Распоряжение Правительства Алтайского края от 4 июля 2019 г. N 251-р
В целях реализации в 2020-2022 годах в Алтайском крае федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 N 10 (далее - "проект"), с учетом соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта "Образование" в Алтайском крае, заключенного между проектным офисом национального проекта "Образование", Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Алтайского края:
Утвердить:
региональным координатором проекта Министерство образования и науки Алтайского края;
комплекс мер (дорожную карту) по созданию и функционированию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (приложение 1);
описание создаваемых ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (приложение 2).
Губернатор Алтайского края, |
В.П. Томенко |
Приложение 1
Утвержден
распоряжением Правительства
Алтайского края
от 4.07.2019 г. N 251-р
Комплекс
мер (дорожная карта) по созданию и функционированию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный |
Результат |
Срок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в форме центра "Дом научной коллаборации" (далее ДНК) (в соответствии с распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 N Р-22) |
Алтайский край |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
25 августа X 1 - 1 года |
2. |
Заключено соглашение о создании ДНК между Алтайским краем и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования |
Алтайский край |
Соглашение |
1 октября X - 1 года |
3. |
Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ДНК |
Алтайский край |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
1 октября X - 1 года, далее ежегодно |
4. |
Утверждено типовое Положение о деятельности ДНК на территории Алтайского края |
Алтайский край |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
1 октября X - 1 года |
5. |
Сформирован и согласован перечень оборудования для оснащения ДНК |
Алтайский край, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
1 ноября X - 1 года |
6. |
Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ДНК |
Алтайский край, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" |
Письмо ведомственного проектного офиса, приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
30 октября X - 1 года |
7. |
Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ДНК по статьям расходов |
Алтайский край, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" |
Письмо Министерства образования и науки Алтайского края |
30 ноября X - 1 года, далее ежегодно |
8. |
Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Алтайского края в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Алтайский край |
Дополнительное соглашение |
5 февраля X года, далее по необходимости |
9. |
Заключено финансовое соглашение в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" |
Алтайский край |
Финансовое соглашение |
15 февраля X года, далее по необходимости |
10. |
Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ДНК |
Алтайский край |
Извещения о проведении закупок |
25 февраля X года |
11. |
Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов ДНК |
Алтайский край |
Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров |
Согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса нацпроекта "Образование" |
12. |
Закуплено, доставлено и налажено оборудование для ДНК |
Алтайский край |
Акты приемки работ, товарные накладные и т.д. |
25 августа X года |
13. |
Утверждение Алтайским краем порядка предоставления бюджетных ассигнований организации высшего образования на финансовое обеспечение деятельности ДНК |
Алтайский край |
Приказ Министерства образования и науки Алтайского края |
25 августа X года |
14. |
Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадок ДНК в соответствие фирменному стилю |
Алтайский край, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" |
По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование" |
30 августа X года, далее ежегодно |
15. |
Завершение комплектования штатных расписаний ДНК |
Алтайский край, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование" |
Приказы об утверждении штатных расписаний |
30 августа X года, далее ежегодно |
16. |
Открытие ДНК в единый день |
Алтайский край |
Информационное освещение в СМИ |
1 сентября X года |
<1> X - год получения субсидии.
Приложение 2
Утверждено распоряжением
Правительства Алтайского края
от 4.07.019 г. N 251-р
Описание
создаваемых ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию и функционированию ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в форме центра "Дом научной коллаборации" (далее - ДНК) (в соответствии с методическими рекомендациями по созданию и функционированию указанных выше центров, утвержденных распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 N Р-22) на базе ФГБОУ ВО "Алтайский государственный университет".
Необходимость развития в Российской Федерации наукоемких технологий, создания высокотехнологичных производств, восстановления и создания промышленных предприятий, центров компетенций и точек технологических прорывов по приоритетным направлениям науки и техники неоднократно отмечается в выступлениях Президента Российской Федерации, Председателя Правительства и Министра образования и науки Российской Федерации, видных ученых и представителей бизнеса России. С этой целью в рамках реализации стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей" в конце 2015 года в Алтайском крае были созданы первые детские технопарки. Серьезным образом изменены подходы организаций высшего образования к работе со школьниками: открыты предуниверситарии, центры молодежного инновационного творчества, центры занимательных наук.
Реализуемые совместно с высшей школой проекты в сфере дополнительного образования направлены на формирование технического мышления, воспитание будущих инженерных кадров, создание условий для исследовательской и проектной деятельности обучающихся, изучения ими естественных, физико-математических и технических наук, занятий научно-техническим творчеством, организация тематического отдыха и сетевого проектного взаимодействия.
В целях мотивации детей к познанию и научно-техническому творчеству особую актуальность приобретает совершенствование дополнительных образовательных программ с использованием потенциала организаций высшего образования, формирование особых пространств для интеллектуального развития детей и молодежи, обеспечение возможностей детей и молодежи получать знания из различных областей науки и техники в интерактивной форме "Исследовать - Действовать - Знать - Уметь", развитие инициативности, критического мышления, способности к нестандартным решениям.
Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, равных возможностей для их развития, а также организация профориентационной работы и "социальных лифтов" для молодых граждан является одной из важнейших задач развития системы образования в Алтайском крае, что соответствует приоритетам государственной политики в сфере образования до 2024 года. В Алтайском крае функционируют механизмы взаимодействия вузов с работодателями (созданы базовые кафедры, учебно-производственные центры), реализуется модель выявления талантливых обучающихся, оказания им поддержки от школьной скамьи до учебы в вузе и последующего трудоустройства.
При этом, необходимо отметить, что отличительной особенностью Алтайского края является высокая доля сельского населения - 44% (по Сибирскому федеральному округу - 27%, по России - 26%). По числу городских округов и муниципальных районов (69) регион занимает второе место в России, по числу сельских поселений - четвертое.
В Алтайском крае проживает 347,9 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Охват дополнительным образованием детей данной возрастной категории в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности (учреждениях дополнительного образования сферы образования, культуры, спорта и молодежной политики, общеобразовательных организациях и структурных подразделениях вузов, негосударственном секторе) составляет 68%.
По дополнительным общеобразовательным программам технической и естественнонаучной направленностей охвачено 8,5% детей в возрасте от 5 до 18 лет. В отдаленных территориях края, несмотря на интерес обучающихся из сельской местности к изучению естественных и технических наук и их высокие результаты при участии в краевых мероприятиях, охват техническим творчеством меньше в связи с неразвитостью инфраструктуры, слабой обеспеченностью инновационным учебным оборудованием и инженерно-педагогическими кадрами.
В целях популяризации технической и естественнонаучной направленностей дополнительного образования, формирования у школьников навыков, компетенций и мотивации к выбору профессий, которые необходимы инновационным предприятиям региона, краевые ресурсные центры при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края и во взаимодействии с вузами организуют и проводят с обучающимися семинары для педагогов школ и организаций дополнительного образования, выездные модульные школы, проектную деятельность детей, краевые профильные лагеря и школы для одаренных и талантливых детей в каникулярный период, мероприятия по ранней профессиональной ориентации. Организациями высшего образования проводятся "университетские субботы", научные десанты в муниципалитеты, воскресные и заочные школы различных профилей, подготовительные курсы по предметам, конкурсы и олимпиады.
Вместе с этим, несмотря на реализуемые меры, основными проблемами в сфере приобщения обучающихся к профессиональным компетенциям являются:
отсутствие универсальных образовательных площадок на базе организаций высшего образования, реализующих современные программы дополнительного образования детей с использованием современного оборудования и опыта преподавателей вузов;
отсутствие преемственности программ дополнительного образования детей и программ профессионального и высшего образования;
отсутствие компетенций педагогических работников образовательных организаций по формированию индивидуальных образовательных траекторий, интегрирующих дополнительные общеобразовательные программы и программы профессионального образования.
Создание ДНК на базе организации высшего образования в Алтайском крае будет способствовать решению комплексной задачи "самоопределения ребенка - профессиональной ориентации - обучения кадров для экономики".
Целью концепции создания ключевого центра дополнительного образования детей, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - "Концепция") является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи в Алтайском крае путем реализации востребованных дополнительных образовательных программ и подготовки кадров для развития современных компетенций; использование сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий для непрерывного образования.
Задачами ДНК являются:
развитие современных компетенций у обучающихся, студентов, сотрудников образовательных организаций, социальных партнеров ДНК посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;
разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии промышленных и бизнес-партнеров, обеспечивающих преемственность программ дополнительного образования и программ профессионального и высшего образования;
развитие современных компетенций у широких слоев сотрудников организаций дополнительного образования, организаций профессионального и высшего образования посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методик;
разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии партнеров из реального сектора экономики.
Целевой аудиторией ДНК могут выступать как потребители, так и организаторы образовательных услуг, являющиеся его слушателями.
Потребители образовательных услуг:
дети в возрасте от 9 до 18 лет, обучающиеся в образовательных организациях общего образования (школах) на уровнях основного общего и среднего общего образования;
одаренные дети, проявившие свои выдающиеся интеллектуальные и творческие способности, интерес к научной (научно-исследовательской) деятельности;
обучающиеся в профессиональных образовательных организациях (далее - ПОО).
Организаторы образовательных услуг:
педагоги и специалисты школ, а также системы дополнительного и профессионального образования, испытывающие профессиональные ограничения при разработке и реализации образовательных проектов и программ, выборе технологий работы с детьми;
молодые специалисты, ученые и аспиранты, в том числе в рамках педагогической практики;
студенты и аспиранты вуза, проходящие практику;
сотрудники организаций-партнеров, представляющих реальный сектор, в том числе для получения квалификации "наставник урока Технологии".
С целью обеспечения качественной подготовки педагогов, реализующих образовательные программы, ДНК погружает педагогов в современное "цифровое мышление" детей, за счет освоения программ повышения квалификации, в которые включены модули, направленные на развитие творческих способностей, способностей к моделированию и проектированию, формирование основ конструкторского и алгоритмического мышления у обучающихся среднего звена.
Одним из направлений профессиональной переподготовки является подготовка (переподготовка) педагогов-наставников, обеспечивающая обновление содержания и технологий преподавания школьного урока "Технология".
Участвуя в системе повышения квалификации, педагог получает доступ к сетевому сообществу передового педагогического опыта, которое формируется Федеральным оператором.
Повышение квалификации педагогов и подготовка магистрантов для работы в ДНК, а также переподготовка педагогов "К-21" для преподавания технических и естественнонаучных дисциплин в школах, ПОО и организациях дополнительного образования детей по программам "Компетенции 21 века", согласованным с Федеральным оператором, включает очный и дистанционный формат, где в удобное для педагога время осуществляется получение новых знаний.
Преимущества данной модели повышения квалификации: педагоги могут осуществлять обучение дома в удобное время, они идут по индивидуальной траектории в соответствии со своими образовательными запросами, курсы построены от теории к реальной практике, обучение через опыт, познавательный материал подается в современном формате.
Результатом переподготовки является формирование собственной рабочей программы по модулю с прицелом на формирование современных компетенций.
Ключевыми направлениями работы ДНК являются геномная инженерия, биоинформатика и машинное обучение.
Дополнительные общеразвивающие программы, формирующие современные компетенции, первичных навыков проектного управления, командной работы, основ программирования, использования баз данных, информационных ресурсов и других навыков реализуются ДНК в формате следующих образовательных проектов:
"Детский Университет", реализующий дополнительные общеразвивающие программы для детей, обучающихся по программам основного общего образования (5-9 классы), и "Малая Академия", реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей, обучающихся по программам среднего общего образования (10-11 классы) и среднего профессионального образования, и абитуриентов, по приоритетным направлениям, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации, а также в 2018 году - это био- и генная инженерия, в 2019 - кроме геномной инженерии будет включено также "машинное обучение".
"Урок технологии", обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Технология" и реализация подобных уроков в сетевой форме с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов вуза по заказу региональной системы образования на базе образовательных программ, представленных Федеральным оператором.
Дополнительные профессиональные программы составляют основу образовательного проекта ДНК "Педагог К-21". Данный проект решает задачу обновления содержания и технологий преподавания учебных предметов, ведения занятий в системе дополнительного и среднего профессионального образовании, путем профессиональной переподготовки педагогических кадров. В ходе обучения педагоги должны освоить современные универсальные компетенции.
Для деятельности ДНК будут сформированы необходимые и возможные для использования: инфраструктура (аудиторный фонд, лаборатории, музейные экспозиции, студии и т.п.), оборудование и средства обучения, имеющиеся в распоряжении вуза и образовательных организаций региона, участвующих в осуществлении сетевой формы взаимодействия.
2. Данные об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программ высшего образования, на базе которой планируется создание ДНК, в том числе информация об участии в федеральных программах.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет" (далее - АлтГУ, "университет") - опорный университет региона, обеспечивающий инновационное развитие Алтайского края высококвалифицированными кадрами, обладающими профессиональными компетенциями мирового уровня и готовыми активно участвовать в процессах международной интеграции.
Практики взаимодействия университета с ключевыми стейкхолдерами концептуально выстраиваются в рамках формирования единой экосистемы непрерывной подготовки "специалиста будущего". Ключевыми стейкхолдерами АлтГУ являются: индустриальные партнеры (71 предприятие, 12 - краевых и отраслевых объединений предпринимателей); законодательные и исполнительные органы власти, общественные организации и объединения; научное партнерство (20 академических институтов, 16 научных лабораторий и центров, 4 базовых кафедры в институтах СО РАН); образовательные организации (54 общеобразовательные организации; 27 профессиональных образовательных организаций; 8 организаций дополнительного образования; 3 общественных объединения).
АлтГУ накоплен значительный опыт организации и проведения фундаментальных и прикладных исследований, в том числе в рамках международных научных проектов в области биомедицины и биотехнологий, рационального природопользования, ботаники и зоологии, астрофизики, археологии и этнографии. Повышать уровень исследования до международного позволяет наличие развитых связей с научно-образовательными центрами России (Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и др.) и открытое сотрудничество с зарубежными ведущими научными центрами Германии, Китая, Японии, США, Швейцарии, Великобритании, Дании, Австрии, Финляндии, Казахстана, Монголии.
В последние годы обеспечено интенсивное развитие учебно-лабораторной базы и научной инфраструктуры АлтГУ, отвечающей целям развития системы образования и научных исследований по приоритетным для экономики региона направлениям развития. В Южно-Сибирском ботаническом саду введены в эксплуатацию новый учебный корпус и современная отапливаемая теплица площадью 500 кв. м.
Вуз располагает 5 базами учебных практик в Алтайском крае и Республике Алтай, в студенческий городок АлтГУ входят пять общежитий. В 2018 году открыт новый кампус площадью 21 тысяча кв. м, самый крупный за Уралом, рассчитанный на проживание 1000 студентов.
В АлтГУ действует научно-образовательный комплекс "Живые системы", в который входит ряд перспективных институтов и лабораторий биологический тематики. Подготовку кадров для данных исследовательских структур, оказывающих существенное влияние на деятельность биофармацевтического, медицинского и агропромышленного кластеров Алтайского края, ведут биологический и химический факультеты АлтГУ. Это имеет важное значение при организации практико-ориентированного обучения и трансфера технологий в реальный сектор региональной экономики. Комплекс "Живые системы" включает:
Инжиниринговый центр "Промбиотех", созданный в 2015 году в рамках подпрограммы "Развитие инжиниринга и промышленного дизайна" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Инжиниринговый центр включает лабораторный комплекс, опытно-промышленный участок, помещения для ведения учебных занятий, офис для ведения переговоров. Центр располагает оборудованием для отработки технологических процессов получения биопрепаратов, наработки опытных партий биопрепаратов для проведения аналитических исследований, определения эффективности получаемых биопрепаратов. В 2018 году проведена реконструкция лабораторного комплекса и опытно-производственного участка в соответствии с санитарными нормами и правилами промышленной безопасности. Для проведения экспериментальных работ имеется необходимый комплекс оборудования.
Лаборатория биоинженерии оснащенная всем необходимым оборудованием для проведения молекулярно-генетического, анатомо-морфологического анализа, а также разработки технологий производства биотехнологической продукции. Квалифицированные сотрудники лаборатории имеют опыт проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках фондов Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации, Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Правительства Алтайского края, а также фонда содействия инновациям.
Материально-техническая база лаборатории биоинженерии включает все необходимое основное и вспомогательное оборудование для проведения молекулярно-генетического анализа (ДНК-амплификаторы российского и импортного производства, полногеномный секвенатор и др.).
Алтайский центр прикладной биотехнологии (далее - АЦПБ) организован с участием Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН в рамках действующего Соглашения о сотрудничестве между СО РАН и АлтГУ. Центр организован на базе двух лабораторий (лаборатория биоинженерии, лаборатория микроклонального размножения и гистологии растений) и общеуниверситетской кафедры физико-химической биологии.
Центр оснащен всем необходимым оборудованием для осуществления исследований и учебного процесса по следующим основным направлениям:
разработка методов биотехнологического получения лекарственного сырья на основе технологии hairy roots;
создание новых технологий и оптимизация размножения в культуре in vitro плодово-ягодных и декоративных культур на основе современных высокоэффективных биотехнологических методов;
разработка и внедрение биотехнологических методов ускорения селекционного процесса и создания исходного и селекционного материала сельскохозяйственных культур.
Учебные занятия в лабораториях АЦПБ проводятся по десяти дисциплинам шести образовательных программ: биотехнология, экобиотехнология, биотехнология растений, клеточная инженерия, генная и клеточная инженерия, большой практикум по биотехнологии, практикум по фитобиотехнологии, практикум по экологической биотехнологии, практикум по биотехнологии растений.
Южно-Сибирский ботанический сад (далее - ЮСБС), самостоятельное структурное подразделение АлтГУ, которое имеет широкий круг организаций-партнеров страны и мира по многим научным направлениям сотрудничества.
Коллекция живых растений ЮСБС на данный период насчитывает 3680 таксонов (2028 видов, 1652 сорта) более 55200 образцов.
Основные решаемые задачи ЮСБС:
мониторинг и изучение фито- и зооразнообразия на организменном, популяционном и экосистемном уровнях;
изучение биологических особенностей, популяционных характеристик, ресурсных показателей потенциальных хозяйственно значимых видов растений (лекарственные, кормовые, декоративные, технические, медоносные, инвазивные и др.) и биоценозов (леса и другие экосистемы высокой природоохранной ценности и др.);
изучение молекулярно-генетических механизмов видообразования и эволюции растений и животных. Генотипирование агробиоразнообразия и ключевых таксонов;
разработка научных основ территориального планирования и эколого-просветительской деятельности для целей сохранения биоразнообразия (особо охраняемые природные территории, базы данных охраняемых и заносных видов, Красные книги и др.).
В АлтГУ созданы центры коллективного пользования: "Биологическая медицина и биотехнология"; "Материаловедение"; "Геоэкологический мониторинг"; "Информационные технологии и высокопроизводительные вычисления" оснащенные современным научным и аналитическим оборудованием, высококвалифицированными специалистами, обеспечивающими на имеющемся оборудовании проведение научных исследований и оказание услуг на высоком профессиональном уровне.
2.1. Организационно-правовая форма организации, реализующей мероприятие по созданию ДЕК: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный университет".
В статусе опорного вуза в АлтГУ выстроена эффективная система работы по поддержке одаренной молодежи, происходит расширение географии работы с талантливыми школьниками, повышение качества набора на программы бакалавриата за счет формирования контингента студентов из числа школьников, имеющих опыт проектной деятельности и научных исследований.
На основе ресурсной базы и партнерской сети в АлтГУ организовано вовлечение школьников:
в федеральные проекты: "Олимпиада Национальной технологической инициативы", "Молодые профессионалы", "Билет в будущее", "Кадры будущего для регионов";
в масштабные региональные проекты, реализуемые совместно с региональными партнерами (ДТ "Кванториум") и общероссийскими образовательными центрами - партнерами АлтГУ (Яндекс-Лицей, ОЦ "Сириус").
Проект "Техноком" (реализация 8 совместных программ по работе с талантливыми и одаренными школьниками на базе детского технопарка края "Кванториум") обеспечивает формирование у школьников технических компетенций (охват 1200 школьников ежегодно).
Проект "Сириус В" реализуется совместно с образовательным центром "Сириус". Университет имеет статус региональной площадки отборочных мероприятий образовательного центра "Сириус", реализует пять согласованных с ОЦ "Сириус" новых образовательных программ для одаренных детей, обеспечивающих формирование у школьников научно-исследовательских компетенций, по математике, химии, физике, биологии и филологии (более 170 участников).
В рамках проекта "Яндекс.Лицей" под контролем специалистов корпорации "Яндекс" проводится обучение в сфере IT-компетенций лучших школьников региона (30 обучающихся 8-9 классов).
В целях создания мотивирующей образовательной среды и развития детей с различными талантами и интересами в АлтГУ стартовал проект "Университетский экспресс".
АлтГУ является безусловным лидером в Алтайском крае по проведению межвузовских предметных олимпиад школьников, входящих в Перечень Минобрнауки РФ с участием от 4500 до 5000 школьников ежегодно. На площадке АлтГУ ежегодно осуществляется организация открытой предметной олимпиады школьников АлтГУ, участниками которой являются учащиеся 1-11 классов и учреждений ПОО образовательных организаций Алтайского края и ближнего зарубежья (количество участников около 1700 человек).
На площадке АлтГУ функционирует Центр молодежного инновационного творчества "Эврика" (ЦМИТ). В состав ЦМИТ входят МСКТБ "Умник", СКТБ "Радиотехника", учебно-исследовательская лаборатория клинической физиологии, лаборатории НИИ биомедицины, учебно-исследовательский центр систем автоматизации и управления, учебно-исследовательская лаборатория медицинской физики.
Дом научной коллаборации создается, как структурное подразделение университета.
Целевая аудитория - обучающиеся в возрасте от 9 до 18 лет. Специального отбора детей на обучение по программам ДНК не предполагается.
В ДНК будет реализован проект "Детский университет" (5-9 классы), реализующий дополнительные общеразвивающие программы по следующим модулям: "Информатика биоразнообразия Алтая", "Соматическое клонирование растений", "Биофизический эксперимент", "Планета трех наук".
Целью образовательных модулей является:
знакомство школьников с современными компьютерными технологиями в биологии и экологии, с высокоэффективными биотехнологическими методами клонирования растений в условиях in vitro и формирование представлений о необходимости развития новых подходов к сохранению богатства окружающей среды;
ознакомление школьников с проблемой профилактики заболеваний, которая решается при раннем диагностировании, основанное на оценке функционального состояния человека и выявлении различных видов патологий с помощью физических методов и IT; создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы;
ознакомление школьников с проблемой применения росторегулирующих биопрепаратов ускоряющих прорастание и укоренение сельскохозяйственных растений; создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы.
Проект "Малая Академия" включает следующие образовательные модули: "Биоинженеринг", "Биофизический эксперимент", "Планета трех наук".
Целью образовательных модулей является:
знакомство школьников с современными методами генной инженерии на примере ознакомления с методами генетической трансформации и практической идентификации ГМО и их производных;
ознакомление школьников с основными тенденциями развития биофизики, медицинской физики, медицинской техники и сетевых технологий в современных медицинских учреждениях; установление межпредметных связей между физикой, биологией информатикой, электроникой, дающее больше возможности для дальнейшего самоопределения личности;
ознакомление школьников с основными тенденциями получения, разработки и применения росторегулирующих биопрепаратов ускоряющих прорастание и укоренение сельскохозяйственных растений.
Проект "Урок технологии" будет включать следующие модули: "Прикладная математика и программирование", "Анализ данных, методы машинного обучения и искусственного интеллекта" "Робототехника и основы сетевых технологий" и "Технология моды".
Целью образовательных модулей является:
углубление знаний и умений в области математики и программирования, развитие комплексного, алгоритмического и системного мышления;
развитие навыков выполнения проектов, развитие умения проводить исследования в коллективе;
вовлечение в проектную научно-исследовательскую деятельность прикладного характера совместно со студентами старших курсов;
применение новых оригинальных образовательных технологий в робототехнике;
формирование конвергентного мышления;
формирование умений применять технологические приемы в конструировании робота и программировать его информационный код;
формирование навыков конструирования и моделирования швейных изделий;
реализация индивидуального подхода к требованиям в области проектирования одежды;
развитие графической грамотности в технологии моделирования одежды;
ознакомление с миром профессий, рынком труда, содействие профессиональному самоопределению, формированию жизненных и профессиональных планов;
воспитание патриотизма на основе изучения передовых отечественных творческих достижений в области техники, технологии, художественно-прикладной деятельности.
Проект "Урок биологии" будет реализован на базе школ-партнеров через сетевое взаимодействие с использованием вытягивающей модели обучения, педсценирования, кейсовой технологии и продуктовости, т.е. создания артефактов.
Типы деятельности обучающихся на уроке: исследование, реферирование, моделирование, проектирование, конструирование и самообучение.
Предполагаемые результаты: глубокое понимание тем путем исследования, умение разрабатывать проект (продукт), активно участвовать в финальных дискуссиях, вырабатывать консенсус мнений.
Курс рассчитан на 72 часа, в том числе практические занятия и самообразование.
Обоснование участия АлтГУ в образовательном проекте Дома научной коллаборации "Педагог К-21".
АлтГУ, опорный вуз Алтайского края, является крупнейшим центром развития классического высшего образования, фундаментальной и прикладной науки, социокультурной жизни на юге Западной Сибири, обладающим мощным научным, образовательным и инновационным потенциалом, реализация которого на протяжении многих лет позволяет обеспечить процесс непрерывного профессионального и личностного роста педагогических работников школ, образовательных учреждений среднего профессионального образования и учреждений дополнительного образования детей:
1) На протяжении ряда лет АлтГУ являлся базовой федеральной площадкой Министерства образования по реализации федеральных целевых программ повышения квалификации педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений. Эта работа продолжается сегодня в направлении развития системы дополнительного профессионального образования в дистанционном формате. В Университете прошли обучение более 15000 научно-педагогических и педагогических работников из различных регионов Российской Федерации.
В последние годы университет принимал активное участие в реализации модели персонифицированного повышения квалификации школьных педагогов, Государственных контрактов, электронных аукционах по повышению квалификации учителей-предметников, педагогов-психологов, социальных педагогов для нужд Министерства образования и науки Алтайского края, осуществлении программ профессиональной переподготовки учителей, а также Всероссийском социально значимом проекте "В помощь учителям" (реализация программы повышения квалификации "Особенности работы педагога в условиях инклюзивного образования" для учителей российских школ).
2) Научные исследования в университете ориентированы на приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, а также направления, имеющие прикладное значение для развития инновационной экономики и социальной сферы Алтайского края.
Большинство преподавателей имеют ученые степени докторов и кандидатов наук, являются крупными специалистами в той или иной научной области и готовы продолжить реализацию функции организации "предметного" повышения квалификации школьных учителей и педагогических работников системы ПОО в области учебных дисциплин общего блока и ряда учебных дисциплин специального блока.
Уникальный научный и образовательный опыт, накопленный учеными и преподавателями нашего вуза, является богатейшим источником обновления содержания школьного и профессионального образования в условиях его новой модели, создает серьезные предпосылки для дальнейшего профессионально-личностного роста педагогических работников школ и образовательных учреждений ПОО.
3) Многие педагоги, работающие в университете, осуществляют многолетнее сотрудничество с общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями Алтайского края (преподавание учебных предметов, руководство научно-исследовательской деятельностью учителей и учащихся, подготовка школьников к ЕГЭ, организация различных олимпиад, конкурсов и др.), глубоко зная и понимая потребности и интересы данных категорий педагогических работников, располагают востребованными и актуальными практико-ориентированными методическими материалами и рекомендациями.
4) Сегодня АлтГУ располагает мощной материально-технической и научной лабораторной базой, отвечающей требованиям современных производственных реалий и позволяющей использовать современное оборудование и технологии для модернизации ряда школьных предметов.
Современные лаборатории, оборудованные в соответствии с новейшими требованиями, оснащенные высокотехнологичной техникой, высококвалифицированные специалисты, - все это создает максимально благоприятные условия для достижения высокого качества обучения педагогов школ и образовательных учреждений ПОО, позволяет формировать и совершенствовать у них целый спектр необходимых умений, навыков и опыта в целом, являющихся важной составляющей профессиональных компетенций.
5) В университете создан Институт педагогического образования, который осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей, отвечающих вызовам XXI века, способных к успешному воспитанию и обучению одаренных и талантливых школьников и формированию интеллектуальной элиты региона.
Цель проекта "Педагог К-21":
формирование у педагогов современных универсальных компетенций, способствующих успешному осуществлению трудовых функций;
формирование психологической системы профессиональной деятельности педагога.
Теоретико-методологическим основанием программы повышения квалификации выступает универсальная модель функциональных блоков психологической системы деятельности В.Д. Шадрикова, включающая: формирование мотивов профессиональной деятельности, целей профессиональной деятельности, информационной основы деятельности, представления о программе деятельности, формирование блока принятия решений и подсистемы профессионально важных качеств. Курс рассчитан на 144 часа, в том числе практические занятия, воркшопы, работа в малых группах, игровое Моделирование, дискуссии, выездные тематические занятия, использование разнообразных креативных техник и технологий, формирующие базовые исследовательские и проектные компетенции.
Форма итогового контроля - защита учебного лонгрида.
2.2. Описание площадки ДНК (общая площадь, перечень функциональных зон с указанием их площади).
Дом научной коллаборации будет располагаться в центре г. Барнаула, количество детей в возрасте от 9 до 18 лет, проживающих в данном районе - более 15000 человек.
Адрес ДНК: Алтайский край, г. Барнаул, ул. Ленина, 61, 1 этаж.
Общая площадь здания составляет 7488,3 кв. м, из них 406,1 кв. м выделяется на ДНК. Здание 1958 года постройки, четырехэтажное кирпичное, размещено на самостоятельном благоустроенном земельном участке площадью 8593 кв. м.
По периметру здания установлено видеонаблюдение и электрическое освещение. Въезды и входы на территорию имеют твердое покрытие. На территории оборудована парковка, в том числе с местами для людей с инвалидностью. Здание подключено к городским инженерным сетям (холодному, горячему водоснабжению, канализации, отоплению).
На первом этаже размещен комплекс помещений столовой* площадью 1700 кв. м и буфеты на 2 и 3 этажах, рассчитанные на 500 посадочных мест.
Создаваемый ДНК включает лекторий с возможностью проведения интерактивных занятий площадью 75,9 кв. м, коворкинг для творческих (технологических) стартапов, соответствующих направлениям, реализуемым ДНК площадью 118 кв. м, зону для занятий шахматами - 61,2 кв. м, зону для реализации проекта "Урок технологии", оборудованную в соответствии с инфраструктурным листом, предоставленным Федеральным оператором - 59,13 кв. м и ресепшен площадью 35,64 кв. м.
Ожидаемые результаты и социальные эффекты от реализации Концепции:
1) для субъекта Российской Федерации:
увеличение охвата детей ПДО, в том числе согласно Указу Президента Российской Федерации N 599 на 5%;
подготовка профессиональных кадров для экономики региона, не менее 50 чел. ежегодно;
2) для детей и родителей:
формирование современных профессиональных и общекультурных компетенций;
профориентация ребенка;
подготовка к поступлению в вуз в части формирования навыков, необходимых для обучения в высшей школе;
получение профессиональных квалификаций (профессиональное обучение);
3) для организаций реального сектора экономики:
подготовка 400 абитуриентов по профессиональным квалификациям потенциально интересным для предприятия;
подбор кандидатов для целевой подготовки профессиональных кадров для нужд предприятия (в том числе через механизм отложенных трудовых контрактов);
создание и реализация образовательных модулей в рамках опережающей кадровой политики предприятий;
4) для образовательных организаций высшего образования:
выявление, подготовка и мотивация лучших учеников для получения высшего образования;
создание дополнительного источника привлечения средств, в том числе для повышения уровня заработной платы ППС;
повышение эффективности использования инфраструктуры вуза;
сближение получаемых знаний, навыков и компетенций с требованиями будущей образовательной программой высшего образования;
обеспечение условий для прохождения 30 студентами старших курсов, аспирантам, молодым специалистам и ученым педагогической практики и отработки профессиональных навыков в работе с детьми;
5) для региональной системы образования:
обновление содержания и технологий преподавания учебных предметов, путем профессиональной переподготовки педагогических кадров;
обновление содержания и технологий преподавания учебного предмета "Технология".
3. Опыт Алтайского края в реализации федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования в 2014-2019 годах по теме заявки.
Наименование проекта/мероприятия |
Статус проекта/мероприятия (международный, межрегиональный, общероссийский) |
Кол-во участников, (в т.ч. из других регионов), основные результаты |
Практическое применение результатов |
1 |
2 |
4 |
5 |
Всероссийская онлайн конференция "Модернизация концепций предметного содержания: проблемы теории и практики" (2016) |
Общероссийский |
Приняли участие 778 чел. |
Увеличение числа педагогов, участвующих в обсуждении предметных концепций |
Всероссийская научно-практическая конференция "Модернизация содержания общего образования и технологий формирования предметных, метапредметных, личностных результатов в рамках профессиональных сообществ" (2016) |
Общероссийский |
Приняли участие 1000 чел. |
19 секций по обмену опытом эффективных решений развития профессиональных компетенций |
III Международный образовательный форум "Алтай - Азия 2016: Евразийское образовательное пространство - новые вызовы и лучшие практики" |
Международный |
Приняли участие 1000 чел. |
Дискуссионная площадка по обсуждению актуальных вопросов развития образования и лучшего образовательного опыта университетов Евразийского образовательного пространства |
Межрегиональная научно-практическая конференция по естественнонаучным дисциплинам "Построение единого естественнонаучного пространства системы образования Алтайского края: опыт и перспективы" (2017) |
Межрегиональный |
Приняли участие 114 чел. |
Увеличение числа участников проекта, эффективно использующих современные образовательные технологии в профессиональной деятельности |
VI форум "Электронная неделя на Алтае - 2017" (2017) |
Общероссийский |
Приняли участие более 1000 участников из 17 регионов РФ |
Увеличение доли педагогов, применяющих информационные технологии |
Всероссийский проект "Сириус В" |
Общероссийский |
Обучение прошли более 170 учащихся 7-11 классов |
В рамках проекта осуществляется реализация пяти образовательных программ "Научные субботы" для одаренных детей, обеспечивающих формирование у школьников научно-исследовательских компетенций по математике, химии, физике, биологии и филологии |
Всероссийская научно-практическая конференция (с международным участием) "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики" |
Международный |
Приняли участие 250 чел. |
Исследование современных трендов формирования образовательного пространства в сфере высшей школы; поиск решений по актуальным проблемам образования; установление международных контактов для реализации приоритетных задач развития научного знания и расширения академической мобильности, отраслевой обмен научными результатами и исследовательским опытом |
4. Иная дополнительная информация.
В последние годы АлтГУ успешно реализует стратегию опережающего развития вуза как международного научно-образовательного центра, ориентированного на трансграничный азиатский регион. Процесс интернационализации в АлтГУ осуществляется через набор иностранных студентов; приглашение иностранных преподавателей; международную академическую мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава; включение в учебные планы и программы учебных курсов на иностранных языках; разработку сетевых образовательных программ и программ двух дипломов; публикации результатов научных исследований в зарубежных изданиях; рост вовлеченности в трансграничные сети и международные партнерства на стратегическом уровне.
Университетом накоплен значительный опыт организации и проведения фундаментальных и прикладных исследований, в том числе в рамках международных научных проектов в области биомедицины и биотехнологий, рационального природопользования, ботаники и зоологии, астрофизики, археологии и этнографии. Повышать уровень исследования до международного уровня позволяют наличие развитых связей с научно-образовательными центрами России (Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и др.) и открытое сотрудничество с зарубежными ведущими научными центрами Германии, Китая, Японии, США, Швейцарии, Великобритании, Дании, Австрии, Финляндии, Казахстана, Монголии.
Результаты активного международного развития университета на протяжении последних лет позволили АлтГУ за короткий период времени деятельности выйти на уровень ведущих вузов страны по продвижению научных проектов, лучших образовательных практик и студенческих инициатив.
АлтГУ является площадкой Международного образовательного форума "Алтай - Азия", организуемое под патронажем Россотрудничества, государственного заказчика и координатора программы "Новое поколение". Участниками форума являются молодые лидеры из Китая, Индии, Турции, Пакистана, Японии, Южной Кореи, Монголии, Вьетнама, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Казахстана. Центральной темой Форума молодых лидеров стран Азии выступают лучшие образовательные практики, вопросы развития многостороннего сотрудничества, академической мобильности и т.д.
Международная российско-японская школа молодых исследователей "Алтай - Азия - Канадзава" (август 2018 г.). В работе школы, организованной в рамках программы академических обменов, финансируемых Правительством Японии, и мероприятий по апробации механизма привлечения иностранных граждан к обучению российским программам дополнительного образования приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". Слушателями курса по теме "Особо охраняемые природные территории" стали студенты различных направлений обучения японского вуза, от физического и искусствоведческого, до медицинского и инженерного. Программа школы включает лекции и мастер-классы, выездные экскурсионные модули, культурную программу.
Подготовительное отделение АлтГУ ведет обучение иностранных слушателей по русскому языку. Кроме подготовки по русскому языку как иностранному на подготовительном отделении АлтГУ иностранные слушатели проходят подготовку и по специальным дисциплинам будущей профессиональной направленности: математике, физике, информатике, химии, истории, литературе и обществознанию. Кроме насыщенной учебной программы для иностранных слушателей разработана обширная программа этнокультурной адаптации: знакомство с реалиями города и университета, посещение музеев, выставок, мастер-классов, экскурсионные поездки в Новосибирск, Белокуриху и Горный Алтай.
Приложение 1
к описанию создаваемых ключевых
центров дополнительного образования
детей, в том числе центров,
реализующих дополнительные
общеобразовательные программы
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
по образовательным программам
высшего образования
Таблица индикаторов
N |
Наименование индикатора/показателя |
Минимальное значение |
Значение субъекта Российской Федерации |
||
2019 |
2020 |
2021 |
|||
1. |
Число детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся без возмещения затрат (бесплатно) по дополнительным общеобразовательным программам на базе созданного ДНК (человек) |
400, из них: 150 - "Урок технологии", "Урок биологии"; 100 - "Малая академия"; 150 - "Детский университет" по ключевым направлениям |
400 |
800 |
1200 |
2. |
Число педагогов из региональной системы образования, обучающихся по дополнительным профессиональным программам на базе созданного ДНК (человек) |
50 |
50 |
55 |
60 |
3. |
Доля сотрудников ДНК, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам (процентов) |
100 |
100 |
100 |
100 |
4. |
Число детей принявших участие в мероприятиях, акциях, мастер-классах, воркшопах, и т.д. на базе ДНК (человек) |
1500 |
1500 |
3000 |
4500 |
5. |
Количество внедренных дополнительных общеобразовательных программ (единиц) |
5 |
5 |
8 |
10 |
6. |
Количество проведенных проектных олимпиад, хакатонов, и других конкурсных мероприятий на базе ДНК |
6 |
6 |
7 |
8 |
Приложение 2
к описанию создаваемых ключевых
центров дополнительного образования
детей, в том числе центров,
реализующих дополнительные
общеобразовательные программы
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
по образовательным программам
высшего образования
Предварительная калькуляция
операционных расходов на функционирование ДНК
Статья расходов |
Расчет суммы на 2020 г. (тыс. руб.) |
Расчет суммы на 2021 г. (тыс. руб.) |
Расчет суммы на 2022 г. (тыс. руб.) |
211 - заработная плата |
1586,0 |
5090,0 |
5446,0 |
212 - прочие несоциальные выплаты |
50,0 |
150,0 |
163,0 |
213 - начисления и выплаты по оплате труда |
479,0 |
1536,0 |
1644,0 |
222 - транспортные услуги (проезд на соревнования детей) |
100,0 |
321,0 |
344,0 |
222 - транспортные услуги (проезд педагогов и сопровождающих детей на соревнования) |
25,0 |
80,0 |
87,0 |
226 - транспортные расходы сотрудников, направленных в командировку и приобретающих билеты в рамках командировочных расходов |
50,0 |
160,0 |
162,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) |
30,0 |
87,0 |
103,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов на обучении) |
60,0 |
193,0 |
206,0 |
226 - прочие работы, услуги (проживание педагогов и сопровождающих детей на соревнованиях) |
12,0 |
40,0 |
43,0 |
340 - увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов) |
75,0 |
214,0 |
229,0 |
Иные расходы (аренда, коммунальные платежи) |
95,0 |
300,0 |
321,0 |
Итого: |
2562,0 |
8171,0 |
8748,0 |
Приложение 3
к описанию создаваемых ключевых
центров дополнительного образования
детей, в том числе центров,
реализующих дополнительные
общеобразовательные программы
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
по образовательным программам
высшего образования
Зонирование и дизайн-проект в соответствии с брендбуком
Дизайн-проект разработан в соответствии с методическими рекомендациями по зонированию помещений Дома научной коллаборации.
Приложение 4
к описанию создаваемых ключевых
центров дополнительного образования
детей, в том числе центров,
реализующих дополнительные
общеобразовательные программы
в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность
по образовательным программам
высшего образования
Штатное расписание
дома научной коллаборации
Категория персонала |
Должность |
Количество штатных единиц |
Управленческий персонал |
Директор |
1 |
Отдел внешних коммуникаций и сетевого взаимодействия |
Специалист по работе со средствами массовой информации |
1 |
Проектный менеджер |
1 |
|
Системный администратор (программист) |
1 |
|
Методический отдел |
Методист |
4 |
Отдел дополнительных общеобразовательных программ, проект "Малая академия" |
Руководитель проекта |
1 |
Педагог дополнительного образования |
2 |
|
Отдел дополнительных профессиональных программ, проект "Детский университет" |
Руководитель проекта |
1 |
Педагог дополнительного образования |
2 |
|
Отдел дополнительных профессиональных программ, проект "Урок технологии" |
Руководитель проекта |
1 |
Педагог дополнительного образования |
2 |
|
Отдел дополнительных профессиональных программ, проект "Педагог К-21" |
Руководитель проекта |
1 |
Педагог дополнительного образования |
2 |
|
Блок специалистов |
Лаборант |
1 |
Инженер-преподаватель |
1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Алтайского края от 4 июля 2019 г. N 251-р
Настоящее распоряжение вступает в силу с 4 июля 2019 г.
Текст распоряжения опубликован не был