Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" об оспаривании в части приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2015 года N 195-10окк/15 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы", установил:
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2015 года N 195-10окк/15 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы" установлены:
- тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года с календарной разбивкой согласно приложению N 1;
- долгосрочные параметры регулирования тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на этот же период времени согласно приложению N 2, включая размер операционных расходов.
Данный приказ официально опубликован в ежедневной газете "Калининградская правда" N 239 от 23 декабря 2015 года.
МП КХ "Водоканал" обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на необоснованное исключение Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области из состава операционных расходов МП КХ "Водоканал" затрат, связанных с эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, ожидаемых к вводу в эксплуатацию в 2016 году, что привело к занижению тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы и что исключает возможность учесть экономически обоснованные затраты, связанные с эксплуатацией введенных в эксплуатацию в 2016 году очистных сооружений по Балтийскому шоссе в г. Калининграде и Московской насосной станции на Московском проспекте в г. Калининграде, в регулируемых периодах - 2017 и 2018 годы - ввиду законодательного запрета на пересмотр региональным органом регулирования тарифов долгосрочных параметров регулирования тарифов.
В судебном заседании представитель МП КХ "Водоканал" - К.А.А. заявленные требования уточнил и просил признать недействующим и не подлежащим применению оспариваемый приказ в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и операционных расходов, установленных на период с 25 декабря 2016 года по 31 декабря 2018 года, ссылаясь на то, что с 25 декабря 2016 года введенные в эксплуатацию объекты заработают на полную мощность. В целом настаивал на том, что сформированный Службой базовый уровень операционных расходов не учитывает мероприятия, направленные на повышение качества обслуживания абонентов, а также необходимость повышения надежности и эффективности работы систем водоснабжения и водоотведения.
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - С.О.Ю., возражая против административного иска, сослалась на то, что Служба правомерно не учла расходы на содержание и обслуживание оборудования, не введенного в эксплуатацию на момент утверждения тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов, а в случае, если регулируемая организация в течение 2016 года понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, то такие расходы будут учтены Службой при установлении тарифов в очередном периоде регулирования, начиная с 2019 года.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
МП КХ "Водоканал" является организаций, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение и эксплуатирующей объекты водопроводно-канализационного хозяйства на территории г. Калининграда.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности относятся, в частности, в сфере холодного водоснабжения - холодное водоснабжение, в сфере водоотведения - водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод, при этом регулированию подлежат, помимо иных, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение.
Исходя из полномочий, определенных статьей 5 названного Федерального закона, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п. 17 пункта 11 Положения о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Калининградской области отнесено к компетенции Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.п. 17 пункта 12
Как следует из материалов дела, 29 апреля 2015 года МП КХ "Водоканал" обратилось в Службу для установления тарифов на водоснабжение и водоотведение на долгосрочный период 2016-2018 гг. с предложением применить при установлении тарифов метод индексации.
Дополнительные материалы были представлены предприятием 29 сентября 2015 года.
В экономическом обосновании тарифов МП КХ "Водоканал" произведен расчет финансовых потребностей предприятия по действующим объектам.
В то же время в экономическом обосновании тарифов содержится указание о планируемом вводе в эксплуатацию очистных сооружений, ожидаемые затраты которых по пуско-наладке которых в 2015 году составят 50000000 рублей, а расходы на содержание после ввода в эксплуатацию в 2016 году - 39520000 рублей, в 2017 году - 157000000 руб., в 2018 году - 163751000 рублей.
При этом в проект тарифа на 2016 год МП КХ "Водоканал" включило затраты на пуско-наладку в сумме 149544460000 рублей, а в смете расходов на водоотведение указало планируемые расходы на содержание очистных сооружений г. Калининграда (2017 и 2018 годы - по 188544790 рублей в каждом году).
Из выписки из протокола заседания правления Службы от 18 декабря 2015 года видно, что в утверждаемых Службой тарифах учтены затраты только по действующим объектам (л.д. 24-51).
Из материалов дела также следует, что в тарифах на водоотведение, установленных МП КХ "Водоканал" на 2015 и 2016 годы, Службой учтены затраты на работы по пуско-наладке очистных сооружений г. Калининграда в сумме 50000000 руб. и 107552640 руб., а расходы, связанные с эксплуатацией и обслуживанием вновь вводимых объектов, исключены из расходов МП КХ "Водоканал" по мотиву отсутствия решения уполномоченных органов о вводе объектов в эксплуатацию на момент принятия тарифного решения (л.д. 17-19).
Таким образом, Служба частично учла при установлении тарифа на водоотведение затраты по пуско-наладке очистных сооружений и не учла планируемые предприятием расходы на содержание очистных сооружений, произведя расчет тарифов на 2016-2018 годы на основании результатов деятельности предприятия на предыдущие периоды регулирования и сформировав базовый уровень операционных расходов предприятия на 2016 год без учета затрат, связанных с эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения (Московская насосная станция) и водоотведения (очистные сооружения г. Калининграда), ожидаемых к вводу в эксплуатацию в 2016 году.
В связи с отсутствием затрат предприятия на содержание очистных сооружений и Московской насосной станции в составе базового уровня операционных расходов рассчитанные путем индексации операционные расходы на 2017 и 2018 годы также сформированы без учета расходов на эксплуатацию указанных объектов.
После ввода в 2016 году названных объектов в эксплуатацию расходы на их содержание несет МП КХ "Водоканал" за счет собственных и заемных средств.
На основании статьи 4 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 306 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются, в частности, методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра, в том числе, на основании вступившего в законную силу решения суда, предусматривающего необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Невозможность пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов обусловила обращение МП КХ "Водоканал" в суд с настоящим административным иском.
Давая правовую оценку оспариваемому приказу Службы, суд принимает во внимание, что согласно п. 3 Основ ценообразования расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (которая является правопреемником ФСТ России).
В соответствии с п. 11 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э, необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных инвестиционными и производственными программами в течение периода регулирования.
На основании п. 26, 36 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций. Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения рассчитываются в соответствии с методическими указаниями с учетом степени достижения плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения.
С учетом требования подпункта 7 пункта 18 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э, производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
- расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод;
- расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, в том числе состава и свойств сточных вод абонентов, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов и реагентов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод.
Таким образом, необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется не только с учетом величины фактических расходов предприятия за истекший период регулирования, но и исходя из планируемых на очередной период регулирования производственных и других расходов, а объем расходов регулируемой организации должен соответствовать расходам на реализацию планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходам на реализацию иных мероприятий, предусмотренных производственной программой регулируемой организации.
Между тем, сформированный Службой размер операционных расходов МП КХ "Водоканал" не учитывает реализацию планов по введению в эксплуатацию очистных сооружений г. Калининграда и Московской насосной станции, работа которых направлена на улучшение качества услуг водоснабжения и водоотведения.
Оспариваемые тарифы на питьевое водоснабжение и водоотведение установлены Службой с учетом размера операционных расходов, определенного в нарушение приведенных норм законодательства, и вследствие этого не могут быть признаны экономически обоснованными.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, на который ссылается административный ответчик, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), то такие расходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Пункт 12 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года N 1746-э, содержит аналогичную норму.
Однако в таком порядке соответствующие расходы, как правильно утверждает представитель Службы, могут быть учтены только при установлении тарифов на 2019 и последующие годы.
Вместе с тем, по смыслу приведенных положений законодательства возможность включения фактических экономически обоснованных расходов, ранее не учтенных органом регулирования, предусмотрена в отношении расходов, возникновение которых было невозможно предполагать при формировании тарифов на очередной период регулирования.
В тоже время, несвоевременная компенсация экономически обоснованных расходов влечет за собой несение регулируемой организацией дополнительных затрат, связанных с обслуживанием заемных средств, и как следствие - последующий более существенный рост тарифов ввиду необходимости компенсации этих затрат за счет тарифных источников.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что названный приказ Службы в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, и нарушает законные права и интересы административного истца, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, решил:
Административный иск МП КХ "Водоканал" удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2015 года N 195-10окк/15 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы" в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и операционных расходов, установленных на период времени с 25 декабря 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно.
Информацию о принятии решения опубликовать в течение месяца со дня вступления его в законную силу в газете "Калининградская правда".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 15 декабря 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 15 декабря 2016 г. N 3а-133/16 "О признании недействующим Приказа службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18.12.2015 N 195-10окк/15 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы" в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и операционных расходов"
Текст предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании