Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
и науки Республики Алтай
от 17 января 2019 г. N 54
Порядок
формирования предметных комиссий Республики Алтай при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2019 году
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок формирования предметных комиссий Республики Алтай при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1.1.1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
1.1.2. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 г. N 755 "О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования";
1.1.3. приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 июня 2018 г. N 831 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы";
1.1.4. приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования";
1.1.5. приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования";
1.1.6. методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 декабря 2018 года N 10-987.
1.2. В Порядке формирования ПК РА при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА) отражены:
- требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ГИА (для присвоения статуса);
- порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;
- описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;
- показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения (для присвоения статуса);
- порядок формирования ПК РА;
- порядок проведения анализа работы ПК РА.
1.3. Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК РА устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне в соответствии с планом-графиком проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК РА (приложение 1).
2. Статусы экспертов ПК РА
2.1. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.
Ведущий эксперт - статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю председателя ПК РА, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК РА по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК РА, в том числе в качестве третьего эксперта.
Старший эксперт - статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК РА, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК РА по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК РА) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.
Основной эксперт - статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК РА.
2.2. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:
1) требованиям к экспертам, определенным настоящим Порядком;
2) требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов;
3) требованиям к результатам квалификационного испытания;
4) требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.
3. Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях
3.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов используется система согласования и совершенствования подходов к оцениванию (далее - система). Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на федеральном и региональном уровнях.
а) На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
- в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке КИМ обсуждение и выработку подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК РА при оценивании;
- оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;
- анализ результатов оценивания.
б) На региональном уровне система включает:
- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК РА. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус "ведущий эксперт", и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов в предыдущие годы;
- обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК РА непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из Регионального центра обработки информации (далее - РЦОИ).
3.2. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на федеральном уровне организуются Федеральным институтом педагогических измерений (далее - ФИЛИ).
3.3. Мероприятия по согласованию и совершенствованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются Министерством образования и науки Республики Алтай (далее - Минобрнауки РА), БУ РА "РЦОКО". Подготовка экспертов проводится в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ и ОГЭ, размещенных на официальном сайте ФИЛИ (www.fipi.ru) и образцов развернутых ответов участников ГИА прошлых лет, предоставленных РЦОИ.
4. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам
4.1. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК РА (кроме председателя ПК РА), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК РА присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.
4.2. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.
Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются в соответствии с п. 38 Порядка ГИА-11, п. 29 Порядка ГИА-9:
- наличие высшего образования;
- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
- наличие опыта работы в качестве учителя и (или) преподавателя в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
- наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном Минобрнауки РА.
4.3. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" необходим опыт организационной работы в ПК РА или ГЭК РА. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК РА входит менее 10 человек. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК РА и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу "ведущий эксперт", присваивается статус "старший эксперт".
4.4. Статусы "ведущий эксперт" и "старший эксперт" могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса "ведущий эксперт" опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК РА по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в Республике Алтай не создавалась ПК РА по соответствующему учебному предмету).
4.5. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний для присвоения экспертам каждого из статусов, должны соответствовать следующим значениям:
Предмет |
Максимальное значение показателя |
||
Ведущий эксперт |
Старший эксперт |
Основной эксперт |
|
Русский язык Иностранные языки |
10% |
15% |
25% |
Обществознание Литература Родной язык Родная литература |
|
|
|
Биология |
10% |
15% |
20% |
История | |||
Физика |
5% |
7% |
10% |
Химия | |||
Информатика и ИКТ | |||
География | |||
Математика |
1% |
5% |
7% |
Показатель: процент заданий/критериев оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.
Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.
|
Максимальное значение показателя |
Ведущий эксперт |
0 |
Старший эксперт |
0 |
5. Организация квалификационного испытания
5.1. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету (за исключением предметов "Родной язык", "Родная литература") проводятся с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов "Эксперт ЕГЭ" (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИЛИ). По предметам "Родной язык", "Родная литература" используются ресурсы, разработанные на региональном уровне.
5.2. Основанием для допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания является освоение ими соответствующей образовательной программы подготовки с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, ОГЭ, размещенных на официальном сайте ФИЛИ (www.fipi.ru).
5.3. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.
5.4. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК РА и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.
6. Порядок привлечения экспертов к работе в ПК РА
6.1. ПК РА формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:
Председатель ПК РА назначается Минобрнауки РА по согласованию с Рособрнадзором, председателю ПК РА присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.
Заместителем (-ями) председателя ПК РА может быть назначен только эксперт, имеющий статус ведущего эксперта.
Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году.
Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленным баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника экзаменов может привлекаться только эксперт ПК РА, которому в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющий опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.
Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Минобрнауки РА, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус "ведущий эксперт" или "старший эксперт", имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.
7. Перечень направлений для анализа работы ПК РА
7.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников экзаменов проводится анализ работы ПК РА.
7.2. Анализ работы ПК РА проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ, а также Рособрнадзором и уполномоченными Рособрнадзором организациями (ФИЛИ и ФЦТ).
В целях обеспечения проведения анализа работы ПК РА группе экспертов, анализирующих работу ПК РА, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном Минобрнауки РА.
7.3. Анализ работы ПК РА проводится в целях оптимизации работы ПК РА по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.
7.4. При анализе работы ПК РА необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК РА:
1) Условия проведения проверки:
- нахождение ПК РА в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК РА. Помещения исключают возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа;
- количество аудиторий при работе ПК РА;
- проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);
- работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК РА при работе ПК РА, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/ аудитории;
консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);
- наличие специально оборудованного в помещениях ПК РА рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов;
востребованность этого рабочего места;
- прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК РА).
2) Количество и доля экспертов ПК РА, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.
3) Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК РА таких экспертов).
4) Общее количество проверок, проведенных ПК РА (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению Минобрнауки РА).
5) Общее количество экспертов ПК РА, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
6) Общее количество экспертов ПК РА, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.
7) Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции.
8) Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
9) Доля работ, направленных на третью проверку после проверки в ПК РА, т.е. без учета пустых экзаменационных работ (средний показатель по всех комиссии).
10) Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов "доля работ, направленных на третью проверку".
11) Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.
12) Перечень экспертов, регулярно (более, чем 5% проверяемых экзаменационных работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:
- случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов;
анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК РА, исключение из ПК РА, иное);
Пример 1.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
6 |
Эксперт 2 |
2 |
3 |
1 |
1 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
17 |
В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6=11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК РА. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.
- случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания;
анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК РА, исключение из ПК РА, иное);
Пример 2.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
2 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
11 |
Эксперт 3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
2 |
11 |
В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.
- случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания;
анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК РА, исключение из ПК РА, иное);
Пример 3.
N позиции оценивания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Сумма баллов |
Эксперт 1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
11 |
Эксперт 2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Итог |
0 |
1 |
1 |
0 |
3 |
3 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
12 |
Эксперт на апелляции |
2 |
3 |
1 |
0 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
19 |
В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.
- другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели;
анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК РА, исключение из ПК РА, иное).
13) Результаты выборочной экспертизы председателем результатов оценивания развернутых ответов экспертами, показавших рассогласованную работу при проведении оценивания.
14) Плановое количество экспертов ПК РА в 2019 году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК РА при проведении квалификационных испытаний.
15) Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК РА, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
16) Основные выводы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.