Решение Калининградского областного суда от 25 июля 2017 г. N 3а-50/2017
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ОАО "К." о признании недействующим со дня принятия п. 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 год, установил:
ОАО "К." обратилось в суд с административным иском о признании недействующим со дня принятия п. 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 год, указав следующее.
ОАО "К." (далее по тексту именуемое ОАО "К." или "Истец") является специализированной компанией -пригородным перевозчиком, созданной в рамках структурной реформы железнодорожного транспорта Российской Федерации, имеющей лицензию на право осуществления перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом от 24 декабря 2015 г. N без ограничения срока действия., и заключившей обязательные для перевозчика договор на аренду подвижного состава с экипажем от 18.03.2015 N и об оказании услуг по использованию инфраструктуры железно дорожного транспорта общего пользования от 24.01.2017 г. N .
На основании заключённого между Правительством Калининградской области и ОАО "К." Договора на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Калининградской области N от 02.12.2015 г., компания осуществляет пригородные железнодорожные перевозки населения Калининградской области.
В силу монопольного положения ОАО "К." в сфере услуг по организации транспортного обслуживания населения Калининградской области железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, компания внесена в реестр естественных монополий на железнодорожном транспорте, в связи, с чем в отношении компании осуществляется государственное регулирование посредством установления цен (тарифов) на перевозки.
На основании положений ст. 26.3 Федерального закона от 16 октября 1999 г. N 184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 г. N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" государственное регулирование в отношении ОАО "К." посредством установления цен (тарифов) на перевозки осуществляет Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее по тексту Служба).
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении осуществлялась по тарифу на проезд пассажиров, утвержденному Приказом Службы N 148-01н/16 от 26.12.2016 года "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Калининградской области", осуществляемые ОАО "К." на период регулирования 2017 год:
1) - 20,00 руб. за перевозку одного пассажира на расстояние до десяти километров включительно от станции (остановочного пункта) посадки;
- 1,64 руб. за каждый последующий километр после десятого километра расстояния перевозки одного пассажира;
2) определен экономически обоснованный тариф на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Калининградской области, осуществляемые ОАО "К.", на период регулирования 2017 год в размере 4,63 рублей за один километр расстояния перевозки одного пассажира.
Приказ N 148-01н/16 опубликован в газете "Калининградская правда" и на сайте сетевого издания "Калининградская правда".
Основным документом, определяющим общие принципы регулирования тарифов (цен) на услуги естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок является Положение, утвержденное Постановлением Правительства от 05.08.2009 N 643 (Далее - Положение). Конкретную технологию определения экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах РФ устанавливает Методика, утвержденная приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее по тексту - Методика). Порядок рассмотрения вопросов по установлению тарифов в отношении услуг субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, включая конечный перечень документов, представляемых для их рассмотрения, установлен приказом ФСТ России от 19.08.2011 N 506-т (далее по тексту - Порядок рассмотрения).
Согласно п. 30 приказа Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 19 августа 2011 г. N 506-Т "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)" (Далее - Приказ N 506-Т от 19.08.2011 г.) рассмотрение вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов) на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении осуществляется на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных организаций потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов, либо по инициативе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Предложение должно содержать мотивированное обоснование необходимости рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов.
Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области при производстве расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, допущены нарушения Методики.
1. При расчете тарифа, указанного в протоколе, Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области необоснованно занижены затраты по использованию подвижного состава.
При расчете затрат по аренде подвижного состава, Компанией в качестве прогнозных параметров стоимости услуг ОАО "Р." на 2017 год, принята стоимость аналогичных услуг, оказываемых в 2016 году в соответствии с заключенным договором Аренды, с учетом следующих повышающих коэффициентов:
- повышающий коэффициент в размере 1,053 для составного элемента арендной платы "плата за пользование";
- повышающий коэффициент в размере 1,046 для составных элементов арендной платы "техническое обслуживание", "текущий ремонт" и "капитальный ремонт";
- повышающий коэффициент в размере 1,046 для стоимости услуг ОАО "Р." по управлению и эксплуатации.
Вышеуказанные индексы соответствуют прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год (ИПЦ промышленной продукции (C+D+E)) размещенному на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 6 мая 2016 года. Данный подход не противоречит п. 23.7.2.2-23.7.2.3 Методики.
Расчет затрат по аренде подвижного состава был произведен компанией исходя из предварительно согласованных с Правительством Калининградской области параметров расписания движения пригородных поездов на 2017 год, в соответствии с которыми объем транспортной работы был определен в размере 2 507,83 вагоно-километров. В соответствии с произведенным расчетом затраты составили 272 148,0 тыс. руб.
В связи с изменением Параметров расписания движения на 2017 год (параметры изменены по инициативе Правительства Калининградской области в связи с увеличением объема транспортного заказа до 2 549,3 тыс. вагоно-километров), затраты по аренде подвижного состава были пересчитаны, и составили 292 031,8 тыс. руб.
Соответствующие материалы были направлены в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
В соответствии с расчетом Службы затраты по аренде подвижного состава составили 260 183,5 тыс. руб. что ниже повторно заявленных Компанией на 31 848,3 тыс. руб..
Причинами снижения размера затрат по аренде подвижного состава, являются:
- неприменение Службой при расчете расходов на 2017 год в качестве базовых ставок, составных элементов арендной платы установленных ОАО "Р." в договоре аренды подвижного состава на 2016 год N от 18.03.2015 года;
- применение Службой при проведении расчетов по данной статье повышающий коэффициент 1,04 к уровню 2016 года.
Компания не имеет возражений в части применения повышающего коэффициента 1,04 к уровню 2016 года, однако не согласна с использованием в расчетах в качестве базовых, ставок отличных от тех что предусмотрены договором аренды подвижного состава на 2016 год N от 18.03.2015 года.
1) В соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 19, п. 20 Положения Федеральная антимонопольная служба утверждает методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования и Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы, а также перечень документов, представляемых для их установления (изменения).
В соответствии с п. 9 Методики, п. 13 Положения основным методом для расчетов является метод экономически обоснованных затрат. При этом прогноз затрат субъекта регулирования на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении в текущем периоде и на период регулирования выполняется с применением:
- регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, определяемых прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации соответствующего субъекта Российской Федерации, доведенных на текущий период и период регулирования;
- цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- данных, полученных по результатам экспертиз, проводимых регулирующим органом.
Заключение договоров аренды было обусловлено отсутствием у ОАО "К." собственного подвижного состава и локомотивных бригад в целях надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по перевозке пассажиров на территории Калининградской области.
В рамках данных договоров силами ОАО "Р." в аренду Компании предоставляется железнодорожный подвижной состав, а также предоставляются услуги по управлению и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта железнодорожного подвижного состава.
Договор аренды подвижного состава от 18.03.2015 N был предметом рассмотрения общего собрания акционеров Компании, принявшего решение об их одобрении в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Акционерами ОАО "К." являются ОАО "Р." (99% голосующих акций), АНО "Ц." (1% голосующих акций).
В одобрении указанного договора и приложений к нему на внеочередном общем собрании 27.04.2015 г. принимало участие один акционер: АНО "Ц." (1% голосующих акций). ОАО "Р." в голосовании не участвовало как лицо имеющее заинтересованность в совершении сделок.
Таким образом, не принимая указанные затраты общества в качестве экономически обоснованных, Служба пытается пересмотреть результат голосования на указанном собрании акционеров.
2) Также согласно ч. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
При этом предоставление в аренду подвижного состава, а также услуги по ремонту подвижного состава согласно действующему законодательству не подлежат государственному регулированию.
У Компании имеется предусмотренная договорными условиями обязанность по оплате оказанных услуг, а действия Управления по уменьшению расходов Компании по аренде подвижного состава путем корректировки составных частей арендных ставок, нарушают законодательство о тарифном регулировании и свидетельствуют о превышении полномочий, предоставленных государственным органам на регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок.
Кроме того, затраты Компании на оплату услуг по аренде подвижного состава с экипажем, которые рассматривались Службой, подтверждены первичными учетными документами - актами оказанных услуг за 2015 год и оформленным в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете, и проверенным в ходе обязательного аудита бухгалтерской отчетности ОАО "К. за 2015-2016 гг., также подтверждают достоверность отражения финансового положения организации в ее бухгалтерской отчетности, правильность оформления первичной документации.
В связи с этим при подаче в Службу документов для расчета экономически обоснованных затрат на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также в процессе рассмотрения их экспертной группой Службы, затраты, связанные с содержанием железнодорожного подвижного состава, его эксплуатацией и ремонтом, а также расходы по его использованию (аренде), были подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации - договорами и актами с ОАО "Р.", и с точки зрения ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации являются документально подтвержденными и экономически обоснованными.
Таким образом, с учетом п. 3 Методики, согласно которому расчет экономически обоснованных затрат должен производиться на основе данных бухгалтерского учета и данных, полученных в ходе ведения раздельного учета, Служба не вправе была исключать часть расходов на указанные услуги по аренде подвижного состава с экипажем из состава экономически обоснованных затрат Компании в связи с их экономической обоснованностью и документальной подтвержденностью.
2. В ходе тарифного регулирования Службой частично не приняты заявленные собственные расходы компании.
Так, в полном объеме не приняты социальные выплаты работникам компании на сумму 145,7 тыс. руб., а именно:
- частичная компенсация путевок в детские оздоровительные лагеря работникам компании на сумму 90,7 тыс. руб.;
- компенсация за проезд в поездах дальнего следования в размере 20,0 тыс. руб.;
- материальная помощь к юбилейным датам при рождении ребенка, в случае смерти близких и родственников на сумму 35,0 тыс. руб.
Согласно ч. 5 ст. 25 ФЗ "О железнодорожном транспорте" работники железнодорожного транспорта общего пользования пользуются правом бесплатного проезда на железнодорожном транспорте за счет средств соответствующих организаций в порядке и на условиях, которые предусмотрены отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации отраслевое межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) оглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Согласно ст. 48 ТК РФ соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
Для АО "К." обязательными являются условия "Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта на 2017-2019 годы", утвержденного Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 20.07.2016 г.
Согласно п. 8.2 Отраслевого соглашения для сохранения сложившейся в организациях железнодорожного транспорта системы социальных гарантий, предоставляемых Работникам за счет средств Работодателя, Стороны договорились о том, что Организации предусматривают предоставление следующих социальных гарантий, а также устанавливают порядок и условия их предоставления.
В соответствии с п. 8.2.1 Отраслевого соглашения проезд по личным надобностям по территории Российской Федерации в купейном вагоне поездов дальнего следования всех категорий один раз в год, проезд в пригородном сообщении или в поездах дальнего следования (при отсутствии пригородного) на суммарное расстояние двух направлений до 00 км или оплату (компенсацию) проезда работникам и находящимся на их иждивении детям в возрасте до 18 лет.
Данные расходы предусмотрены также утвержденным в Обществе Коллективном договором на 2014-2016 и на 2017-2019 гг., исполнение которого является обязательным.
Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей
Стороны свободны в определении условий коллективного договора. Коллективным договором могут регулироваться различные аспекты трудовых отношений, в том числе вязанные с оплатой труда, пособиями и компенсациями, режимом рабочего времени.
При этом коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Условия коллективного договора, согласованные сторонами, обязательны для выполнения.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору влечет административную ответственность по ст. 5.31 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Необходимость оплачивать санаторно-курортное лечение и оздоровление обусловлена распространенностью профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта, а также условиями Коллективного договора компании.
Указанные социальные гарантий направлены на обеспечение роста мотивации и производительности труда работников, роста благосостояния и уровня социальной защиты работников (раздел 2 Коллективного договора).
На 185,6 тыс. руб. уменьшены, затраты на форменную одежду. В соответствии с заявкой Общества плановые затраты на 2017 год по данной статье составляют 450,8 тыс. руб. и нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору влечет административную ответственность по ст. 5.31 КоАП РФ в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей планировались с учетом фактических затрат за 2015 год и первое полугодие 2016 года, что соответствует Методике. Службой приняты затраты в размере 265,2 тыс. руб.
3. В полном объеме не приняты затраты за пользование товарным знаком ОАО "Р.".
Сумма непринятых затрат составила 422,0 тыс. руб. В соответствии с договором, действовавшим на протяжении 2014-2016 годов, ежегодная сумма затрат Общества по данной статье составляла 400,0 тыс. руб. На 2017 год данная сумма была заявлена в размере 422,0 тыс. руб., рост к уровню 2016 года 1,055, что соответствует прогнозному индексу-дефлятору ИПЦ размещенному на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации 6 мая 2016 года.
4. В своей работе Компания применяет контрольно-кассовую технику, в связи с чем несет затраты по её техническому обслуживанию.
Затраты по данной статье были заявлены Компанией на регулирование в размере 3 361,6 тыс. руб. В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2017 году Компания обязана осуществить модернизацию применяемой контрольно-кассовой техники. В связи с данным фактом был осуществлен расчет затрат на вышеуказанную модернизацию на основе коммерческого предложения контрагента осуществляющего обслуживание ККТ. Общий расчет затрат по модернизации и обслуживанию ККТ на 2017 год в размере 4 272,6 тыс. руб. был дополнительно предоставлен в Службу. Однако Службой экономически обоснованными признаны только затраты в размере 3 342,2 тыс. руб. т.е. фактически на уровне первоначально заявленных, а расходы на модернизацию исключены из расчета экономически обоснованного уровня тарифа, что не позволяет компании выполнить требования Федерального закона N 290-ФЗ от 3 июля 2016 г.
Выводы Службы об экономической необоснованности затрат, изложенные в заключении по результатам рассмотрения материалов, предоставленных ОАО "К." на 2017 год, не основаны на анализе соответствующих обосновывающих документов, а представляют из себя лишь конечный необоснованный вывод, что является нарушением п. 23.7.4 Методики.
В Заключении в принципе не содержится какого-либо обоснования экономической необоснованности данной группы расходов, хотя в соответствии с п. 13 Методики обязанность по доказыванию нерациональности расходов, а также обязанность по доказыванию факта отнесения расходов Компании к иным (нерегулируемым) видам деятельности, лежит на регулирующем органе.
Таким образом, собственные расходы Общества занижены на 1683,7 тыс. руб.
5. Кроме того, при расчете выпадающих доходов от регулирования тарифа на 2017 год Службой, по мнению ОАО "К.", неправомерно учтены доходы компании за 2015 год полученные сверх установленного Регулятором объема при тарифном регулировании данного периода.
Данные доходы в размере 12 289,4 тыс. руб. трактуются Службой как "излишне полученные" за прошлые периоды регулирования и соответственно занижают выпадающие доходы от регулирования тарифа на 2017 год. Так фактическая выручка ОАО "К." за 2015 год от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении составила 113 224,0 тыс. руб. в то время как план Службы при определении размера выпадающих доходов был принят на уровне 100 934,6 тыс. руб.
Службой, по мнению ОАО "К.", неправомерно уменьшены выпадающие доходы от регулирования тарифа на сумму 3 149,2 тыс. руб. которая трактуется Службой как "необоснованные расходы, выявленные при анализе собственных расходов ОАО "К." за 2015 год". По факту данная сумма является результатом экономии собственных затрат компании к плановой сумме затрат, определенной Службой при тарифном регулировании 2015 года.
Все вышеуказанные расходы подтверждены данными бухгалтерского учета за 2015,2016 гг., непринятие их Службой является нарушением п. 3 Методики, согласно которому расчет экономически обоснованных затрат должен производиться на основе данных бухгалтерского учета и данных, полученных в ходе ведения раздельного учета, а также п. 10 Методики, согласно которому определение содержания затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов регулирования в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, и оценка их обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В сложившейся ситуации по итогам 2017 года Компания получит убыток.
В связи с изложенным административный истец полагает, что пункт 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 года, напрямую затрагивают экономические интересы ОАО "К.", нарушая право Компании, как перевозчика пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, на полное возмещение убытков вследствие регулирования тарифов за счет бюджета Калининградской области, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а также Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (часть 3 статьи 8).
Кроме того, п. 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 года, противоречит:
- ст. 252 Налогового кодекса РФ,
- п.п. 3, 5, 9, 10, 13, 22.9.5, 23.7.2.2, 23.7.2.3, 23.7.2.4, 23.7.3, 23.7.4 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (утв. приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1);
- п.п. 13, 15 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643;
- п. 5 ст. 790 ГК РФ;
- п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации";
- ст. 5 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
- ст. 4 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п. 13 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643), п. 9 Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации (утв. приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1).
В судебном заседании представитель административного истца К.Е.Ю. поддержала заявленные требования в полном объеме, дав пояснения в соответствии с изложенными в исковом заявлении доводами.
Представитель административного ответчика - Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области против заявленных требований С.О.Ю. возражала, пояснив, что п. 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 год принят в соответствии с действующим законодательством, Положением, утвержденным Постановлением Правительства от 05.08.2009 N 643, Методикой, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1, Порядком рассмотрения вопросов по установлению тарифов в отношении услуг субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, установленным приказом ФСТ России от 19.08.2011 N 506-т, решением ФАС России, принятым 12.09.2016 N СП/62993/16 по результатам рассмотрения спора по заявлению ОАО "К." со Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, которое никем не оспорено.
Выслушав объяснения сторон, пояснения свидетеля Т., заместителя генерального директора по экономике и финансам ОАО "К.", исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Маркеловой Г.И., полагавшей, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление ОАО "К." о признании недействующим со дня принятия п. 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 год не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" государственное регулирование в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций железнодорожного транспорта общего пользования (ч. 1).
Государственное регулирование тарифов в сфере железнодорожных перевозок осуществляется Службой на основании действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФСТ России от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее - Методика), постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 года N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий", Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643, постановления Правительства Калининградской области от 28 марта 2011 года N 189 "О Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" и приказа ФСТ России от 19.08.2011 N 506-Т "Об утверждении Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, а также перечня документов, представляемых для их установления (изменения)".
В соответствии с Положением о Службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - Служба), утвержденным постановлением правительства Калининградской области от 28.03.2011 N 189, Служба устанавливает тарифы на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
08 июля 2016 года ОАО "К." в Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области были представлены расчетные и обосновывающие материалы для рассмотрения вопроса по установлению тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на 2017 год.
Предложенный ОАО "К." тариф на 2017 год (с учетом льготного исключительного тарифа по использованию инфраструктуры в виде коэффициента 0,01) составлял 4,95 руб. за один пассажиро-километр.
Расходы на 2017 год в размере 351,3 млн. руб. по данным ОАО "К." должны были учитывать следующие затраты:
- на аренду подвижного состава 272,1 млн. руб.;
- на услуги инфраструктуры 1,1 млн. руб.;
- на собственные нужды ОАО "К." 78,1 млн. руб. Службой рассматривались на предмет экономической обоснованности и
принимались во внимание все представленные Обществом документы, имеющие значение для определения экономически обоснованного тарифа на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на территории Калининградской области, осуществляемые Заявителем.
Согласно пункту 9 Методики расчет расходов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении определен методом экономически обоснованных затрат. При этом прогноз затрат ОАО "К." в текущем периоде и на период регулирования выполнен с применением: регулируемых государством цен (тарифов), включая цены (тарифы) на продукцию (услуги) естественных монополий и их прогнозных значений, индексов инфляции, индексов изменения цен производителей промышленной продукции, доведенных на текущий период и период регулирования; цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 10 Методики определение содержания затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги ОАО "К.", и оценка их обоснованности выполнены Службой в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации
Согласно пункту 13 Методики при расчете экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении Службой проанализированы затраты, в том числе обусловленные нерациональным использованием производственных ресурсов.
Согласно пункту 14 Методики Службой рассмотрены материалы на предмет обоснованности затрат. При выявлении необоснованных затрат они исключены из суммы затрат, учитываемых при формировании тарифов.
Осуществляемое Службой государственное регулирование базировалось на принципе поддержания и развития механизмов ценовой и технологической конкуренции, стимулирующих сокращение издержек на оказание услуг при повышении их качества, достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей услуг, возмещение экономически обоснованных расходов, связанных с осуществлением регулируемой деятельности.
При определении экономически обоснованных затрат Служба не учитывала (исключала из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов, а также расходы, не связанные с осуществлением регулируемой деятельностью.
Проведение Службой оценки экономической обоснованности расходов перевозчика не противоречит законодательству в области тарифного регулирования пригородных железнодорожных перевозок. Регулирующий орган не лишен правовой возможности ограничивать ставки платы за аренду, ремонт, управление и эксплуатацию подвижного состава и др. расходы.
При определении затрат Службой учтены объемные показатели работ, согласованные с Министерством развития инфраструктуры Калининградской области.
Подробный анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат, содержащий основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования, а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных предложенных ОАО "К." расходов, изложены в экспертном заключении и протоколе правления Службы.
В административном исковом заявлении Общество ссылается на необоснованное занижение затрат по использованию подвижного состава.
Как следует из представленных доказательств, при определении экономически обоснованных затрат на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении Службой признаны экономически обоснованными расходы на аренду подвижного состава ОАО "Р." на 2017 год в размере 260,18 млн. руб.
Следует отметить, что ОАО "К." одновременно выступает в роли дочернего общества и арендатора ОАО "Р.".
Расходы по аренде основных средств у ОАО "Р." являются основной статьей расходов Общества.
Расходы по аренде используемых основных средств были определены Службой в соответствии пунктом 23.7.2.2. Методики, в частности, учтены ставки аренды за единицу объемов работ, принятые Службой при тарифном регулировании в 2016 году, объемы работы (вагоно-часы), инфляция.
Расходы, связанные с оплатой услуг по управлению и эксплуатации подвижного состава были определены Службой в соответствии с пунктом 23.7.2.3 Методики, в частности, учтены планируемые объемы работ (поездо-часы), ставки платы за единицу объемов работы, принятые Службой при тарифном регулировании в 2016 году, инфляция.
Расходы на ТО (техническое обслуживание) и ТР (текущий ремонт) железнодорожного подвижного состава на текущий период были определены Службой в соответствии с пунктом 23.7.2.4 Методики, в частности учтены ставки ремонта на единицу объема работы, принятые Службой при тарифном регулировании в 2016 году, объемы работы (вагоно-километры), инфляция.
С учетом приказа ФАС России от 07.12.2016 N 1722/16 "О внесении изменений в Методику расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденную приказом ФАС России от 24.12.2015 N 1302/15" при определении затрат на аренду подвижного состава ОАО "Р." ставки платы по перечисленным выше услугам на 2017 год по сравнению с предыдущим периодом Службой проиндексированы на индекс роста цен на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в регулируемом секторе на 2017 год согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в размере 1,04.
Предложенные ОАО "К." для определения затрат на аренду подвижного состава на 2017 год ставки не являются обоснованными.
Делая такой вывод, суд учитывает, что используемые Службой для определения затрат на аренду подвижного состава на 2017 год базовые ставки были предметом рассмотрения спора между ОАО "КГШК" и Службой на заседании ФАС России в сентябре 2016 года по разногласиям при тарифном регулировании на 2016 год.
По итогам указанного заседания ФАС России было принято решение от 12.09.2016 N СП/62993/16, согласно которому Службой были пересчитаны затраты на аренду подвижного состава по договорам с ОАО "Р." в сторону снижения.
Принятое ФАС России решение, в результате которого расходы Общества были скорректированы Службой в сторону снижения, не оспаривалось и подлежит обязательному применению.
Размеры ставок аренды для определения затрат на аренду подвижного состава были сформированы Обществом без учета позиции ФАС России, изложенной в решении от 12.09.2016 N СП/62993/16, которое представлено в материалы дела и исследовано судом.
В административном исковом заявлении Общество возражает против частичного исключения собственных расходов компании.
Службой признаны экономически обоснованными расходы Общества на собственные нужды на 2017 год в размере 77,4 млн. руб., при заявленных Обществом 78,1 млн. руб.
В соответствии с пунктом 5 Методики расчет расходов на собственные нужды произведен Службой на основе анализа экономической обоснованности затрат за предшествующий период регулирования и на текущий год, прогноза на следующий период регулирования, с использованием бухгалтерской, статистической и налоговой отчетностей, с учетом изменения объемных показателей работы ОАО "К." и инфляции.
В связи с выявлением излишних и не связанных с регулируемой деятельностью расходов Службой произведена корректировка показателей ОАО "К." в части экономически обоснованных затрат за отчетный период.
Заявленные ОАО "К." прочие выплаты персоналу на частичную компенсацию путевок в детские оздоровительные лагеря, на проезд в поездах дальнего следования и к юбилейным датам на общую сумму 145,7 тыс. руб. были признаны Службой необоснованными в виду того, что указанные выплаты не являются обязательными и относятся к дополнительным выплатам социального характера за счет полученной Обществом прибыли.
С учетом требований подпункта "в" пункта 14 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 (далее Положение N 643), для определения величины тарифов производится расчет необходимой валовой выручки, учитывающий нормативную прибыль, определяемую исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета, и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта.
Положение N 643 не предусматривает возможность включения в тариф прибыли на выплаты социального характера, заявленные ОАО "К.".
Расходы по подстатье "форменная одежда и спецодежда", входящие в состав статьи "Материальные затраты", были определены Службой в размере
387,8 тыс. руб. с учетом фактических расходов по данной статье за 2015 год, изменения численности персонала, изменения ИЦГШ (без ТЭКа) за 2016-2017 годы.
По итогам анализа материалов по факту 2015 года Службой не были учтены произведенные ОАО "К." излишние расходы в размере 92,3 тыс. руб.
Расхождение между заявленной ОАО "К." и определенной Службой суммами составляет 63,0 тыс. руб.
Указанная ОАО "К." в исковом заявлении сумма расхождений на форменное обмундирование в размере 185,6 тыс. руб., рассчитана Обществом неверно (допущена математическая ошибка).
Общество возражает против исключения расходов за пользование товарным знаком.
Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что для определения затрат по подстатье "использование товарного знака", состоящего в составе статьи затрат "Прочие затраты", ОАО "К." не представило необходимые обосновывающие материалы. Общество не предоставило информацию о фактическом выполнении каких-либо мероприятий, не обосновало экономическую целесообразность несения данных расходов.
Одна лишь ссылка на лицензионный договор между ОАО "К." и ОАО "Р." не свидетельствует об обоснованности экономической целесообразности несения данных расходов административным истцом.
Общество возражает против корректировки заявленных им расходов на обслуживание контрольно-кассовой техники.
Суд не может согласиться с такой позицией административного истца, поскольку как следует из представленных доказательств, из заявленных первоначально ОАО "К." расходов в размере 3361,6 тыс. руб. Службой признаны обоснованными 3342,2 тыс. руб. Данные затраты учтены по статье "Материальные затраты".
Дополнительно в подстатье "информационные услуги", находящиеся в составе статьи "Прочие затраты", на услуги оператора фискальных данных учтены расходы, связанные с изменением правил применения контрольно-кассовой техники, в размере 180,0 тыс. руб.
Административный ответчик представил доказательства тому, что 26.12.2016 в день проведения Правления Службы по вопросу установления тарифов для ОАО "К." на 2017 год Общество в инициативном порядке предоставило новую сумму для учета затрат, связанных с техническим обслуживанием и модернизацией ККТ и на услуги оператора фискальных данных, в размере 4272,6 тыс. руб.
С доводами административного истца о том, что новую сумму для учета затрат, связанных с техническим обслуживанием и модернизацией ККТ и на услуги оператора фискальных данных, в размере 4272,6 тыс. руб. представлены были значительно ранее, в электронной переписке, суд согласиться не может, поскольку они не подтверждены достоверными доказательствами - письмом, заверенным электронной подписью.
Суд принимает доводы административного истца о том, что новая заявка Общества поступила не только уже после подготовки проекта приказа, но и даже после ознакомления всех заинтересованных лиц с материалами тарифного дела.
Принимая во внимание сроки, установленные пунктами 39, 40 Порядка рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного Приказом ФСТ России от 19.08.2011 N 506-Т, Служба не только была лишена возможности запросить у Общества разъяснения в части дополнительно представленных материалов (срок представления ответа составляет до 30 дней), но и была лишена возможности перенести сроки рассмотрения вопроса установления тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении на 2017 год.
В соответствии с пунктом 9 Методики прогноз затрат субъекта регулирования выполняется с применением цен, установленных на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Представленная ОАО "К." копия коммерческого предложения АО "Г." не может являться достаточным обоснованием заявленных им расходов.
Общество возражает против корректировки необходимой валовой выручки на величину излишне полученных им доходов от перевозки пассажиров в 2015 году.
Суд также не может согласиться с указанными доводами. В соответствии с пунктом 5 Положения N 643 государственное регулирование тарифов основывается на принципе формирования тарифов с учетом финансовых результатов деятельности регулируемого предприятия.
В соответствии с пунктом 15 Положения N 643 органы регулирования при определении экономически обоснованных затрат вправе не учитывать (исключать из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
Выявленные по данным отчетности средства, использованные субъектом регулирования в течение текущего и предшествующего периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на соответствующие периоды, могут учитываться органами регулирования при установлении (изменении) тарифов на последующий период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.
Исключение возможности учета показателей хозяйственной деятельности ОАО "К." применительно к экономически обоснованному тарифному регулированию может привести к бесконтрольному увеличению затрат с последующим их возложением на публично-правовое образование, что противоречит целям и задачам законодательства о естественных монополиях.
Корректировка общепроизводственных и общехозяйственных расходов, производимая с учетом выявленных по данным отчетности за предшествующий период избыточных и непроизводительных расходов, предусмотрена пунктом 22.9.5 Методики.
Необходимость проведения анализа фактических расходов Общества подтверждена позицией федеральных органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов.
При определении экономически обоснованного тарифа на 2015 год на заседании Правления Службы 19.06.2015 N 86/15 представитель ФСТ России указал на необходимость анализировать фактические итоги деятельности компании для выявления расхождений с плановыми значениями, в целях их последующего учета в следующем периоде регулирования.
При определении экономически обоснованного тарифа на 2016 год ФАС России на заседании комиссии по досудебному рассмотрению спора вынесла решение: "Провести анализ расходов "собственные расходы", сложившихся по фактическим данным 2014 года и учесть результаты анализа в тарифах на 2016 год". Принимая во внимание, что приказ ФАС России по итогам рассмотрения досудебного спора в 2016 году не обжаловался, он является обязательным для использования Службой и при последующем регулировании.
Расчет величины дополнительно полученных Обществом доходов на 2017 год был выполнен Службой в порядке, аналогичном примененному по приказу ФАС России на 2016 год. Учитывая фактическое получение Обществом субсидии на возмещение части расходов по регулируемой деятельности за 2015 год из бюджета Калининградской области (в части компенсация потерь в доходах), корректировка объем средств, планируемых к поступлению за счет тарифных источников, является логичной и обоснованной.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом приведенных выше доказательств суд приходит к выводу о том, что п. 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 года не противоречит вышестоящим правовым актам, принят административным ответчиком пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление ОАО "К."" о признании недействующим со дня принятия п. 2 Приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области N 148-01н/16 "О тарифах на железнодорожные перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении на территории Калининградской области" от 26 декабря 2016 года оставить без удовлетворения.
Решение в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Калининградский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 03 августа 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 25 июля 2017 г. N 3а-50/2017
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании