Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года N 144 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года N 485).
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А.Р.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года N 144 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года N 485).
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М.Ф., выступления: представителей сторон: А.Е.Л., Д.А.Т., Е.Ю.Г., приглашенного в судебное заседание представителя прокуратуры Калининградской области А.А.Р., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 2 февраля 2017 года поступило обращение в форме запроса депутата Калининградской областной Думы шестого созыва Р.И.А. (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года N 144 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года N 485) (далее - Закон Калининградской области N 144).
Заявителем оспаривается пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 144 в той мере, в какой им в соответствии с полномочиями по установлению порядка размещения Калининградской областной Думой объявления о подготовке к назначению кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии (далее - кандидатов) с разъяснением порядка их назначения, представленными федеральным законодательством субъекту Российской Федерации, не урегулирована процедура представления в Калининградскую областную Думу кандидатов для назначения общественным представителем в квалификационной коллегии с момента принятия постановления Калининградской областной Думы о досрочном прекращении полномочий члена квалификационной коллегии - представителя общественности по основаниям, установленным пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 30-ФЗ).
В обоснование своих требований, заявитель ссылается на нормы Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (статья 29), Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации (статьи 3, 5, 11), практику Конституционного Суда Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86 "Об Уставном Суде Калининградской области" заявитель просит признать подпункт пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 144 не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 1 и 3 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 8, пунктам 1 и 3 статьи 15, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представитель заявителя А.Е.Л. подтвердил в полном объеме позицию, изложенную в обращении.
Представитель Калининградской областной Думы Д.А.Т., поддерживая позицию, изложенную в письменном отзыве, пояснила, что представители общественности в квалификационные коллегии судей субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определяемом законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Закон Калининградской области N 144 принят Калининградской областной Думой в пределах предоставленной компетенции. Далее представитель пояснила, что оспариваемая заявителем норма указанного Закона определяет порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей вне зависимости от основания прекращения полномочий ранее входивших в состав квалификационной коллегии судей представителей общественности. На этом основании полагает, что пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 144 соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Представитель Губернатора Калининградской области Е.Ю.Г. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве, а также доводы представителя Калининградской областной Думы. Полагает, что оспариваемый заявителем пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 144 соответствует нормам Устава (Основного Закона) Калининградской области в силу того, что не противоречит нормам Конституции Российской Федерации и действующего федерального законодательства, предоставившего полномочия по определению порядка назначения представителей общественности в квалификационные коллегии судей субъектам Российской Федерации.
В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации установление судебной системы Российской Федерации в целом, которое в силу ее статьи 118 (часть 3) осуществляется исключительно Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в соответствии со статьей 29 которого для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества (часть 1); компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом (часть 3).
Принятый в развитие положений указанного Федерального конституционного закона и закрепляющий основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества, вопросы их формирования и компетенции Федеральный закон N 30-ФЗ определяет пределы полномочий субъектов Российской Федерации в регулировании деятельности органов судейского сообщества.
Согласно нормам указанного Закона органами судейского сообщества в Российской Федерации являются в том числе квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (статья 3); квалификационные коллегии судей формируются из числа судей федеральных судов, судей судов субъектов Российской Федерации, представителей общественности, представителей Президента Российской Федерации (статья 11).
Пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ предусмотрено, что представители общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель указанным Федеральным законом передал полномочие по установлению порядка назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей субъектам Российской Федерации.
С учетом изложенного, Закон Калининградской области N 144, регулирующий порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области, принят Калининградской областной Думой в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством.
3. Согласно статье 3 Федерального закона N 30-ФЗ квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации являются одним из органов судейского сообщества.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 ноября 2003 года N 411-О по запросу Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о проверке конституционности пункта 8 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ сформулировал правовую позицию, согласно которой для обеспечения самостоятельности квалификационных коллегий судей законодатель вправе избрать различные механизмы их формирования, в том числе предусмотреть определенные требования и ограничения в отношении членов квалификационных коллегий.
Требования к лицам, которые могут быть представителями общественности в квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, а также основания досрочного прекращения их полномочий установлены пунктом 8 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ.
Поскольку, как отмечалось ранее, члены квалификационной коллегии судей - представители общественности в соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ назначаются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, эти же органы согласно пункту 8 данной статьи вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий назначенного ими члена квалификационной коллегии судей.
Порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области определен Законом Калининградской области N 144.
Обладая значительной свободой усмотрения при определении процедуры назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей, законодатель Калининградской области предусмотрел определенный алгоритм действий со стороны областной Думы. Так, согласно пункту 2 статьи 3 указанного Закона, областная Дума в течение двух рабочих дней с момента получения уведомления органов судейского сообщества об открытии вакансий представителей общественности в квалификационную коллегию размещает на официальном сайте Калининградской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" объявление о подготовке к назначению кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии (далее - кандидатов) с разъяснением порядка их назначения областной Думой.
Целевым предназначением обжалуемой нормы, как это следует из ее содержания и смысла, является упорядочение процедуры подготовки к назначению кандидатов в представители общественности в квалификационной коллегии. Такая процедура включает в себя, в том числе размещение объявления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с разъяснением порядка назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей областной Думой с момента получения уведомления органов судейского сообщества об открытии вакансий, вне зависимости от оснований прекращения полномочий ранее входивших в состав квалификационной коллегии судей представителей общественности, будь то истечение срока их полномочий (статья 4) либо досрочное прекращение полномочий представителей общественности в квалификационной коллегии судей (статья 5). Указанная процедура представляет собой правовую гарантию обеспечения права каждого кандидата в представители общественности на равный доступ к указанной информации и права их участия в назначении представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области.
Поскольку квалификационная коллегия судей является органом судейского сообщества, в котором осуществляют свои полномочия представители общественности, именно указанный орган фиксирует возникновение вакансий представителей общественности и необходимость их назначения, о чем информирует орган, уполномоченный на назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей - Калининградскую областную Думу, путем направления уведомления.
4. Порядок досрочного прекращения полномочий члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности предусмотрен статьей 5 Закона Калининградской области N 144, в соответствии с которой полномочия представителя общественности могут быть досрочно прекращены постановлением Калининградской областной Думы, принимаемым тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов, по основаниям, установленным пунктом 8 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ.
Согласно абзацу 4 пункта 8 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ, полномочия члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности по решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации могут быть досрочно прекращены по его инициативе, либо в случае совершения им преступления, установленного вступившим в законную силу приговором суда, либо в случае его отсутствия на заседаниях квалификационной коллегии судей в течение четырех месяцев без уважительных причин, либо в случае замещения должности или осуществления деятельности, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
Заявитель полагает, что в связи с тем, что пункту 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 144 не урегулирована процедура представления в Калининградскую областную Думу кандидатов для назначения общественным представителем в квалификационной коллегии с момента принятия постановления Калининградской областной Думы о досрочном прекращении полномочий члена квалификационной коллегии - представителя общественности по основаниям, установленным пунктом 8 статьи 11 Федерального закона N 30-ФЗ, указанная норма не соответствует требованиям федерального законодательства.
Вместе с тем Федеральный закон N 30-ФЗ, регламентируя вопросы формирования квалификационных коллегий судей, требования и ограничения в отношении представителей общественности - членов квалификационных коллегий судей, не содержит обязательных правовых предписаний к порядку представления кандидатов для назначения общественным представителем в квалификационной коллегии, срокам представления кандидатов, уведомления законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации об открытии вакансии и иных процедурных вопросов назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей. Как указывалось ранее, полномочие по установлению порядка назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей федеральный законодатель передал субъектам Российской Федерации.
Таким образом, Уставный Суд считает, что, приняв Закон Калининградской области N 144, Калининградская областная Дума реализовала полномочия, предоставленные ей действующим федеральным законодательством как представительному органу субъекта Российской Федерации, и не усматривает противоречие между нормами Федерального закона N 30-ФЗ, в котором содержатся основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества, и законом Калининградской области N 144, определяющим порядок назначения представителей общественности в квалификационную коллегию Калининградской области.
На этом основании Уставный Суд приходит к выводу, что пункту 2 статьи 3 Закона Калининградской области N 144 соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Признать пункт 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года N 144 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области" (в редакции Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года N 485) соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд
Калининградской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 20 июля 2017 г. N 4-П по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 статьи 3 Закона Калининградской области от 4 июня 2002 года N 144 "О порядке назначения представителей общественности в квалификационную коллегию судей Калининградской области" (в ред. Закона Калининградской области от 2 декабря 2015 года N 485)
Текст постановления официально опубликован не был