Уставный Суд Калининградской области, руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 86-9, 86-10, 86-11, 86-12, 86-13 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", рассмотрев в открытом судебном заседании дело о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и Уставный закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе" в части внесения изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области, заслушав сообщение судьи А.В.К., исследовав представленные документы и материалы дела, установил:
1. В Уставный Суд 7 декабря 2018 года поступило обращение Калининградской областной Думы о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и Уставный закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе" (далее - Проект уставного закона, законопроект), внесенному в областную Думу в порядке законодательной инициативы группой депутатов Калининградской областной Думы, о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области. 13 декабря 2018 года поступило дополнение к обращению.
Представленным Проектом уставного закона предлагается внести изменения в Устав (Основной Закон) Калининградской области (статья 1 Проекта уставного закона) и изменения в Уставный закон Калининградской области от 4 мая 2010 года N 439 "О Калининградской областной Думе" (статья 2 Проекта уставного закона). Статья 3 Проекта уставного закона предусматривает, что данный Уставный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44, подпунктом 3 пункта 3 статьи 52, пунктом 3 статьи 82 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области" Уставный Суд дает заключения только по проектам уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области о наличии или отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения статьи 1 Проекта уставного закона, которыми предусмотрено внесение следующих изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области:
"1. Дополнить статьей 16.1 следующего содержания:
"Статья 16.1
1. Для обеспечения гарантий государственной защиты прав предпринимателей, их соблюдения органами государственной власти Калининградской области, иными государственными органами и органами местного самоуправления и их должностными лицами в Калининградской области учреждается должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области.
2. Правовое положение, основные задачи и компетенция Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области устанавливаются законом Калининградской области.".
3. Подпункт 2 пункта 1 статьи 21 после слов "правам человека в Калининградской области" дополнить словами ", Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области".
4. Пункт 2 статьи 46 дополнить подпунктом 10.1 следующего содержания:
"10.1) назначается на должность и освобождается от должности в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области;".
2. Согласно Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства (статья 2); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1 статьи 34).
В Калининградской области обеспечивается реализация и государственная защита прав и свобод человека и гражданина, закрепленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными законами (пункт 1 статьи 15 Устава (Основного Закона) Калининградской области).
Деятельность органов государственной власти Калининградской области осуществляется в соответствии с принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Устава (Основного Закона) Калининградской области).
Защита прав и свобод человека и гражданина, отнесенная Конституцией к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72), по мнению Уставного Суда, включает в себя осуществляемую уполномоченным по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации защиту прав и свобод субъектов предпринимательской деятельности.
Частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
Анализируя предлагаемые к принятию нормы, Уставный Суд исходит из положений пункта 1 статьи 2, пункта 1 статьи 8 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которым Устав (Основной Закон) Калининградской области не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и Калининградской области. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти Калининградской области по предметам совместного ведения, определяются в соответствии с федеральным законодательством.
На основании изложенного, Уставный Суд в настоящем деле рассматривает предлагаемые к принятию статьей 1 Проекта уставного закона нормы с точки зрения наличия или отсутствия противоречия их иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области, одновременно исходя из положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, места Устава (Основного Закона) Калининградской области в системе правовых актов Российской Федерации, а также принципов осуществления деятельности органов государственной власти Калининградской области, закрепленных в Уставе (Основном Законе) Калининградской области.
3. Правовое положение, основные задачи и компетенцию уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации определяет Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", закон субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 9) (далее - Федеральный закон N 78-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона N 78-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
Государственные должности субъектов Российской Федерации устанавливаются конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (абзац седьмой пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", подпункт 1 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
На основании вышеприведенных положений законодательства, Уставный Суд приходит к выводу, что с учетом уставного значения прав и законных интересов, обеспечение государственных гарантий защиты которых является целью деятельности Уполномоченного, включение в Устав (Основной Закон) Калининградской области положений об учреждении государственной должности Калининградской области Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Калининградской области, закрепление в нем основ статуса Уполномоченного и определение законодательного порядка нормативного регулирования правового положения, основных задач и компетенции Уполномоченного (пункты 1, 2 статьи 16.1 Устава в редакции законопроекта) не противоречит иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
4. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно выводам Уставного Суда Калининградской области, сделанным им в Постановлении от 15 января 2013 года N 1-П на основании указанной нормы, уставом субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации может быть предоставлено иным, помимо перечисленных в данном пункте, органам.
Субъекты Российской Федерации вправе наделять правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации только те государственные органы, чьи полномочия они вправе устанавливать (Постановление Уставного Суда от 15 января 2013 года N 1-П).
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона N 78-ФЗ правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Таким образом, право законодательной инициативы в Калининградской областной Думе Уполномоченного по защите прав предпринимателей может быть закреплено Уставом (Основным Законом) Калининградской области.
При этом, исходя из статуса Уполномоченного, определенного Федеральным законом N 78-ФЗ, как специализированного правозащитного института, наделение его правом законодательной инициативы возможно только по вопросам его ведения с отнесением к категории субъектов законодательной инициативы, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Такое регулирование соответствует правовому смыслу норм пункта 1 статьи 21 Устава (Основного Закона) Калининградской области.
5. Назначение кандидата на должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с учетом мнения предпринимательского сообщества; досрочное прекращение полномочий - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по представлению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо с его согласия (части 4, 6 статьи 9 Федерального закона N 78-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" назначение на должность и освобождение от должности отдельных должностных лиц субъекта Российской Федерации, оформление согласия на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, осуществляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 статьи 42 Устава (Основного Закона) Калининградской области в соответствии со своими полномочиями Калининградская областная Дума принимает (издает) постановления Калининградской областной Думы.
Пунктом 2 статьи 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области определен перечень вопросов, решения по которым принимаются постановлением областной Думы.
Указанный перечень не является исчерпывающим, так как согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области постановлением Калининградской областной Думы оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Калининградской области, уставными законами Калининградской области и законами Калининградской области к ведению Калининградской областной Думы.
Таким образом, подпункт 10.1 пункта 2 статьи 46 Устава (Основного Закона) Калининградской области в редакции законопроекта согласуется с иными положениями Устава (Основного Закона) Калининградской области.
Исходя из изложенного, Уставный Суд приходит к заключению об отсутствии противоречия предлагаемых статьей 1 Проекта уставного закона изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 3 пункта 3 статьи 52 Устава (Основного Закона) Калининградской области, пунктом 4 статьи 4, статьями 36, 68, 69, 70, 71, 74, 75, 86-9, 86-10, 86-11, 86-12, 86-13 Уставного закона Калининградской области "Об Уставном Суде Калининградской области", Уставный Суд Калининградской области постановил:
1. Дать заключение об отсутствии противоречия предлагаемых к принятию норм статьи 1 проекта уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и Уставный закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе" иным положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.
2. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.
Уставный Суд |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Уставного суда Калининградской области от 11 января 2019 г. N 1-П "По делу о даче заключения по проекту уставного закона Калининградской области "О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области и Уставный закон Калининградской области "О Калининградской областной Думе" в части внесения изменений в Устав (Основной Закон) Калининградской области"
Текст постановления опубликован в газете "Комсомольская правда - Калининград" от 30 января 2019 г. N 10