Решение Калининградского областного суда от 4 сентября 2018 г. N 3а-88/2018
Калининградский областной суд в составе, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО "Э" к окружному совету депутатов муниципального образования "Пионерский городской округ" об оспаривании решения окружного совета депутатов муниципального образования "Пионерский городской округ" от 31 мая 2018 года N "Об отмене п. 1.17 решения окружного совета депутатов Пионерского городского округа от 16.02.2017 года N "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ", установил:
ООО "Э" обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что на основании договора аренды от 4 августа 2017 года, заключенного между администрацией Пионерского городского округа и ООО "Э", обществу предоставлен в аренду сроком на 38 месяцев до 3 октября 2020 года земельный участок площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером N , разрешенное использование - среднеэтажная жилая застройка, расположенный по <адрес>. Данный земельный участок относился к территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (6-9 этажей) (индекс Ж-1), установленной пунктом 1.17 решения окружного совета депутатов Пионерского городского округа от 6 февраля 2017 года N . По протесту прокурора пункт 1.17 решения окружного совета депутатов от 6 февраля 2017 года N отменен решением окружного совета депутатов от 31 мая 2018 года N , в связи с чем земельный участок относится к зоне образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (индекс О-3), в которой жилое строительство не предусмотрено. По мнению административного истца, оспариваемое решение не соответствует положениям статьи 30 ГрК РФ и препятствует использованию земельного участка с кадастровым номером N для целей строительства многоквартирных жилых домов.
В судебном заседании представитель ООО "Э" - К.И.А. административный иск поддержал. Дополнительно пояснил, что правила землепользования и застройки Пионерского городского округа не подлежат проверке на соответствие генеральному плану городского округа, поскольку согласно пункту 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки, утвержденных решением окружного совета депутатов Пионерского городского округа от 25 ноября 2010 года N 107, со дня введения в действие настоящих Правил генеральный план Пионерского городского округа действует в части, не противоречащей настоящим Правилам.
Представитель окружного совета депутатов МО "Пионерский городской округ" - П.А.В. просила в административном иске отказать.
Определением суда от 14 августа 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Представитель Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на административное исковое заявление.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований к отказу в удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Из материалов дела следует, что генеральный план муниципального образования "Пионерский городской округ" утвержден решением окружного совета депутатов от 16 октября 2008 года N 76.
Согласно основному чертежу генерального плана территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером N , располагается в двух функциональных зонах: частично в зоне средних учебных заведений, школ, дошкольных учреждений и частично - в зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары) (т. 1 л.д. 83, т. 2 л.д. 146).
Строительство многоквартирных жилых домов в указанных функциональных зонах не предусмотрено.
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ" утверждены решением окружного совета депутатов от 25 ноября 2010 года N 107, официально опубликованы в издании "Новости Пионерского", N 6, 17-23 февраля 2011 года и с этой даты вступили в силу (пункт 3 решения окружного совета депутатов от 25 ноября 2010 года N 107).
Согласно карте градостроительного зонирования рассматриваемая территория была отнесена к территориальной зоне образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (индекс зоны О-3) (т. 2 л.д. 146).
В соответствии с градостроительным регламентом данная территориальная зона предназначена для размещения образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.
При этом жилые дома, в том числе многоквартирные, не отнесены ни к основным, ни к вспомогательным, ни к условно разрешенным видам использования (т. 2 л.д. 120-121).
До вступления в силу правил землепользования и застройки постановлением администрации Пионерского городского округа от 9 декабря 2010 года N был сформирован земельный участок с кадастровым номером N с установлением разрешенного использования - эксплуатация и обслуживание скейт-парка (т. 2 л.д. 160).
Участок поставлен на кадастровый учет 24 января 2011 года.
В дальнейшем решением окружного совета депутатов от 16 февраля 2017 года N внесены изменения в карту градостроительного зонирования правил землепользования и застройки Пионерского городского округа в части изменения границ территориальных зон, в том числе применительно к территории в районе ул. Ц.-ул. У. в г. Пионерский (пункт 1.17).
При этом часть зоны образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования (индекс О-3) отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (6-9 этажей) (индекс Ж-1) (т. 1 л.д. 61-62,77).
В 2017 году администрацией Пионерского городского округа проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером N для среднеэтажной жилой застройки.
По результатам аукциона 4 августа 2017 года между администрацией Пионерского городского округа и ООО "Э" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N сроком на 38 месяцев (т. 1 л.д. 15-19).
Право аренды зарегистрировано 30 августа 2017 года (т. 1 л.д. 93-97).
Разрешение на строительство ООО "Э" не получено, строительство многоквартирных жилых домов не осуществлено.
21 мая 2018 года в окружной совет депутатов поступил протест прокурора на решение от 16 февраля 2017 года N , в котором прокурор указал на несоответствие пункта 1.17 указанного решения генеральному плану городского округа и на нарушение положений ст. 31 ГрК РФ при принятии данного решения (т. 1 л.д. 84-86).
31 мая 2018 года окружным советом депутатов Пионерского городского округа принято оспариваемое решение N , которым пункт 1.17 решения от 16 февраля 2017 года N отменен по мотиву его несоответствия законодательству Российской Федерации (т. 1 л.д. 92).
Решение от 31 мая 2018 года N официально опубликовано в издании "Новости Пионерского", N 23, 8-14 июня, 2018 и в соответствии с пунктом 3 этого решения вступило в силу со дня его официального опубликования.
Кроме того, решение от 31 мая 2018 года N размещено на официальном сайте администрации Пионерского городского округа.
Принимая во внимание, что при внесении пунктом 1.17 решения окружного совета депутатов от 16 февраля 2017 года N изменений в карту градостроительного зонирования правил землепользования и застройки применительно к территории в районе ул. Ц.-ул. У. в г. Пионерский не были учтены функциональные зоны и параметры их планируемого развития, определенные генеральным планом городского округа, пункт 1.17 решения окружного совета депутатов от 16 февраля 2017 года N не соответствовал вышеприведенным нормам градостроительного законодательства, в том числе положениям ст. 34 ГрК РФ.
Ссылки административного истца на положения пункта 1 статьи 5 правил землепользования и застройки о применении на территории Пионерского городского округа генерального плана в части, не противоречащей правилам землепользования и застройки, являются ошибочными, поскольку пункт 1 статьи 5 правил землепользования и застройки противоречит приведенным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации о первичности генерального плана муниципального образования и о соответствии правил землепользования и застройки генеральному плану.
В этой связи окружной совет депутатов правомерно, в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", оспариваемым решением от 31 мая 2018 года N отменил пункт 1.17 решения от 16 февраля 2017 года N .
Оспариваемое решение от 31 мая 2018 года N также не противоречит положениям части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.
Суд принимает во внимание, что окружной совет депутатов, отменяя пункт 1.17 решения от 16 февраля 2017 года N , не осуществил нового правового регулирования, направленного на приведение зонирования рассматриваемой территории в соответствие с генеральным планом городского округа, в частности, на установление на карте территориального зонирования правил землепользования и застройки применительно к части рассматриваемой территории территориальной зоны скверов, садов, бульваров.
Однако данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для возложения на окружной совет депутатов Пионерского городского округа соответствующей обязанности, поскольку в соответствии с Законом Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (в редакции Закона области от 2 июля 2018 года N 191, вступившего в силу 5 июля 2018 года) принятие решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области и обеспечение подготовки таких документов отнесено к компетенции Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (подпункт 12 пункта 2 статьи 1), а внесение изменений в правила землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области отнесено к компетенции Правительства Калининградской области (подпункт 3 пункта 1 статьи 1).
В свою очередь, приказом Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области от 15 января 2018 года N постановлено подготовить проект правил землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ" за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2018-2019 годы.
В вынесенном по настоящему административному делу частном определении дополнительно обращено внимание Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области на несоответствие правил землепользования и застройки Пионерского городского округа в части территориального зонирования применительно к земельным участкам в районе ул. Ц.-ул. У. в г. Пионерский функциональному зонированию, определенному генеральным планом этого муниципального образования.
При таких обстоятельствах заявленные ООО "Э" требования удовлетворению не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
В удовлетворении административного иска ООО "Э" к окружному совету депутатов муниципального образования "Пионерский городской округ" об оспаривании решения окружного совета депутатов муниципального образования "Пионерский городской округ" от 31 мая 2018 года N "Об отмене п. 1.17 решения окружного совета депутатов Пионерского городского округа от 16.02.2017 года N "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Пионерский городской округ" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калининградский областной суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 10 сентября 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 4 сентября 2018 г. N 3а-88/2018
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании