Решение Калининградского областного суда от 17 августа 2016 г. N 3а-89/16
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Р.И.П. об оспаривании решения Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва) от 4 августа 2016 года N 24/159-4 "О регистрации К.А.Т. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу N 6", установил:
Постановлением Калининградской областной Думы от 16 июня 2016 года N 182 назначены выборы депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Решениями Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва) от 4 августа 2016 года N 24/159-4 и от 6 августа 2016 года N 25/167-4 кандидатами в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу N 6 зарегистрированы К.А.Т. и Р.И.П.
Р.И.П., обратился в суд 8 августа 2016 года с административным иском об оспаривании решения избирательной комиссии от 4 августа 2016 года N 24/159-4 о регистрации К.А.Т. кандидатом в депутаты, ссылаясь на то, что поданное К.А.Т. заявление о согласии баллотироваться не соответствует пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав...", Приложению N 3 к Методическим рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов..., утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 11 июня 2014 года N 235/1486-6, что, по мнению административного истца, является основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным п.п. "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Р.И.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель Р.И.П. - К.В.П. заявленные требования поддержал и дополнил основания административного иска, ссылаясь также на то, что в нарушение п.п. "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ К.А.Т., менявший фамилию в 1987 году, не представил в избирательную комиссию соответствующий документ об этом, в Сведениях о размере и об источниках доходов К.А.Т. не заявил об участии в 8 коммерческих организациях, что влечет за собой отказ в регистрации кандидата по основаниям, предусмотренным п.п. "в", "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ. Также поставил вопрос об отмене оспариваемого решения избирательной комиссии по мотиву непредоставления кандидатом К.А.Т. документов, подтверждающих заявленные им 26 июля 2016 года сведения об отсутствии счетов в иностранных банках за пределами Российской Федерации (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ), при первоначальном заявлении 9 июля 2016 года в Сведениях о размере и об источниках доходов данных о хранении денежных средств на счете в банке Испании.
Председатель Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва) - Г.А.П., а также привлеченный к участию в деле в качестве административного соответчика К.А.Т. и его представитель С.Д.А. просили в административном иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований по мотиву непредставления кандидатом документа о смене фамилии, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных, в частности, пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.п. "в"); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (п.п. "в.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом (п. п. "в.2").
Предусмотренный законом перечень документов, необходимых для уведомления о выдвижении избирательным объединением по одномандатному избирательному округу кандидата в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и для регистрации кандидата, включает в себя, в частности, заявление о согласии баллотироваться (пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ), если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов (п. п. "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ), сведения о размере и об источниках доходах кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону N 67-ФЗ (пункт 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ), документ об отсутствии счетов (вкладов) в иностранных банках (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ).
Как следует из материалов дела, К.А.Т. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 (л.д. 72-73).
При этом в заявлении, помимо иных необходимых сведений, имеется указание на обязанность К.А.Т. в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Калининградской областной Думы, что соответствует требованиям пункта 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.
Также в заявлении о согласии баллотироваться содержится подтверждение К.А.Т. того, что он не давал согласия другому избирательному объединению на включение его в состав списка кандидатов, на выдвижение его кандидатом по избирательному округу и не выдвигал свою кандидатуру в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва, что согласуется с нормами, содержащимися в пунктах 9 и 10 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ и положениями пункта 5 статьи 46 Уставного закона Калининградской области от 29 сентября 2010 года N 497 "О выборах депутатов Калининградской областной Думы".
В этой связи суд полагает ошибочными ссылки административного истца на несоответствие закону поданного К.А.Т. заявления о согласии баллотироваться.
Доводы административного истца о неисполнении кандидатом К.А.Т. требований пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ не нашли своего подтверждения при том, что закон не предусматривает обязанности кандидата представлять исходящий от иностранного банка документ о закрытии счета (вклада) и не устанавливает специальную форму подтверждения закрытия счета (вклада), прекращения хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, в связи с чем уведомление кандидата об отсутствии счета (вклада) в иностранном банке за пределами Российской Федерации является достаточным.
Содержащиеся в уведомлении кандидата К.А.Т. от 26 июля 2016 года сведения об отсутствии у него счетов (вкладов) в иностранных банках не опровергнуты.
Что касается утверждения представителя административного истца о неосновательном неуказании в сведениях об имуществе кандидата К.А.Т. данных о яхте под флагом Франции, фотографии которой размещены К.А.Т. в социальных сетях несколько лет назад, то принадлежность этой яхты К.А.Т. по состоянию на 1 июня 2016 года не доказана.
В то же время, из материалов дела следует, что К.А.Т., 1964 года рождения, дважды менял фамилию, а именно: 7 августа 1987 года после заключения брака между К.А.Т. и Ш.О.М. супругу была присвоена фамилия Шаламов и 2 октября 2000 года согласно свидетельству о перемене имени Ш.А.Т. переменил фамилию на К.А.Т.
Однако в нарушение п. п. "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ Коровиков А.Т. представил в избирательную комиссию только один документ о перемене фамилии в 2000 году.
Документ о перемене фамилии в 1987 году К.А.Т. в избирательную комиссию не представил.
Ссылки К.А.Т. и его представителя на то, что необходимости в предоставлении этого документа не имелось, основаны на неверном толковании требований п. п. "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, которые не содержат каких-либо оговорок о предоставлении кандидатом документа только о последней перемене фамилии, или имени, или отчества, в связи с чем кандидат обязан представить документы обо всех переменах фамилии, или имени, или отчества, которые имели место когда-либо.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что действительно имеется основание к отказу в регистрации кандидата К.А.Т, предусмотренное п. п. "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, что влечет за собой отмену оспариваемого решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Суд также учитывает и факт умышленного уклонения кандидата К.А.Т. от исполнения предусмотренной пунктом 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ обязанности по достоверному и полному заявлению сведений о принадлежащем ему имуществе, что выразилось в ее заявлении сведений о принадлежности К.А.Т. долей в уставных капиталах 8 коммерческих организаций, в двух из которых (ООО "Д" и ООО "С") К.АТ. является генеральным директором и фактически осуществляет свою деятельность в качестве такового, что подтверждено сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, объяснениями самого К.А.Т. и размещенной в сети Интернет информацией (в том числе рекламной) о деятельности этих фирм.
При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 244 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Р.И.П. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Калининград-Ленинградской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 6 по выборам депутатов Калининградской областной Думы шестого созыва) от 4 августа 2016 года N 24/159-4 "О регистрации К.А.Т. кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу N 6".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение 5 дней.
Мотивированное решение составлено 18 августа 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 17 августа 2016 г. N 3а-89/16
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании