Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74 Уставного Закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные уставные законы Калининградской области", заслушав сообщение судьи В.М.Ф., исследовав представленные документы и материалы дела, установил:
1. В Уставный Суд 26 марта 2018 года поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные уставные законы Калининградской области" (далее - Проект уставного закона, законопроект), внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Калининградской области, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Статьей 1 Проекта уставного закона предлагается внести изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области в редакции перечисленных в ней законов Калининградской области и уставных законов Калининградской области, последним из которых указан Уставный закон Калининградской области от 2 декабря 2015 года N 483.
Также законопроект предусматривает изменения в Уставный закон Калининградской области от 4 мая 2010 года N 439 "О Калининградской областной Думе" (статья 2); в Уставный закон Калининградской области от 29 сентября 2005 года N 651 "О Губернаторе Калининградской области" (статья 3); в Уставный закон Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области" (статья 4). Статья 5 Проекта уставного закона устанавливает порядок вступления в силу данного Уставного закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44, подпунктом 3 пункта 3 статьи 52, пунктом 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд дает заключения только по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Статьей 1 представленного Проекта уставного закона предлагается внести следующие изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области:
1. Абзац пятый статьи 22 дополнить словами ", а также обязательный публичный отчет Губернатора Калининградской области о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Калининградской области и учредителем которых является Калининградская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций".
2. В пункте 2 статьи 30:
1) дополнить подпунктом 3-2 следующего содержания:
"3-2) ежегодно представляет в Калининградскую областную Думу обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Калининградской области и учредителем которых является Калининградская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций;";
2) подпункт 11 признать утратившим силу.
3. В пункте 3 статьи 38:
1) в подпункте 2 слова ", а также проекты программ социально-экономического развития Калининградской области" исключить;
2) в подпункте 3 слова "и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Калининградской области" исключить, слово "их" заменить словом "его".
4. Подпункт 3 пункта 2 статьи 45 признать утратившим силу.
5. В подпункте 13 пункта 2 статьи 46 слова ", выполнении программ социально-экономического развития Калининградской области" исключить.
6. В пункте 1 статьи 73 слово "целевых" заменить словом "государственных".
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда в настоящем деле является статья 1 Проекта уставного закона.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Анализируя предлагаемые к принятию нормы, Уставный Суд исходит из положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 8 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым Устав (Основной Закон) Калининградской области не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, определяются в соответствии с федеральным законодательством.
На основании изложенного Уставный Суд в настоящем деле рассматривает предлагаемые к принятию статьей 1 Проекта уставного закона нормы, с точки зрения наличия или отсутствия противоречия их иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области, одновременно исходя из положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, места Устава (Основного Закона) Калининградской области в системе правовых актов Российской Федерации, а также принципов осуществления деятельности органов государственной власти Калининградской области, закрепленных в Уставе (Основном Законе) Калининградской области.
3. Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 184-ФЗ, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты (пункт 4 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ).
Федеральный законодатель, реализуя свое право устанавливать полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы" внес изменения в статью 26.3-2 Федерального закона N 184-ФЗ, дополнив ее пунктом 4, предусматривающим, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ежегодно представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и учредителем которых является субъект Российской Федерации, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.
Подпунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30 октября 2017 года N 299-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из подпункта "б" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ исключена норма, предусматривающая обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывать для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проектов программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предлагаемый законопроект разработан в целях приведения Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствие с положениями Федерального закона N 184-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 30 октября 2017 года N 299-ФЗ и от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ).
3.1. Согласно нормам Устава (Основного Закона) Калининградской области систему органов государственной власти Калининградской области составляют, в том числе высшее должностное лицо Калининградской области - Губернатор Калининградской области; законодательный (представительный) орган государственной власти Калининградской области - Калининградская областная Дума; высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области - Правительство Калининградской области (пункт 2 статьи 6); полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, порядок разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Калининградской области определяются в соответствии с федеральным законодательством (пункт 1 статьи 8).
Полномочия Калининградской областной Думы определены статьей 22 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Пунктом 1 статьи 1 Проекта уставного закона абзац пятый статьи 22 Устава (Основного Закона) Калининградской области наряду с полномочиями Калининградской областной Думы по заслушиванию ежегодного послания Губернатора Калининградской области об основных направлениях деятельности Губернатора Калининградской области и деятельности Правительства Калининградской области, ежегодных отчетов Губернатора Калининградской области о результатах деятельности Правительства Калининградской области, в том числе по вопросам, поставленным Калининградской областной Думой, дополняется полномочием по заслушиванию обязательного публичного отчета Губернатора Калининградской области о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Калининградской области и учредителем которых является Калининградская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.
Полномочия Губернатора Калининградской области установлены статьей 30 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 1 Проекта уставного закона пункт 2 статьи 30 дополняется подпунктом 3-2, обязывающим Губернатора Калининградской области ежегодно представлять в Калининградскую областную Думу обязательный публичный отчет о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Калининградской области и учредителем которых является Калининградская область, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.
Одновременно, приводя нормы Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствие с положениями статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ, подпункт 2 пункта 2 статьи 1 Проекта уставного закона предусматривает признание утратившим силу подпункта 11 статьи 30, согласно которому к полномочиям Губернатора Калининградской области отнесено представление Калининградской областной Думе на утверждение программ социально-экономического развития Калининградской области и отчетов о выполнении данных программ.
Также подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 1 Проекта уставного закона приводятся в соответствия с действующим законодательством полномочия Правительства Калининградской области.
Так, указанными нормами Проекта уставного закона предусмотрено в пункте 3 статьи 38 Устава (Основного Закона) Калининградской области, определяющем полномочия Правительства Калининградской области, исключить полномочия по разработке проектов программ социально-экономического развития Калининградской области (подпункт 2); по подготовке отчетов о выполнении программ социально-экономического развития Калининградской области (подпункт 3).
Вследствие этого изменяются и иные положения действующих норм Устава (Основного Закона) Калининградской области (пункты 4, 5 статьи 1 Проекта уставного закона).
Таким образом, вносимые изменения касаются полномочий Калининградской областной Думы, Губернатора Калининградской области, Правительства Калининградской области, соответствуют требованиям федерального законодательства и при их принятии не входят в противоречие с иными действующими положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.
4. В целях приведения областного законодательства в сфере государственной политики в области воспитания и образования в соответствие с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации Проектом уставного закона изменяются положения пункта 1 статьи 73 Устава (Основного Закона) Калининградской области, предусматривающие разработку и обеспечение выполнения целевых программ Калининградской области и проектов, направленных на развитие областной системы образования (пункт 6 статьи 1 Проекта уставного закона).
Законопроектом предложено заменить термин "целевые" программы Калининградской области в области развития системы образования на - "государственные".
Предлагаемая к принятию норма корреспондирует действующим положениям пункта 3.1. статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, согласно которому органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации, по вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в том числе в связи с исполнением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения в сфере воспитания и образования.
Указанное относится к полномочиям органов государственной власти Калининградской области, и в этой связи предлагаемое изменение в Устав (Основной Закон) Калининградской области по своему содержанию не входит в противоречие с иными действующими положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.
В результате сравнительно-правового анализа Уставным Судом установлено, что представленные изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области направлены на приведение отдельных положений Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствие с действующим федеральным законодательством. Вносимые изменения воспроизводят действующие нормы Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласовываются с иными положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд приходит к заключению об отсутствии противоречия предлагаемых статьей 1 Проекта уставного закона изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74, 86-13 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм статьи 1 проекта уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные уставные законы Калининградской области" иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 6 апреля 2018 г. N 6-П по делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и отдельные уставные законы Калининградской области"
Текст постановления официально опубликован не был