Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-439/2016 по административному исковому заявлению Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области о признании недействующим решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.08.2015 года N 386 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск" и решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 27.04.2016 года N 56 "О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск", установил:
Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просила признать недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.08.2015 года N 386 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск", а также решение Собрания представителей городского округа Нефтегорск от 27.04.2016 года N 56 "О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск".
Заявленные требования обоснованы тем, что решением Собрания представителей г.п. Нефтегорск N 386 от 25.08.2015 года о внесении изменений в правила землепользования и застройки территориальная зона Р-1 заменена на территориальную зону Ц-1 в границах земельных участков с кадастровыми номерами: 63N. Указанное решение нарушает права и законные интересы Администрации в силу того, что она уполномочена распоряжаться земельными участками, собственность которых не разграничена; изменение территориальной зоны Р-1 на Ц-1 дает право на оформление права собственности лиц, у которых на данных земельных участках располагаются объекты, оформленные на праве собственности. В настоящее время с заявлением о выкупе земельного участка обратилась К.Г.Е. Административный истец полагает, что решение Собрания представителей принято с существенными нарушениями Порядка организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности, утвержденного решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 21.04.2006 года N 34, статьи 31 п. 13 Градостроительного кодекса РФ в связи с тем, что публичные слушания были назначены постановлением Главы Администрации городского поселения Нефтегорск, не обладающим правом на их объявление; публичные слушания проводились в течение 1 месяца вместо 3 месяцев, предусмотренных законом, в постановлении о проведении публичных слушаний не указаны сведения об инициаторах проведения публичных слушаний и не учтено мнение комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки г.п. Нефтегорск, проект изменений в правила землепользования и застройки не разрабатывался. Оспариваемое решение явилось основанием для принятия Собранием представителей г.п. Нефтегорск решения "О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск", которое следует признать недействующим ввиду того, что проект внесения изменений в Генплан не был разработан и на публичные слушания не был представлен.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель Собрания представителей городского поселения Нефтегорск и Администрации г.п. Нефтегорск оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда, представила письменный отзыв на заявленные требования, в котором сослалась на нарушение срока проведения публичных слушаний по внесению изменений в правила землепользования и застройки.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц суд привлек О.Н.Е., Д.С.В., К.Г.Е.
Представитель К.Г.Е., Д.С.В. - К.Р.А. заявленные требования не признала, возражения изложила в письменном отзыве.
Определением суда от 20.06.2016 года к участию в деле привлечены М.Б.И., ТУ Росимущества в Самарской области.
М.Б.И. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
ТУ Росимущества в Самарской области просило рассмотреть дело в его отсутствие.
О.Н.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще.
С учетом надлежащего уведомления сторон о времени и месте рассмотрения дела суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что требования Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области следует удовлетворить.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки городского поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям /уставам/, законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации /часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ/.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления /пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ/.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки /пункт 8 статьи 1 ГрК РФ/.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 Кодекса.
Процедура подготовки проекта правил землепользования и застройки включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта /части 5 и 6 статьи 31 ГрК РФ/, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения /часть 7 статьи 31 ГрК РФ/, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям техническим регламентов, документам территориального планирования /часть 9 статьи 31 ГрК РФ/, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку /части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ/, проведение Комиссией публичных слушаний по проекту /части 12,13, 14 статьи 31 ГрК РФ/, внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации /часть 15 статьи 31 ГрК РФ/, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления /часть 16 статьи 31 ГрК РФ/.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний /часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ/.
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения /части 1-3 статьи 32 ГрК РФ/.
Как следует из материалов дела, решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области от 25.08.2015 года N 386 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск, а именно: территориальная зона Р-1 заменена на территориальную зону Ц-1 в границах земельных участков с кадастровыми номерами: N.
Решением Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 27.04.2016 года N 56 утверждено внесение изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск в части замены территориальной зоны Р-1 на территориальную зону Ц-1 в границах вышеуказанных земельных участков.
Решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки опубликовано в "Городской газете" N 13/135 за август 2015 года, утверждение изменений в Генплан опубликовано в "Городской газете" за N 4 /146/ от 29.04.2016 года.
С инициативой о проведении публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки в администрацию г.п. Нефтегорск обратились О.Н.Е., М.Л.Л., Д.С.В., К.Г.Е., являющиеся арендаторами вышеперечисленных земельных участков, на которых располагаются принадлежащие им на праве собственности здания.
Рассмотрев указанное заявление, Глава Администрации г.п. Нефтегорск издал постановление N 212 от 23.06.2015 года об организации и проведении публичных слушаний по рассмотрению проекта "Внесение изменений в Правила землепользования и застройки г.п. Нефтегорск, определив срок их проведения с 06 июля 2015 года по 06 августа 2015 года. Указанное постановление опубликовано в "Городской газете" за N 10/132/ за июнь 2015 года. При публикации данного постановления допущена ошибка: вместо замены зоны Р-1 на зону Ц-1 указано о замене зоны Ж-3 на зону Ц-1.Указанное обстоятельство суд расценивает как ненадлежащее информирование потенциальных участников публичных слушаний относительно наименования изменения территориальной зоны.
Согласно протоколу в публичных слушаниях участвовало 50 человек, которые дали положительную оценку по вопросу публичных слушаний. По результатам публичных слушаний Главой Администрации г.п. Нефтегорск было подготовлено заключение с рекомендацией поддержать проект.
Вопреки предписаниям статьи 31 ГрК РФ главой местной администрации не принималось и не опубликовывалось решение о подготовке оспариваемого проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки с установлением этапов градостроительного зонирования, порядка и сроков проведения работ по их подготовке. Проект изменений в правила землепользования и застройки не был разработан, не был проверен органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и генеральному плану поселения.
В силу требований части 12 статьи 31, части 5 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Проект изменений в Правила землепользования и застройки на публичные слушания не был представлен.
Из пояснений сторон следует, что на публичные слушания была представлена выполненная от руки карта с обозначением спорных земельных участков, которая не обеспечивала полноту доведения до населения информации о содержании проекта внесения изменений.
Пунктом 12 статьи 31 ГрК РФ предусмотрено, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и /или/ нормативными актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
На территории городского поселения Нефтегорск разработан Порядок организации и проведения публичных слушаний в сфере градостроительной деятельности /далее Порядок/, утвержденный решением Собрания представителей городского поседения Нефтегорск от 21.04.2006 года N 34, пункт 2.2 которого предусматривает, что публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания представителей городского поселения Нефтегорск, назначаются Собранием представителей городского поселения, а по инициативе Главы городского поселения Нефтегорск - Главой городского поселения Нефтегорск.
Инициатива Главы городского поселения Нефтегорск о назначении публичных слушаний оформляется постановлением Главы городского поселения /п.2.13 Порядка/.
В нарушение вышеуказанного Порядка публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки были назначены не Главой городского поселения Нефтегорск, а Главой Администрации городского поселения Нефтегорск.
Таким образом, публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки назначены и проведены с нарушением требований закона.
Доводы административного истца о том, что срок для проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки должен составлять 3 месяца, суд отклоняет.
В соответствии с пунктом 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки г.п. Нефтегорск применялось в отношении части территории, поэтому назначенный в 1 месяц срок проведения публичных слушаний не противоречил требованиям п. 14 ст. 31 ГрК РФ.
В связи с внесением изменений в правила землепользования и застройки Глава городского поселения Нефтегорск постановлением от 18.01.2016 года N 11 назначил публичные слушания по вопросу проекта изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск.
Срок проведения публичных слушаний был установлен с 19.01.2016 года по 19.03.2016 года.
В публичных слушаниях участвовало 95 человек, из которых 20 дали отрицательную оценку, высказавшись о необходимости сохранения сквера, парковой зоны, а также в связи с тем, что существующий торговый павильон, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: N, частично попадает в охранную зону канализационного коллектора.
В соответствии с пунктом 9 статьи 28 ГрК РФ с учетом заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации принимает решение:
1/ о согласии с проектом генерального плана и о направлении его в представительный орган муниципального образования;
2/ об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
По результатам публичных слушаний Глава городского поселения Нефтегорск рекомендовал учесть вышеперечисленные замечания и отклонить проект внесения изменений в Генплан городского поселения Нефтегорск.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что предусмотренная законом процедура изменения изменений в Генеральный план не соблюдена.
В силу пункта 6 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения /пункт 7 ст. 9 ГрК РФ/.
Вышеуказанные требования закона соблюдены не были, проект внесения изменений в Генплан с материалами по обоснованию проекта не разрабатывался и не публиковался в информационной системе территориального планирования, не был представлен на публичные слушания и на утверждение Собранию представителей.
Доводы представителя административного ответчика о том, что отсутствие денежных средств не позволило разработать проекты изменений в правила землепользования и застройки и в Генплан, не могут быть признаны судом обоснованными в связи с тем, что необходимость в подготовке вышеуказанных проектов предусмотрена законом вне зависимости от каких-либо условий.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о нарушении установленной законом процедуры при утверждении внесения изменений в Правила землепользования и застройки и внесении изменений в Генплан г.п. Нефтегорск.
С учетом изложенного суд полагает, что требования административного истца о признании недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 25 августа 2015 года N 386 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск" и о признании недействующим решения Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 27 апреля 2016 года N 56 "О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск" подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд решил:
Требование Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области удовлетворить.
Признать недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 25 августа 2015 года N 386 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения Нефтегорск" и признать недействующим решение Собрания представителей городского поселения Нефтегорск от 27 апреля 2016 года N 56 "О внесении изменений в Генеральный план городского поселения Нефтегорск" со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 4 августа 2016 г. N 3а-439/2016
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании