В целях эффективного управления государственным долгом Республики Алтай:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы (далее - Основные направления).
2. Министерству финансов Республики Алтай руководствоваться в своей деятельности Основными направлениями.
Исполняющий обязанности |
Н.М. Екеева |
Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Алтай
от 11 октября 2017 года N 554-р
Основные направления
долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы
I. Общие положения
Основные направления долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы разработаны в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Республики Алтай (далее - государственный долг).
При подготовке Основных направлений учтены положения Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы, одобренных постановлением Правительства Республики Алтай от 18 августа 2017 года N 207 и рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики.
Долговая политика Республики Алтай в 2018-2020 годах, как и в предшествующие периоды, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости республиканского бюджета Республики Алтай (далее - республиканский бюджет) посредством эффективного управления государственным долгом.
II. Итоги реализации долговой политики Республики Алтай
В результате реализации в предыдущих годах Основных направлений долговой политики Республики Алтай на 2015-2017 годы, Основных направлений долговой политики Республики Алтай на 2016-2018 годы, утвержденных распоряжениями Правительства Республики Алтай от 26 февраля 2015 года N 84-р, от 29 октября 2015 года N 548-р существенно сократился уровень долговой нагрузки региона.
Так, объем государственного долга по отношению к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений на 1 января 2015 года составил 80 процентов, на 1 января 2016 года 71,5 процентов. По состоянию на 1 января 2017 года объем государственного долга составил 1 596,4 млн. рублей или 51,5 процента от общего объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2016 год.
В целом за три года объем государственного долга снизился на 451,57 млн. рублей или на 22 процента.
Государственный долг на 1 января 2017 года на сто процентов представлен бюджетными кредитами, полученными из федерального бюджета. Сокращение доли рыночных заимствований в структуре государственного долга за счет привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета повысило сбалансированность и устойчивость республиканского бюджета.
Объем
и структура государственного долга Республики Алтай
|
на 01.01.2015 г. |
на 01.01.2016 г. |
на 01.01.2017 г. |
Государственный долг Республики Алтай, млн. руб. |
2 047,97 |
1 974,51 |
1 596,40 |
в том числе: | |||
Кредиты кредитных организаций, млн. руб. |
700,00 |
157,00 |
0,00 |
Государственные гарантии Республики Алтай, млн. руб. |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
Бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млн. руб. |
1 247,97 |
1 717,51 |
1 596,40 |
Объем доходов республиканского бюджета Республики Алтай без учета безвозмездных поступлений, млн. руб. |
2 559,58 |
2 762,71 |
3 101,18 |
Отношение объема государственного долга Республики Алтай к объему доходов республиканского бюджета Республики Алтай без учета безвозмездных поступлений, % |
80,0% |
71,5% |
51,5% |
Кроме того, снизились расходы на обслуживание государственного долга. Так, за 2016 год расходы на обслуживание государственного долга составили 8,17 млн. рублей. По сравнению с 2015 годом указанные расходы сократились на 77,3 процента или на 27,77 млн. рублей в результате принятых мер по осуществлению погашения кредитов, полученных от кредитных организаций, а также в результате получения в 2015-2016 годах бюджетных кредитов из федерального бюджета.
В 2017 году деятельность исполнительных органов государственной власти Республики Алтай по управлению государственным долгом основывалась на Основных направлениях долговой политики Республики Алтай на 2017-2019 годы, утвержденных распоряжением Правительства Республики Алтай от 12 октября 2016 года N 524-р.
Несмотря на тенденцию к снижению объема государственного долга относительно общего объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, долговая нагрузка на республиканский бюджет сохраняется на достаточно высоком уровне.
В целях дальнейшего снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет и достижения по итогам 2017 года размера государственного долга до уровня 50 процентов от общего объема доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, Законом Республики Алтай от 14 декабря 2016 года N 82-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" республиканский бюджет на 2017 год утвержден с профицитом (без учета снижения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета) с целью направления суммы превышения доходов республиканского бюджета над его расходами на погашение долговых обязательств.
Также в истекшем периоде 2017 года в целях оптимизации долговой нагрузки на республиканский бюджет приняты следующие меры:
привлечены среднесрочные бюджетные кредиты из федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств Республики Алтай в виде обязательств по бюджетным кредитам;
за счет временно свободных остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета осуществлялось досрочное погашение бюджетных кредитов.
Кроме того, в целях сокращения государственного долга исполнительными органами государственной власти Республики Алтай на постоянной основе реализовывались и продолжают реализовываться мероприятия, направленные на оптимизацию бюджетных расходов и увеличение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.
В частности, реализуется План мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Алтай и муниципальных образований в Республике Алтай (Программа оптимизации расходов республиканского бюджета Республики Алтай) на 2015-2019 годы, утвержденный распоряжением Правительства Республики Алтай от 31 марта 2015 года N 144-р.
Республикой Алтай не допускалось превышение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации в отношении объема государственного долга субъекта Российской Федерации.
Просроченная задолженность по долговым обязательствам Республики Алтай отсутствует.
В целом проводимая долговая политика позволила повысить сбалансированность и устойчивость республиканского бюджета.
По итогам 2017 года ожидается выполнение в полном объеме обязательств, принятых Республикой Алтай по полученным в 2015-2017 годах из федерального бюджета бюджетным кредитам для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы
Безусловным приоритетом для Республики Алтай является выполнение Республикой Алтай всех обязательств, принятых по ранее полученным из федерального бюджета бюджетным кредитам для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
В этой связи одним из основных факторов, определяющих направления долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы, будет являться необходимость выполнения условий, заключенных в 2015-2017 годах Правительством Республики Алтай с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Республики Алтай из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Алтай в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Возможное не достижение планируемых объемов поступлений налоговых доходов республиканского бюджета и необходимость реализации при этом приоритетных расходных обязательств, в том числе обозначенных Президентом Российской Федерации, также будет оказывать влияние на характер проводимой долговой политики, поскольку недопоступление доходов потребует изыскания дополнительных источников для погашения ранее принятых долговых обязательств.
IV. Цели и задачи долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы
Основной целью долговой политики Республики Алтай на ближайшие три года будет являться обеспечение потребностей Республики Алтай в заемном финансировании, своевременное исполнение долговых обязательств Республики Алтай при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем возможность гарантированного выполнения Республикой Алтай обязательств по его погашению и обслуживанию, позволяющем при этом решать неотложные задачи по достижению целей, поставленных в посланиях и указах Президента Российской Федерации.
Основными задачами долговой политики в 2018-2020 годах будут являться:
1) последовательное ежегодное снижение показателя соотношения объема государственного долга к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018-2020 годы;
2) оптимизация структуры государственного долга с целью минимизации стоимости его обслуживания, обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств по кредитам, полученным от кредитных организаций;
3) своевременное и в полном объеме выполнение принятых обязательств по погашению и обслуживанию долговых обязательств Республики Алтай;
4) соблюдение предельных ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также целевых показателей, установленных государственной программой Республики Алтай "Управление государственными финансами", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 28 сентября 2012 года N 252, в отношении объема государственного долга субъекта Российской Федерации и расходов на его обслуживание;
5) обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики Республики Алтай и доступности информации о государственном долге;
6) выполнение условий, заключенных в 2015-2017 годах Правительством Республики Алтай с Министерством финансов Российской Федерации соглашений о предоставлении бюджету Республики Алтай из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Республики Алтай в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
V. Основные мероприятия долговой политики Республики Алтай в 2018-2020 годах
Достижение целей и решение задач долговой политики Республики Алтай в 2018-2020 годах будет обеспечиваться посредством реализации следующих мероприятий:
1) принятие бездефицитного республиканского бюджета (республиканский бюджет будет утверждаться с дефицитом только в случае утверждения в качестве источников его финансирования поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и (или) снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации);
2) направление части налоговых и неналоговых доходов, фактически полученных при исполнении республиканского бюджета сверх утвержденного законом Республики Алтай о республиканском бюджете объема указанных доходов, на замещение государственных заимствований Республики Алтай, привлекаемых для погашения долговых обязательств Республики Алтай;
3) приостановление предоставления государственных гарантий Республики Алтай;
4) направление временно свободных остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета на досрочное погашение долговых обязательств;
5) использование механизма привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах республиканского бюджета за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета;
6) привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях рефинансирования долговых обязательств, подлежащих погашению в 2018-2020 годах;
7) осуществление постоянного мониторинга соответствия параметров государственного долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;
8) принятие мер, направленных на увеличение доходов республиканского бюджета;
9) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;
10) осуществление государственных заимствований Республики Алтай в объеме, не превышающем потребность в средствах для погашения ранее принятых долговых обязательств.
Реализация мероприятий по оптимизации долговой нагрузки на республиканский бюджет будет продолжена в соответствии с Планом мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Алтай и муниципальных образований в Республике Алтай (Программой оптимизации расходов республиканского бюджета Республики Алтай) на 2015-2019 годы, утвержденным распоряжением Правительства Республики Алтай от 31 марта 2015 года N 144-р.
VI. Основные риски, связанные с реализацией долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы
Основными рисками при реализации долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы являются:
1) процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов республиканского бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок;
2) риск не достижения планируемых объемов поступлений налоговых доходов республиканского бюджета;
3) риск рефинансирования - вероятность невозможности осуществления новых заимствований на приемлемых условиях для погашения накопленного долга.
Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Республики Алтай, является осуществление достоверного прогнозирования доходов республиканского бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по привлечению заемных средств на основе анализа перспектив рефинансирования имеющихся обязательств с использованием результатов мониторинга конъюнктуры долгового рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Алтай от 11 октября 2017 г. N 554-р "Об Основных направлениях долговой политики Республики Алтай на 2018-2020 годы"
Настоящее распоряжение вступает в силу с 11 октября 2017 г.
Текст распоряжения официально опубликован не был