Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 86-9, 86-10, 86-11, 86-12, 86-13 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области", заслушав сообщение судьи А.В.К., исследовав представленные документы и материалы дела, установил:
1. В Уставный Суд 11 декабря 2018 года поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" (далее - Проект уставного закона, законопроект), внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы Губернатором Калининградской области, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Статьей 1 Проекта уставного закона предлагается внести изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области в редакции перечисленных в ней законов Калининградской области и уставных законов Калининградской области, последним из которых указан Уставный закон Калининградской области от 31 мая 2018 года N 178.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44, подпунктом 3 пункта 3 статьи 52, пунктом 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области Уставный Суд дает заключения по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Статьей 1 представленного Проекта уставного закона предлагается внести следующие изменения в статью 34 Устава (Основного Закона) Калининградской области:
1) в пункте 2:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"2. Правительство Калининградской области состоит из членов Правительства Калининградской области:";
абзац седьмой признать утратившим силу;
2) дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. Для обеспечения деятельности Правительства Калининградской области создается аппарат Правительства Калининградской области, являющийся государственным органом, работающий под руководством Губернатора Калининградской области и возглавляемый Руководителем аппарата Правительства Калининградской области.".
Статья 2 Проекта уставного закона устанавливает порядок вступления в силу данного Уставного закона и не является предметом рассмотрения по настоящему делу.
Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда в настоящем деле является статья 1 Проекта уставного закона.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72); по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76).
Анализируя предлагаемые к принятию нормы, Уставный Суд исходит из положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 8 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым Устав (Основной Закон) Калининградской области не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, определяются в соответствии с федеральным законодательством.
На основании изложенного Уставный Суд в настоящем деле рассматривает предлагаемые к принятию статьей 1 Проекта уставного закона нормы с точки зрения наличия или отсутствия противоречия их иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области, одновременно исходя из положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, места Устава (Основного Закона) Калининградской области в системе правовых актов Российской Федерации, а также принципов осуществления деятельности органов государственной власти Калининградской области, закрепленных в Уставе (Основном Законе) Калининградской области.
3. Согласно преамбуле Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона N 184-ФЗ наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Таким образом, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Устав (Основной Закон) Калининградской области, согласно его преамбуле, исходя из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, устанавливает систему органов государственной власти Калининградской области. В систему органов государственной власти Калининградской области входит высший исполнительный орган государственной власти Калининградской области - Правительство Калининградской области (пункт 2 статьи 6 Устава (Основного Закона) Калининградской области).
На основании изложенного Устав (Основной Закон) Калининградской области может содержать нормы, определяющие структуру (состав) Правительства Калининградской области.
Из материалов дела следует, что представленный законопроект направлен на уточнение положений Устава (Основного Закона) Калининградской области о структуре (составе) Правительства Калининградской области в рамках полномочий по ее установлению.
Статьей 1 представленного Проекта уставного закона предлагается признать утратившим силу абзац седьмой пункта 2 статьи 34 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которому структуру Правительства Калининградской области составляет, в том числе аппарат Правительства Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд приходит к заключению, что исключение из пункта 2 статьи 34 Устава (Основного Закона) Калининградской области абзаца седьмого не вступает в противоречие с иными положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.
4. Как отмечалось ранее, установление общих принципов организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и тех, которые касаются основ порядка формирования этих органов, Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "н" части 1). По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской Федерации).
Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (Преамбула Федерального закона N 184-ФЗ).
Представленным Проектом уставного закона предлагается дополнить статью 34 Устава (Основного Закона) Калининградской области пунктом 3 следующего содержания:
"3. Для обеспечения деятельности Правительства Калининградской области создается аппарат Правительства Калининградской области, являющийся государственным органом, работающий под руководством Губернатора Калининградской области и возглавляемый Руководителем аппарата Правительства Калининградской области."
Указанная норма предлагается для внесения в Устав (Основной Закон) Калининградской области в целях совершенствования обеспечения деятельности Правительства Калининградской области, в рамках формирования исполнительных органов государственной власти Калининградской области. Закрепление Проектом уставного закона положения о том, что аппарат Правительства Калининградской области работает под руководством Губернатора Калининградской области, соответствует подпункту 23 пункта 2 статьи 30 Устава (Основного закона) Калининградской области, согласно которому Губернатор Калининградской области осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области.
Таким образом, Уставный Суд приходит к заключению об отсутствии противоречия предлагаемых статьей 1 Проекта уставного закона изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74, 75, 86-9, 86-10, 86-11, 86-12, 86-13 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм статьи 1 проекта уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области" иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 12 декабря 2018 г. N 10-П "По делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области"
Текст постановления опубликован в газете "Комсомольская правда - Калининград" от 30 января 2019 г. N 10