Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Глава Республики Алтай, |
А.В. Бердников |
Прогноз
социально-экономического развития Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
(одобрен распоряжением Правительства Республики Алтай от 14 октября 2014 г. N 586-р)
Прогноз социально-экономического развития Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - прогноз) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2015-2017 годы, утвержденных постановлением Правительства Республики Алтай от 7 августа 2014 года N 236, приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Республики Алтай в январе-августе 2014 года, а также прогнозные показатели исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.
При составлении прогноза принимались во внимание государственные программы Республики Алтай, комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Алтай на 2008-2022 годы.
I. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Алтай в 2013 году, оценка текущего состояния
Развитие экономики Республики Алтай в 2013 году происходило в условиях более благоприятной экономической конъюнктуры по сравнению с 2012 годом.
Социально-экономическое развитие Республики Алтай в 2013 году характеризовалось формированием ряда позитивных тенденций:
на фоне роста инвестиционной активности наблюдался рост объемов производства продукции сельского хозяйства, строительных работ, жилищного строительства, оборота розничной торговли, объема платных услуг;
замедлились темпы инфляции на потребительском рынке.
Положительные тенденции наблюдались в социальной сфере. Возросли денежные доходы населения в Республике Алтай и среднемесячная заработная плата работников. Снизился уровень зарегистрированной безработицы, при этом уровень общей безработицы удалось сохранить на уровне 2012 года.
На высоком уровне сохранялся естественный прирост населения.
В то же время наблюдалось снижение хозяйственной активности предприятий промышленности и транспорта, ухудшение финансового состояния крупных и средних предприятий.
В 2014 году наблюдается некоторое ослабление положительных изменений, охарактеризовавших социально-экономическую ситуацию в регионе в 2013 году: снижается хозяйственная активность предприятий реального сектора экономики, ускоряются темпы инфляции на потребительском рынке, ухудшается финансовое положение предприятий.
Вместе с тем сохраняется рост реальных денежных доходов населения, инвестиционная активность предприятий, наращиваются объемы строительства, в том числе жилищного.
1. Производство валового регионального продукта
Для Республики Алтай характерным является преобладание в структуре валового регионального продукта (далее - ВРП) удельного веса сельского хозяйства - 20,4% (по России - 4,7%, Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) - 6,3%), а также секторов экономики, не производящих товары. Так, на долю государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования приходится 19,4% валовой добавленной стоимости (по России - 4,7%, СФО - 5,9%), образования - 9,5% (по России - 2,9%, СФО - 3,6%), здравоохранения и предоставления социальных услуг - 7,1% (по России - 3,7%, СФО - 4,3%). Вместе с тем небольшой удельный вес добавленной стоимости приходится на реальный сектор экономики: доля промышленности составляет - 7,6% (по России - 33,8%, СФО - 40,9%).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай в 2012 году валовой региональный продукт составил 29615,9 млн. рублей или 98,8% к 2011 году в сопоставимых ценах.
Наибольшее снижение валовой добавленной стоимости по сравнению с уровнем 2011 года произошло в секторах экономики, не производящих товары: "строительство" (72,7%), "оптовая и розничная торговля" (80,3%), "образование" (98%), "здравоохранение и предоставление социальных услуг" (96,9%), "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" (98,4%), что ввиду их преобладания в структуре ВРП Республики Алтай оказало влияние на общую динамику показателя.
В большинстве своем указанные тенденции обусловлены снижением инвестиционной активности в анализируемом периоде, а также исчерпанием восстановительных факторов экономики после кризиса.
В 2013 году при восстановлении роста инвестиций темпы роста ВРП по предварительным оценкам составили 101% к уровню 2012 года.
В плановом периоде сохранится умеренная динамика роста показателя. Существенного изменения структуры ВРП в рассматриваемом периоде не ожидается.
2. Сельское хозяйство
Развитие отрасли осуществляется в рамках реализации государственной программы Республики Алтай "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 242 (далее - Программа). Для достижения целевых показателей Программы осуществляется финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей всех категорий из республиканского и федерального бюджетов. На средства, выделяемые по программам и мероприятиям развития отрасли, сельхозтоваропроизводителям республики субсидируется приобретение семян сельскохозяйственных культур, племенного скота, минеральных удобрений, техники и других материальных ресурсов, строительство, реконструкция животноводческих помещений, подготовка кадров для села, мероприятия по обустройству сельских территорий.
Анализ итогов 2013 года показывает сохранение позитивной динамики прежних лет: объемы производства превысили уровень прошлого года во всех категориях хозяйств. Сохранены положительные тенденции по продуктивности дойного стада, росту поголовья крупного рогатого скота, маралов, лошадей, овец и коз, наблюдается наращивание объемов производства мяса и молока. Сохраняется количество прибыльно работающих предприятий, рост объемов производства в сельскохозяйственных организациях.
Валовая продукция сельского хозяйства в 2013 году составила 10492,7 млн рублей, индекс физического объема к уровню предыдущего года составил 104,8%, в том числе по продукции растениеводства - 1768,7 млн. рублей (113,3%), животноводства - 8724,0 млн. рублей (104,4%).
Сохранилось поголовье скота.
Хозяйствами республики произведено (выращено) скота в живой массе 58,385 тыс. тонн (104,9% к уровню 2012 года), надоено 92,636 тыс. тонн молока (100,5% к уровню 2012 года).
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2014 году по предварительной оценке составит 102,7% к уровню 2013 года.
Увеличение производства продукции сельского хозяйства в большей степени будет обеспечено за счет роста объемов в животноводстве. Приоритеты сохранятся за мясным скотоводством, овцеводством, табунным коневодством.
Значимыми факторами развития животноводства станет укрепление кормовой базы и повышение эффективности ее расходования, а также укрепление племенного потенциала и увеличение производства мяса и молока.
В растениеводстве предполагается развитие кормопроизводства. При этом в структуре посевных площадей возрастет доля посевов кормовых культур.
3. Промышленное производство
В 2013 году индекс промышленного производства составил 96,5% к предыдущему году, в том числе по видам экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" - 91,4%, "обрабатывающие производства" - 104,7%, "производства и распределения электроэнергии, газа и воды" - 91,1%.
Сложившаяся динамика во многом обусловлена ухудшением финансового положения предприятий промышленности, ряд промышленных предприятий находится в стадии банкротства.
В 2013 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций производителей на 4864,9 млн. рублей (124% к предыдущему году), в том числе по видам деятельности:
добыча полезных ископаемых - 575,4 млн. рублей (77,8%);
обрабатывающие производства - 2452,1 млн. рублей (179,3%);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 1837,4 млн. рублей (101,1%).
В 2014 году в отрасли наблюдается незначительный рост в основном вследствие эффекта низкой базы (прирост индекса промышленного производства по итогам года составит 0,7%).
4. Инвестиции
За 2013 год объем инвестиций в основной капитал составил 11748,6 млн рублей или 113,2% к соответствующему периоду 2012 года в сопоставимых ценах.
Наибольший удельный вес инвестиций в 2013 году по видам основных фондов по крупным и средним предприятиям по-прежнему приходился на нежилые здания и сооружения (67,5%). На строительство жилья направлено 4,5% от общего объема инвестиций, на приобретение машин, оборудования и транспортных средств - 24,2%, на прочие объекты - 3,8%.
В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям доля собственных средств составила 11,9%, привлеченных средств - 88,1%, из них кредиты банка составили 7,4%, заемные средства других организаций - 23,3%, бюджетные средства - 45,6%.
Структура инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности распределилась следующим образом:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 1,6% (приобретение спецтехники, оборудования, скота сельскохозяйственными предприятиями);
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 8,3% (строительство сетей электропередач Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" и Муниципальным унитарным предприятием "Горно-Алтайское предприятие электрических сетей");
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 3% (строительство магазинов и приобретение оборудования торговыми компаниями "Новэкс", "Мария-Ра");
гостиницы и рестораны - 18,8% (строительство турбазы "Рублевка" Обществом с ограниченной ответственностью "Лесной", строительство аквапарка на турбазе "Турсиб", строительство гостиничного комплекса Обществом с ограниченной ответственностью "Алтай Резорт");
транспорт и связь - 19,4% (строительство автомобильных дорог, вышек сотовой связи, увеличение количества телефонных номеров (Открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"), строительство газопровода);
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 5,3% (строительство жилых домов);
образование - 6,4% (строительство школ в с. Верх-Уймон Усть-Коксинского района, в с. Онгудай и с. Иня Онгудайского района, в с. Кокоря Кош-Агачского района, в с. Белый Ануй и с. Кырлык Усть-Канского района, в с. Улаган Улаганского района, в с. Беш-Озек Шебалинского района, реконструкция республиканской гимназии в г. Горно-Алтайске, строительство и реконструкция детских садов в с. Майма (микрорайон Алгаир-2), в с. Кызыл-Озек Майминского района, в с. Бельтир Кош-Агачского района Республики Алтай, в г. Горно-Алтайске - детского сада N 14 "Солоны", реконструкция автономного профессионального образовательного учреждения Республики Алтай "Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий" (1 очередь, спортзал));
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 12,7% (строительство инженерно-технической инфраструктуры Особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Алтайская долина" (далее - ОЭЗ ТРТ "Алтайская долина"), строительство стадиона "Спартак", реконструкция Национального музея Республики Алтай имени А.В. Анохина, расширение библиотечного фонда).
Одним из факторов значительного прироста инвестиций в 2013 году стал эффект низкой базы в результате спада инвестиционной активности в 2012 году, вызванного завершением реализации масштабных проектов. Кроме того, меры, предпринятые Правительством Республики Алтай по повышению общей инвестиционной активности, позволили преодолеть наметившуюся тенденцию снижения объемов инвестиций.
По прогнозной оценке объем инвестиций за счет всех источников финансирования по итогам 2014 года составит 12311,45 млн. рублей, что в сопоставимых ценах к уровню 2013 года составит 100,47%.
Основными крупными объектами инвестиций в 2014 году являются:
сельское хозяйство: реконструкция Тархатинской межхозяйственной оросительной системы в Кош-Агачском районе, приобретение оборудования и прирост основного стада сельскохозяйственными организациями Республики Алтай, строительство животноводческого комплекса Обществом с ограниченной ответственностью "Алтай Резорт";
обрабатывающие производства: строительство завода по производству белкового концентрата из шрота подсолнечника и рапса (Общество с ограниченной ответственностью "Био Технологии");
гостиницы и рестораны: строительство гостиничного комплекса "Алтай Резорт", строительство турбазы "Рублевка" Обществом с ограниченной ответственностью "Лесной", строительство аквапарка на турбазе "Турсиб";
социальная сфера: реконструкция республиканской гимназии в г. Горно-Алтайске, реконструкция автономного профессионального образовательного учреждения Республики Алтай "Усть-Коксинский техникум отраслевых технологий" (1 очередь, спортзал), строительство (реконструкция) общеобразовательных организаций в с. Верх-Уймон муниципального образования "Усть-Коксинский район", с. Улаган муниципального образования "Улаганский район", селах Онгудай, Иня, Ело муниципального образования "Онгудайский район", с. Теленгит-Сортогой муниципального образования "Кош-Агачский район", проектно-изыскательские работы по строительству общеобразовательной школы N 7 в г. Горно-Алтайске, строительство и приобретение зданий под размещение детских садов в микрорайоне "Алгаир-2" с. Майма и с. Онгудай; в с. Чаган-Узун и с. Бельтир Кош-Агачского района; реконструкция детских садов N 9, 10 и 12 в г. Горно-Алтайске; реконструкция нежилого здания "под ключ" для размещения детского сада в с. Майма; строительство центральных районных больниц в селах Майма, Турочак и Кош-Агач; реконструкция незавершенного строительства пристройки к республиканской детской больнице в г. Горно-Алтайске, приобретение газовой модульной котельной для БУЗ РА "Детская туберкулезная больница" и производственного здания для БУ РА "Усть-Коксинская районная больница" для размещения патологоанатомического отделения;
объекты инфраструктуры: строительство сетей электропередач Открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири", строительство газовой котельной, теплосетей на площадке ОЭЗ ТРТ "Алтайская долина", строительство сетей газоснабжения и водоснабжения в муниципальном образовании "Майминский район" в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, строительство подъездной дороги к Всесезонному горнолыжному, спортивно-оздоровительному, санаторно-туристическому комплексу "Манжерок", строительство Примыкания к автомобильной дороге М-52 "Чуйский тракт" на км 651 в районе урочища реки Урсул и других автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
В целях улучшения инвестиционного климата и привлечения частных инвестиций в Республике Алтай с 2012 года ведется работа по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. Разработан Инвестиционный портал Республики Алтай, на котором размещена интерактивная Инвестиционная карта Республики Алтай (http://altayinvest.ru/). создана специализированная организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами - БУ РА "Агентство сопровождения инвестиционных проектов в муниципальных образованиях в Республике Алтай".
5. Строительство
По виду деятельности "строительство" в 2013 году объем работ составил 7150,8 млн. рублей, что на 13,3% больше по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах.
За 2013 год введены:
15,4 км линий электропередач напряжением 6-20 кВ в муниципальных образованиях "Онгудайский район", "Улаганский район" и "Усть-Канский район", 4,0 км линий электропередач напряжением 0,4 кВ в муниципальных образованиях "Кош-Агачский район", "Улаганский район", водопроводных сетей протяженностью 13,0 км в муниципальных образованиях "Майминский район", "Улаганский район" и "Усть-Канский район", 50,3 км газовых сетей в муниципальных образованиях "Город Горно-Алтайск" и "Майминский район", сети теплоснабжения общей мощностью 28 Гкал/ч в городе Горно-Алтайске и 5,1 Гкал/ч в муниципальном образовании "Майминский район", туристские базы, гостиницы, дома отдыха в муниципальном образовании "Чемальский район" на 124 места, башни сотовой связи в муниципальных образованиях "Турочакский район" (1 ед.) и "Майминский район" (2 ед.), торговые площади 1,7 тыс. кв. м в муниципальных образованиях "Онгудайский район", "Усть-Коксинский район", "Шебалинский район" и "Чемальский район", мостовой переход через р. Тюгурюк на автомобильной дороге "Черга - Беш-Озек - Усть-Кан - Талда - Карагай - граница Казахстана с подъездом Талда-Тюнгур (природный парк "Белуха")" на км 40 подъезда мощностью 59,2 пог. м, участок км3 - км 20 автомобильной дороги "Кызыл-Озек - Александровка - Урлу-Аспак" на участке Бирюля - Урлу-Аспак мощностью 14,457 км.
В 2013 году введены в эксплуатацию 3829 кв. м учебно-лабораторного корпуса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Горно-Алтайский государственный университет", фельдшерско-акушерский пункт в с. Нижняя Талда муниципального образования "Онгудайский район" (10 посещений в смену), завершена реконструкция помещений в жилом доме по ул. Ленина, 38 для размещения начальной школы на 100 мест в с. Майма, реконструкция нежилого здания "под ключ" для размещения дошкольного образовательного учреждения на 100 мест по ул. Ленина, 58 в с. Майма, детский сад-ясли на 140 мест в с. Кызыл-Озек Майминского района и дополнительный корпус на 60 мест детского сада N 14 "Солоны" в г. Горно-Алтайск (I этап). Завершено строительство средней общеобразовательной школы в с. Кырлык Усть-Канского района на 173 места.
В отчетном году введено 752 жилых дома общей площадью 89,7 тыс. кв. м., что составляет 105,5% от установленного плана на 2013 год (85,0 тыс. кв. м) и 111,2% к уровню соответствующего периода прошлого года (80,6 тыс. кв. м). Рост ввода жилья за отчетный период обусловлен вводом предприятиями и организациями 11 многоквартирных домов общей площадью 27,2 тыс. кв. метров. Населением за свой счет и с привлечением кредитов построено индивидуального жилья 60,5 тыс. кв. м, что больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 26,4%.
Наиболее высокими темпами по сравнению с предыдущим годом жилье вводилось в муниципальных образованиях "Чойский район" - в 13,6 раз (1,7 тыс. кв. м), "Шебалинский район" - в 4,1 раза (2,4 тыс. кв. м), "Майминский район" - в 2,0 раза (24,1 тыс. кв. м), "Усть-Канский район" - в 1,4 раза (2,7 тыс. кв. м), "Город Горно-Алтайск" - в 1,2 раза (37,5 тыс. кв. м).
Активизации жилищного строительства способствуют меры, принимаемые на федеральном и региональном уровнях, в том числе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", проводимые через государственную программу Республики Алтай "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и транспортного комплекса", утвержденную постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 243, по направлениям:
формирование специальных условий ипотечного кредитования отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы);
формирование рынка доступного арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;
улучшение жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе;
ликвидация аварийного жилищного фонда.
Правительством Республики Алтай утвержден план ввода жилья на 2014 год в разрезе муниципальных образований в Республике Алтай - 90,0 тыс. кв. м в соответствии с Контрольными показателями по вводу жилья по субъектам Российской Федерации на период 2011-2015 годов и индикативных показателей по вводу жилья по субъектам Российской Федерации на 2016-2020 годы, утвержденных Министром регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргиным 30 декабря 2010 года.
Объем работ по виду деятельности "строительство" в 2014 году ожидается на уровне 8751,73 тыс. рублей в связи, в первую очередь, с реализацией инвестиционного проекта по строительству Примыкания к автомобильной дороге М-52 "Чуйский тракт" на км 651 в районе урочища реки Урсул и проведением аварийно-восстановительных работ на объектах, пострадавших от чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек.
6. Внешняя политика
Географическое положение Республики Алтай предопределяет приоритеты развития международных связей. В основном отношения строятся с регионами приграничных государств - Монголии, Китайской Народной Республики и Республики Казахстан.
Внешнеторговый оборот за 2013 год составил 40,1 млн долларов США или 70,5% к уровню 2012 года.
В структуре товарооборота экспорт составил 66,6%, импорт - 33,4%. В 2012 году это соотношение составило 71,7% и 28,3% соответственно.
Экспорт товаров составил 26,7 млн. долларов США (65,4% к уровню 2011 года), в том числе в страны дальнего зарубежья - 20,4 млн. долларов США (52,1%), в страны Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) - 6,3 млн долларов США (рост в 3,9 раз).
В товарной структуре экспорта преобладала доля продукции химической промышленности, каучук (группы 28-40) (49%), продукции топливно-энергетического комплекса (группа 27) (35,4%).
Импорт товаров составил 13,4 млн. долларов США (83,2% к уровню 2012 года), в том числе из стран дальнего зарубежья - 6,9 млн. долларов США (49,6%), из стран СНГ - 6,5 млн. долларов США (рост в 3 раза).
В товарной структуре импорта преобладали поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (группы 1-24) (42,5%), машин, оборудования и транспортных средств (группы 84-90) (39,8%).
Основные страны - торговые партнеры во внешней торговле в 2013 году:
в экспорте - Республика Корея (удельный вес в общем объеме товарооборота составил 71,8%), Китайская Народная Республика (16,9%), Монголия (8,8%);
в импорте - Китай (удельный вес в общем объеме товарооборота составил 45,6%), Монголия (29,2%), Украина (10,2%), Нидерланды (9,6%), Япония (3,1%), Испания (2,2%).
7. Потребительский рынок
Оборот розничной торговли в 2013 году составил 17721,1 млн. рублей, или 105,2% к прошлому году в сопоставимых ценах.
В отчетном периоде оборот розничной торговли на 96% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка; доля розничных рынков и ярмарок составила 4% (в 2012 году 95% и 5% соответственно).
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 51,3%, непродовольственных товаров - 48,7% (в 2012 году - 51,5% и 48,5% соответственно).
В 2014 году прирост объемов оборота розничной торговли составит 4,7% в сопоставимых ценах. Существенных изменений в структуре оборота розничной торговли не ожидается.
В 2013 году индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) составил 106,4%, в том числе по группе продовольственных товаров 107,49%, на непродовольственные товары - 105,24%, платные услуги - 106,4%.
Среднегодовой рост в 2013 году составил 106,7% к 2012 году. Цены на продовольственные товары увеличились на 8,9%, на непродовольственные товары - на 5,5%, платные услуги - на 6%.
В 2014 году индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) ожидается на уровне 107,5%. Основным фактором роста цен является ожидаемое повышение стоимости продовольственных товаров (на уровне 110-112%), а также на услуги.
Среднегодовой рост цен в 2014 году к предыдущему году оценивается на уровне 7,4%.
8. Уровень жизни населения
В 2013 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника составила 20,7 тыс. рублей или 113,5% к уровню 2012 года.
Рост реальной заработной платы за 2013 год составил 106,4%.
В 2014 году среднемесячная номинальная начисленная заработная плата увеличится на 9,1% по сравнению с 2013 годом и составит 22,6 тыс. рублей.
Основным фактором роста заработной платы станет повышение уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Правительством Республики Алтай приняты региональные "дорожные карты" изменений в отраслях бюджетной сферы, в которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и соответствующими поручениями Президента Российской Федерации предусмотрено повышение средней заработной платы отдельных категорий работников. В прогнозном периоде средняя номинальная заработная плата будет расти в среднем на 2 тыс. руб. ежегодно.
В течение 2014 года сохраняется отставание динамики роста реальных денежных доходов населения по сравнению с предыдущим годом, по итогам 2014 года значение показателя ожидается на уровне 99,2% к 2013 году. Основными факторами, оказывающими значительное влияние на снижение реальных денежных доходов населения, являются опережение темпов роста цен на потребительском рынке по сравнению с ростом денежных доходов населения, а также рост обязательств населения по выплате процентов за полученные им кредиты.
Вследствие изменения потребительской корзины и роста величины прожиточного минимума доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2014 году увеличится.
9. Труд и занятость
В 2013 году численность занятых в экономике (среднегодовая) составила 88,4 тыс. человек (100,1%).
Положительные тенденции в экономике республики повлияли на снижение числа незанятых граждан, обратившихся в поисках работы, в их составе снизилось число граждан, уволенных по сокращению. При содействии службы занятости населения республики в 2013 году было трудоустроено 5847 человек, уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, по республике составил 59,1%.
Уровень зарегистрированной безработицы на конец 2013 года составил 2,41% от численности экономически активного населения. Реализация Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2013 году, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 20 декабря 2012 года N 316 (далее - Программа дополнительных мер), и ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2012-2014 годы", утвержденной приказом Комитета занятости населения Республики Алтай от 28 марта 2013 года N 35, позволили сдержать рост уровня безработицы и добиться его снижения по сравнению с 2012 годом (уровень общей безработицы снизился на 0,1 процентных пункта, регистрируемой безработицы (по состоянию на конец 2013 года) - на 0,1 процентных пункта).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства Республики Алтай от 20 декабря 2012 г. следует читать как "N 319"
По итогам реализации мероприятий указанных программ в 2013 году:
трудоустроено 1232 несовершеннолетних граждан;
организовано 175 ярмарок вакансий;
на общественные работы направлено 1562 чел., на временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы - 489 чел., на социальную адаптацию - 864 безработных граждан;
оказано содействие самозанятости 117 гражданам (в том числе получили финансовую помощь 51 гражданин);
временно трудоустроено 36 выпускников государственных организаций среднего профессионального образования;
прошли профессиональное обучение 1019 безработных граждан и 95 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, профессиональную ориентацию - 10744 чел.
В рамках реализации мероприятий Программы дополнительных мер:
трудоустроено на созданные рабочие места предпринимателями, которые ранее сами были безработными и организовали свой бизнес при поддержке службы занятости, 122 безработных;
прошли стажировку 187 выпускников образовательных организаций, из которых 68,9% трудоустроились после окончания стажировки;
прошли опережающее профессиональное обучение и остались работать в своих организациях 75 работников предприятий,
подтвердили свою квалификацию, пройдя профессиональное обучение и аттестацию, 86 работников предприятий;
создано 28 рабочих мест для инвалидов.
Согласно предварительной оценке в 2014 году и на период до 2017 года будет наблюдаться ежегодное сокращение численности экономически активного населения в среднем на 0,4%, обусловленное тенденцией уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте.
Уровень общей безработицы в 2014 году снизится до 10,98%, зарегистрированной безработицы - до 2,37% к экономически активному населению.
10. Демография
По состоянию на 1 января 2014 года численность постоянного населения Республики Алтай составила 211645 человек (100,62% к 2013 году), в том числе городское население - 61420 человек (29% от общей численности населения), сельское население - 150225 человек (71%). В течение 2013 года численность городского населения увеличилась на 1%, сельского населения - на 0,5%. На 1 января 2014 года соотношение городского и сельского населения составляло 29% к 71% (на 1 января 2009 года - 26,4% и 73,6% соответственно).
Данные показатели свидетельствуют о значительном преобладании численности сельского населения в Республике Алтай (более 70% от общей численности населения, по России - около 26%, по СФО - 28%). При этом в последние годы при общей динамике роста численности населения республики темпы роста численности городского населения опережают рост численности сельского населения; удельный вес городского населения имеет тенденцию к увеличению.
Среднегодовая численность постоянного населения за 2013 год составила 210 995 человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1610 человек или 0,77%. За период с 2010 года численность населения выросла на 5354 человек (на 2,6%).
Увеличение численности населения республики обеспечивается естественным приростом, который в 2013 году составил 2050 человек, сократившись по сравнению с 2012 годом на 227 человек или 10%. Республика Алтай относится к числу немногих субъектов Российской Федерации, имеющих устойчивый естественный прирост населения. При этом показатели смертности населения из года в год снижаются.
Так, в 2013 году коэффициент рождаемости составил 21,1 человек на 1000 населения (в 2012 году - 22,4), коэффициент смертности - 11,3 человек на 1000 населения (в 2012 году - 11,5).
Миграционная убыль населения в 2013 году составила 749 человек (в 2012 году - 358 человек).
Учитывая действие мер по снижению смертности и поддержанию высокого уровня рождаемости, в том числе реализацию дополнительных мер, проводимых на региональном уровне в целях повышения рождаемости за счет вторых, третьих и последующих рождений, в том числе в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", в плановом периоде сохранится прирост численности населения республики (ежегодно около 1%).
II. Сценарные условия социально-экономического развития Республики Алтай в 2015 году и плановый период 2016 и 2017 годов
Прогноз разработан на вариантной основе.
Сценарный вариант 1 предполагает изменение темпов роста в инерционном режиме. Сценарий основан на проведении жесткой бюджетной политики, ведущей к снижению объемов государственных инвестиций. Динамика экономических показателей в 2014 году сохраняет тенденцию к замедлению. В 2015-2017 годах на фоне прогнозируемого улучшения роста российской экономики годовые темпы прироста экономики Республики Алтай повысятся до 1-2%.
Сценарный вариант 2 отражает развитие экономики в условиях реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, на стимулирование экономического роста и модернизации, а также на повышение эффективности расходов республиканского бюджета. Вариант основан на осуществлении мер, заложенных в государственных программах Республики Алтай.
Вариант предполагает активное использование и реализацию исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и частным бизнесом возможностей инвестиционного развития, что обусловлено реализацией масштабных инвестиционных проектов и программ в энергетике, транспортном комплексе, жилищном строительстве, а также в агропромышленном комплексе Республики Алтай. Ежегодные темпы экономического роста в прогнозном периоде по предварительным расчетам составят в среднем 103,5% в год.
Сценарный вариант 2 прогноза предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров республиканского бюджета Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
III. Обоснование параметров прогноза на 2015-2017 годы
11. Сопоставление параметров прогноза в 2014-2016 годах по сравнению с прогнозом социально-экономического развития Республики Алтай на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, одобренным распоряжением Правительства Республики Алтай 15 октября 2013 года N 647-р
Корректировка базового варианта прогноза по сравнению с одобренным в октябре 2013 года, прежде всего, связана с замедлением темпов экономического роста в Республике Алтай и России в целом на фоне ухудшения геополитической обстановки. Другие факторы уточнения прогноза связаны с понижением планируемых объемов расходов республиканского бюджета на развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, социальной политики, а также уточнением отчетных данных за отчетный период Федеральной службой государственной статистики.
В целом экономическая динамика стала развиваться в 2014 году по траектории не второго, а первого (инерционного) варианта сценарных условий, который предполагал реализацию ряда внутренних рисков и не рассматривался в качестве базового при формировании республиканского бюджета.
