Решение Самарского областного суда от 8 августа 2016 г. N 3а-515/2016
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-515/2016 по административному исковому заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании не действующим в части Решения Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 15.09.2008 года N 54-н "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Октябрьск и предоставляемых для целей, не связанных со строительством", установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать несоответствующими Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и недействующими подпункты 5.1.1, 5.1.2, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7, 5.2.8, 5.2.10 пункта 5 Приложения N 1 к Решению Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 15.09.2008 года N 54-н "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Октябрьск и предоставляемых для целей, не связанных со строительством", с указанной судом даты.
Свои требования административный истец обосновал тем, что утвержденные вышеуказанным Решением Думы коэффициенты, используемые для определения размера арендной платы за земельные участки под объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, поставлены в зависимость от вида используемого объекта /капитальное строение или временное/, от типа предприятия общественного питания /кафе, ресторан, бар/, от площади земельного участка под объектами торговли /киосками, павильонами, магазинами, аптеками/, чем ставят в неравные условия лиц, осуществляющих экономическую деятельность на одном товарном рынке, с использованием земельных участков, отнесенных к одной категории земель, используемых для одних и тех же видов деятельности и предоставленных по одним и тем же основаниям, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала исковые требования.
Представитель Думы г.о. Октябрьск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в предварительном судебном заседании и в представленном отзыве административный ответчик признал заявленное требование.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего требование административного истца подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ антимонопольный орган вправе обращаться в суд с заявлениями об обжаловании противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Решением Думы городского округа Октябрьск Самарской области от 15.09.2008 N 54-н утвержден коэффициент вида использования земельного участка для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Октябрьск и предоставляемых для целей, не связанных со строительством /приложение N 1/.
Решение Думы опубликовано в печатном издании "Октябрьское время" N 68-69 26.09.2008 года.
Оспаривая данный нормативный правовой акт в части, Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области указало на противоречие положений данного нормативного правового акта статье 15 Закона "О защите конкуренции", а также основным принципам определения арендной платы, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
Согласно статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам и организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и /или/ осуществлять действия /бездействие/, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и /или/ осуществления таких действий /бездействия/.
Под конкуренцией в соответствии с вышеупомянутым законом понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции, предусмотренными пунктом 17 статьи 4 Закона "О защите конкуренции", являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; под товарным рынком понимается сфера обращения товара / в том числе товара иностранного производства, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров/, в границах которой /в том числе географических/ исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Для осуществления хозяйственной деятельности на товарных рынках по оказанию услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания с использованием земельных участков, расположенных на территории г.о. Октябрьск, государственная собственность на которые не разграничена, хозяйствующими субъектами заключаются договоры аренды земельных участков.
Подпунктами 5.1.1, 5.1.2, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13 пункта 5 Приложения N 1 к Решению Думы от 15.09.2008 N 54-н установлены коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы в отношении земельных участков под капитальными объектами торговли, бытового обслуживания и общественного питания.
Подпунктами 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7, 5.2.8, 5.2.10 установлены коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы в отношении земельных участков под временными объектами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Применяемый при расчете арендной платы коэффициент поставлен в зависимость от вида используемого объекта торговли, общественного питания, бытового обслуживания /капитальное или временное/, от типа объекта, а также от площади земельного участка.
Для земельных участков под объектами общественного обслуживания - парикмахерскими Решением Думы г.о. Октябрьск установлен коэффициент в зависимости от вида объекта /временное или капитальное/ и площади. Под капитальными объектами установлен коэффициент- 0, 0700 /пп.5.1.1/, в то время как для временных объектов площадью до 40 кв. м. - 0,6000, площадью свыше 40 кв. м - 0,3000 /пп. 5.2.6/. В отношении участков под капитальными объектами - ателье, банями, химчистками, мастерскими по ремонту обуви, часов, пунктами проката установлен коэффициент 0,0300 /пп. 5.1.2/, в то время как в отношении земельных участков, расположенных под временными объектами общественного обслуживания - под киосками по ремонту обуви, часов - 0,2000 /п.п. 5.2.2/.
Коэффициент арендной платы в отношении земельных участков под объектами общественного питания также поставлен в зависимость от вида объектов, на нем расположенных: для земельных участков под кафе, барами, ресторанами в капитальных зданиях установлен коэффициент 0,0850 /пп. 5.1.9/, под другими объектами общественного питания - 0,0500 /пп. 5.1.10/, под объектами быстрого питания - 0,0700 /пп. 5.1.8/; а под кафе, барами, рюмочными во временных объектах - 0,6000 /пп. 5.2.3/, под детскими кафе - 0,0250 /пп. 5.2.4/.
Коэффициенты под капитальными объектами торговли, установленные подпунктами 5.1.11/0,0800/, 5.1.12 /0,1000/, 5.1.13 /0,0860/, отличаются от коэффициентов арендной платы в отношении земельных участков под объектами торговли во временных зданиях, установленные подпунктами 5.2.5 /0,6000/, 5.2.6 /0,6000/, 5.2.7/0,5000/, 5.2.8 /0,1300/, 5.2.10 /0,5180/ пункта 5 Приложения N 1 к Решению Думы.
Коэффициенты под торговыми киосками, павильонами, магазинами, аптеками, расположенными во временных объектах, установлены также в зависимости от площади земельного участка: до 40 кв. м - 0,6000, свыше 40 кв. м - 0,3000 /пп. 5.2.6/.
В рассматриваемом случае всеми хозяйствующими субъектами осуществляется не только один вид использования земельного участка /для осуществления торговли, для размещения объектов общественного питания, под объектами бытового обслуживания/, но и осуществляется один вид соответствующей предпринимательской деятельности на одном товарном рынке, в понимании Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ.
Утверждение коэффициентов, используемых для определения размера арендной платы за земельные участки, в зависимости от вида помещения, используемого для осуществления деятельности /капитальное или временное/, от типа помещения, от площади земельного участка ставит хозяйствующие субъекты, осуществляющие одинаковый вид деятельности, заведомо в неравные условия.
Данное обстоятельство создает преимущества одним хозяйствующим субъектам, осуществляющим хозяйственную деятельность через определенный вид объектов, перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющим такую же деятельность, но через другие виды объектов, расположенных на земельном участке, что может повлечь за собой ограничение конкуренции.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К Основным принципам определения арендной платы при аренде государственных участков отнесены, в том числе, принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары /работы, услуги/ организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, и принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары /работы, услуги/ организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Дума г.о. Октябрьск не располагает экономическим обоснованием введения коэффициентов для определения размера арендной платы за земельные участки исходя из анализа и оценки факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, с учетом категории земельных участков, их разрешенному использованию, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары/работы/услуги организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таких земельных участках.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление Думой г.о. Октябрьск размера рассматриваемых коэффициентов при определении размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 года N 582.
В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В связи с вышеизложенным суд полагает, что требование административного истца о признании недействующими подпунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7, 5.2.8, 5.2.10 пункта 5 Приложения N 1 к Решению Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 15.09.2008 года N 54-н "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Октябрьск и предоставляемых для целей, не связанных со строительством" следует удовлетворить.
В связи с тем, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд признает оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспариваемый нормативный правой акт или его отдельные положения.
В связи с указанным требованием закона сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в газете "Октябрьское время".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-217 КАС РФ, суд решил:
Требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области удовлетворить.
Признать недействующими подпункты 5.1.1, 5.1.2, 5.1.8, 5.1.9, 5.1.10, 5.1.11, 5.1.12, 5.1.13, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7, 5.2.8, 5.2.10 пункта 5 Приложения N 1 к Решению Думы г.о. Октябрьск Самарской области от 15.09.2008 года N 54-н "Об утверждении коэффициентов для определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории городского округа Октябрьск и предоставляемых для целей, не связанных со строительством" с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в печатном издании "Октябрьское время".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 8 августа 2016 г. N 3а-515/2016
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании