты
Помимо внешней проверки годовой бюджетной отчетности 21 главного администратора бюджетных средств Счетной палатой в отчетном году проведено:
- 5 тематических экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:
анализ отчета комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула о результатах приватизации муниципального имущества за 2017 год;
анализ полноты поступления в бюджет города доходов от перечисления прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей за 2017 год;
обследование по вопросу расходования средств резервного фонда администрации города Барнаула в текущем периоде 2018 года;
два мониторинга исполнения бюджета города за 1 квартал и 6 месяцев 2018 года;
- 16 мероприятий по анализу устранения нарушений (недостатков) и реализации предложений Счетной палаты по результатам проведенных контрольных мероприятий.
Кроме того, в отчетном году Счетной палатой проведены экспертизы и подготовлены 20 заключений на проекты решений городской Думы.
Общий объем бюджетных средств, охваченных 5 тематическими экспертно-аналитическими мероприятиями, составил 7077024,7 тыс. рублей. В соответствии с Классификатором данными мероприятиями установлено 6 нарушений, в том числе 2 финансовых на сумму 4279,4 тыс. рублей. По результатам мероприятий внесено 19 предложений, которые учтены объектами экспертно-аналитических мероприятий в полном объеме.
Экспертно-аналитическим мероприятием "Анализ отчета комитета по управлению муниципальной собственностью города Барнаула о результатах приватизации муниципального имущества за 2017 год" установлено следующее.
Прогнозный план приватизации объектов муниципальной собственности на 2017-2019 годы, утвержденный решением городской Думы от 16.12.2016 N 713 (в ред. решения от 27.10.2017 N 16) (далее - Прогнозный план), включал 2 объекта инженерной инфраструктуры (сети паропровода) протяженностью 4,5 тыс. п. м и 151 объект недвижимого имущества общей площадью 70,2 тыс. кв. м, из них: 83 - обременены договорами аренды или безвозмездного пользования (54,2%), 70 - свободны (45,8%).
Из общего количества предлагаемых к приватизации объектов недвижимости 62 объекта (40,5%) впервые включены в Прогнозный план, 91 (59,5%) перенесен из Прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности на 2016-2018 годы, из них 54 объекта перенесены из Прогнозного плана на 2015 год.
В 2017 году были выставлены на продажу 113 объектов недвижимости общей площадью 28,7 тыс. кв. м, 94 объекта (83,2%) общей площадью 21,0 тыс. кв. м по различным причинам (отказ победителя торгов от оплаты, неявка участников, отсутствие заявок и др.) не были проданы, из них 87 объектов (77,0%) выставлялись на аукционы неоднократно: 11 объектов - 5 раз, 22-4 раза, 28-3 раза, 26-2 раза. По различным причинам 40 объектов недвижимости (41,5 тыс. кв. м) или 26,1% от общего количества объектов, предусмотренных в Прогнозном плане, не были выставлены на продажу, из них 37 (40,9 тыс. кв. м) - из-за отсутствия оценки рыночной стоимости.
В 2017 году продано 22 объекта недвижимости общей площадью 8,1 тыс. кв. м на сумму 88117,0 тыс. рублей, из них: в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" продано 19 объектов, включенных в Прогнозный план, общей площадью 7,7 тыс. кв. м на сумму 81407,0 тыс. рублей; в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлениям арендаторов продано 3 объекта общей площадью 0,4 тыс. кв. м на сумму 6710,0 тыс. рублей с рассрочкой на 60 месяцев.
В 2017 году по количеству реализованных объектов Прогнозный план исполнен на 12,4%, что по сравнению с предыдущим годом меньше на 0,8 процентных пунктов. Основной причиной низкого исполнения является коммерческая непривлекательность объектов недвижимости, предлагаемых к продаже, отсутствие спроса.
Анализ данных по проданным объектам недвижимости в 2015-2017 годах показал отрицательную динамику по количеству проданных объектов. В то же время, в 2017 году отмечено увеличение проданной на торгах площади объектов недвижимости и общей стоимости сделок к уровню 2016 года.
В 2017 году движимого имущества продано на 1802,5 тыс. рублей, в том числе: 96,4 тонн лома черного металла на 745,5 тыс. рублей, оборудования (120 трансформаторов) на 1057,0 тыс. рублей. По сравнению с 2016 годом движимого имущества продано больше на 1512,2 тыс. рублей или в 6,2 раза.
Кроме того, в 2017 году 49 объектов движимого и недвижимого муниципального имущества рыночной стоимостью 57934,8 тыс. рублей внесено в уставной капитал АО "ЭКО-Комплекс"; МУП "Аптека N 132" г. Барнаула и МУП "Аптека N 306" г. Барнаула преобразованы в акционерные общества.
Анализ результатов приватизации муниципального имущества за 2017 год показал, что ресурс ликвидного имущества, находящегося в муниципальной собственности, которое может быть продано физическим и юридическим лицам и стать источником дополнительных доходов бюджета города в основном исчерпан; приоритетным направлением работы для КУМС является использование имеющегося потенциала с точки зрения экономической выгоды для муниципалитета и стабильных поступлений в доходную часть бюджета города.
По итогам проведенного экспертно-аналитического мероприятия Счетной палатой предложено: на стадии прогнозирования администрируемых доходов исходить из экономической выгоды для муниципалитета с точки зрения применения того или иного способа использования имущества (аренда, продажа); активизировать работу по оформлению объектов в муниципальную собственность; продолжить работу по увеличению доходной части бюджета города, в том числе за счет сокращения задолженности по доходам от реализации имущества; рассмотреть вопрос о своевременности актуализации Прогнозного плана.
Согласно поступившей информации предложения, внесенные Счетной палатой, учтены в работе КУМС; решением городской Думы от 31.10.2018 N 200 актуализирован Прогнозный план.
Экспертно-аналитическим мероприятием "Анализ полноты поступления в бюджет города доходов от перечисления прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей за 2017 год" установлено, что в 2017 году количество муниципальных унитарных предприятий сократилось с 18 до 16 в связи с преобразованием МУП "Аптека N 132" г. Барнаула и МУП "Аптека N 306" г. Барнаула в акционерные общества; из 16 муниципальных унитарных предприятий: 12 - осуществляли свою деятельность в соответствии с уставами, 3 - находились в стадии ликвидации (МУП "Управляющая компания ПЖЭТ N 1" Октябрьского района г. Барнаула, МУП "Управляющая компания ПЖЭТ N 2" Октябрьского района г. Барнаула, МУП "ЖЭУ N 43" г. Барнаула), 1 - в стадии подготовки к ликвидации (МУП "Дорожник-1" Центрального района г. Барнаула).
По итогам 2017 года с чистой прибылью сработали семь предприятий, совокупный размер которой составил 14347,0 тыс. рублей; пять предприятий являлись убыточными.
По состоянию на 01.11.2018 семью муниципальными унитарными предприятиями в доход бюджета города после уплаты налогов и других обязательных платежей перечислена часть прибыли за 2017 год в общей сумме 1719,5 тыс. рублей или 100,0% от плана, утвержденного решением городской Думы от 01.12.2017 N 29 "О бюджете города на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в ред. решения от 01.06.2018 N 131). Проверкой правильности расчета суммы прибыли, подлежащей перечислению в бюджет города, согласно данным бухгалтерской отчетности муниципальных унитарных предприятий за 2017 год и своевременности перечисления данных платежей в бюджет города нарушений не установлено.
Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий за 2015-2017 годы показал сокращение количества прибыльных предприятий с 83,3% от общего количества действовавших предприятий по итогам работы за 2015 год до 78,6 и 58,3% - за 2016 и 2017 годы соответственно. Динамика объемов поступления части прибыли в бюджет города, без учета поступлений по результатам ревизий горфинкомитета, показала их значительное сокращение по итогам работы за 2017 год по сравнению с предшествующими периодами (на 18,2% к результатам работы за 2015 год и на 29,7% - за 2016 год).
Проведенным экспертно-аналитическим мероприятием установлены факты недостаточного контроля со стороны учредителей за финансовым состоянием муниципальных унитарных предприятий; некачественного планирования доходов от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, главным администратором доходов КУМС.
По результатам мероприятия Счетная палата предложила КУМС: рассмотреть вопрос о внесении изменения в утвержденную методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет города Барнаула в части планирования доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий; обратить внимание руководителей муниципальных унитарных предприятий на усиление контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Согласно поступившей информации во исполнение предложений Счетной палаты КУМС ведется работа по внесению изменений в методику планирования доходов; результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий направляются КУМС в адрес отраслевых комитетов для принятия мер по улучшению показателей финансового состояния предприятий и в случаях, предусмотренных действующим законодательством, проведения мероприятий по реорганизации или ликвидации предприятий.
Обследованием по вопросу расходования средств резервного фонда в 2018 году установлено, что фактические расходы за счет средств резервного фонда за 10 месяцев 2018 года составили 21673,9 тыс. рублей или 67,7% от запланированных средств в бюджете города. Средства резервного фонда были направлены на финансирование мероприятий в целях ликвидации последствий паводковой ситуации, обусловленной обильным снегопадом и прохождением талых вод, и последствий ураганного ветра.
Расходование средств резервного фонда осуществлялось в соответствии с Положением о резервном фонде администрации города, порядке формирования и расходования его средств, утвержденным постановлением администрации города от 17.12.2007 N 3910, на основании распоряжений администрации города. Основанием для принятия распоряжений являлись решения комиссии администрации города по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Фактов нецелевого и неэффективного использования средств резервного фонда проведенным экспертно-аналитическим мероприятием не установлено.
Вместе с тем установлены нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ в части заключения муниципальных контрактов, предусматривающих сроки их применения к отношениям, возникшим до подписания данных контрактов.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата предложила администрации города обратить внимание главных распорядителей бюджетных средств на усиление ими контроля за соблюдением требований Федерального закона N 44-ФЗ при заключении контрактов.
По итогам исполнения бюджета города за 1 квартал, 6 месяцев 2018 года Счетной палатой проанализированы объем, динамика и структура доходов и расходов бюджета города, безвозмездных поступлений, дефицита бюджета города, исполнение муниципальных программ и адресной инвестиционной программы города. По результатам данных экспертно-аналитических мероприятий подготовлены заключения и внесены предложения по корректировке отдельных доходов и расходов бюджета города.
Всего по предложениям Счетной палаты, внесенным по результатам экспертно-аналитической деятельности, плановые показатели доходной части бюджета города в 2018 году были скорректированы на 295,1 млн. рублей, расходной части - на 40,9 млн. рублей.
В отчетном периоде Счетной палатой проведены экспертизы и подготовлены 20 заключений на проекты решений городской Думы, в том числе:
на годовой отчет об исполнении бюджета города за 2017 год - 1 заключение;
по внесению изменений в бюджет города на 2018 год - 4 заключения;
на проект бюджета города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов - 2 заключения;
по вопросам учета, управления и распоряжения муниципальной собственностью, администрированию доходов - 7 заключений;
по вопросам расходования бюджетных средств - 4 заключения;
по иным вопросам - 2 заключения.
Цель данной работы - предупредить возможные нарушения до принятия правовых актов. По 9 заключениям внесены и учтены при принятии решений 19 предложений и замечаний Счетной палаты. Ряд замечаний был устранен в ходе подготовки проектов муниципальных правовых актов.
Одно из основных мероприятий в сфере последующего контроля - подготовка заключения на проект решения городской Думы "Об исполнении бюджета города за 2017 год, расходовании резервного фонда". При подготовке данного заключения были использованы материалы внешних проверок годовой бюджетной отчетности 22 главных администраторов бюджетных средств и сводной бюджетной отчетности в горфинкомитете.
Отчет "Об исполнении бюджета города за 2017 год, расходовании резервного фонда" признан достоверным, проект решения - соответствующим требованиям бюджетного законодательства.
Принимая во внимание выявленные недостатки в ходе исполнения бюджета города, Счетной палатой предложено администрации города:
- продолжить работу по разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение эффективности администрирования доходов бюджета города, увеличение доходного потенциала и позволяющих обеспечить устойчивое развитие муниципального образования;
- повысить качество управления муниципальными финансами в части обеспечения эффективности бюджетных расходов, равномерности кассовых расходов в течение финансового года, сокращения дебиторской и кредиторской задолженностей;
- принять меры по выполнению в полном объеме мероприятий, предусмотренных Программой "Повышение эффективности бюджетных расходов в городе Барнауле на 2015-2023 годы" и Планом мероприятий по ее реализации;
- усилить контроль за соблюдением требований Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, утвержденного постановлением администрации города от 03.04.2014 N 635;
- продолжить работу по повышению качества реализации и оценки эффективности муниципальных программ;
- обратить внимание главных администраторов бюджетных средств на замечания и недостатки, выявленные Счетной палатой по результатам внешней (камеральной) проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, принять исчерпывающие меры по устранению и недопущению нарушений ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
Проект решения городской Думы "О бюджете города на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" рассматривался в двух чтениях. При подготовке заключения на данный проект проверено и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования бюджета города, параметров его основных показателей. Проведен анализ обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте, документах и материалах, представляемых одновременно с ним, соответствия проекта положениям послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018, основным направлениям бюджетной и налоговой политики города Барнаула на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, действующему законодательству Российской Федерации, Алтайского края и нормативным правовым актам органов местного самоуправления города.
В заключении на проект бюджета в I чтении отмечено, что администрацией города при разработке прогноза социально-экономического развития города на 2019-2021 годы учтены замечания Счетной палаты, изложенные в заключении на проект решения городской Думы "О бюджете города на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в части своевременности разработки и одобрения прогноза, его соответствия требованиям Бюджетного кодекса РФ и Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития города Барнаула на среднесрочный и долгосрочный периоды, утвержденного постановлением администрации города от 11.12.2015 N 2363.
В заключении также были даны рекомендации по: внесению изменений в части межбюджетных трансфертов после утверждения закона о краевом бюджете на 2019-2021 годы; корректировке предусмотренных в проекте плановых бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств; уточнению Перечня муниципальных программ, утвержденного постановлением администрации города от 11.04.2014 N 709. Предложения Счетной палаты учтены: в проекте бюджета во II чтении безвозмездные поступления из краевого бюджета запланированы с учетом принятого в I чтении проекта закона Алтайского края "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"; скорректированы бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств; постановлением администрации города от 17.12.2018 N 2089 уточнен Перечень муниципальных программ. По итогам проведенной экспертизы Счетной палатой сделан вывод о соответствии проекта бюджета требованиям бюджетного законодательства.
4. Информационная и иная деятельность Счетной палаты
В отчетном году Счетная палата продолжила работу по публичному представлению своей деятельности и ее результатов. На официальном Интернет-сайте города на странице "Счетная палата" размещены планы работы и отчеты о деятельности по годам, информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях и иная информация по организации деятельности.
В отчетном году проведено 14 заседаний коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 30 вопросов (результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, вопросы планирования, методологического обеспечения деятельности Счетной палаты и другие).
В 2018 году в соответствии с установленными требованиями отчет о деятельности Счетной палаты за 2017 год представлен городской Думе, опубликован в газете "Вечерний Барнаул" и размещен на официальном Интернет-сайте города. Также на официальном Интернет-сайте города размещена информация о результатах реализации представлений Счетной палаты за 2017 год; в единой информационной системе - обобщенная информация о результатах проведенного Счетной палатой в 2017 году аудита в сфере закупок.
В отчетном периоде рассмотрены обращения граждан и юридических лиц, поступившие в адрес Счетной палаты. По вопросам, изложенным в обращениях и находящимся в компетенции Счетной палаты, заявителям даны ответы по существу. Обращения по вопросам, не относящимся к компетенции Счетной палаты, были переадресованы в соответствующие уполномоченные органы с обязательным уведомлением заявителя.
В рамках совершенствования методологического и правового обеспечения деятельности Счетной палаты по результатам проведенного мониторинга внесены дополнения и изменения в Регламент Счетной палаты, пять стандартов внешнего муниципального финансового контроля и стандарт организации деятельности Счетной палаты.
В отчетном периоде в Счетной палате проводилась работа в рамках законодательства о противодействии коррупции, направленная на принятие мер по профилактике коррупции, соблюдению муниципальными служащими установленных запретов, ограничений и требований. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Счетной палаты и членов их семей за 2017 год были размещены на официальном сайте. С работниками Счетной палаты проводился комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению нарушений норм действующего законодательства в сфере противодействия коррупции.
Осуществлялось постоянное взаимодействие по вопросам текущей деятельности с городской Думой, администрацией города и другими органами местного самоуправления. Председатель Счетной палаты принимает участие в работе городской Думы и ее постоянных комитетов, является членом Совета по противодействию коррупции при администрации города.
В соответствии с заключенным соглашением о порядке взаимодействия Счетной палатой направлены в прокуратуру города Барнаула отчеты о результатах проведенных контрольных мероприятий, иная информация по запросам прокуратуры города.
Продолжено сотрудничество со Счетной палатой Алтайского края, контрольно-счетными органами Сибирского федерального округа. В 2018 году Счетной палатой совместно со Счетной палатой Алтайского края и контрольно-счетными органами муниципальных образований Алтайского края принято участие в 8 мониторингах, проводимых постоянными комиссиями, образованными Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации. Кроме того, в рамках взаимодействия Счетной палатой подготовлены и направлены информации по запросам Счетной палаты Города Томска.
В отчетном году председатель и заместитель председателя Счетной палаты принимали участие в видеоконференциях, организованных Счетной палатой Российской Федерации, Советом контрольно-счетных органов Российской Федерации по актуальным вопросам деятельности контрольно-счетных органов.
С целью обмена практическим опытом в апреле 2018 года председатель Счетной палаты приняла участие в работе конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов "Финансово-экономические проблемы органов местного самоуправления на современном этапе" в городе Барнауле.
В течение отчетного года продолжалась работа в рамках заключенного соглашения об информационном взаимодействии с Управлением федерального казначейства по Алтайскому краю. Предметом соглашения является обмен информацией при осуществлении контроля за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Алтайского края и муниципальных нормативных правовых актов.
С учетом поступивших предложений от администрации города, Счетной палаты Алтайского края, предложений аудиторов Счетной палаты по закрепленным направлениям деятельности, принимая во внимание необходимость обеспечения комплексности планирования в целях исполнения установленных полномочий в полном объеме, периодичности проведения мероприятий на объектах контроля, сформирован и утвержден коллегией Счетной палаты план работы на 2019 год.
В 2019 году Счетная палата продолжит работу по контролю за планированием и исполнением бюджета города, выполнением мероприятий по выявлению резервов по неналоговым доходам бюджета города, целевым и эффективным использованием средств бюджета города, законностью и эффективностью управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе эффективностью использования муниципального имущества муниципальными бюджетными учреждениями. Также важнейшими направлениями деятельности являются аудит закупок, экспертиза проектов муниципальных правовых актов, контроль за устранением нарушений и недостатков, выявленных мероприятиями внешнего муниципального финансового контроля.
Председатель |
О.М. Магель |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Барнаульской городской Думы от 22 марта 2019 г. N 274 "Об отчете о деятельности Счетной палаты города Барнаула за 2018 год"
Настоящее решение вступает в силу с 22 марта 2019 г.
Текст решения опубликован не был