Оценка темпов роста ВРП в 2014 году понижена на 2,3 процентных пункта и составит 1,1% против 3-4% в ранее одобренном прогнозе. Динамика ВРП в 2015, 2016 годах понижена на 0,6-0,7 процентных пункта. В 2015 году ожидается рост ВРП на уровне 3,2% (против 3,8% в предыдущей версии прогноза), в 2016 году - на 3,4% (4,1%).
Новая оценка прироста инвестиций на 2014 год - 0,47%, что на 8,79 процентных пункта ниже ожидаемых в рамках одобренного прогноза (109,26%). При этом по сравнению с вариантом 1 одобренного прогноза замедление темпов роста менее значительно и составляет 2,31 процентных пункта.
Уточнение оценки связано с отставанием динамики роста инвестиций за январь-июнь текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.
Среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал за 2015, 2016 годы составит 8,7%, что ниже прошлогодних оценок на 3 процентных пункта.
Снижение динамики в основном связано с сокращением бюджетных инвестиций, а также ухудшением финансового состояния предприятий на фоне замедления темпов роста экономики.
Индекс промышленного производства в 2014 году ожидается на уровне 100,7%, что на 2 процентных пункта ниже оценки, принятой в ранее одобренном прогнозе.
В 2015, 2016 годах динамика промышленного производства пересмотрена в сторону понижения на 1 процентный пункт в среднем в связи с уточнением оценки (замедлением) роста экономики.
Оценка темпов роста производства продукции сельского хозяйства в 2014-2016 годах сохранена на уровне, ранее одобренном прогнозом (102,7%, 103,1%, 103,9% соответственно по годам).
Понижение темпов прироста розничной торговли в 2014-2016 годах (в среднем на 3 процентных пункта в год) связано с ограничением потребительского спроса вследствие снижения оценки роста реальных денежных доходов населения, а также пересмотра в сторону повышения темпов инфляции.
Оценка темпов инфляции в 2014 году повышена на 2,5 процентных пункта в основном за счет опережения роста цен на продовольственные товары и тарифы над запланированными ранее. Так, в сентябре 2014 года потребительские цены на продовольственные товары были на 7,7% выше, чем годом ранее. В IV квартале 2014 года рост цен на продовольственные товары ускорится, и будет идти высокими темпами и в начале следующего года.
По сравнению с прошлогодними показателями понижен прогноз роста реальных денежных доходов населения в 2014-2016 годах. Сокращение темпов роста в основном было вызвано опережающим ростом инфляции, а также изменением уровня индексации заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с первоначальным вариантом. В этих условиях среднегодовые темпы роста реальных денежных доходов населения в 2014-2016 годах снизились до 0,7% против 1,5%.
12. Изменение основных параметров прогноза (по варианту 2)
Основные параметры прогноза |
2014 |
2015 |
2016 |
ВРП, % | |||
октябрь 2013 |
103,4 |
103,8 |
104,1 |
октябрь 2014 |
101,1 |
103,2 |
103,4 |
Инвестиции в основной капитал, % | |||
октябрь 2013 |
109,26 |
111,36 |
112,07 |
октябрь 2014 |
100,47 |
110,3 |
107,15 |
Индекс промышленного производства, % | |||
октябрь 2013 |
102,7 |
103,2 |
104,1 |
октябрь 2014 |
100,7 |
102,6 |
102,8 |
Производство продукции сельского хозяйства, % | |||
октябрь 2013 |
102,7 |
103,2 |
103,9 |
октябрь 2014 |
102,7 |
103,1 |
103,9 |
Оборот розничной торговли, % | |||
октябрь 2013 |
106,1 |
106,8 |
110,6 |
октябрь 2014 |
104,7 |
104,8 |
105,3 |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % | |||
октябрь 2013 |
105 |
105,1 |
105,05 |
октябрь 2014 |
107,5 |
105,5 |
104,5 |
Реальные денежные доходы населения, % | |||
октябрь 2013 |
101,54 |
102,02 |
102,0 |
октябрь 2014 |
99,2 |
101,3 |
101,71 |
13. Основные тенденции социально-экономического развития в прогнозном периоде
В прогнозном периоде ожидается стабилизация экономики Республики Алтай. Положительные темпы роста экономики Республики Алтай в 2015-2017 годах будут обеспечиваться государственной поддержкой и благоприятными внешними экономическими условиями.
Динамика объемов торговли будет обеспечиваться увеличением потребительского спроса и уровнем сбережений населения Республики Алтай. В социальной сфере ситуация будет также стабильной. Улучшатся показатели уровня жизни населения Республики Алтай.
По прогнозной оценке с учетом тенденций естественного и механического прироста среднегодовая численность постоянного населения Республики Алтай в 2015 году составит 213,6 тыс. человек (100,9% к уровню 2014 года). В последующие 2016, 2017 годы среднегодовая численность постоянного населения Республики Алтай будет увеличиваться и составит в 2017 году 218,5 тыс. человек. Увеличение численности населения Республики Алтай будет обеспечиваться за счет естественного прироста.
В плановом периоде ежегодный прирост промышленного производства составит в среднем 2,8%. Динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Так, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция наращивания объемов пищевого производства (в среднем на 2,5% в год) за счет потребительского спроса на продовольственные товары и значительных объемов предложения сельскохозяйственной продукции.
Учитывая расширение объемов строительства (в том числе и жилищного) в Республике Алтай, ожидается увеличение объемов производства строительных материалов (среднегодовой темп роста составит 102,6%).
Строительство и реконструкция объектов энергетической инфраструктуры в перспективе также будут способствовать приросту объема промышленной продукции и снабжению планируемых производств и населения близлежащих населенных пунктов Республики Алтай электроэнергией.
В среднесрочной перспективе развитие сельского хозяйства будет характеризоваться устойчивой динамикой роста. Среднегодовой темп роста 2015-2017 годов составит 103,6%.
На развитие отрасли по-прежнему будет оказывать влияние государственная поддержка. Продолжится укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, увеличение удельного веса посевных площадей, в том числе под кормовые культуры, укрепление племенной базы через наращивание генетического потенциала продуктивности животноводства, апробирование перспективной модели в животноводстве, направленной на развитие специализированного мясного скотоводства.
В целях технического и технологического перевооружения отрасли будет проводиться работа по поставкам в регион сельскохозяйственной техники, оборудования. Также планируется приобретение крупного рогатого скота специализированных пород.
Среднегодовой темп роста строительных работ в 2015-2017 годах составит 104,3% в сопоставимых ценах по 2 варианту, что обусловлено увеличением объемов строительства объектов газоснабжения, увеличением объемов дорожных работ (инвестиционный проект "Реконструкция автодороги Р-256 "Чуйский тракт" Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией на участке км 428 + 304 - км 445 + 611 (обход с. Майма)) и завершением строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ "Алтайская долина", а также активными темпами жилищного строительства.
Среднегодовой прирост инвестиций в 2015-2017 годах оценивается на уровне 8,6%. Устойчивая динамика роста инвестиций в прогнозном периоде будет обеспечиваться реализацией ранее начатых крупных инвестиционных проектов ("Строительство ОЭЗ ТРТ "Алтайская долина", "Строительство всесезонного спортивно-оздоровительного комплекса "Манжерок") и новых инфраструктурных проектов (строительство электрогенерирующих источников, развитие региональной авиации).
Ожидается приток частных инвестиций как в уже реализуемые проекты: строительство объектов резидентами ОЭЗ ТРТ "Алтайская долина", завода по переработке белкового концентрата, туристического комплекса "Алтай Резорт", так и новые проекты, обозначенные в Инвестиционной стратегии Республики Алтай, являющейся приложением к Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года, утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года N 83-РЗ.
Реализация указанных проектов обеспечит развитие соответствующих секторов экономики, а также будет способствовать становлению новых точек роста в смежных секторах. Макроэкономический эффект от проектов будет проявляться в значительной степени в долгосрочной перспективе.
В прогнозном периоде ожидается тенденция сокращения трудового потенциала - численность трудовых ресурсов ежегодно будет сокращаться в среднем на 0,3 тыс. человек в год.
Реализация мероприятий, направленных на улучшение ситуации на рынке труда, позволит в прогнозном периоде сдерживать уровень безработицы. Уровень общей безработицы в 2017 году снизится до 9,58%, зарегистрированной безработицы - до 2,35% к экономически активному населению.
В прогнозном периоде на фоне снижения инфляции, а также с учетом реализации мер по увеличению оплаты труда в бюджетном секторе, рост реальной заработной платы составит не менее 4% ежегодно.
С 2015 года прогнозируется ускорение роста реальных денежных доходов населения (1,5-2% ежегодно). Основные факторы, которые будут поддерживать рост денежных доходов населения в прогнозном периоде, - опережение темпов роста заработной платы над уровнем инфляции. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться и к 2017 году составит 21,7%.
Приложение
к прогнозу социально-экономического
развития Республики Алтай на 2015 год
и плановый период 2016 и 2017 годов
Основные показатели
прогноза социально-экономического развития Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов
Вариант 1 |
Единица измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
прогноз |
||
отчет |
оценка |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
% к декабрю пред. года |
106,40 |
107,01 |
106,40 |
107,50 |
105,70 |
104,70 |
104,50 |
в среднем за год |
% к пред. году |
108,30 |
105,50 |
106,70 |
107,40 |
106,80 |
104,70 |
104,40 |
Валовой региональный продукт |
млн. руб. |
26380,84 |
29615,90 |
31467,49 |
34040,58 |
36869,53 |
39788,12 |
43191,55 |
темп роста |
% к пред. году |
102,70 |
98,80 |
101,00 |
101,10 |
101,70 |
102,00 |
102,70 |
Индекс промышленного производства |
% к пред. году |
104,00 |
105,90 |
96,50 |
100,70 |
101,70 |
101,60 |
102,40 |
Продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн. руб. |
8019,80 |
9305,60 |
10492,70 |
11444,30 |
12611,36 |
13282,14 |
14338,39 |
темп роста |
% к пред. году |
110,40 |
103,20 |
104,80 |
102,70 |
102,50 |
102,70 |
102,90 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
14589,80 |
10741,80 |
11748,60 |
12311,45 |
12968,40 |
13784,03 |
15071,93 |
темп роста |
% к пред. году |
144,50 |
66,50 |
113,20 |
100,47 |
100,22 |
100,94 |
104,34 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
14312,00 |
15825,90 |
17721,10 |
19723,00 |
21620,00 |
23678,00 |
25708,00 |
темп роста |
% к пред. году |
108,80 |
104,50 |
105,20 |
104,70 |
104,60 |
105,00 |
104,40 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
2955,90 |
3266,00 |
3614,61 |
3958,00 |
4294,40 |
4659,50 |
5055,50 |
темп роста |
в % к пред. году |
103,50 |
106,50 |
102,8 |
103,50 |
102,90 |
103,00 |
103,50 |
Прибыль прибыльных организаций для целей налогообложения |
млн. руб. |
2497,71 |
2817,83 |
2912,57 |
3605,76 |
3667,06 |
3740,40 |
3841,39 |
Стоимость основных фондов для целей налогообложения |
млн. руб. |
28411,00 |
31861,00 |
33716,84 |
33885,42 |
34258,16 |
34874,81 |
35502,55 |
Фонд оплаты труда для целей налогообложения |
млн. руб. |
12260,52 |
14095,69 |
16125,53 |
18916,49 |
19294,82 |
20047,32 |
20688,84 |
Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника |
руб. |
15632,40 |
18264,60 |
20721,90 |
22582,00 |
24525,71 |
26770,52 |
29795,59 |
Реальная заработная плата |
% к пред. году |
101,40 |
110,80 |
106,40 |
102,22 |
103,33 |
104,28 |
106,61 |
Реальные денежные доходы населения |
% к пред. году |
95,10 |
98,80 |
97,20 |
99,20 |
99,90 |
100,30 |
100,60 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
6014,00 |
6204,00 |
6859,00 |
7905,00 |
8419,00 |
8966,00 |
9549,00 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % к общей численности населения |
% |
18,60 |
18,50 |
21,10 |
23,00 |
22,80 |
22,60 |
22,30 |
Занято в экономике (среднегодовая численность) |
тыс. чел. |
91,68 |
87,80 |
88,40 |
88,70 |
88,90 |
89,20 |
85,58 |
Общая численность безработных (в среднем за период) |
тыс. чел. |
12,81 |
11,49 |
11,50 |
10,52 |
10,04 |
9,61 |
9,22 |
Уровень безработицы к экономически активном |
% |
12,80 |
11,60 |
11,15 |
10,98 |
10,65 |
10,18 |
9,58 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
2,9 |
2,5 |
2,40 |
2,40 |
2,30 |
2,30 |
2,20 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) к ЭАН |
% |
2,9 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
2,4 |
Рост среднего тарифа на электроэнергию (для всех категорий потребителей) |
% |
121,8 |
100,8 |
109,8 |
106,7 |
107,8 |
109,0 |
106,5 |
Вариант 2 |
Единица измерения |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
прогноз |
||
отчет |
оценка |
2015 |
2016 |
2017 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
% к декабрю |
|
|
|
|
|
|
|
пред. года |
106,40 |
107,01 |
106,40 |
107,50 |
105,50 |
101,50 |
104,20 |
|
в среднем за год |
% к пред. году |
108,30 |
105,50 |
106,70 |
107,40 |
106,70 |
104,70 |
104,30 |
Валовой региональный продукт |
млн. руб. |
26380,84 |
29615,90 |
31467,49 |
34040,58 |
37413,32 |
40929,13 |
45035,83 |
темп роста |
% к пред. году |
102,70 |
98,80 |
101,00 |
101,10 |
103,20 |
103,40 |
104,10 |
Индекс промышленного производства |
% к пред. году |
104,00 |
105,90 |
96,50 |
100,70 |
102,60 |
102,80 |
103,20 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн. руб. |
8019,80 |
9305,60 |
10492,70 |
11444,30 |
12684,80 |
13515,50 |
14732,30 |
темп роста |
% к пред. году |
110,40 |
103,20 |
104,80 |
102,70 |
103,10 |
103,90 |
103,90 |
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
14589,80 |
10741,80 |
11718,60 |
12341,45 |
14258,49 |
16073,01 |
18233,13 |
теми роста |
% к пред. году |
144,50 |
66,50 |
113,20 |
100,47 |
110,30 |
107,15 |
108,24 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
14312,00 |
15825,90 |
17721,10 |
19723,00 |
21682,00 |
23790,00 |
25979,00 |
темп роста |
% к пред. году |
108,80 |
104,50 |
105,20 |
104,70 |
104,80 |
105,30 |
105,10 |
Объем платных услуг населению |
млн. руб. |
2955,90 |
3266,00 |
3614,6 |
3958,00 |
4373,60 |
4832,80 |
5301,60 |
темп роста |
в % к пред. году |
103,50 |
106,50 |
102,8 |
103,50 |
103,70 |
104,00 |
104,50 |
Прибыль прибыльных организаций для целей налогообложения |
млн. руб. |
2497,71 |
2817,83 |
2912,57 |
3605,76 |
3677,87 |
3769,82 |
3894,22 |
Стоимость основных фондов для целей налогообложения |
млн. руб. |
28411,00 |
31861,00 |
33716,84 |
33885,42 |
34969,76 |
36263,64 |
37859,24 |
Фонд оплаты труда для целей |
млн. руб. |
12260,52 |
14095,69 |
16125,53 |
18916,49 |
19457,23 |
20519,00 |
21432,33 |
Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника |
руб. |
15632,40 |
18264,60 |
20721,90 |
22582,00 |
25542,28 |
28640,56 |
32133,85 |
Реальная заработная плата |
% к пред. году |
101,40 |
110,80 |
106,40 |
102,22 |
107,62 |
107,12 |
107,47 |
Реальные денежные доходы населения |
% к пред. году |
95,10 |
98,80 |
97,20 |
99,20 |
101,30 |
101,70 |
102,10 |
Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) |
руб./мес. |
6014,00 |
6204,00 |
6859,00 |
7905,00 |
8300,00 |
8715,00 |
9151,00 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в % к общей численности населения |
% |
18,60 |
18,50 |
21,10 |
23,00 |
22,50 |
22,10 |
21,70 |
Занято в экономике (среднегодовая численность) |
тыс. чел. |
91,68 |
87,80 |
88,40 |
88,70 |
89,30 |
89,90 |
90,50 |
Общая численность безработных (в среднем за период) |
тыс. чел. |
12,81 |
11,49 |
11,50 |
10,52 |
8,85 |
8,50 |
8,45 |
Уровень безработицы к экономически актив |
% |
12,80 |
11,60 |
11,50 |
10,98 |
10,41 |
10,41 |
8,27 |
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. чел. |
2,9 |
2,5 |
2,40 |
2,40 |
2,20 |
2,20 |
2,00 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
2,9 |
2,5 |
2,4 |
2,4 |
2,20 |
2,20 |
2,20 |
Рост среднего тарифа на электроэнергию (для всех категорий потребителей) |
% |
121,8 |
100,8 |
109,8 |
106,7 |
106,5 |
107,7 |
105,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Алтай от 14 октября 2014 г. N 586-р "О прогнозе социально-экономического развития Республики Алтай на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов"
Текст распоряжения официально опубликован не был