Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 2
Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Калининградской области, и обусловливающие их обстоятельства
88. Дальнейшего решения требуют следующие проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения Калининградской области:
1) необходимость укрепления и модернизации материально-технической базы действующих организаций социального обслуживания в Калининградской области.
Материально-техническая база 43 государственных организаций социального обслуживания, из них 31 с круглосуточным пребыванием граждан, по состоянию на 01 января 2016 года включала 80 основных зданий.
В организациях социального обслуживания в плановом порядке продолжается работа по выполнению и соблюдению санитарно-эпидемиологических правил СП 2.1.2.3358-16 "Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 69, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача от 10 июня 2010 года N 64.
В 2017 году на проведение текущих и капитальных ремонтов в 4 организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области, планируется выделить 5273,4 тыс. руб., в том числе 3000,0 тыс. руб. из областного бюджета, 2273,4 тыс. руб. из федерального бюджета (распоряжения Президента Российской Федерации от 20 сентября 2016 года N 286-рп и от 10 ноября 2016 года N 358-рп о выделении средств из резервного фонда Президента Российской Федерации).
В 2018 году на проведение текущих и капитальных ремонтов в 3 организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области, планируется выделить 49104,65 тыс. руб., в том числе 15800,38 тыс. руб. из областного бюджета, 33304,27 тыс. руб. из федерального бюджета (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 июня 2015 года N 364 "Об утверждении плана Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по социально-экономическому развитию Калининградской области на период 2015-2020 годов").
Вместе с тем инфраструктура зданий требует ремонта и обновления оборудования, а автотранспорт мобильных служб центров социального обслуживания населения вырабатывает свой ресурс и нуждается в замене.
В целях улучшения качества предоставления социальных услуг организациями социального обслуживания в 2017 году планируется приобрести 330 единиц технологического и медицинского оборудования, в 2018 году - 340 единиц. Информация по приобретению технологического оборудования, медицинской и бытовой техники в государственных учреждениях социального обслуживания населения Калининградской области представлена в приложении N 2 к "дорожной карте".
Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в организациях социального обслуживания с круглосуточным (массовым) пребыванием людей проводятся в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме".
Все государственные организации социального обслуживания оборудованы системами обнаружения пожара и оповещения людей о пожаре, обеспечены первичными средствами пожаротушения и средствами защиты органов дыхания, оборудованы выводом сигнала (в том числе радиоканальным) о пожаре в подразделения пожарной охраны.
Информация о зданиях учреждений с круглосуточным пребыванием граждан, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области (с указанием класса функциональной пожарной безопасности объектов и степени огнестойкости), представлена в приложении N 3 к "дорожной карте".
В каждой организации социального обслуживания, подведомственной Министерству социальной политики Калининградской области, приказом руководителя назначены сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, антитеррористическую защищенность. В плановом порядке во взаимодействии с органами государственного пожарного надзора по Калининградской области проводятся практические тренировки с персоналом и получателями услуг в организациях социального обслуживания.
В 2016 году из 31 организации социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан, подведомственной Министерству социальной политики, нарушения обязательных требований пожарной безопасности обнаружены в 8. На устранение вышеуказанных нарушений требуется около 5,1 млн рублей (государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Дом ветеранов" - 2,5 млн рублей, государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Советский дом-интернат для престарелых и инвалидов" - 100 тыс. рублей, государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Берег надежды" - 60 тыс. рублей, государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Детский дом-интернат для умственно отсталых детей "Маленькая страна" - 650 тыс. рублей, государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Детство" - 850 тыс. рублей, государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Региональный реабилитационный центр для инвалидов "Новые горизонты" - 400 тыс. рублей, государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Калининградской области "Психоневрологический интернат "Забота" - 600 тыс. рублей). Выявленные нарушения будут устранены до 01 октября 2017 года.
В целях обеспечения антитеррористической безопасности (в том числе предотвращения диверсионно-террористических актов, обеспечения правопорядка) в организациях социального обслуживания, подведомственных Министерству социальной политики Калининградской области, выполняются планы антитеррористической защищенности, проводятся тренировки по отработке основных мероприятий антитеррористического характера, актуализируются сведения о противодействии терроризму на информационных стендах, ужесточен контроль по предупреждению доступа посторонних лиц в служебные помещения, уязвимые в террористическом отношении;
2) участие негосударственных организаций социального обслуживания в предоставлении социальных услуг.
Негосударственный сектор предоставления социальных услуг в Калининградской области только формируется. Участие негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги на постоянной основе в соответствии с действующими в Калининградской области порядками и стандартами, минимально.
Негосударственные поставщики социальных услуг будут привлечены в сферу социального обслуживания в рамках поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению.
Оценка результатов проводимой Министерством социальной политики Калининградской области работы по привлечению негосударственных организаций социального обслуживания будет осуществляться с учетом следующих показателей:
- доля средств областного бюджета, выделяемых негосударственным организациям социального обслуживания на предоставление услуг, в общем объеме средств областного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере социального обслуживания. Планируется ежегодное увеличение объемов финансирования, направляемых негосударственным организациям социального обслуживания, в том числе социально ориентированным поставщикам услуг. К 2018 году запланировано довести долю средств областного бюджета, выделяемого негосударственным организациям социального обслуживания в общем объеме средств бюджета Калининградской области, до 1,5% (в 2016 году показатель составил 0,21%);
- удельный вес организаций социального обслуживания, основанных на иных (негосударственных) формах собственности, от общего количества организаций социального обслуживания всех форм собственности. Благодаря проведенной в Калининградской области информационной кампании, индивидуальной работе с социально ориентированными организациями данный показатель на 01 декабря 2016 года составил 11% при запланированных 7%. Таким образом, обеспечено досрочное достижение плановых цифр 2018 года. Следовательно, к 2018 году возможно не только увеличение данного показателя, но и внедрение конкурентных рыночных механизмов в негосударственный сектор социальных услуг;
3) недостаточное количество стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому.
В Калининградской области планируется дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий в системе социального обслуживания граждан и увеличение количества граждан, пользующихся данными видами социального обслуживания ("Соседская помощь на дому", "Стационар на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов", "Служба сиделок", "Детский сад для пожилых людей").
С 2013 года в Калининградской области реализуется пилотный проект "Соседская помощь на дому" - организация круглосуточной помощи гражданам, в значительной степени или полностью утратившим способность к самообслуживанию и передвижению, на основе договоров, заключаемых комплексными центрами социального обслуживания с физическими лицами. Данная форма социального обслуживания получила распространение в сельской местности и предоставляется гражданам пожилого возраста и инвалидам, в значительной степени или полностью утратившим способность к самообслуживанию. Ежегодно количество граждан, получающих данную услугу, будет увеличиваться: в 2016 году - 29 человек, на 2017 год запланировано 35, на 2018 год - 40.
В 2015 году была успешно внедрена технология "Стационар на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов", услуги которой предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам, полностью утратившим способность к самообслуживанию. Социальный работник ежедневно посещает подопечного и оказывает социальные услуги.
Данной услугой в 2016 году пользовалось 307 человек, на 2017 год запланировано 340, на 2018 год - 370.
С 2016 года в Калининградской области в рамках развития полустационарного социального обслуживания открыт "Детский сад для пожилых людей", предназначенный для обеспечения ухода за престарелыми гражданами, нуждающимися в присмотре, и оказания социальных услуг. Количество граждан, посещающих "Детский сад для пожилых людей" на постоянной основе, в 2016 году составило 15 человек, в 2017 запланировано обеспечить данной формой социального обслуживания 20 человек, в 2018 году - 30.
В рамках внебюджетной деятельности организаций социального обслуживания действует "Служба сиделок". Предоставление услуг сиделки направлено на оказание помощи и поддержание жизнедеятельности получателя социальных услуг, нуждающегося в постоянном или временном постороннем уходе. Данная услуга предоставляется на основании поступившей в учреждение социального обслуживания заявки. Сиделка обеспечивает уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, не состоящими на социальном обслуживании, при временном или разовом обращении, а также за гражданами, принятыми на социальное обслуживание при необходимости оказания дополнительных услуг, посещения в нерабочее время, выходные и праздничные дни. Время пребывания сиделки у подопечного рассчитывается в зависимости от индивидуальной потребности (хронометраж предоставления социальной услуги). На внедрение и развитие данной услуги привлекаются внебюджетные средства, в том числе средства организаций социального обслуживания, полученные от приносящей доход деятельности.
Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, пользующихся услугами сиделки, будет увеличиваться: в 2016 году услуги были предоставлены 41 человеку, на 2017 год запланировано оказание помощи 60 гражданам, на 2018 год - 80.
Стационарозамещающими технологиями в 2016 году было охвачено 392 получателя социальных услуг, в 2017 году планируется 455, в 2018 году - 520.
В Калининградской области динамично развивается социальная служба перевозок ("социальное такси"), которая осуществляет доставку отдельных категорий граждан, ограниченных в передвижении, к объектам социальной инфраструктуры (в органы государственной власти, учреждения социального обслуживания, медицинские организации, аэропорт, вокзал).
"Социальное такси" - это адресная помощь людям с ограниченными возможностями, направленная не только на решение транспортной проблемы, но и на создание благоприятных условий для социальной интеграции инвалидов в общество. В Калининградской области запланировано дальнейшее увеличение количества получателей услуги:
в 2016 году ею воспользовались 4860 человек, в 2017 и 2018 годах планируется предоставить ее 5000 человек.
Предположительно социальными услугами в системе социального обслуживания смогут воспользоваться:
1) в форме социального обслуживания на дому в 2017 году - 4550 человек, в 2018 году - 4880;
2) в форме полустационарного социального обслуживания в 2017 году - 20347 человек, в 2018 году - 20890;
3) в форме стационарного социального обслуживания в 2017 году - 5343 человека, в 2018 году - 5450.
С учетом развития стационарозамещающих и сопутствующих технологий в Калининградской области доля получателей социальных услуг в сфере социального обслуживания от общего количества нуждающихся в предоставлении услуг на протяжении 2016-2018 годов составит 100%;
4) не в полной мере задействованы мотивационные механизмы повышения качества социальных услуг, в том числе в части заработной платы работников организаций социального обслуживания.
В 2017 году планируется продолжить работу по совершенствованию системы "эффективных контрактов" в сфере социального обслуживания, установлению новых показателей оценки качества и результативности работы, учету мнения получателей услуги и результатов независимой оценки качества оказываемых услуг.
Учитывая большую численность работников организаций социального обслуживания, имеющуюся текучесть кадров, а также приведение квалификации работников сферы социального обслуживания в соответствие с требованиями профессиональных стандартов, организациям социального обслуживания необходимо обеспечить в 2017 году повышение квалификации и прохождение переподготовки 480 работников, в 2018 году - 520 работников.
Несмотря на повышение в течение 2014-2016 годов заработной платы социальных работников с 14 908 до 19 275 рублей, ее уровень составляет 65,2% среднемесячной в Калининградской области. К 2018 году заработная плата социальных работников предположительно достигнет уровня среднемесячной заработной платы в Калининградской области и составит 31219 рублей.
В Калининградской области продолжится и увеличение оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций социального обслуживания. В 2016 году средняя заработная плата в государственных и муниципальных организациях социального обслуживания составила 21 570 рублей (по сравнению с 2013 годом рост составил 5660 рублей), или 78,4% от среднемесячной заработной платы в Калининградской области. По прогнозу к 2018 году средняя заработная плата в организации социального обслуживания составит 23 200 рублей (79,5% от ожидаемого в 2018 году уровня среднемесячной заработной платы в Калининградской области).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.