Решение Калининградского областного суда от 14 декабря 2016 г. N 3а-125/16
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Б.Д.А., Ф.Р.Б., С.Д.А., Т.И.В., А.Н.В. об оспаривании приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13 октября 2016 года N 97-02окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО "К." пос. Малое Лесное Гурьевского городского округа на период с 15 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года", установил:
Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13 октября 2016 года N 97-02окк/16 установлены и введены в действие следующие тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО "К" пос. Малое Лесное Гурьевского городского округа на период с 15 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года:
- тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) - 59,90 руб.,
- тариф на водоотведение - 119,58 руб.
Данный приказ официально опубликован 18 октября 2016 года в ежедневной газете "Калининградская правда" N 193.
Б.Д.А., Ф.Р.Б., С.Д.Н., Т.И.В., А.Н.В. обратились в суд 2 ноября 2016 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что они являются собственниками индивидуальных жилых домов в пос. Малое Лесное Гурьевского городского округа, которые подключены к объектам систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащим на праве собственности ООО "Т" и на праве аренды ООО "К". Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 21 апреля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 сентября 2016 года, ООО "Т" и ООО "К" обязаны обеспечить постоянное водоснабжение и водоотведение жилых домов истцов в пос. Малое Лесное Гурьевского района. По утверждению административных истцов, установленные оспариваемым приказом Службы тарифы не являются экономически обоснованными при том, в частности, что водоподготовка и очистка сточных вод не производятся ООО "К", а расходы на эти виды работ учтены Службой при установлении тарифов, что повлекло за собой установление тарифов, превышающих в 5 раз установленные тарифы для населения в Гурьевском городском округе и являющихся самыми высокими тарифами по водоснабжению и водоотведению в Российской Федерации.
В судебном заседании Б.Д.А., действующий в своих интересах и интересах иных административных истцов, заявленные требования поддержал.
Представитель Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области - С.О.Ю. и представитель ООО "К" - З.И.Е. просили в иске отказать, настаивая на экономической обоснованности установленных тарифов и ссылаясь на то, что при установлении тарифов на первый регулируемый период определяющее значение имеют плановые показатели надежности и качества независимо от фактических технологических процессов подачи воды и очистки сточных вод.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска, суд приходит к следующему.
На основании соглашения от 19 июля 2004 года ООО "Л" приняло на себя права и обязанности по договору аренды от 1 июня 1992 года (с дополнительными соглашениями к нему) земельного участка площадью <данные изъяты> га с кадастровым номером N в пос. Малое Лесное Гурьевского района Калининградской области, предоставленного на срок 49 лет для строительства жилищно-туристического комплекса.
В дальнейшем этот земельный участок был размежеван на 250 земельных участков, включая участки, на которых в настоящее время расположены принадлежащие административным истцам индивидуальные жилые дома.
11 декабря 2009 года администрацией Гурьевского муниципального района были выданы ООО "ЛГ" разрешения на ввод в эксплуатацию водозаборных сооружений - артезианских скважин N , N , N , внутриплощадочных сетей канализации, внутриплощадочных сетей водоснабжения, здания локальных очистных сооружений.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 13 марта 2013 года ООО "Л" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 16 августа 2013 года утверждена начальная продажная цена права аренды земельных участков, заложенных должником ООО "Л" кредитору ОАО "СР", а также незаложенных незавершенных строительством объектов: нежилого здания трансформаторной подстанции, сооружений подземной кабельной линии электропередачи протяженностью 2715,2 погонных метров, артезианских скважин N , N , N , внутриплощадочных сетей канализации, нежилого здания локальных очистных сооружений, тротуаров, дорог, проездов, наружного газопровода высокого и низкого давления, внутриплощадочных сетей водоснабжения.
28 июля 2014 года между ООО "ЛГ" и ООО "Т" (ООО "Т") был заключен договор купли-продажи в отношении, в частности, артезианских скважин, внутриплощадочных сетей водоснабжения и канализации, нежилого здания локальных очистных сооружений.
25 августа 2014 года сторонами договора был подписан акт приема-передачи, согласно которому ООО "ЛГ" передало ООО "Т" объекты недвижимости, правоустанавливающую и разрешительную документацию, в том числе артезианские скважины N , N , N (затампонирована), внутриплощадочные сети водоснабжения протяженностью 7319 погонных метров, а также внутриплощадочные сети канализации протяженностью 4829 погонных метров, включающие четыре КНС, оборудованных люками обслуживания, насосами, клапанами, датчиками уровня, манометрами и надземными шкафами управления, и локальные очистные сооружения, состоящие из здания очистных и технологической площадки с распределительными колодцами, первичным и вторичным отстойниками, блоком доочистки, блоком обеззараживания, контрольным колодцем для проб и минерализатором ила.
В октябре-ноябре 2015 года зарегистрировано право собственности ООО "Т" на перечисленные объекты.
В дальнейшем эти объекты переданы в аренду ООО "К" на срок до 31 декабря 2017 года.
Также ООО "Т" приобрело право на земельные участки общей площадью около 20 га, предназначенные для жилищного строительства, и земельные участки с расположенными на них объектами водоснабжения и канализации.
Кроме того, 22 января 2015 года между ООО "Т" и Правительством Калининградской области заключено соглашение N о строительстве в рамках Федеральной целевой программы "Жилье для российской семьи" 26 многоквартирных жилых домов на 1000 квартир.
Осуществление строительства планировалось в 2015-2016 годах с вводом домов в эксплуатацию до 2017 года.
Однако соответствующее государственное финансирование осуществлено не было, в связи с чем соглашение от 22 января 2015 года не реализовано. Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2015 года N 1345 действие Федеральной целевой программы "Жилье для российской семьи" продлено до 31 декабря 2017 года.
Принадлежащие ООО "Т" на праве собственности объекты водоснабжения и канализации при эксплуатации их в полном объеме предназначены для водоснабжения и водоотведения жилого квартала с количеством пользователей 3500 человек (с учетом будущего строительства многоквартирных домов).
На данный момент построена только 1-я очередь жилых домов, состоящая из 72 коттеджей, включая индивидуальные жилые дома, которые в основном были приобретены гражданами по договорам купли-продажи, заключенным по результатам продаж в электронной форме посредством публичного предложения имущества должника ООО "ЛГ".
При этом гражданам были переданы технические паспорта на индивидуальные жилые дома, составленные по заказу ООО "ЛГ", с указанием о том, что водопровод и канализация являются центральными.
Как на момент приобретения объектов водоснабжения и канализации, так и в последующем оказание услуг водоснабжения и водоотведения собственникам упомянутых индивидуальных жилых домов не являлось целью ООО "Т".
Однако в декабре 2015 года собственники индивидуальных жилых домов, ранее принадлежавших ООО "ЛГ", обратились в Гурьевский районный суд Калининградской области с исками к ООО "Т" о понуждении к заключению договоров водоснабжения и водоотведения.
В процессе рассмотрения этих дел исковые требования были изменены и с учетом прекращения в феврале 2016 года водоснабжения и отвода сточных вод истцы просили признать незаконными соответствующие действия ООО "Т" и ООО "К".
Решением Гурьевского районного суда Калининградской области от 21 апреля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 7 сентября 2016 года, удовлетворен иск Ф.Р.Б., С.Д.Н., Т.И.В., А.Н.В. и других граждан к ООО "Т" и ООО "К": оспариваемые действия признаны незаконными и на ООО "Т", ООО "К" возложена обязанность обеспечить постоянное водоснабжение и водоотведение жилых домов истцов в пос. Малое Лесное Гурьевского района.
Принимая такое решение, суд исходил из того, что ООО "Т" и ООО "К" не представили доказательств правомерности прекращения водоснабжения и водоотведения и нарушили право граждан на стабильное удовлетворение потребностей в получении коммунального ресурса, а в силу п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
До вступления решения суда в законную силу 3 августа 2016 года ООО "К" направило в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области заявления на установление тарифов на водоснабжение и водоотведение с предложением метода расчета тарифов - метод экономически обоснованных затрат.
15 августа 2016 года ООО "К" представило дополнительные документы.
Согласно размещенному на официальном сайте Службы проекту приказа об установлении тарифов на водоснабжение и водоотведение ООО "К" на период с 6 сентября 2016 года по 31 декабря 2017 года предполагалось установить тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) - 25,78 руб. и на водоотведение - 28,10 руб.
Такие тарифы в целом соответствовали тарифам, установленным для гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, - МУП ЖКХ "Г".
В связи с несогласием ООО "К" с предложенными тарифами заседание правления Службы было перенесено на 13 октября 2016 года.
13 октября 2016 года принят оспариваемый приказ Службы.
Из протокола заседания правления Службы от 13 октября 2016 года (т. 1 л.д. 17-22) и экспертиз тарифов на питьевую воду и водоотведение (т. 2 л.д. 7-15) видно, что при расчете тарифов на первый регулируемый период применен метод экономически обоснованных расходов.
Проверяя доводы административных истцов о незаконности установленных тарифов, суд исходит из следующего.
На основании п. п. 1, 4, 5 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются:
- приоритетность обеспечения населения питьевой водой и услугами по водоотведению,
- достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов;
- установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 этого же Федерального закона к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся:
1) холодное водоснабжение, в том числе:
а) транспортировка воды, включая распределение воды;
б) подвоз воды в случаях, установленных частью 3 настоящей статьи;
2) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения (ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ).
Под холодным водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (п. 4 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
В свою очередь, питьевая вода - вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции, а техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции (п. п. 18, 24 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
С учетом различных целей использования питьевой и технической воды законодательством установлены различные требования к ее качеству и, соответственно, к водоподготовке.
Из пояснительных записок ООО "К" к материалам на установление тарифов на водоснабжение и водоотведение следует, что источниками хозяйственно-питьевого водоснабжения является подземный источник питьевого водоснабжения с забором из трех артезианских скважин, из которых в настоящее время одна скважина N является рабочей, остальные - резервные. Проектом предусмотрено строительство водопроводно-насосной станции с системой очистки, внутри которой будут расположены, в частности, резервуар чистой воды, станция обезжелезивания. Схема подачи воды потребителям следующая: из артезианских скважин вода поступает на станцию обезжелезивания и после накапливается в емкости чистой воды на ВНС. Далее вода насосами II-подъема подается в водопроводную сеть потребителям, вода обеззараживается гипохлоритом кальция (т. 2 л.д. 23-44, 60-77).
С учетом такого описания технологического процесса Служба при установлении тарифа на питьевую воду (питьевое водоснабжение) учла в составе расходов ООО "К" расходы на подготовку питьевой воды, что подтверждено экспертизой тарифа на питьевую воду (т. 2 л.д. 11-15) и протоколом заседания правления Службы (т. 1 л.д. 17-22).
В обоснование своей позиции о необходимости учета расходов ООО "К" по подготовке питьевой воды представители административного ответчика и ООО "К" ссылаются на выданное ООО "Т" 24 марта 2016 года санитарно-эпидемиологическое заключение N о допустимости использования водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Вместе с тем, сама по себе пригодность использования воды из подземного источника для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не означает отсутствие необходимости в осуществлении соответствующей водоподготовки.
Так, в соответствии с п. 9.2 СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. С изменением N 1 (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/14) метод обработки воды, состав и расчетные параметры сооружений водоподготовки и расчетные дозы реагентов следует устанавливать в зависимости от качества воды в источнике водоснабжения, назначения водопровода, производительности станции и местных условий на основании данных технологических изысканий и опыта эксплуатации сооружений, работающих в аналогичных условиях.
Основными технологическими методами, применяемыми при очистке поверхностных природных вод, являются механическая очистка воды от ила, песка, грязи и подземных грунтов (после чего вода может быть использована как техническая при условии нормального уровня содержания вредных металлов и их солей), химическая стабилизация (умягчение, обезжелезивание, удаление вредных металлов, сорбция, ионный обмен и окисление), обеззараживание (уничтожение вирусов, бактерий и органических соединений).
Из анализа воды, сделанного по заказу ООО "Т" в марте 2016 года, видно, что скважина относится к 3-му классу источников в соответствии с ГОСТ 2761-84 "Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения". Вода по своим показателям соответствует СанПин 2.1.4.1074-01, кроме показателей мутности, цветности, жесткости и содержания железа.
Доказательств тому, что ООО "Т" имеет техническую возможность осуществлять подготовку питьевой воды, суду не представлено.
Административные истцы настаивают на том, что фактически водоподготовка, в том числе очистка воды, не производится и не может производиться ООО "К" ввиду отсутствия накопительной емкости на водопроводных сетях и станции обезжелезивания (с учетом значительного, в 4-6 раз, превышения уровня содержания железа в добываемой воде), а также невозможности добавки коагулянта и хлора непосредственно в артезианскую скважину. Очистка воды производится индивидуальным оборудованием, установленным собственниками жилых домов, технологически присоединенных к водопроводной сети ООО "К".
Эти доводы не опровергнуты.
ООО "К" ссылается на наличие накопительной емкости для очистки воды, не представляя никаких доказательств этому доводу, а отсутствие мероприятий по обезжелезиванию воды не оспаривает, ссылаясь на значительный размер расходов в случае строительства станции обезжелезивания.
Из вышеупомянутого акта приема-передачи имущества от 25 августа 2014 года, подписанного представителями ООО "ЛГ" и ООО "Т", не следует, что накопительная емкость имелась и была приобретена ООО "Т".
24 февраля 2015 года ООО "Т" сообщило собственникам домов в пос. Малое Лесное о том, что вода, подаваемая из скважины ООО "Т" в систему трубопроводов в пос. Малое Лесное, отвечает требованиям, предъявляемым к технической воде, в связи с чем обратилось с просьбой использовать данную воду только в технических и противопожарных целях.
Это обстоятельство также отражено в мотивировочной части решения Гурьевского районного суда Калининградской области от 21 апреля 2016 года, которое было предоставлено ООО "К" Службе в обоснование необходимости установления тарифов на водоснабжение и водоотведение.
В апелляционной жалобе на решение Гурьевского районного суда Калининградской области от 21 апреля 2016 года представитель ООО "Т" З.И.Е. также ссылался на наличие в системе водопровода технической воды, которая не предназначена для питья или хозяйственно-бытовых нужд.
На факт модернизации или реконструкции водопроводной системы ООО "К" не указывает.
Как отмечено выше, в пояснительной записке ООО "К" к материалам на установление тарифов на водоснабжение и водоотведение обращено внимание только на возможное проектирование в последующем строительства водопроводно-насосной станции с системой очистки, внутри которой будут расположены резервуар чистой воды и станция обезжелезивания. Указания на фактическое наличие соответствующего оборудования не имеется.
По статье "Электроэнергия. Водоснабжение" заложены и регулируемой организацией, и Службой расходы по работе лишь одного скважинного насоса А., работа какого-либо иного электрооборудования (например, насосов для подачи воды из накопительной емкости в сети) не учитывалась.
Позиция административного ответчика ограничивается утверждением о том, что в целях установления тарифов на водоснабжение учтены нормативные расходы для обеспечения надлежащего качества питьевой воды независимо от имеющегося технологического процесса подготовки воды.
Судом были приняты меры к проверке фактического состояния дел путем направления поручения администрации Гурьевского городского округа о проведении обследования при том, что организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения является вопросом местного значения городского округа (ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Однако поручение суда не было исполнено в связи с поступившими от ООО "К" возражениями.
В судебном заседании представитель ООО "К" заявил о том, что ООО "К" категорически возражает против обследования сетей сотрудниками окружной администрации.
Принимая во внимание отсутствие у регулируемой организации технической возможности осуществления соответствующей водоподготовки и подачи абонентам питьевой воды, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик в нарушение положений ч. 9 ст. 213 КАС РФ не представил бесспорных доказательств наличия оснований к включению в состав расходов регулируемой организации тех расходов по водоподготовке, которые в этом случае не могут быть признаны плановыми, и в целом к установлению тарифа на питьевую воду (холодное водоснабжение).
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами Службы о законности установления в данной ситуации тарифа на питьевую воду и находит, что Службе следовало разрешить вопрос об установлении тарифа иного вида.
Что касается установленного тарифа на водоотведение, суд принимает во внимание следующее.
В силу ч. 7 ст. 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
1) водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
2) прием и транспортировка сточных вод;
3) подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения (ч. 8 ст. 31 названного Федерального закона).
В свою очередь, под водоотведением понимаются прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ).
Под объектом централизованной системы водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоотведения, непосредственно используемое для водоотведения.
Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона N 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей (включая метод экономически обоснованных расходов), устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" утверждены, в частности, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения.
На основании п. 6 Основ ценообразования после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает для иных регулируемых организаций, в частности, тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.
Из приведенных норм следует, что необходимым условием установления тарифа на водоотведение является принадлежность регулируемой организации централизованной системы водоотведения и ее эксплуатация либо эксплуатация регулируемой организацией отдельных объектов централизованной системы водоотведения, конечным этапом которой являются действующие очистные сооружения.
Из пояснительных записок ООО "К" к материалам на установление тарифов на водоснабжение и водоотведение следует, что в связи с малым объемом жидких бытовых отходов в настоящее время объекты водоотведения работоспособны в ограниченном режиме и временно для забора сточных вод от 72 коттеджей предусмотрена схема запуска только части канализационного коллектора с двумя КНС и накопительной емкости без очистки сточных вод, которые подлежат вывозу ассенизационными машинами с последующей передачей на очистные сооружения МУП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (т. 2 л.д. 23-44, 60-77).
Как следует из материалов дела, при установлении оспариваемых тарифов на водоотведение Служба учла заявленную ООО "К" схему эксплуатации только части канализационного коллектора с двумя КНС и накопительной емкостью на главном коллекторе, откуда жидкие бытовые отходы подлежат вывозу ассенизационными машинами на станцию приема жидких бытовых отходов МУП КХ "В" городского округа "Город Калининград".
Однако подобный сбор жидких бытовых отходов, очистка накопительной емкости, перемещение жидких бытовых отходов ассенизационными машинами из пос. Малое Лесное Гурьевского района на очистные сооружения канализации в г. Калининграде следует расценивать как часть технологического процесса вывоза жидких бытовых отходов, а не как прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием единого комплекса централизованной системы водоотведения в том понимании, которое заложено в Федеральном законе "О водоснабжении и водоотведении".
Суд принимает во внимание, что закон предусматривает различный порядок оплаты расходов на вывоз жидких бытовых отходов и услуги по водоотведению.
Как указано выше, регулируемый тариф на водоотведение устанавливается на услуги по приему, транспортировке и очистке сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В то же время, правоотношения, возникшие из договора на вывоз жидких бытовых отходов, регулируются нормами главы 39 ГК РФ, а также Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N 155.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о незаконности установления регулируемых тарифов на водоотведение при отсутствии в данной ситуации централизованной системы водоотведения.
Доводы представителя ответчика на возможность тарифного регулирования при эксплуатации организацией водопроводно-канализационного хозяйства отдельных объектов централизованных систем водоотведения (со ссылкой на информационное письмо ФСТ России от 8 ноября 2012 года N ДС-8719/4 "О разъяснении порядка принятия решений об установлении регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса) не свидетельствуют о правомерности государственного регулирования договорных цен на услуги по вывозу сточных вод, оказываемые без использования централизованной системы водоотведения.
Кроме того, суд полагает, что административным ответчиком нарушена установленная процедура введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, затрагивающего законные права и интересы граждан.
Так, на основании ч. 5 ст. 8 ст. 8, Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Пункт 2 оспариваемого приказа Службы содержит формальное указание на вступление его в силу в установленном порядке.
Вместе с тем, оспариваемым приказом от 12 октября 2016 года установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на период времени с 15 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года.
Таким образом, из буквального содержания приказа Службы следует, что фактически он введен в действие с 15 октября 2016 года, то есть ранее, чем до истечения 10 дней со дня официального опубликования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Принимая во внимание, что названный приказ Службы не соответствует нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, и нарушает законные права и интересы административных истцов, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований.
Решая вопрос о том, с какого времени оспариваемый приказ Службы не подлежит применению, суд учитывает непродолжительный (менее одного месяца на момент подачи административного искового заявления и два месяца на момент вынесения настоящего решения) период его действия, а также необоснованное возложение на жителей пос. Малое Лесное Гурьевского района бремени оплаты услуг, оказываемых ООО "К", с учетом неправомерно установленных тарифов.
В этой связи суд полагает необходимым признать оспариваемый акт недействующим и не подлежащим применению со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, решил:
Административный иск Б.Д.А., Ф.Р.Б., С.Д.А., Т.И.В., А.Н.В. удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления в законную силу приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 13 октября 2016 года N 97-02окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства ООО "К." пос. Малое Лесное Гурьевского городского округа на период с 15 октября 2016 года по 31 декабря 2017 года".
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить сообщение о его принятии в газете "Калининградская правда".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 19 декабря 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 14 декабря 2016 г. N 3а-125/16
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании