Руководствуясь Бюджетным кодексом Российской Федерации, статьями 38, 43 Устава муниципального образования "Город Горно-Алтайск", принятого постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 29 августа 2013 года N 12-3, постановлением Администрации города Горно-Алтайска от 12 ноября 2014 года N 91 "О порядке разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск", распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 21 декабря 2016 года N 2003-р "О распределении обязанностей":
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и плановый период до 2020 года.
2. Отделу информационной политики и связей с общественностью Администрации города Горно-Алтайска в течение 5-ти дней со дня подписания настоящего Распоряжения опубликовать его на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" в сети "Интернет".
3. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Первый заместитель |
О.А. Сафронова |
Одобрен
распоряжением Администрации
города Горно-Алтайска
от "15" ноября 2017 года N 1356-р
Прогноз
социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и плановый период до 2020 года
I. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и плановый период до 2020 года
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и плановый период до 2020 года (далее - прогноз) разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, Инвестиционной стратегии муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на период до 2028 года, утвержденной решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20 июня 2017 года N 38-3, с учетом основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, утвержденных постановлением Администрации города Горно-Алтайска от 14 сентября 2017 года N 131.
Разработка прогноза осуществлялась с учетом итогов социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (далее - муниципальное образование) за 2016 год, а также за 1 полугодие текущего года.
1. Ключевые социально-экономические показатели за 2016 год
Итоги 2016 года характеризовались следующими положительными тенденциями в социально-экономическом развитии муниципального образования.
Увеличение численности населения муниципального образования. По данным статистики в 2016 году среднегодовая численность населения составила 63 078 человек.
Среднегодовой уровень зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании в 2016 году составил 2,6%, что почти в 2 раза ниже общероссийского показателя.
Происходит дальнейшее увеличение средней заработной платы жителей муниципального образования. В 2016 году она составила 33 064,1 рублей, что на 19% выше уровня заработной платы по Республике Алтай в целом (26 773,4 рублей).
За 2016 год организациями всех форм собственности на развитие экономики и социальной сферы муниципального образования было вложено более 1934 млн. рублей инвестиций в основной капитал.
За 2016 год введено в эксплуатацию 35 тыс. квадратных метра жилья.
В 2016 году замедлились темпы инфляции. Индекс потребительских цен на конец 2016 года составил 103,8% (112,5% на конец 2015 года).
2. Оценка значений показателей и параметров их изменения в 2017 году
В текущем году положительные тенденции в социально-экономическом развитии региона преимущественно сохраняются.
Так, в январе - июне 2017 года индекс промышленного производства составил 126,7% к аналогичному периоду 2016 года. Основное влияние на положительную динамику промышленного производства оказало увеличение объемов производства теплоэнергии (за счет увеличения потребления теплоэнергии в многоквартирных домах), увеличение производства товаров первой необходимости местными товаропроизводителями (например, производство хлебобулочных и кондитерских изделий сетью магазинов "Аникс", производство мясных полуфабрикатов ООО "Метелица").
За 1 полугодие 2017 года объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий составил 1,483 млрд. рублей.
Инфляция на потребительском рынке в августе 2017 года сложилась на уровне 101,3% к декабрю 2016 года, что на 0,8 процентных пункта ниже уровня показателя за аналогичный период прошлого года.
Объем розничного товарооборота на 01.07.2017 г. составил 5940,06 млн. рублей или 98,2% к уровню аналогичного периода прошлого года в сопоставимых ценах.
Уровень зарегистрированной безработицы на 01.07.2017 г. уменьшился на 16,0% и составил 2,25% (на 01.07.2016 г. - 2,68%).
3. Основные тенденции социально-экономического развития на 2018 год и плановый период до 2020 года
Прогноз разработан на вариантной основе, исходя из вариантов сценарных условий и основных макроэкономических параметров социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Алтай на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Первый вариант прогноза (базовый) исходит из консервативной оценки перспектив социально-экономического развития и сохранения существующих трендов. Предполагается, что действующие ограничения продолжат оказывать значительное влияние на экономику и социальную сферу муниципального образования, развитие институциональной среды будет носить инерционный характер, при этом потенциал экономического роста не будет реализован в полной мере. В результате модель экономики не претерпит существенных изменений.
Второй вариант прогноза (оптимистический) базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также стимулировании роста потребительского и инвестиционного рынков.
Сценарный вариант 1 прогноза предлагается использовать в качестве базового для разработки параметров бюджета муниципального образования.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение инвестиционной привлекательности, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;
развитие малого бизнеса, конкуренции, улучшение условий для предпринимательской деятельности;
обеспечение сбалансированности бюджета муниципального образования.
В части повышения инвестиционной привлекательности продолжится деятельность по улучшению инвестиционного климата, внедрению проектного управления в Администрации города Горно-Алтайска и в ее отраслевых (функциональных) органах, наделенных правами юридического лица, а также реализации механизмов муниципально-частного партнерства.
Реализация обозначенных приоритетов на фоне прогнозируемой ситуации в российской экономике будет способствовать развитию муниципальной экономики.
Основными факторами экономического роста в прогнозируемом периоде станут:
развитие приоритетных отраслей муниципального образования, определенных Инвестиционной стратегий муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на период до 2028 года, утвержденной решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 20 июня 2017 года N 38-3;
рост объемов промышленного производства, в основном за счет реализации новых инвестиционных проектов, локализированных на промышленной площадке "Журавлиный лог";
повышение инвестиционной и предпринимательской активности;
восстановление потребительского спроса населения в условиях сохранения низкой инфляции.
При реализации сценариев социально-экономического роста муниципального образования на среднесрочную перспективу следует учитывать сохранение рисков, препятствующих развитию социально-экономической сферы муниципального образования.
Основными факторами, сдерживающими рост промышленного производства в среднесрочной перспективе, будут являться сохранение низкого внутреннего и внешнего спроса на продукцию местных предприятий, ограниченность финансовых ресурсов для проведения программ модернизации и реконструкции производств, сохранение инфраструктурных ограничений со стороны транспорта и энергетики.
Объем инвестиций в основной капитал в 2020 году увеличится до 2399 млн. рублей по первому варианту прогноза, по второму варианту - до 2476 млн. рублей. Повышению инвестиционной активности будет способствовать реализация мер, направленных на обеспечение в муниципальном образовании благоприятной деловой среды.
В прогнозируемый период продолжится реализация мер, направленных на стимулирование жилищного строительства. Ежегодные объемы ввода в эксплуатацию жилых домов в прогнозируемый период составят не менее 26,8 и 27,8 тыс. квадратных метров по вариантам прогноза.
В 2018-2020 годах сохранится тенденция умеренного роста цен. Среднегодовой индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в этот период прогнозируется на уровне ниже 104%.
Однако существует риск недостижения целевых параметров по инфляции. Риски усиления инфляции связаны, в том числе и с возможным ростом цен и тарифов на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, что напрямую влияет на рост издержек, создает условия для снижения конкурентоспособности продукции, ухудшает потенциал роста экономики.
Оборот розничной торговли прогнозируется на уровне не ниже 12,5 млрд. рублей.
В среднесрочной перспективе прогнозируется улучшение показателей уровня жизни населения муниципального образования. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий превысит в 2020 году уровень 35 тыс. рублей.
Прогнозируется дальнейшее снижение уровня зарегистрированной безработицы к 2020 году до значения 2,2% и 2% соответственно по вариантам прогноза.
II. Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и плановый период 2020 года (сценарный вариант 1 (базовый))
Вариант 1 Показатели |
Единица измерения |
2016 год |
Оценка 2017 год |
Прогноз |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1. Демографические показатели: |
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
63,1 |
63,5 |
63,7 |
64,0 |
64,2 |
2. Промышленное производство: |
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% |
84,9 |
103,8 |
101,9 |
102,6 |
103,7 |
Индекс производства - раздел C "Добыча полезных ископаемых" |
% |
37,8 |
48,0 |
100,1 |
100,6 |
101,1 |
Индекс производства - раздел D "Обрабатывающие производства" |
% |
50,0 |
100,8 |
101,7 |
102,9 |
104,6 |
Индекс производства - раздел E "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" |
% |
104,8 |
112,8 |
102,8 |
103,1 |
103,7 |
3. Торговля: |
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103,8 |
103,6 |
103,8 |
103,8 |
103,8 |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
% к предыдущему году |
105,7 |
103,8 |
104,0 |
104,0 |
104,0 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
12729,2 |
12537,0 |
12587,1 |
12637,5 |
12688,0 |
4. Малое и среднее предпринимательство: |
|
|
|
|
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) - всего по состоянию на конец отчетного периода |
единиц |
3748 |
3766 |
3785 |
3808 |
3830 |
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства |
млн. руб. |
7178,8 |
9846,0 |
9895,2 |
9944,7 |
9994,4 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
единиц |
1983 |
1987 |
1992 |
1997 |
2002 |
5. Инвестиции: |
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
1934,5 |
2261,3 |
2306,5 |
2352,7 |
2399,7 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м. общей площади |
35,0 |
31,8 |
27,8 |
27,5 |
26,8 |
6. Финансы: |
|
|
|
|
|
|
Стоимость основных фондов для целей налогообложения |
млн. руб. |
16502,7 |
16515,7 |
16530,6 |
16545,4 |
16560,3 |
Фонд оплаты труда для целей налогообложения |
млн. руб. |
9638,0 |
10966,0 |
11416,0 |
11884,0 |
12371,0 |
7. Труд и занятость: |
|
|
|
|
|
|
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
2,2 |
2,2 |
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
рублей |
33064,1 |
34056,0 |
34396,6 |
34740,5 |
35087,9 |
8. Развитие социальной сферы: |
|
|
|
|
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
тыс. человек |
4,0 |
4,0 |
4,1 |
4,2 |
4,3 |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях |
тыс. человек |
9,1 |
9,6 |
9,9 |
10,2 |
10,5 |
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа, учреждений на 10 тыс. населения |
% |
16,5 |
16,5 |
16,3 |
16,0 |
16,0 |
III. Основные показатели прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и плановый период 2020 года (сценарный вариант 2 (оптимистичный))
Вариант 2 Показатели |
Единица измерения |
2016 год |
Оценка 2017 год |
Прогноз |
||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1. Демографические показатели: |
|
|
|
|
|
|
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего |
тыс. человек |
63,1 |
63,5 |
64,0 |
64,6 |
65,1 |
2. Промышленное производство: |
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства |
% |
84,9 |
103,8 |
103,1 |
103,8 |
104,9 |
Индекс производства - раздел C "Добыча полезных ископаемых" |
% |
37,8 |
48,0 |
101,1 |
101,9 |
102,1 |
Индекс производства - раздел D "Обрабатывающие производства" |
% |
50,0 |
100,8 |
102,7 |
103,4 |
105,7 |
Индекс производства - раздел E "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" |
% |
104,8 |
112,8 |
104,1 |
105,2 |
105,8 |
3. Торговля: |
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен на конец года |
% к декабрю предыдущего года |
103,8 |
103,6 |
103,6 |
103,6 |
103,6 |
Индекс потребительских цен в среднем за год |
% к предыдущему году |
105,7 |
103,8 |
103,8 |
103,8 |
103,8 |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
12729,2 |
12537,0 |
12599,7 |
12662,7 |
12726,0 |
4. Малое и среднее предпринимательство: |
|
|
|
|
|
|
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (включая микропредприятия) - всего по состоянию на конец отчетного периода |
единиц |
3748 |
3766 |
3831 |
3907 |
3985 |
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства |
млн. руб. |
7178,8 |
9846,0 |
10190,6 |
10547,3 |
10916,4 |
Количество индивидуальных предпринимателей |
единиц |
1983 |
1987 |
2009 |
2031 |
2054 |
5. Инвестиции: |
|
|
|
|
|
|
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования |
млн. руб. |
1934,5 |
2261,3 |
2385,7 |
2430,9 |
2476,1 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м. общей площади |
35,0 |
31,8 |
28,8 |
28,5 |
27,8 |
6. Финансы: |
|
|
|
|
|
|
Стоимость основных фондов для целей налогообложения |
млн. руб. |
16502,7 |
16515,7 |
16532,2 |
16548,7 |
16565,3 |
Фонд оплаты труда для целей налогообложения |
млн. руб. |
9638,0 |
10966,0 |
11839,0 |
12325,0 |
12830,0 |
7. Труд и занятость: |
|
|
|
|
|
|
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
2,6 |
2,3 |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям |
рублей |
33064,1 |
34056,0 |
34566,8 |
35085,3 |
35611,6 |
8. Развитие социальной сферы: |
|
|
|
|
|
|
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях |
тыс. человек |
4,0 |
4,0 |
4,2 |
4,3 |
4,4 |
Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях |
тыс. человек |
9,1 |
9,6 |
10,0 |
10,4 |
10,8 |
Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа, учреждений на 10 тыс. населения |
% |
16,5 |
16,5 |
17,3 |
17,8 |
18,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В первом варианте прогноза предполагается, что действующие ограничения продолжат оказывать значительное влияние на экономику и социальную сферу города, потенциал экономического роста не будет реализован в полной мере. Второй вариант основан на предположении о стимулировании роста потребительского и инвестиционного рынков. При реализации вариантов прогнозов социально-экономического развития муниципального образования следует учитывать сохранение рисков, препятствующих развитию социально-экономической сферы.
Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Распоряжение администрации города Горно-Алтайска от 15 ноября 2017 г. N 1356-р "О прогнозе социально-экономического развития муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2018 год и плановый период до 2020 года"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 15 ноября 2017 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном портале муниципального образования "Город Горно-Алтайск" (www.gornoaltaysk.ru) 22 ноября 2017 г.