Определение Калининградского областного суда от 20 октября 2015 г.
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ИП М.О.Б. об оспаривании в части приказа Министерства здравоохранения Калининградской области N от 15.09.2015 г., установил:
Приказом Министерства здравоохранения Калининградской области N от 15.09.2015 г. постановлено:
Начальнику ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области" (Ф.) с 01 ноября 2015 года осуществлять выдачу медицинских свидетельств о смерти, тел умерших граждан:
1) супругу, близким родственникам, иным родственникам, при наличии соответствующих документов, подтверждающих родство с умершим гражданином;
2) законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, при наличии нотариально оформленной доверенности и документа, подтверждающего наличие договорных отношений.
2. Разработать и утвердить порядок по выдаче медицинских свидетельств о смерти и тел умерших граждан и представить на согласование в Министерство здравоохранения Калининградской области в срок до - 25 сентября 2015 года.
3. Проводить разъяснительную работу с гражданами и организациями по вопросам выдачи медицинских свидетельств о смерти, тел умерших граждан - постоянно.
4. Разместить на информационных стендах, на сайте ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области" перечень необходимых документов, при наличии которых осуществляется выдача медицинских свидетельств о смерти, тел умерших граждан в срок - до 01 октября 2015 года.
ИП М.О.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании данного приказа как нормативного правового акта в части указания на выдачу медицинских свидетельств о смерти и тел умерших при наличии нотариально удостоверенной доверенности, указав, что приказ в данной части противоречит федеральному законодательству и нарушает его право на осуществление предпринимательской деятельности по оказанию ритуальных услуг.
В судебном заседании представители Правительства Калининградской области Н.М.А., Министерства здравоохранения Калининградской области П.М.С. поставили вопрос о прекращении производства по настоящему делу в связи с подведомственностью дела арбитражному суду.
Представитель ИП М.О.Б. - адвокат Л.М.В. возражала против прекращения производства по делу.
Прокурор М.Г.И. полагает настоящее дело не подлежащим рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Нахожу дело по настоящему заявлению подлежащим прекращению.
Частью 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и п. 5 ч. 1 ст. 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена возможность исправления судебных ошибок, допущенных на стадии принятия заявления, путём прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения.
Суд полагает, что при ошибочном принятии заявления с нарушением требований ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по делу может быть прекращено с применением по аналогии пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства РФ судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд считает, что настоящее заявление ошибочно принято к производству суда.
На основании постановления Правительства Калининградской области от 12.10.2009 г. N 599 "О перечне государственных учреждений Калининградской области, находящихся в ведомственной подчиненности Министерства здравоохранения Калининградской области" ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области" находится в ведомственной подчиненности Министерства здравоохранения Калининградской области.
Оспариваемый приказ Министерства здравоохранения Калининградской области N от 15.09.2015 г. направлен на организацию деятельности учреждения здравоохранения, как подведомственного учреждения в связи, с чем не может нарушать права третьих лиц, в том числе в сфере предпринимательской деятельности.
Наличие индекса л/с в приказе Министерства здравоохранения Калининградской области N от 15.09.2015 г., на основании номенклатуры дел от 25.06.2008 г., утвержденной министром здравоохранения Калининградской области Л., определяет его принадлежность, а именно приказы Министерства здравоохранения Калининградской области по личному составу.
Из п. 1 приказа Министерства здравоохранения Калининградской области от 15.09.2015 г. N следует, что настоящий приказ адресован лично начальнику ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области" Ф.
Оспариваемым приказом Ф. дано указание (поручение) разработать и утвердить порядок по выдаче медицинских свидетельств о смерти и тел умерших граждан и представить на согласование в Министерство здравоохранения Калининградской области в срок до 25 сентября 2015 г., проводить разъяснительную работу с гражданами и организациями, разместить на стенде учреждения необходимую информацию, то есть приказ в совокупности направлен на регулирование работы подчиненного Министерству здравоохранения Калининградской области учреждения, адресован лично его руководителю и не содержит обязательных неопределённого круга лиц для правил поведения.
Издание данного приказа обусловлено существенными недостатками в работе ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области".
Во исполнение указания Министерства здравоохранения Калининградской области начальником ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области" Ф. издан приказ от 25.09.2015 г. N "Об утверждении инструкции по выдаче медицинских свидетельств о смерти, трупов умерших граждан".
Данный приказ не регулирует осуществление предпринимательской деятельности и прав ИП М.О.Б. не затрагивает.
Как следует из выписки единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей одним из основных видов деятельности ИП М.О.Б. является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг обозначенная кодом 93.03.
Согласно "Общероссийского классификатора видов экономической деятельности" принятого и введённого в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и методологии от 22.11.2007 г. N 329-ст кодом 93.03 установлен вид деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, а именно: захоронение и кремацию трупов людей и животных и связанную с этим деятельность, подготовку к захоронению или кремации, бальзамирование и услуги, предоставляемые похоронными бюро, предоставление услуг, связанных с захоронением или кремацией, сдачу в аренду оборудованных ритуальных залов, сдачу в аренду или продажу мест для захоронения и т.п.
Вместе с тем оказание услуг по подготовке документов для регистрации факта смерти граждан, представление интересов граждан в государственных учреждениях, а также консультативная помощь гражданам по оформлению документов в связи со смертью родственников не является деятельностью ИП М.О.Б.
Представление интересов граждан в государственных органах является одним из видов предпринимательской деятельности (код 74.11), однако данная деятельность не является видом деятельности ИП М.О.Б. в связи с чем оспариваемый приказ Министерства здравоохранения Калининградской области N от 15.09.2015 г. не затрагивает права истца в осуществлении предпринимательской деятельности.
Лично ИП М. в ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Калининградской области" с требованием о выдаче медицинского свидетельства о смерти гражданина или тела для захоронения не обращался, в связи с чем его права оспоренным приказом затронуты не были. Оспариваемый приказ в отношении ИП М.О.Б. не применялся.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст. 2, 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
Прекратить производство по заявлению ИП М.О.Б. об оспаривании в части приказа Министерства здравоохранения Калининградской области N от 15.09.2015 г.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда в течение 15 дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Калининградского областного суда от 20 октября 2015 г.
Текст определения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании