Приказ Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай от 3 апреля 2015 г. N 74-ОД
"Об утверждении методических рекомендаций по формированию сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта"
В целях реализации Указа Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 20 марта 2015 года N 90-у "О Порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых указов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай", руководствуясь приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 159 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по формированию сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Алтай (должностным лицам), осуществляющим в пределах предоставленных полномочий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах общественных отношений, при формировании сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями.
Министр экономического развития |
Е.В. Ларин |
Методические рекомендации
по формированию сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта
(утв. приказом Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай от 3 апреля 2015 г. N 74-ОД)
1. Настоящие Методические рекомендации по формированию сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта разработаны в целях методического обеспечения при формировании исполнительными органами государственной власти Республики Алтай (должностными лицами) (далее - разработчик) сводного отчета о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта (далее - сводный отчет).
2. Сводный отчет это документ, содержащий сведения о проведенной разработчиком оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, основанный на:
анализе альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, с учетом мнений потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам размещения уведомления и проведения публичных консультаций.
объективном анализе обоснованности предлагаемого способа правового регулирования начиная с ранней стадии его разработки (стадия формирования идеи (концепции) введения предлагаемого правового регулирования) посредством сравнения всех возможных способов решения выявленной проблемы, включая вариант невмешательства государства в регулирование общественных отношений, связанных с выявленной проблемой;
количественном сопоставлении предполагаемых результатов реализации различных вариантов предлагаемого правового регулирования (включая анализ косвенного воздействия на смежные сферы общественных отношений) с учетом требуемых материальных, временных, трудовых затрат на его введение, а также возможных издержек и выгод предполагаемых адресатов такого регулирования;
анализе обоснований, расчетов и полученных в ходе публичных консультаций позиций заинтересованных лиц;
сравнительном анализе возможных вариантов решения выявленной проблемы;
анализе обоснованности выводов разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.
3. В разделе I сводного отчета "Общая информация" разработчиком приводятся краткие сведения о проведенной оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта, включая описание проблемы, для решения которой разрабатывается предлагаемое правовое регулирование, цели и содержание предлагаемого правового регулирования.
Описания выявленной проблемы, целей и способов предлагаемого правового регулирования могут быть уточнены в сравнении с описаниями, приводившимися в уведомлении о разработке проекта нормативного правового акта.
4. В разделе II сводного отчета "Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование" приводится подробное описание выявленной проблемы, в целях решения которой производится разработка предлагаемого правового регулирования.
Важно, чтобы формулировка проблемы была конкретной и понятной для лиц, не имеющих специальных познаний в соответствующей области регулирования. По возможности проблема должна быть оценена количественно (перечислены группы лиц, испытывающие на себе негативные эффекты от данной проблемы, указана численность данных групп лиц, а также приведена количественная оценка ущерба от существования данной проблемы).
При формулировании проблемы важно учитывать, что отсутствие нормативного правового регулирования какой-либо сферы само по себе не является проблемой. Также наличие поручения о разработке проекта нормативного правового акта не является доказательством наличия проблемы.
Проблемы в различных сферах регулирования общественных отношений выявляются разработчиками, различными путями:
посредством выявления несоответствия заявленных в действующих нормативных правовых актах целей фактическим результатам в области их действия;
на основе данных органов государственного контроля (надзора), статистических данных о причинении вреда жизни, здоровью, имуществу, общественному правопорядку, нанесения экологического ущерба, причинении экономического ущерба консолидированному бюджету Республики Алтай или отдельным группам лиц и прочее;
на основе данных опросов общественного мнения, обследований предприятий, иных результатов социологических исследований;
в результате получения обращений граждан и организаций;
иными способами.
Негативные эффекты, связанные с наличием рассматриваемой проблемы могут проявляться в следующем.
Наличие недопустимо высокого риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, общественному порядку, имуществу физических или юридических лиц, причинения экологического ущерба или экономического ущерба, в том числе консолидированному бюджету Республики Алтай. Подтверждением существования проблемы в этом случае могут служить данные о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний.
Неприемлемо высокие издержки применения участниками отношений установленных процедур. Подтверждением их наличия являются количественные оценки стоимости и продолжительности процедур (в сопоставлении со стоимостью и продолжительностью аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации или за рубежом либо в сопоставлении с величиной доходов участников общественных отношений в данной сфере), а также данные об обращениях граждан и организаций.
Недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками отношений. Вследствие недостатка информации возможны такие негативные последствия, как недобросовестное поведение более информированных участников в отношении менее информированных участников, негативные изменения рыночных условий, в том числе недобросовестная конкуренция, неэффективное распределение ресурсов и так далее.
Наличие негативных эффектов рекомендуется подтверждать статистическими оценками.
За неимением официальных источников информации при проведении анализа проблемы, разработчики могут также опираться на данные независимых исследований, собственные экспертные оценки, мнения участников общественных отношений. При этом учитывается возможный риск предоставления участниками отношений искаженных сведений.
В сводном отчете приводится информация о времени возникновения проблемы, а также времени выявления проблемы. Рекомендуется указать, идет ли речь о новой проблеме или проблема существует в течение длительного времени, но до настоящего момента не решалась или усилия по ее решению не привели к ее решению. Если ранее предпринимались меры, направленные на решение проблемы, указывается какие именно меры и когда были предприняты, каковы были достигнутые результаты и почему принятые меры не привели к достижению цели. Здесь же приводятся сведения об объемах ресурсов (в том числе бюджетных), затраченных ранее на решение данной проблемы.
При объяснении причин невозможности решения проблемы без участия государства раскрывается, как может в последующем развиваться проблема и связанные с ней негативные эффекты без вмешательства государства (описывается наиболее вероятный сценарий развития событий). В том случае, если одинаково вероятны несколько различных сценариев, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых более вероятным оказывается тот или иной сценарий.
В случае невозможности решения проблемы без изменения законодательства дается прогноз, в какой части предлагаемого правового регулирования цели могут быть достигнуты путем принятия нормативного правового акта.
5. В разделе III сводного отчета "Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения" разработчиком указываются цели предлагаемого правового регулирования, индикаторы и сроки достижения данных целей.
Цель регулирования всегда направлена на решение выявленной проблемы, устранение либо смягчение порождаемых ей негативных эффектов. Формулировка цели характеризуется количественной измеримостью и определенностью по срокам, а также конкретностью, то есть не описывается в терминах "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие" и иными сходными характеристиками.
Для последующего проведения мониторинга фактического воздействия в сводном отчете указываются количественно измеримые показатели, которые характеризуют достижение целей регулирования, а также определяется порядок расчета указанных показателей и периодичность их измерения. Целевые индикаторы указываются для каждой заявленной цели регулирования.
6. В разделе IV сводного отчета "Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп)" указываются группы участников отношений, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Источником могут быть статистические данные о количестве предприятий (граждан) той или иной категории, данные реестров о количестве выданных лицензий, полученных разрешений, иные имеющиеся данные. Возможно использование результатов исследований рынков, иных независимых исследований. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок с приведением метода расчета количества субъектов.
Рекомендуется также строить прогноз изменения числа участников отношений. При составлении прогноза учитываются сложившиеся тенденции изменения численности участников отношений, а также факторы, которые в последующие годы могут существенным образом оказать влияние на данную численность. Одновременно необходимо принимать во внимание те изменения, которые следуют из предлагаемого правового регулирования, например ужесточение требований к участникам определенного вида деятельности, вероятно, приведет к сокращению числа таких участников, даже если до его введения их численность росла.
7. В разделе V сводного отчета "Изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов государственной власти Республики Алтай (органов местного самоуправления в Республике Алтай), а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования" необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов государственной власти Республики Алтай и органов местного самоуправления, которые вводятся, отменяются или изменяются предлагаемым правовым регулированием.
Кратко описывается порядок реализации изменяемых функций: каким именно органом они реализуются (будут реализовываться), какие полномочия делегируются муниципальному уровню, государственным или негосударственным организациям и другим лицам. Под порядком реализации функций в том числе понимаются регулярное наблюдение, выборочные проверки, анализ отчетности и (или) статистических данных, выдача разрешений, согласование, экспертиза, прием уведомлений и прочее.
По каждой изменяемой функции рекомендуется указать изменение трудовых затрат, а также данные об их совокупном изменении по всем органам, реализующим соответствующую функцию.
Прогноз трудовых затрат на осуществление новой функции делается на основе их оценки по аналогичным выполняемым функциям и объему предполагаемой деятельности.
В данном разделе сводного отчета указывается также стоимостная оценка ресурсов, которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате появления (изменения) функций.
8. В разделе VI сводного отчета "Оценка дополнительных расходов (доходов) республиканского бюджета Республики Алтай (местных бюджетов), связанных с введением предлагаемого правового регулирования" приводится оценка расходов возможных поступлений республиканского бюджета Республики Алтай и местных бюджетов, вызванных введением предлагаемого правового регулирования. Указанная оценка проводится в контексте новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов государственной власти, выделенных в разделе V сводного отчета. Оценка расходов и возможных поступлений приводится для различных временных периодов в сопоставимых ценах.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка единовременных расходов, периодических расходов и возможных доходов.
9. В разделе VII сводного отчета "Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы)" приводятся данные в отношении групп участников общественных отношений, определяемых в соответствии с разделом IV сводного отчета.
По каждой из указанных групп приводятся новые (или изменяемые) обязанности и ограничения, которые вводятся предлагаемым правовым регулированием. Рекомендуется также кратко описать порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений. Такой порядок может предполагать введение изменений хозяйственной деятельности адресатов предлагаемого правового регулирования (например, требования использования новых технологий или оборудования), дополнительные организационные требования (например, предоставление дополнительной отчетности в государственные органы, дополнительное информирование потребителей), ограничения по месту или времени осуществления деятельности (например, ограничения на реализацию некоторых видов товаров в определенных местах или в определенный промежуток времени).
Если порядок исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений будет определяться другим нормативным правовым актом, то указывается необходимость принятия соответствующего акта.
Для каждой группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов. Оценка расходов и доходов приводится для разных периодов времени в сопоставимых ценах. Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным или такая группировка лучше покажет возникающие расходы (доходы). При характеристике расходов могут выделяться единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов рекомендуется использовать статистические данные, данные социологических опросов, независимых исследований, мониторингом, экспертные оценки. Для оценки периодических расходов принимается во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
10. В разделе VIII сводного отчета "Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования" приводятся риски решения выявленной проблемы предложенным способом правового регулирования.
Могут быть рассмотрены следующие виды рисков.
Риски несоответствия предложенного правового регулирования заявленным целям регулирования. Такие риски возникают, если предлагаемый проект нормативного правового акта направлен на частичное решение проблемы либо при выработке решений наблюдался недостаток информации (были проанализированы не все аспекты проблемы). Мерами снижения данных рисков могут быть мероприятия по сбору и анализу данных, мониторингу фактического воздействия, "пилотному" внедрению (апробации) и иные методы в зависимости от причины возникновения данного риска.
Риски недостаточности механизмов реализации предлагаемого правового регулирования для решения проблемы. Данные риски могут быть вызваны неполным решением проблемы в рамках предлагаемого правового регулирования. Такие риски возможны и в тех случаях, когда отсутствует достаточная информация для выбора оптимальных механизмов реализации (например, об оптимальных методах поддержки развития предприятий, оптимальной организации процедур налогового администрирования). Меры по минимизации данных рисков могут заключаться в комплексном подходе к разработке решений выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в иные нормативные правовые акты, если такие изменения возможны), а также в проведении мониторинга фактического воздействия.
Риски отсутствия должного контроля соблюдения вводимых требований. Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствуют механизмы контроля либо полномочия по контролю), с отсутствием информации, необходимой для контроля, а также с расходами на осуществление такого контроля. При анализе данных рисков рассматривают как вариант осуществления контроля государственными органами, так и вариант осуществления контроля саморегулируемыми и иными общественными организациями.
Риски отсутствия необходимых ресурсов и кадров. Данные риски рассматриваются как в отношении ресурсного обеспечения государственных органов, так и в отношении ресурсного обеспечения иных участников отношений. Соответственно, в качестве механизмов по минимизации данных рисков рассматривается как выделение средств республиканского бюджета Республики Алтай, в том числе на обучение (если недостаток кадрового и ресурсного обеспечения выявлен в государственном секторе), так и мероприятия по обеспечению доступности кадровых и финансовых ресурсов для хозяйствующих субъектов (иных заинтересованных групп).
Риски несоответствия предложенного способа правового регулирования уровню распространения необходимых технологий. Указанные риски связаны с ограничениями возможностей практического внедрения, в том числе внедрения новых технологий.
В случае выявления указываются и иные риски решения проблемы предложенным способом.
Риски ухудшения инвестиционного климата, связанные, в том числе, с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов.
Риски снижения темпов развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью начала бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемого правового регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам.
Риски снижения конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими либо определенным категориям хозяйствующих субъектов, а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностей недобросовестной конкуренции.
Риски снижения безопасности и качества продукции, связанные со снижением требований к качеству продукции, могут быть вызваны недостатком информации, при котором рыночные механизмы не могут компенсировать отсутствие контроля за качеством продукции непосредственно потребителями.
Экологические риски могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, вызванным предлагаемым правовым регулированием.
Социальные риски могут быть связаны как с возможным сокращением уровня занятости и заработной платы в той или иной сфере, так и с усилением социального неравенства, бедности, миграционных процессов за счет предлагаемого правового регулирования.
В рамках анализа рисков предлагаемого правового регулирования рассматриваются и иные возможные последствия, в том числе макроэкономические (влияние меры на экономический рост, производительность труда), производственные (выбор технологий), риски возможных коррупционных проявлений и иные риски.
По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий. При отсутствии возможности расчета точного значения вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности (очень высокая вероятность/высокая вероятность/средняя вероятность).
Рекомендуется не указывать риски с низкой и очень низкой вероятностью возникновения.
Наличие рисков наступления неблагоприятных последствий не является достаточным основанием для отклонения предлагаемого правового регулирования. В то же время при выявлении высоких рисков негативного воздействия такого регулирования, степень контроля которых является недостаточной, целесообразно дополнительно рассмотреть альтернативные варианты решения выявленной проблемы.
Разделы IV-VIII сводного отчета заполняются разработчиком для всех рассматриваемых альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования. Впоследствии для каждого из вариантов предлагаемого правового регулирования приводится сравнительная характеристика преимуществ и недостатков по сравнению с иными вариантами. Обоснование выбора предпочтительного способа решения проблемы делается на основе сопоставления издержек и выгод различных способов.
11. В разделе IX сводного отчета "Сравнение возможных вариантов решения проблемы" приводится сравнение возможных альтернативных способов предлагаемого правового регулирования, направленных на решение выявленной проблемы.
Выбранный способ регулирования должен обеспечивать достижение заявленных целей предлагаемого правового регулирования, решая существующую проблему либо существенно снижая ее негативные эффекты, при более низких затратах на его реализацию.
Способы решения проблемы, их описание и количественные оценки могут быть уточнены и дополнены в сравнении с данными, приводившимися в форме уведомления об обсуждении предлагаемого правового регулирования.
12. В разделе X сводного отчета "Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного правового акта Республики Алтай либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения" указывается предполагаемая дата вступления в силу нормативного правового акта, необходимость установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта.
Если отдельные положения проекта нормативного правового акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта нормативного правового акта, приводится обоснование отсрочки.
Необходимость переходного периода или отсрочки вступления в силу проекта нормативного правового акта обосновываются технологическими, экономическими, организационными и иными ограничениями, не позволяющими участникам отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей.
13. В разделе XI сводного отчета "Информация о сроках проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта Республики Алтай и сводному отчету" заполняется по итогам проведения публичных консультаций по проекту нормативного правового акта и сводного отчета.
14. В приложениях к сводному отчету приводятся сводки предложений, поступивших в связи с размещением уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования, а также в ходе проведения разработчиком публичных консультаций, с указанием сведений об использовании либо об отказе от использования поступивших в их ходе предложений заинтересованных лиц либо информация о результатах обсуждения идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования или публичных консультаций по проекту нормативного правового акта, расчеты, проведенные разработчиком в ходе процедур оценки регулирующего воздействия альтернативных вариантов предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.
15. Сводный отчет подписывается руководителем исполнительного органа государственной власти Республики Алтай, проводившего оценку регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.
16. Подписанный сводный отчет и проект нормативного правового акта разработчик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для проведения публичных консультаций с целью:
а) сбора мнений всех заинтересованных лиц, относительно обоснованности окончательного выбора варианта предлагаемого правового регулирования органом-разработчиком;
б) установления степени объективности количественных и качественных оценок, касающихся групп потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и возможных выгод и издержек указанных групп, а также доходов и расходов республиканского бюджета Республики Алтай, связанных с введением указанного варианта предлагаемого правового регулирования;
в) определения достижимости целей предлагаемого правового регулирования, поставленных органом-разработчиком, а также возможных рисков, связанных с введением соответствующего правового регулирования;
г) оценки заинтересованными лицами качества юридико-технического оформления проекта нормативного правового акта и соответствия цели выбранного варианта предлагаемого правового регулирования.
17. Срок проведения публичных консультаций составляет не менее 15 и не более 21 календарного дня со дня размещения проекта нормативного правового акта и сводного отчета на официальном сайте разработчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
18. По результатам публичных консультаций, проведенных разработчиком в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия, утвержденного Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 20 марта 2015 года N 90-у разработчик:
доработанный проект нормативного правового акта и сводный отчет размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
направляет уполномоченному органу для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай от 3 апреля 2015 г. N 74-ОД "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию сводного отчёта о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта"
Текст приказа официально опубликован не был