Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года N 101 "Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А.Р.
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункт 2 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года N 101 "Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи".
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ю.М.С., выступления представителей сторон: М.Ю.Б., С.И.С., О.А.Г., исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области установил:
1. В Уставный Суд 1 августа 2017 года от депутата Калининградской областной Думы шестого созыва И.А.Р. (далее - заявитель) поступило обращение в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Положения об аппарате мирового судьи (далее - Положение), утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года N 101 "Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи" (далее - Приказ N 101). 29 января и 26 февраля 2018 года поступили дополнения к обращению.
Согласно пункту 2 Положения, утвержденного Приказом N 101, аппарат мирового судьи Калининградской области входит в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Агентство) и не обладает правами юридического лица.
Заявитель поясняет, что согласно положениям Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации") и Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 188-ФЗ) деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации; работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации. Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации") установлено, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда (часть 1 статьи 32).
По мнению заявителя, федеральным законодательством определена принадлежность аппарата мирового судьи к мировому судье, а не к органу исполнительной государственной власти, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей.
Заявитель также поясняет, что поскольку секретарь судебного заседания в соответствии с уголовным и гражданским процессуальным законодательством ведет протокол судебного заседания, проверяет явку в суд лиц, участвующих в судебном заседании, по поручению председательствующего выполняет другие действия, предусмотренные законом, то есть осуществляет полномочия, установленные процессуальным законодательством, следовательно, он не может являться должностным лицом системы исполнительной власти, так как это противоречит конституционному принципу разделения властей.
Заявитель считает, что аппарат мировых судей не может входить в состав Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, так как данное Агентство является органом исполнительной власти Калининградской области и не входит в судебную систему.
При таких обстоятельствах заявитель полагает, что пункт 2 Положения, утвержденного Приказом N 101, вступает в противоречие с вышеуказанными требованиями действующего законодательства, что в силу статей 15 (части 1 и 2), 76 (части 1, 2 и 5), 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации недопустимо, и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Руководствуясь своей правовой позицией, статьями 4, 36, 37, 38, 83, подпунктом 2 пункта 1 статьи 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", заявитель просит признать пункт 2 Положения, утвержденного Приказом N 101, не соответствующим пункту 3 статьи 1, пункту 1 статьи 2, подпунктам 3, 5, 7 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43, пункту 2 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В ходе судебного заседания представители заявителя подтвердили в полном объеме доводы, изложенные в обращении и в дополнениях к обращению.
Представитель Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве, согласно которой Положение об аппарате мирового судьи утверждено Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области в рамках полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установленных федеральным законодательством, и ему не противоречит. Отметила, что деятельность мирового судьи Калининградской области в соответствии с законодательством обеспечивается его аппаратом. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими Калининградской области. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими государственной гражданской службы устанавливаются законодательством Российской Федерации и Калининградской области о государственной гражданской службе. В силу того, что Агентство является исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально-технического и финансового обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, в рамках предоставленной компетенции в целях обеспечения судебной деятельности мировых судей Калининградской области создан аппарат мировых судей. Руководитель Агентства утверждает штатное расписание в пределах установленной Правительством Калининградской области предельной штатной численности, а также утверждает должностные регламенты работников аппарата мирового судьи.
В соответствии со статьей 70 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд принимает постановление по делу только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которой подвергается сомнению. При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
2. Вопрос проверки соответствия Уставу (Основному Закону) Калининградской области отдельных норм Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом N 101, уже являлся предметом рассмотрения Уставного Суда. Согласно выводам, изложенным в Постановлении Уставного Суда Калининградской области от 9 июня 2017 года N 2-П, Приказ N 101, которым утверждено Положение об аппарате мирового судьи, является нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти Калининградской области, изданным Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством и Уставом (Основным Законом) Калининградской области, и его проверка на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области подведомственна Уставному Суду.
3. Подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области определяет, что на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
В соответствии с пунктом "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). При этом законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Устава (Основного Закона) Калининградской области нормативные правовые акты органов государственной власти Калининградской области не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области.
Пунктом 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области закреплено положение о том, что правовые акты органов государственной власти области не должны противоречить Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
Единство судебной системы закреплено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", согласно нормам которого мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, относятся к судам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 4), их полномочия и порядок деятельности устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 28).
Реализуя предоставленное субъектам Российской Федерации полномочие по определению порядка деятельности мирового судьи и организационному обеспечению его деятельности в соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", Калининградская областная Дума приняла Закон Калининградской области от 19 мая 2000 года N 202 "О порядке назначения и деятельности мировых судей в Калининградской области" (далее - Закон Калининградской области N 202). Согласно нормам указанного Закона аппарат мирового судьи обеспечивает его работу (часть 1 статьи 10); положение об аппарате мирового судьи утверждается органом исполнительной власти области, осуществляющим материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей (часть 4 статьи 10).
Исполнительным органом государственной власти Калининградской области, осуществляющим функции материально-технического обеспечения деятельности мировых судей Калининградской области, финансового обеспечения аппарата мировых судей Калининградской области согласно пункту 1 Положения об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 25 декабря 2012 года N 1054 "Об Агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области", является Агентство по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области. Руководитель Агентства руководит деятельностью Агентства на основе единоначалия в соответствии с законодательством и настоящим Положением; издает приказы на основании и во исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Калининградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, организует и проверяет их исполнение; утверждает положения о структурных подразделениях Агентства (подпункты 1, 6, 7 пункта 14 Положения).
Положение об аппарате мирового судьи, норма которого обжалуется заявителем, утверждено Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года N 101 "Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи".
3.1. Пунктом 2 Положения, утвержденного Приказом N 101, определено, что аппарат мирового судьи Калининградской области входит в структуру Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области (далее - Агентство) и не обладает правами юридического лица.
Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (статья 10).
Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" установлено, что судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей (часть 2 статьи 1); в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации (часть 2 статьи 4).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии с разделением на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
Частью 1 статьи 32 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" предусмотрено, что аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.
Частью 9 статьи 38 Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" и статьей 9 Федерального закона N 188-ФЗ установлено, что деятельность мирового судьи обеспечивается его аппаратом; структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации; работники аппарата мирового судьи являются государственными гражданскими служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, приведенные нормы федерального законодательства прямо определяют принадлежность аппарата к мировому судье.
Указанное положение находит подтверждение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2006 года N 55-Г06-1. Так, согласно выводам Верховного Суда Российской Федерации норма статьи 9 Федерального закона N 188-ФЗ прямо определяет принадлежность аппарата к мировому судье (аппарат мирового судьи), а не к органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, созданному для материально-технического обеспечения мировых судей.
Исходя из изложенного, Уставный Суд считает, что аппарат мировых судей Калининградской области не может входить в состав Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области, так как Агентство является органом исполнительной власти и не входит в судебную систему.
Уставный Суд приходит к мнению, что пункт 2 Положения, утвержденного Приказом N 101, издан с превышением полномочий исполнительного органа государственной власти Калининградской области, нарушает принципы законности и невмешательства исполнительных органов государственной власти в компетенцию судебных органов Калининградской области и не соответствует Уставу (Основному Закону) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 2 пункта 3 статьи 4, статьями 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Признать пункт 2 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года N 101 "Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи", не соответствующим пункту 1 статьи 2, подпунктам 3, 5 и 7 пункта 1 статьи 7, пункту 3 статьи 43 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 6 марта 2018 г. N 4-П по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пункта 2 Положения об аппарате мирового судьи, утвержденного Приказом и.о. руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Калининградской области от 15 декабря 2016 года N 101 "Об утверждении Положения об аппарате мирового судьи"
Текст постановления официально опубликован не был