Решение Калининградского областного суда от 24 июля 2017 г. N 3а-53/2017
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное исковое заявление и.о. прокурора Калининградской области о признании недействующим с момента принятия подпунктов 13, 14, 37 п. 2 ст. 20 Устава муниципального образования "Краснознаменский городской округ", утвержденного решением Совета депутатов от 24.11.2015 N 85, установил:
Исполняющий обязанности прокурора Калининградской области обратился в суд административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия подпунктов 13, 14, 37 п. 2 ст. 20 Устава муниципального образования "Краснознаменский городской округ", утвержденного решением Совета депутатов от 24.11.2015 N 85, указав, что подпунктом 13 пункта 2 статьи 20 Устава к компетенции Совета депутатов округа отнесено утверждение назначения на должность и освобождения от должности заместителя главы администрации округа. В случае не утверждения Советом депутатов округа предложенной кандидатуры, глава администрации округа обязан в месячный срок предложить другую или прежнюю (не более двух раз) кандидатуру. После утверждения с указанным должностным лицом заключается трудовой договор.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 20 Устава к компетенции Совета депутатов округа отнесено согласование назначения и освобождения от занимаемых должностей начальников отделов, управлений, комитетов администрации округа.
Подпунктом 37 пункта 2 статьи 20 Устава к компетенции Совета депутатов округа отнесено согласование назначений на должности и освобождений от должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений, работающих на договорной (контрактной) основе.
Установленные подпунктами 13, 14, 37 пункта 2 статьи 20 Устава требования, согласно которым назначение на должность и освобождения от должности заместителя главы администрации округа, согласование назначения и освобождения от занимаемых должностей начальников отделов, управлений, комитетов администрации округа, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений, работающих на договорной (контрактной) основе, противоречат абзацу 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 и части 6 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ, поскольку явно ограничивают деятельность главы муниципального образования "Краснознаменский городской округ" по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе как нанимателя муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений, а также необоснованно наделяют полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган названного муниципального образования.
Прокурор М.З.А., участвующая в судебном заседании, поддержала административное исковое заявление в полном объеме.
Глава муниципального образования "Краснознаменский городской округ" Ш.О.А. и ее представитель К.Д.Е. заявленные прокурором требования признали в полном объеме и пояснили, что изменения в Устав муниципального образования не были внесены в связи с протестом прокурора потому, что против принятия такого решения проголосовали большинство депутатов.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и представленные письменные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Краснознаменного районного Совета депутатов от 24.11.2015 N 85 принят и утвержден Устав муниципального образования "Краснознаменский городской округ", который зарегистрирован управлением министерства юстиции РФ по Калининградской области и опубликован в муниципальной газете "Красное знамя" 24.12.2015.
Подпунктом 13 пункта 2 статьи 20 Устава к компетенции Совета депутатов округа отнесено утверждение назначения на должность и освобождения от должности заместителя главы администрации округа. В случае не утверждения Советом депутатов округа предложенной кандидатуры, глава администрации округа обязан в месячный срок предложить другую или прежнюю (не более двух раз) кандидатуру. После утверждения с указанным должностным лицом заключается трудовой договор.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 20 Устава к компетенции Совета депутатов округа отнесено согласование назначения и освобождения от занимаемых должностей начальников отделов, управлений, комитетов администрации округа.
Подпунктом 37 пункта 2 статьи 20 Устава к компетенции Совета депутатов округа отнесено согласование назначений на должности и освобождений от должностей руководителей муниципальных предприятий и учреждений, работающих на договорной (контрактной) основе.
Указанные подпункты 13, 14, 37 пункта 2 Устава противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Подпунктом "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом N 131-ФЗ особенности организации местного самоуправления на территории Калининградской области по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации, определены Законом Калининградской области от 07.03.2006 N 730 "О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области" (далее - Закон N 730).
Частью 1 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ, пунктом 1 статьи 2 Закона N 730 определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу абзаца 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров отнесен к ведению федеральных органов государственной власти.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ) на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными названным Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных названным Федеральным законом.
Должности заместителей главы администрации, начальников отделов муниципального образования "Краснознаменский городской округ" в соответствии с решением районного Совета депутатов Краснознаменского муниципального района от 26.02.2009 N 17 "О реестре должностей муниципальной службы, порядке ведения реестра муниципальных служащих, квалификационных требованиях к уровню профессионального образования к муниципальным должностям, утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждении перечня должностей для технического обеспечения деятельности" относятся к должностям муниципальной службы.
Установленные подпунктами 13, 14, 37 пункта 2 статьи 20 Устава требования, согласно которым назначение на должность и освобождения от должности заместителя главы администрации округа, согласование назначения и освобождения от занимаемых должностей начальников отделов, управлений, комитетов администрации округа, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений, работающих на договорной (контрактной) основе, противоречат абзацу 2 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 3 и части 6 статьи 16 Федерального закона N 25-ФЗ, поскольку явно ограничивают деятельность главы муниципального образования "Краснознаменский городской округ" по самостоятельному осуществлению предоставленных ему полномочий, основанных на принципах единоначалия, в том числе как нанимателя муниципальных служащих и работников муниципальных предприятий и учреждений, а также необоснованно наделяют полномочиями нанимателя муниципальных служащих представительный орган названного муниципального образования.
Названные подпункты 13, 14, 37 пункта 2 статьи 20 Устава устанавливают не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные условия для назначения на должность муниципальных служащих в виде утверждения Советом депутатов назначения на должность заместителя главы администрации и в виде согласования назначения на должность начальников отделов. В случаи не одобрения Советом депутатов представленных кандидатур на указанные должности, лица не смогут оставаться в должностях муниципальной службы и должны быть уволены.
Статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ к компетенции представительного органа местного самоуправления отнесено осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, утверждение структуры местной администрации. На основании статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ глава администрации подконтролен и подотчетен представительному органу.
Указанными нормами создана достаточная система сдержек и противовесов для обеспечения баланса интересов представительного органа и исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах в названных положениях Устава содержатся коррупциогенные факторы, предусмотренные подпунктами "а" (широта дискреционных полномочий) и "в" (выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц) пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 96 от 26.02.2010.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также, конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
Принимая во внимание, что подпункты 13, 14, 37 п. 2 статьи 20 Устава муниципального образования "Краснознаменский городской округ", утвержденного решением Совета депутатов от 24.11.2015 N 85 не соответствуют нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой, и нарушает компетенцию главы администрации МО "Краснознаменский городской округ", а также права, свободы и законные интересы граждан муниципального образования, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме и признает недействующими с момента принятия подпункты 13, 14, 37 п. 2 ст. 20 Устава муниципального образования "Краснознаменский городской округ", утвержденного решением Совета депутатов от 24.11.2015 N 85.
Руководствуясь ст. 175, 177, 178, 180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Калининградской области удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия подпункты 13, 14, 37 п. 2 ст. 20 Устава муниципального образования "Краснознаменский городской округ", утвержденного решением Совета депутатов от 24.11.2015 N 85.
В течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать резолютивную часть решения в официальном печатном издании Окружного Совета депутатов МО "Краснознаменский городской округ" - муниципальной газете "Красное знамя", официальный вестник.
Решение в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 24 июля 2017 г. N 3а-53/2017
Текст предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании