На основании решения Коллегии Министерства образования и науки Республики Алтай N 4/4 от 19 декабря 2017 года приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ) в Республике Алтай.
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием рекомендовать:
2.1 разработать муниципальные Положения о мониторинге реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ в срок до 27 декабря 2017 года;
2.2. включить в "дорожные карты" по внедрению ФГОС ОВЗ проведение мониторинговых исследований в соответствии циклограммой в срок до 1 февраля 2018 года.
3. Региональному учебно-методическому объединению по общем образованию в Республике Алтай включить в план работы на 2018 год мероприятия по подготовке и проведению мониторинга реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах Республики Алтай.
4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра образования и науки Республики Алтай О.Б. Болтошеву.
Министр |
А.В. Бондаренко |
Утверждено
приказом Министерства
образования и науки
Республики Алтай
от 20.12.2017 N 2131
Положение
О мониторинге реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Республике Алтай
1. Общие положения
Объектом мониторинга реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС ОВЗ) является процесс реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования обучающихся с ОВЗ Республики Алтай (далее - АООП НОО обучающихся с ОВЗ).
Мониторинг - система сбора, анализа, обработки и хранения информации о реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
1.1. Мониторинг реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ охватывает весь цикл освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ Республики Алтай.
1.2. Мониторинг является функцией управления и ориентирован на информационное обеспечение всех участников образовательных отношений о процессе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в Республике Алтай.
1.3. Мониторинговые исследования являются систематическими и стандартизированными.
1.4. Мониторинговые исследования базируются на различных методах сбора информации:
статистические исследования образовательного процесса;
анализ контрольных работ;
проведение диагностических работ независимой оценки качества образования, организуемых федеральными и региональными центрами качества образования;
экспертные опросы, ранжирование;
опросы (тестирование, анкетирование) педагогического и административного состава, опросы родителей/законных представителей обучающихся. В опросах могут принимать участие обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья Республики Алтай.
1.5. Проведение мониторинга реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ориентировано на основные аспекты качества образования и включает группы показателей, позволяющих оценить:
- качество условий (нормативно-правовых, организационных, материально-технических, кадровых, информационных, научно-методических, и других) для осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- качество образовательных результатов деятельности общеобразовательных организаций Республики Алтай
1.6. Мониторинг - многокомпонентная система, включающая:
ежегодную экспертизу готовности к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ первого класса;
мониторинг организации внеурочной деятельности обучающихся, включая коррекционные курсы;
диагностику образовательных достижений обучающихся с ОВЗ, включающую анализ предметных и метапредметных результатов в соответствии с вариантом АООП НОО;
систему экспертизы формирования личностных результатов обучающихся.
1.7. Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами федерального уровня и настоящим Положением.
2. Цели и задачи мониторинга
2.1. Цель мониторинга: обеспечение педагогов и администрации общеобразовательных школ Республики Алтай качественной и своевременной информацией, необходимой для оптимальной реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
2.2. Задачи мониторинга:
получение объективной адекватной информации об образовательной ситуации в общеобразовательных школах Республики Алтай в ходе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
получение объективных данных о качестве образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
получение объективных данных о качестве условий для осуществления образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
получение данных, позволяющих оценить рациональность педагогических средств и педагогических технологий, используемых в образовательном процессе при реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
формирование официальных отчетов, обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности общеобразовательных школ по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
3. Принципы мониторинга
В основу мониторинга положены следующие принципы:
единство форм, методов, целей и содержания мониторинга в ходе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о ходе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
принцип комплексности, обеспечивающий интеграцию количественной и качественной информации, характеризующей процесс;
принцип открытости, прозрачности процедур оценки хода реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ, доступности информации о состоянии и качестве образовательного процесса для различных групп потребителей;
принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
принцип инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию;
принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки эффективности реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
4. Организационная и функциональная структура мониторинга
4.1. Организационной структурой, ответственной за осуществление мониторинга, является Региональное учебно-методическое объединение по общему образованию во главе с заместителем министра образования РА, курирующим вопросы реализации ФГОС ОВЗ, с привлечением БОУ РА "Центр психолого-медико-социального сопровождения", БУ РА "Республиканский центр оценки качества образования", БУ ДПО РА "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай", БПУО РА "Горно-Алтайский педагогический колледж", членов координационного совета по вопросам организации инклюзивного образования МО управления образованием и общеобразовательных организациях, подведомственных Министерству образования.
4.2. Ответственные за осуществление мониторинга выполняют следующие функции:
- разрабатывают локальные акты, регулирующие проведение мониторинга, утверждаемые приказом Министерства, и контролируют их исполнение;
- организуют проведение мониторинга, обеспечивают на основе адаптированных образовательных программ начального общего образования проведение в образовательных организациях контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований, составляющих предмет мониторинга;
- принимают управленческие решения по осуществлению реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на основе анализа результатов мониторинга;
- осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- обеспечивают представление информации о ходе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- формируют информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга;
- участвуют в разработке методики проведения мониторинга;
- участвуют в разработке и обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику процессов реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
- участвуют в разработке критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов по реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ;
- проводят экспертизу организации, содержания и результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ОВЗ и формируют предложения по их совершенствованию;
- готовят предложения для МО управления образованием по выработке управленческих решений по результатам мониторинга;
- принимают участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации учебного процесса в образовательной организации;
- участвуют в оценке качества и результативности труда педагогов, содействуют организации повышения квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив в реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
4.3. Периодичность мониторинговых исследований, формы и сроки сбора и представления информации определяются на основе циклограммы.
4.4. Лица, осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации. Лица, организующие мониторинг, несут персональную ответственность за обработку, анализ, необходимую конфиденциальность и использование данных мониторинга при принятии управленческого решения.
5. Показатели и индикаторы мониторинга
5.1. Комплекс показателей и индикаторов мониторинга, используемых для анализа качества образовательных результатов в ходе реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, включает в себя:
- уровень и качество учебных достижений обучающихся с ОВЗ, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (базовых учебных действий) учащихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- уровень социализации обучающихся: сформированность компетенций, социального опыта, позволяющих адаптироваться в социуме;
- личностные достижения обучающихся с ОВЗ;
- уровень и качество организации внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- уровень качества проведения коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ;
- соответствие показателей качества результатов обучения и воспитания нормативным требованиям и запросам потребителей образовательных услуг.
5.2. Комплекс показателей и индикаторов ресурсного обеспечения и условий реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ:
уровень развития материально-технической базы, соответствие требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к условиям реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
обеспеченность участников образовательных отношений учебно-методическими материалами, справочной литературой, современными источниками информации;
кадровое обеспечение образовательного процесса.
5.3. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива школы, Учредителя, Министерства образования и науки Республики Алтай.
5.4. Результаты мониторинга являются основанием для принятия управленческих решений на уровне Учредителя.
6. Этапы мониторинга
При проведении мониторинга могут использоваться следующие методы и процедуры:
Подготовительный этап:
- постановка цели мониторингового исследования;
- формирование информационных блоков;
- формирование блоков контроля;
- разработка планов-проектов диагностики.
Практический этап:
- сбор информации;
- инструментальное обследование;
- тестирование;
- анкетирование;
- наблюдение;
- собеседование;
- посещение уроков и занятий различных видов внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ;
- контрольные работы;
- проверочные работы.
Аналитический этап:
- систематизация информации;
- анализ информации;
- формулировка выводов;
- разработка рекомендаций.
Отчет о проведении мониторинга реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ размещается на сайте Министерства образования и науки Республики Алтай
7. Порядок принятия и срок действия Положения
7.1. Данное Положение рассматривается и принимается на коллегии Министерства образования и науки РА и утверждается приказом Министерства образования и науки РА.
7.2. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок и вступает в силу с момента его утверждения.
7.3. Данное Положение может быть изменено и дополнено в соответствии с вновь изданными нормативными актами Министерства образования и науки РФ только решением коллегии Министерства образования и науки РА.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Алтай от 20 декабря 2017 г. N 2131 "Об утверждении Положения о мониторинге реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Республике Алтай"
Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был