Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-04окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение прокурора Калининградской области. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-04окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год".
Заслушав сообщение судьи-докладчика В.М.Ф., выступления сторон: Д.А.Б., В.Н.К., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 30 мая 2017 года поступило обращение в форме запроса от прокурора Калининградской области (далее - заявитель) о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба) от 20 декабря 2016 года N 142-04окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год" (далее - Приказ N 142-04окк/16).
Как следует из обращения, решением Калининградского областного суда от 15 декабря 2016 года по делу N 3а-133/2016 (далее - Решение суда) признан недействующим и не подлежащим применению приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 18 декабря 2015 года N 195-10окк/15 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и долгосрочных параметров регулирования тарифов организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2016-2018 годы" (далее - Приказ N 195-10окк/15) в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и операционных расходов, установленных на период с 25 декабря 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно.
Заявитель поясняет, что во исполнение Решения суда Службой 20 декабря 2016 года был издан Приказ N 142-04окк/16, которым установлены новые тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год.
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель указывает, что долгосрочные тарифы и параметры могут быть пересмотрены в исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых установлен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования).
Согласно пункту 33 Основ ценообразования, одним из оснований пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов является вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов.
На момент издания Приказа N 142-04окк/16 Решение суда не вступило в силу, в связи с чем отсутствовали законные основания для пересмотра долгосрочных тарифов для МП КХ "Водоканал".
Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 36, 37, 38, 83, 84 Уставного закона "Об Уставном Суде Калининградской области" заявитель просит признать Приказ N 142-04окк/16 не соответствующим статье 1, пункту 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области по порядку принятия.
В судебном заседании представитель заявителя - прокурора Калининградской области Д.А.Б. подтвердил в полном объеме изложенную в обращении позицию.
Представитель Службы В.Н. Курочкин не согласился с заявленными требованиями, полагает, что Приказ N 142-04окк/16 издан Службой в пределах предоставленных полномочий, и пояснил, что в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений; отметил, что долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры являются разными понятиями; пункт 33 Основ ценообразования содержит ограничение случаев пересмотра только долгосрочных параметров регулирования, а не долгосрочных тарифов. Полагает, что отсутствуют основания для признания оспариваемого приказа не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области. В обоснование своей правовой позиции ссылается на пункт 9 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), согласно которому тарифы могут пересматриваться в случае необходимости приведения ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации. Также считает, что в настоящее время Приказ не применяется в связи с истечением срока действия установленных им тарифов, и поэтому полагает, что у Уставного Суда имеются достаточные основания для прекращения производства по рассматриваемому делу по основаниям статьи 65 Уставного закона "Об Уставном Суде Калининградской области".
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 85 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд Калининградской области осуществляет проверку соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов, в том числе по порядку принятия.
В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, при этом Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
В настоящем деле Уставный Суд исходит из того, что заявитель оспаривает Приказ N 142-04окк/16 только по порядку его принятия, не ставя под сомнение соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области указанного Приказа по содержанию норм, по форме нормативного правового акта, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления Калининградской области.
Оценивая доводы Службы о том, что Приказ N 142-04окк/16 утратил силу и не применяется в настоящий момент, Уставный Суд отмечает следующее.
Оспариваемым Приказом определен период применения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград", а именно с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. Вместе с тем это не означает, что окончание срока действия тарифов влечет прекращение обязательств субъектов правоотношений по данному Приказу, оспариваемый нормативный правовой акт фактически является действующим применительно к периоду времени, в котором действовали установленные им тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград".
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области Приказа N 142-04окк/16 по порядку его принятия.
2. Согласно пункту 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
В соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Указанная обязанность органов государственной власти Калининградской области предполагает обеспечение ими соответствия принимаемых правовых актов законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и Калининградской области не только по содержанию норм, но и по форме правового акта, по порядку его принятия, подписания, опубликования или введения в действие, а также с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления Калининградской области.
Согласно Конституции Российской Федерации установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, гражданское законодательство относятся к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "ж", "о"); по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (статья 76, часть 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), согласно которому утверждение основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 5 части 1 статьи 4) и правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 6 части 1 статьи 4) отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации. Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5).
Статья 31 Федерального закона N 416-ФЗ, определяя регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и в сфере водоотведения, устанавливает, что регулированию в сфере холодного водоснабжения, помимо иных, подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (пункт 1 части 2), в сфере водоотведения - тариф на водоотведение (пункт 1 части 8).
Таким образом, федеральный законодатель закрепил полномочия по регулированию тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Службе, утвержденным постановлением Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 "О Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" (далее - Положение), Служба является исполнительным органом государственной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов), а также контроля за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно подпункту 17 пункта 12 Положения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию и услуги, реализуемые организациями независимо от организационно-правовой формы, Служба устанавливает (регулирует) тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные статьей 31 Федерального закона N 416-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 50 Устава (Основного Закона) Калининградской области установлено, что к правовым актам органов исполнительной власти Калининградской области, возглавляемых Правительством Калининградской области, относятся приказы руководителей этих органов нормативного и ненормативного характера.
В целях реализации указанных выше нормативных предписаний Службой 20 декабря 2016 года издан Приказ N 142-04окк/16, которым установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград на 2017 год и определен порядок вступления его в силу.
Приказ N 142-04окк/16 подписан руководителем (директором) Службы К.А.Ю., опубликован в газете "Калининградская правда" (вкладыш "Официальный вестник Правительства Калининградской области") N N 239-240 от 23 декабря 2016 года, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Таким образом, Приказ N 142-04окк/16 является нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Калининградской области, изданным руководителем (директором) Службы в пределах предоставленных ему полномочий, и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области, в том числе по порядку его принятия, подведомственна Уставному Суду.
3. Государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе целей обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 4 части 1 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ).
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе:
- приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению;
- достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов (пункты 1, 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 416-ФЗ).
Соблюдение данных принципов в части установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения невозможно в случае несвоевременной компенсации экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
4. Согласно материалам дела (протокол Заседания правления Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142/16 (далее - Протокол) и пояснениям ее представителя в судебном заседании основанием для издания Приказа N 142-04окк/16 является, в том числе несоответствие действующему законодательству приказа N 195-10окк/15 и необходимость приведения тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение на 2017 год в соответствие с действующим законодательством во исполнение решения Калининградского областного суда от 15 декабря 2016 года по делу N 3а-133/2016, которым признан недействующим и не подлежащим применению Приказ N 195-10окк/15 в части тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение и операционных расходов, установленных на период с 25 декабря 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона N 416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе методом индексации.
Долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов (пункт 33 Основ ценообразования).
Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра, в том числе по такому основанию, как вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов (подпункт "а" пункт 33 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, при расчете тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год, установленных Приказом N 142-04окк/16, применен метод индексации.
Таким образом, изменение указанных тарифов для МП КХ "Водоканал" по данному основанию возможно в связи с вступлением в законную силу решения суда, предусматривающего необходимость их пересмотра.
Приказ N 142-04окк/16 издан 20 декабря 2016 года, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год введены в действие с 1 января 2017 года, Решение суда вступило в силу 17 января 2017 года, то есть, на момент пересмотра тарифов вступившее в законную силу судебное решение отсутствовало.
5. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Уставный Суд принимает во внимание следующее.
Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрена ежегодная корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации и тарифов, установленных с применением метода индексации по определенным правилам.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю (пункт 23 Основ ценообразования).
Как следует из пунктов 14, 16, 17, 25, 35 Правил регулирования тарифов, пунктов 7, 15, 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 года N 1154-э, решения правления регулирующего органа о корректировке тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения принимаются на основе анализа представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и экспертного заключения регулирующего органа.
Согласно Протоколу Службы и пояснениям представителя Службы, данным в судебном заседании, на основании анализа представленных МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" отчетов его финансово-хозяйственной деятельности за 2015 год, с учетом экспертного заключения регулирующего органа и планируемых Минэкономразвития индексов роста цен на 2017 год произведена корректировка ранее утвержденных необходимой валовой выручки и тарифов на 2017 год.
Корректировка осуществлена в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа.
Так согласно Протоколу и приложениям к нему (приложение N 1 "Расчет тарифа на водоснабжение методом индексации", приложение N 2 "Расчет тарифа на водоотведение методом индексации") при расчете необходимой валовой выручки и тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2017 год с целью установления оспариваемым приказом тарифов на 2017 год применены показатели, предусмотренные подпунктами "а" - "д" пункта 73 Основ ценообразования, в том числе:
- отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов;
- отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов;
Таким образом, корректировка тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год осуществлена Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области в соответствии с требованиями Федерального закона N 416-ФЗ и пунктом 80 Основ ценообразования.
6. Согласно пунктам 8, 9 Правил регулирования тарифов, тарифы устанавливаются органами регулирования тарифов до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования; тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года.
Приказ N 142-04окк/16 соответствует указанным требованиям, так как издан 20 декабря 2016 года и вводит тарифы на 2017 год на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" с 1 января 2017 года (пункт 1 Приказа, приложение к Приказу).
При этом подпунктом "а" пункта 9 Правил регулирования тарифов предусматривается возможность принятия решения о приведении ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации, которое при этом может приниматься на срок менее одного года, либо менее периода иной продолжительности, на который установлен тариф.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность изменения тарифов в пределах периода регулирования вне связи с основаниями пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Решением суда на период с 25 декабря 2016 по 31 декабря 2018 года были признаны недействующими и не подлежащими применению ввиду несоответствия нормативным правовым актам более высокой юридической силы.
Решение суда содержит выводы о признании не соответствующими действующему законодательству, как долгосрочных параметров регулирования тарифов, так и тарифов.
На момент издания и вступления в силу Приказа N 142-04окк/16 Служба руководствовалась тем, что в рамках рассмотрения Калининградским областным судом дела N 3а-133/2016 выявлено несоответствие Приказа N 195-10окк/15 действующему законодательству, что влечет необходимость пересмотра установленных им долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов.
Служба согласилась с этим выводом суда по итогам судебного разбирательства, так как Решение суда не оспаривала, что, даже в отсутствие вступившего в силу судебного решения о пересмотре долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования таких тарифов, можно расценивать как наличие такого основания для пересмотра тарифов в рамках долгосрочного периода регулирования, как необходимость приведения ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации (подпункт "а" пункта 9 Правил регулирования тарифов).
Таким образом, пересмотр тарифов, установленных на долгосрочный период, в рамках такого периода в данном случае может быть связан, в том числе с объективными обстоятельствами, не зависящими от выводов решения суда.
Такой пересмотр не связан со сроками действия тарифов (долгосрочным периодом регулирования) и необходимостью наличия такого основания, как вступившее в законную силу решение суда.
По мнению Уставного Суда, Решение Калининградского областного суда не является в данном случае необходимым и единственным основанием издания Приказа N 142-04окк/16 и осуществленного данным правовым актом пересмотра действовавших тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград", что не исключает право Службы пересмотреть тарифы до вступления Решения суда в силу.
С учетом изложенного, Уставный Суд не находит оснований для признания приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-04окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год" не соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области по порядку принятия.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области. Постановил:
1. Признать приказ Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-04окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год" соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области по порядку его принятия.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 8 февраля 2018 г. N 2-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 20 декабря 2016 года N 142-04окк/16 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), водоотведение организации водопроводно-канализационного хозяйства МП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на 2017 год"
Текст постановления официально опубликован не был