Решение Калининградского областного суда от 22 декабря 2014 г. N 3-49/2014
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению В.А.С., М.А.А. об оспаривании нормативного правового акта Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области", установил:
Законом Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" установлены правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Калининградской области. Данный закон опубликован 28.12.2013 в газете "Калининградская правда" N (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") и вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования Собственники жилых помещений в г. Калининграде В.А.С., М.А.А. обратились в суд с заявлением об оспаривании указанного выше закона, ссылаясь на то, что п.п. 1 п. 1 ст. 10 указанного выше закона, и другие положения оспариваемого нормативного правового акта противоречат статье 16 Закона Российской Федерации от 7 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которой предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме. Указанным выше законом обязанность по финансированию капитального ремонта таких жилых помещений неправомерно возложена на их собственников, что следует из нормы о том, что дома, в которых капитальный ремонт не был произведён на дату приватизации первого жилого помещения, включаются в региональную программу по капитальному ремонту в первую очередь.
Кроме того, взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является налогом, необоснованно взимаемым с собственников жилых помещений вопреки требованиям Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании В.А.С., её представитель - У.Н.О., М.А.А., его представитель - адвокат Д.В.И. заявление поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель Калининградской областной Думы - К.Е.К., представитель Губернатора Калининградской области - Г.Е.Ю. с заявлением не согласились. Считают, что оспоренный Закон Калининградской области принят Калининградской областной Думой в пределах компетенции и действующему законодательству не противоречит.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
На основании пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166-191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 167 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и должны устанавливать минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусмотреть создание регионального оператора и решить вопрос о формировании его имущества, порядке его деятельности.
Таким образом, Жилищным кодексом РФ на законодательный орган субъекта Российской Федерации возложена обязанность по принятию нормативных правовых актов, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Из содержания Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" следует, что он устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам, порядок деятельности регионального оператора системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, порядок выполнения региональным оператором своих функций и порядок осуществления им финансирования капитального ремонта, а также иные положения, необходимые для организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области.
Таким образом, оспоренный нормативный правовой акт принят Калининградской областной Думой в пределах компетенции во исполнение прямого указания, содержащегося в жилищном законодательстве Российской Федерации.
Нельзя согласиться с утверждениями заявителей о противоречии отдельных положений указанного выше Закона Калининградской области статье 16 Закона Российской Федерации от 7 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 1. Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области" установлено, что в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта.
Заявители полагают, что данной нормой обязанность по проведению капитального ремонта, возложенная Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" на бывшего наймодателя, неправомерно передана собственникам помещений в многоквартирных жилых домах.
Однако такие доводы не соответствую действующему законодательству.
Обязанность по финансированию капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома возложена статьями 154, 158, 169 Жилищного кодекса РФ на собственников помещений в многоквартирных жилых домах, федеральный законодатель не предусмотрел правовых оснований для освобождения от уплаты взносов на капитальный ремонт собственников жилых помещений, расположенных в домах, которым требовался капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения.
Положения пункта 1 пункта 1 статьи 10 1. Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. полностью согласуются с предписаниями части 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости установления в региональной программе очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям; в первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно быть предусмотрено проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта. Данная норма практически дословно воспроизводит правила, установленные Жилищным кодексом РФ.
Исходя из положений ч. 2 ст. 5 Жилищного кодекса РФ, данный кодекс имеет приоритет над другими нормами законодательства, регулирующими жилищные отношения, которые не должны противоречить Жилищному кодексу. Вопросы соответствия норм Жилищного кодекса РФ Конституции РФ отнесены к компетенции Конституционного Суда РФ.
Статьёй 16 Закона Российской Федерации от 7 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта. Однако эта норма не регулирует вопросы, указанные в п.п. 1 п. 1 ст. 10 оспоренного Закона, поскольку имеются специальные нормы, регулирующие правоотношения по формированию фонда капитального ремонта, по уплате взносов на капитальный ремонт и включению многоквартирных жилых домов в соответствующую региональную программу капитального ремонта. В связи с изложенным п.п. 1 п. 1 ст. 10 Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. федеральному законодательству не противоречит.
Так как по изложенным выше основаниям заявителями оспорена не конкретная норма Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области", а весь нормативный правовой акт, производство по делу в данной части не может быть прекращено.
Дословное воспроизведение в региональном нормативном акте положений закона, имеющего большую юридическую силу, не влечёт безусловного прекращения производства по делу в случае оспаривания такой нормы. Решение принимается судом в зависимости от оснований заявления об оспаривании нормативного правового акта и содержащихся в таком заявлении требований (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 48 от 29 ноября 2007 г. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, Определение Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 13-АПГ14-23).
Противоречат закону и ссылки заявителей на то, что установленный оспоренным законом взнос на капитальный ремонт является налогом, не предусмотренным налоговым кодексом РФ.
Статьёй 8 Налогового кодекса РФ установлено, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Доводы заявителей на то, что проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома относится к обязанностям государства, которое неправомерно переложило их на собственников помещений в многоквартирных домах, введя для этого дополнительный налог, противоречат действующему законодательству.
Из предписаний статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 210, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, поэтому собственники несут бремя содержания принадлежащего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Положениями статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В силу требований частей 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Таким образом, оспариваемый региональный акт права собственников приватизированных квартир не нарушает, поскольку их доля в праве на общее имущество многоквартирного жилого дома и доля обязательных расходов на содержание общего имущества определены федеральным законодателем.
Взносы на капитальный ремонт имущества входят в структуру платы за жилое помещение (п. 2 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса РФ)
Непосредственно соответствующий вид платежа, а также обязанность по его уплате введены статьей 169 Кодекса, положения которой продублированы в статье 4 Закона области. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Таким образом, уплата взносов на капитальный ремонт связана с необходимостью осуществления капитального ремонта многоквартирного жилого дома и включением его в соответствующую региональную программу.
Согласно статье 36.1 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, предназначенном для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и открытом в кредитной организации, и сформированные за счет взносов на капитальный ремонт, процентов, уплаченных в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате таких взносов, и начисленных кредитной организацией процентов за пользование денежными средствами на специальном счете. Доля собственника помещения в многоквартирном доме в праве на денежные средства, находящиеся на специальном счете, пропорциональна суммарному размеру взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственником такого помещения и предшествующим собственником такого помещения. Право собственника помещения в многоквартирном доме на долю денежных средств, находящихся на специальном счете, следует судьбе права собственности на такое помещение.
Статьёй 20 Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. установлено, что владельцем специального счета, на котором аккумулируются взносы на капитальный ремонт, может быть: товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управляющая организация. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета.
Денежные средства со специального счёта могут быть израсходованы исключительно на капитальный ремонт многоквартирного дома (статья 22 указанного выше Закона Калининградской области).
Данные платежи не включены в доходную часть регионального и местных бюджетов.
Таким образом, у взносов на капитальные ремонт жилых домов отсутствуют такие признаки как безвозмездность и направление их на финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Следовательно, взносы на капитальный ремонт не являются налогом.
Нельзя согласиться с доводами о необоснованности определения законом минимального размера взноса на капитальный ремонт.
В части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт, ремонт крыши, в том числе переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройство выходов на кровлю, ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, утепление и ремонт фасада, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), ремонт фундамента многоквартирного дома.
Установление минимального размера взноса на капитальный ремонт в силу пункта 8.2 статьи 13 Жилищного кодекса РФ относится к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законом области (статья 4) на основании статей 156, 167 Кодекса определено, что минимальный размер взноса устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, с учетом типа и этажности многоквартирного дома, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного Кодексом и статьей 12 Закона области перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Установив минимальный размер взноса на капитальный ремонт на первый год реализации региональной программы капитального ремонта в сумме <данные изъяты> руб. на один квадратный метр общей площади помещения, региональный законодатель действовал в пределах своей компетенции.
Оснований для удовлетворения заявлений В.А.С., М.А.А. нет.
Руководствуясь ст. ст. 194, 195, 196, 197, 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Отказать В.А.С., М.А.А. в удовлетворении заявления об оспаривании нормативного правового акта Закона Калининградской области N 293 от 26 декабря 2013 г. "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 22 декабря 2014 г. N 3-49/2014
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании