Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 10 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А.Р.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области статья 10 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области".
Заслушав сообщение судьи - докладчика Ю.М.С., выступления представителей сторон: С.И.С., М.Ю.Б., Д.А.Т., А.А.К., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 15 мая 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А.Р. (далее - заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 10 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области N 202).
Заявителем оспаривается статья 10 Закона Калининградской области N 202 в той мере, в какой ею в соответствии с полномочиями, представленными федеральным законодательством субъекту Российской Федерации по установлению организационного обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области органом исполнительной государственной власти Калининградской области, в порядке, установленном законом Калининградской области, не определен порядок организационного обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области.
В обоснование своей правовой позиции заявитель указал положения Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"; Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"; Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ); Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".
Как полагает заявитель, положения вышеуказанных законов определяют принадлежность аппарата мирового судьи к мировому судье, а не к органу исполнительной государственной власти - Агентству по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, осуществляющему только функции материально - технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области.
По мнению заявителя, вхождение аппарата мирового судьи в состав Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области противоречит федеральному законодательству, умаляет самостоятельность и независимость мировых судей.
Заявитель просит признать статью 10 Закона Калининградской области N 202 в той мере, в какой ею не определен порядок организационного обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области не соответствующей пункту 1 статьи 2, подпункту 3 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43, пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Представитель Калининградской областной Думы Д.А.Т. в судебном заседании поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве областной Думы, заключающуюся в том, что статья 10 Закона Калининградской области N 202, определяя правовой статус аппарата мирового судьи, положения которого аналогичны Федеральному конституционному закону "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и Федеральному закону N 188-ФЗ, не противоречит федеральному законодательству. Указала, что в силу статьи 37 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (часть 1). При этом функции по организационному обеспечению деятельности мировых судей возложены на органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а установление порядка осуществления этих функций отнесено к ведению субъекта Российской Федерации. Считает, что оспариваемая заявителем норма Закона соответствует требованиям определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования.
Представитель Губернатора Калининградской области А.А.К. в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в ранее представленном письменном отзыве, а также доводы представителя Калининградской областной Думы. Полагает, что оспариваемая заявителем статья 10 Закона Калининградской области N 202 соответствует нормам Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представители заявителя С.И.С., М.Ю.Б. поддержали в полном объеме позицию, изложенную в обращении.
В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является статья 10 Закона Калининградской области N 202 в той мере, в какой ею не определен порядок организационного обеспечения мировых судей в Калининградской области.
2. Подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области определяет, что на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В Российской Федерации установлена единая судебная система, состоящая из федеральных судов, конституционных (уставных) судов и мировых судей субъектов Российской Федерации; конституционные (уставные) суды и мировые судьи отнесены к судам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").
Мировые судьи согласно частям 2, 4 статьи 4, части 2 статьи 28 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" относятся к числу судов субъектов Российской Федерации, которые входят в единую судебную систему Российской Федерации, их полномочия и порядок деятельности устанавливаются как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта Российской Федерации.
Принятый в развитие положений Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и закрепляющий основные принципы организации и деятельности мировых судей Федеральный закон N 188-ФЗ определяет пределы компетенции субъектов Российской Федерации в регулировании деятельности мировых судей.
Указанное корреспондирует пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливается федеральным законом и законом Калининградской области.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации дискреционные полномочия по определению полномочий и порядка деятельности мировых судей в Калининградской области, Калининградская областная Дума приняла Закон Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области".
Вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области Закона Калининградской области N 202 неоднократно являлся предметом рассмотрения Уставного Суда. Согласно выводам, изложенным в постановлениях Уставного Суда, Закон Калининградской области N 202 является нормативным правовым актом и проверка его в целом или отдельных его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области и подпункту 1 пункта 3 статьи 4 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" подведомственна Уставному Суду (Постановление от 10 июня 2015 года N 5-П, Постановление от 3 февраля 2017 года N 1-П и др.).
3. Согласно статье 10 Закона Калининградской области N 202: аппарат мирового судьи обеспечивает его работу; в структуру аппарата мирового судьи входят: секретарь суда, секретарь судебного заседания, помощник мирового судьи (пункт 1); работники аппарата мировых судей являются государственными гражданскими служащими Калининградской области. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими государственной гражданской службы устанавливаются законодательством Российской Федерации и Калининградской области о государственной гражданской службе (пункт 2); штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливается органом исполнительной власти Калининградской области, уполномоченным Правительством Калининградской области (пункт 3); положение об аппарате мирового судьи утверждается органом исполнительной власти области, осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (пункт 4).
Как следует из обращения, заявитель, не оспаривая положения статьи 10 Закона Калининградской области N 202, усматривает несоответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области указанной нормы в части отсутствия в ней норм, регулирующих порядок организационного обеспечения деятельности мировых судей.
Частью 9 статьи 38 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и статьей 9 Федерального закона N 188-ФЗ установлено, что деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации; работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (часть 1); организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 4).
Федеральным законом N 188-ФЗ организационное обеспечение деятельности мировых судей и кадровое обеспечение аппарата мировых судей не регламентировано. Однако согласно пункту 3 статьи 10 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон Калининградской области N 202 содержит нормы, регламентирующие порядок финансирования и материально - технического обеспечения деятельности мировых судей (статья 12), которые относятся к мероприятиям организационного обеспечения деятельности мировых судей.
Исходя из изложенного, Уставный Суд приходит к выводу, что законодатель Калининградской области, реализуя предоставленное ему право, в статье 10 Закона Калининградской области N 202 "Аппарат мировых судей" установил порядок деятельности и правовой статус аппарата мирового судьи и не обязан был определять в данной статье порядок организационного обеспечения деятельности мировых судей в Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд считает, что оспариваемая заявителем норма соответствует требованиям определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования, и не находит оснований для признания статьи 10 Закона Калининградской области N 202 не соответствующей Уставу (Основному Закону) Калининградской области в части отсутствия в ней порядка организационного обеспечения деятельности мировых судей в Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 1 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Признать статью 10 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" в той мере, в какой ею не определен порядок организационного обеспечения мировых судей в Калининградской области, соответствующей Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного Суда Калининградской области от 29 января 2018 г. N 1-П "По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области статьи 10 Закона Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области"
Текст постановления официально опубликован не был