В соответствии с Положением о Всероссийском конкурсе сочинений, проводимом в рамках реализации плана основных мероприятий по проведению в 2015 году в Российской Федерации Года литературы, утвержденного Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председателем Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года литературы Нарышкиным С.Е. 29.10.2014 N 1.1.-0745:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений;
Состав жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
2. Территориальным управлениям министерства образования и науки Самарской области (далее - министерство) (Гороховицкой, Кочукиной, Сазоновой, Светкину, Двирнику, Акопьяну, Гусарову, Полищуку, Пасынковой, Коковихину, Куликовой, Баландиной, Каврыну):
организовать: до 21.09.2015 очный этап Всероссийского конкурса сочинений (далее - конкурс) в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы;
до 28.09.2015 - заочный этап конкурса в муниципальных образованиях Самарской области, а также районах городских округов Самара и Тольятти;
до 05.10.2015 - заочный окружной этап конкурса;
06.10.2015 с 9.00 до 16.00 обеспечить доставку конкурсных работ в Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования).
3. Самарскому областному институту повышения квалификации и переподготовки работников образования (Васильеву):
с 27.08.2015 по 05.10.2015 организовать работу горячей линии по вопросам проведения конкурса;
06.10.2015 с 9.00 до 16.00 организовать прием конкурсных работ;
с 07.10.2015 по 12.10.2015 организовать работу жюри регионального этапа конкурса;
до 13.10.2015 направить результаты в министерство;
до 01.12.2015 организовать и провести семинар по итогам проведения конкурса для учителей русского языка и литературы.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на управление реализации общеобразовательных программ министерства (Чуракову).
Заместитель министра |
Н.Б. Колесникова |
Положение
о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений
(утв. распоряжением Министерства образования и науки Самарской области от 25 августа 2015 г. N 529-р)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основании Положения о Всероссийском конкурсе сочинений, утвержденным Первым заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк от 05.05.2015, и утверждает порядок организации и проведения регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений (далее - Конкурс), порядок участия в Конкурсе и определение победителей Конкурса.
1.2. Организатором регионального этапа Конкурса является министерство образования и науки Самарской области (далее - Министерство).
1.3. Оператором регионального этапа Конкурса является государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - Оператор регионального этапа Конкурса).
1.4. Организационно-техническое и информационное сопровождение регионального этапа Конкурса осуществляет Оператор регионального этапа Конкурса, в том числе на сайте sipkro.ru
Состав региональной рабочей группы формируется и утверждается Министерством.
1.5. Цели Конкурса:
возрождение традиций написания сочинения как самостоятельной творческой работы, в которой отражаются личностные, предметные и метапредметные результаты на разных этапах обучения и воспитания личности;
обобщение, систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по обучению написанию сочинений и развития связной письменной речи обучающихся.
1.6. Задачи Конкурса:
создать условия для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности; выявить литературно одаренных обучающихся,
стимулировать их к текстотворчеству с целью получения нового личностного опыта;
способствовать формированию положительного отношения подрастающего поколения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям; повышению в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы;
привлечь внимание общественности к социально значимым проектам в области образования; к пониманию значимости функционально грамотного и творческого владения русским языком;
продемонстрировать заинтересованной общественности направления работы, ресурсы и достижения системы образования;
получить внешнюю оценку образовательного результата, закрепить в общественном сознании мысль о том, что система образования интегрирована в процесс решения общегосударственных гуманитарных проблем;
способствовать решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, распространению эффективных педагогических методик и практик в области развития письменной речи обучающихся, в том числе обучения написанию сочинений.
1.7. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Конкурс проводится среди 4 возрастных групп:
1 возрастная группа - обучающиеся 4-5 классов;
2 возрастная группа - обучающиеся 6-7 классов;
3 возрастная группа - обучающиеся 8-9 классов;
4 возрастная группа - обучающиеся 10-11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
1.8. Участие в Конкурсе добровольное.
1.9. Языком Конкурса является русский язык - государственный язык Российской Федерации.
1.10. Организация и проведение регионального этапа Конкурса регламентируются методическими рекомендациями по организации и проведению регионального этапа Конкурса (Приложение 2 к Положению о региональном этапе Конкурса).
1.11. Информация о проведении регионального этапа Конкурса размещается на официальных сайтах Министерства и Оператора регионального этапа Конкурса.
1.12. Оператор регионального этапа Конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные материалы в некоммерческих целях (репродуцировать в целях рекламы Конкурса, в методических и информационных изданиях, для освещения в средствах массовой информации, в учебных целях) на основе согласия конкурсантов. Конкурсанты соглашаются с безвозмездной публикацией их работ или фрагментов работ любым способом и на любых носителях по усмотрению Оператор регионального этапа Конкурса.
II. Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ
2.1. Общая тематика Конкурса:
биография и творчество российских поэтов и писателей, чьи юбилейные даты отмечаются в 2015 году;
литературные произведения-юбиляры 2015 года;
70-летие Победы в Великой Отечественной войне;
история российского предпринимательства в культурно-историческом контексте.
2.2. Тематические направления регионального этапа Конкурса (определены в соответствии с решением Рабочей группы по проведению регионального этапа Конкурса, протокол N 1 от 05.08.2015):
1. Биография и творчество А.П. Чехова (155 лет со дня рождения).
2. Биография и творчество И.А. Бунина (145 лет со дня рождения).
3. Поэма "Руслан и Людмила" (195 лет поэме).
4. Рассказ М. Горького "Старуха Изергиль" (120 лет рассказу).
5. Поэма А.Т. Твардовского "Василий Тёркин" (70 лет поэме).
6. Самарская область и моя семья в годы Великой Отечественной войны.
7. Предприниматели-меценаты Самарской области (К.П. Головкин, В.А. Курлина, М.Д. Челышов, П. В. Алабин, братья Шихобаловы и др.).
2.3. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
2.4. Жанры конкурсных работ: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
2.5. Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса осуществляет самостоятельно.
III. Сроки проведения регионального этапа Конкурса
3.1. В Самарской области определены следующие этапы Конкурса:
1 этап - очный (на базе образовательной организации): прием заявок на участие в Конкурсе, написание конкурсных работ, определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап - до 21 сентября 2015 года;
2 этап - заочный (муниципальный, районный): определение победителей и направление работ-победителей в муниципальных образованиях Самарской области, а также в районах городских округов Самары и Тольятти на следующий этап - до 28 сентября 2015 года;
3 этап - заочный (окружной): определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап - до 5 октября 2015 года;
Региональный - заочный: работа жюри регионального этапа, определение победителей и призеров Конкурса - до 12 октября 2015 года; направление работ-победителей на федеральный этап Конкурса Министерством - до 15 октября 2015 года.
3.2. На всех этапах Конкурса не подлежат рассмотрению работы, подготовленные с нарушением требований к их оформлению или с нарушением сроков представления.
IV. Организация проведения Конкурса
4.1. Для организационно-технического и информационного обеспечения регионального этапа Конкурса создаются соответствующие рабочие группы:
рабочая группа 1 этапа Конкурса (на базе образовательной организации) формируется и утверждается администрацией образовательной организации;
рабочая группа 2 этапа Конкурса формируется и утверждается территориальными управлениями Министерства (в Самарском и Тольяттинском территориальных управлениях совместно с департаментами образования);
рабочая группа 3 этапа Конкурса формируется и утверждается территориальными управлениями Министерства (в Самарском и Тольяттинском территориальных управлениях совместно с департаментами образования);
рабочая группа регионального этапа Конкурса формируется и утверждается Министерством.
4.2. Для оценки работ участников Конкурса и определения победителей и призеров Конкурса на всех этапах проведения Конкурса создаются жюри Конкурса.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.4. Победители и призеры 1, 2, 3 и регионального этапов Конкурса определяются на основании результатов оценивания конкурсных работ жюри каждого этапа. Результаты оценивания оформляются и передаются в рабочую группу следующего этапа в виде рейтингового списка участников соответствующего этапа Конкурса.
4.5. Подведение итогов Конкурса в Самарской области и определение победителей и призеров на региональном этапе Конкурса осуществляет региональная рабочая группа.
V. Порядок проведения Конкурса
5.1. Порядок проведения 1, 2, и 3 этапов Конкурса определяется соответствующими Положениями, разработанными на основе настоящего Положения.
5.2. 1 этап Конкурса (очный) проводится на базе образовательных организаций. Работы выполняются обучающимися в письменном виде. Образец оформления конкурсной работы и заявки представлен в приложении к настоящему Положению.
5.3. 2 этап Конкурса (муниципальный, районный) проводится в заочной форме.
На 2 этап Конкурса передается не более 4 работ от образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые позиции рейтинговых списков 1 этапа Конкурса.
5.4. 3 этап Конкурса (окружной) проводится в заочной форме.
На 3 этап Конкурса передается по 4 работы от каждой возрастной группы, занявшие первые позиции рейтинговых списков 2 этапа Конкурса.
5.5. Региональный этап Конкурса проводится в заочной форме.
На региональный этап Конкурса принимаются работы, занявшие первые позиции рейтинговых списков 3 этапа в соответствии с квотой:
Территориальное управление министерства образования и науки Самарской области |
Количество конкурсных работ, направленных для участия в региональном этапе конкурса |
Западное |
12 |
Кинельское |
8 |
Отрадненское |
8 |
Поволжское |
12 |
Самарское |
24 |
Северное |
12 |
Северо-Восточное |
12 |
Северо-Западное |
8 |
Тольяттинское |
16 |
Центральное |
8 |
Юго-Восточное |
8 |
Юго-Западное |
12 |
Южное |
8 |
Итого |
148 |
5.6. На муниципальный и окружной этапы Конкурса принимаются сканированные копии работ в формате PDF (тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ) на электронном носителе. Оригиналы работ хранятся в опечатанном сейфе в образовательной организации. Оригиналы работ, направленные на региональный этап Конкурса, передаются председателю рабочей группы окружного этапа Конкурса.
5.7. На региональный этап Конкурса 06.10.2015 принимаются оригиналы конкурсных работ, а также сканированные копии в формате PDF (тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ) на электронном носителе.
Каждому электронному файлу присваивается числовой код, который указывается в наименовании файла. Дополнительно составляется перечень работ с указанием территориального управления, индивидуального числового кода, ФИО автора, образовательной организации, учителя, наименования конкурсной работы, жанра.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.13. Конкурсные работы победителей Конкурса размещаются региональной рабочей группой на сайте Оператора регионального этапа Конкурса до 27 октября 2015 года (включительно).
5.8. Оценка конкурсных работ на всех этапах Конкурса проводится жюри соответствующего этапа конкурса по определенным настоящим Положением критериям.
Образцы оформления протоколов работы жюри предлагаются в методических рекомендациях по организации и проведению регионального этапа Конкурса.
5.9. Члены рабочей группы соответствующего этапа Конкурса на основании протоколов работы жюри составляют рейтинговые списки участников по возрастным группам. На основании полученных результатов выявляются победители соответствующего этапа Конкурса.
5.10. При обсуждении спорных случаев оценивания и рейтингования конкурсных работ на региональном этапе Конкурса право решающего голоса имеет председатель рабочей группы.
5.11. Определение победителей регионального этапа Конкурса осуществляется региональной рабочей группой в соответствии с протоколами работы жюри регионального этапа Конкурса.
VI. Порядок проведения очного этапа Конкурса
6.1. Написание конкурсных работ в образовательных организациях Самарской области проводится 15-17 сентября 2015 года.
6.2. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.
Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
6.3. К Конкурсу допускаются работы в объеме:
4-5 класс - 1-2 стр.;
6-7 класс - 2-3 стр.;
8-9 класс - 2-3 стр.;
10-11 класс и обучающиеся организаций среднего профессионального образования - 3-4 стр. рукописного текста.
К оценке членами жюри не допускаются работы, имеющие множество помарок, зачеркиваний, следы грязи и механического воздействия. Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется, однако это не должно мешать прочтению текста.
6.4. Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный участником Конкурса заранее цитатник по выбранной теме.
Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.
6.5. Время написания конкурсной работы:
для учащихся 4-5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);
для учащихся 6-7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для учащихся 8-9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для учащихся 10-11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).
6.6. Организационно-техническое обеспечение Конкурса:
выделение аудиторий;
обеспечение участников комплектом заданий;
ознакомление участников с правилами выполнения заданий;
обеспечение участников писчебумажными принадлежностями (бумагой для черновика и чистовика с печатью; ручками с чернилами синего цвета).
Перед началом работы для участников Конкурса проводится инструктаж по вопросам оформления конкурсных работ.
Во время написания конкурсных работ на базе образовательной организации члены рабочей группы находятся в аудиториях и обеспечивают соблюдение порядка и правил участия в Конкурсе.
6.7. По окончании написания конкурсной работы участник сдает ее членам рабочей группы очного этапа Конкурса. Рабочая группа передает все конкурсные работы председателю жюри Конкурса 1 этапа. Конкурсные работы хранятся в сейфе. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным Положением о Всероссийском конкурсе сочинений.
6.8. Оцененные работы передаются в рабочую группу. Члены рабочей группы составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 25% от общего числа участников Конкурса, чьи работы прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей 1 этапа Конкурса.
VII. Оценивание конкурсных работ
7.1. Состав жюри каждого этапа Конкурса формируется рабочей группой Конкурса соответствующего этапа.
7.2. Состав жюри Конкурса на 1, 2, 3 и региональном этапах формируется по возможности из числа (в примерном процентном соотношении):
практикующих учителей русского языка и литературы (50%);
представителей методических служб, системы повышения квалификации и педагогов высшей школы (30%);
представителей общественных организаций, чья деятельность соответствует тематике Конкурса (20%).
Количество членов жюри - не менее 6 человек. Возможно формирование жюри по каждой возрастной группе.
7.3. Требования к отбору членов жюри Конкурса 1, 2, 3 и регионального этапов:
наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных сочинений;
отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса на этапе, в рамках которого член жюри производит оценку конкурсных работ).
Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.
7.4. Оценивание конкурсных работ осуществляется по следующим критериям:
соответствие сочинения тематическим направлениям конкурса; формулировка темы сочинения;
соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра);
композиция сочинения;
авторское восприятие тематики и проблематики сочинения;
художественность сочинения.
7.5. Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.
VIII. Подведение итогов Конкурса
8.1. Победителями регионального этапа конкурса становятся 32 автора лучших работ (по 8 в каждой возрастной группе), которые определяются решением рабочей группы регионального этапа Конкурса. Остальные участники регионального этапа являются призерами.
8.2. Члены жюри регионального этапа Конкурса отбирают из выявленных лучших работ 4, занявшие первые строчки рейтинговых списков (по 1 работе от каждой возрастной группы участников). Данные работы направляются для участия в федеральном этапе конкурса.
Объявление результатов регионального этапа Конкурса осуществляется через сайт Оператора регионального этапа Конкурса.
8.3. Награждение победителей и призеров 1, 2, 3 и регионального этапа Конкурса осуществляются на торжественных мероприятиях.
8.4. Работы победителей размещаются на сайте Оператора регионального этапа Конкурса.
8.5. Победители и призеры регионального этапа Конкурса награждаются дипломами победителя или призера регионального этапа Конкурса.
8.6. Партнеры проведения Конкурса имеют право учредить специальные номинации для участников регионального этапа Конкурса.
Приложение 1
к Положению о региональном этапе
Всероссийского конкурса сочинений
Образец регистрационной заявки
на участие во Всероссийском конкурсе сочинений
Заявка
на участие во Всероссийском конкурсе сочинений
Наименование субъекта РФ ___________________________________________
Наименование муниципального образования ____________________________
Ф.И.О. (полностью) участника Конкурса ______________________________
Класс (курс), в (на) котором обучается участник ____________________
Почтовый адрес участника ___________________________________________
Электронная почта участника ________________________________________
Контактный телефон участника _______________________________________
Ф.И.О. (полностью) учителя, обеспечивающего педагогическое
сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений
____________________________________________________________________
Контактный телефон учителя, обеспечивающего педагогическое
сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений
____________________________________________________________________
Электронная почта учителя, обеспечивающего педагогическое
сопровождение участника Всероссийского конкурса сочинений
____________________________________________________________________
Полное название образовательной организации ________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Почтовый адрес образовательной организации (с индексом) ____________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Электронная почта образовательной организации
____________________________________________________________________
Телефон образовательной организации (с кодом населенного пункта)
____________________________________________________________________
Согласие участника (законного представителя) на обработку
персональных данных и публикацию конкурсного материала
____________________________________________________________________
Подпись участника Конкурса _________________________________________
Подпись руководителя образовательной организации
(Ф.И.О.) ___________________________________________________________
Требования
к оформлению конкурсных сочинений
Участник Всероссийского конкурса сочинений выполняет работу очно, на базе своей образовательной организации, в день, установленный рабочей группой 1 этапа Конкурса, в срок, определенный Положением о Конкурсе (до 17 сентября 2015 года).
Работа выполняется на типовом бланке. (Образец заполнения и бланк прилагаются). Бланк размещен на сайте www.apkpro.ru. Наличие цветного принтера для распечатки бланков не обязательно.
Конкурсное сочинение представляет собою рукописный текст (за исключением случаев, предусмотренных для участников с ограниченными возможностями здоровья, которые описаны в соответствующих методических рекомендациях, размещены на сайте www.apkpro.ru.).
Все страницы чистовика должны быть проштампованы внизу справа печатью образовательной организации.
Титульный лист чистовика оформляется отдельно и не входит в количество страниц, определенное в качестве рекомендуемого объема конкурсной работы.
Титульный лист чистовика должен иметь в верхнем левом углу логотип Всероссийского конкурса сочинений (Интернет-страница Конкурса: http://www.apkpro.ru/baners vks.html).
Название субъекта Российской Федерации, населенного пункта и образовательной организации заполняется на компьютере членами Рабочей группы Конкурса очного этапа. Остальные строки участник под контролем организатора аудитории или другого ответственного лица согласно Положению о рабочей группе очного I (на базе образовательной организации) этапа заполняет самостоятельно печатными буквами.
Работа выполняется с одной стороны листа, вторая остается пустой (для удобства сканирования).
Страницы конкурсной работы должны быть пронумерованы, номера страниц проставляются снизу посередине.
Работа выполняется темно-синими чернилами (для удобства сканирования и последующего типографского воспроизведения, если работа войдет в итоговый сборник сочинений-победителей).
Иллюстрирование конкурсных работ автором не возбраняется (на полях или отдельном листе А4).
Образец оформления
титульного листа
Конкурсная работа
Субъект Российской Федерации |
Республика Карелия |
Город (населенный пункт) |
с. Покровка Октябрьского района |
Полное название образовательной организации |
|
|
Ф.И.О. (полностью) участника Конкурса |
Савельев Егор Ринатович |
Класс (курс), в (на) котором обучается участник |
10 а |
Тематическое направление |
Сатирический роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города" |
Тема сочинения |
"В России две напасти: внизу власть тьмы, а наверху тьма власти" |
Жанр сочинения |
Эссе |
|
Приложение 2
к Положению о региональном этапе
Всероссийского конкурса сочинений
Методические рекомендации
по организации и проведению регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений
I. Организация проведения Конкурса
1.1. Для организационно-технического и информационного обеспечения Конкурса на каждом этапе создаются соответствующие рабочие группы и утверждается положение о них.
1.2. Для оценки работ участников Конкурса и определения победителей на всех этапах проведения Конкурса создаются жюри Конкурса. Состав жюри каждого этапа Конкурса формируется рабочей группой Конкурса соответствующего этапа.
1.3. Порядок проведения 1, 2 и 3 этапов Конкурса определяется соответствующими Положениями, разработанными на основе Положения о региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений.
II. Принципы формирования, функции и полномочия рабочих групп этапов Конкурса
2.1. Состав рабочих групп, осуществляющих организационно-техническое и информационное обеспечение Конкурса формируется из числа:
практикующих учителей русского языка и литературы;
представителей системы методической поддержки преподавания гуманитарных предметов (методистов, сотрудников системы повышения квалификации);
представителей администрации образовательных организаций;
представителей органов управления образованием.
Информация о рабочих группах размещается на сайтах образовательных организаций и территориальных управлений министерства.
2.2. Рабочие группы Конкурса:
являются исполнительным органом Конкурса и несут ответственность за организацию Конкурса на соответствующем этапе;
осуществляют мероприятия по проведению Конкурса на соответствующем этапе и подведению итогов;
обеспечивают условия участия в Конкурсе обучающихся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающихся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
разрабатывают Программу проведения Конкурса в соответствии со сроками проведения Конкурса;
утверждают состав жюри Конкурса на соответствующем этапе;
обеспечивают организацию работы жюри Конкурса на соответствующем этапе;
составляют рейтинговые списки победителей по возрастным группам на основании итогов работы жюри;
рассматривают и утверждают итоги проведения Конкурса на соответствующих этапах;
разрабатывают процедуру награждения победителей Конкурса на соответствующих этапах;
осуществляют связи со средствами массовой информации с целью информационной поддержки и широкого освещения проведения Конкурса.
III. Принципы формирования, функции и полномочия жюри Конкурса
3.1. Состав жюри на каждом этапе Конкурса формируется из числа (в примерном процентном соотношении):
практикующих учителей русского языка и литературы (50%);
представителей методических служб, системы повышения квалификации и педагогов высшей школы (30%);
представителей общественных организаций, чья деятельность соответствует тематике Конкурса (20%).
Количество членов жюри - не менее 6.
Возможно формирование жюри по каждой возрастной группе.
3.2. Требования к отбору членов жюри Конкурса:
наличие профессиональной квалификации, позволяющей обеспечить компетентный уровень оценивания конкурсных сочинений;
отсутствие личной заинтересованности в результатах проведения Конкурса (т.е. отсутствие родственников или учеников среди участников Конкурса на этапе, в рамках которого член жюри производит оценку конкурсных работ).
Конкурсные работы участников каждой возрастной группы оцениваются отдельно.
3.3. Функции и полномочия жюри Конкурса:
члены жюри открытым общим голосованием избирают Председателя жюри;
жюри оценивает представленные на Конкурс работы в соответствии с утвержденными критериями;
каждую работу оценивают не мене 3 членов жюри методом случайной выборки;
жюри имеет право на снятие с Конкурса работ, имеющих признаки плагиата;
жюри определяет победителей и призеров Конкурса в соответствии с установленной квотой из числа конкурсантов, набравших наибольшее количество баллов;
жюри заполняет и подписывает протокол заседания жюри и рейтинговые списки;
жюри передает протоколы и оцененные конкурсные работы членам рабочей группы соответствующего этапа Конкурса.
IV. Выбор жанра и темы конкурсной работы
4.1. Тематические направления конкурсных работ
Тематические направления регионального этапа Конкурса (определены в соответствии с решением Рабочей группы по проведению регионального этапа Конкурса, протокол N 1 от 05.08.2015):
1. Биография и творчество А.П. Чехова (155 лет со дня рождения).
2. Биография и творчество И.А. Бунина (145 лет со дня рождения).
3. Поэма "Руслан и Людмила" (195 лет поэме).
4. Рассказ М. Горького "Старуха Изергиль" (120 лет рассказу).
5. Поэма А.Т. Твардовского "Василий Тёркин" (70 лет поэме).
6. Самарская область и моя семья в годы Великой Отечественной войны.
7. Предприниматели-меценаты Самарской области (К.П. Головкин, В.А. Курлина, М.Д. Челышов, П. В. Алабин, братья Шихобаловы и др.).
4.2. Специфика жанров конкурсных работ
В соответствии с целями и задачами Конкурса и требованиями к результатам образования, определяемыми ФГОС и реализованными в программах по русскому языку и литературе, определены следующие жанры письменных работ в рамках Всероссийского конкурса сочинений: рассказ, сказка, письмо, заочная экскурсия, очерк, слово, эссе.
Жанр своего сочинения участник Конкурса определяет самостоятельно.
Рассказ
1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.
2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.
3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Сказка
1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.
2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.
Письмо
1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.
2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.
Заочная экскурсия
1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность.
2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.
Очерк
1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.
2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.
3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.
Слово
1. Жанр ораторской прозы и публицистики.
2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.
3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, "учительная проза" риторико-публицистического характера. Чаще всего "слово похвальное" требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.
Эссе
1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.
2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.
4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.
4.3. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в зависимости от заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ. В этом случае содержание работы будет внутренне мотивированно, что, в свою очередь, может обеспечить оригинальность и самостоятельность работы, стимулировать творчество. Кроме того, самостоятельно сформулированная тема будет еще одним показателем развития текстовой компетенции, поэтому в критерии оценивания конкурсных работ внесен соответствующий критерий.
Примеры формулировок тем в разных жанрах по тематическим направлениям:
"История моего знакомства с.... (писателем или произведением)". Жанр - рассказ.
"О чем книги говорят по ночам". Жанр - сказка.
"Здравствуй, будущий читатель.... (писателя или произведения)". Жанр - письмо.
"Где ты, где ты, отчий дом?" На родине С.А. Есенина". Жанр - заочная экскурсия.
"Не гаснет памяти свеча". "Севастопольские рассказы Л.Н. Толстого". Жанр - очерк.
"Слово о Грибоедове". Жанр - слово.
"Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека" (Белинский), (размышления о романе, например, "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского" или "Господа Головлевы" М.Е. Салтыкова-Щедрина"). Жанр - эссе.
"Что есть красота и почему ее обожествляют люди?" (размышления, навеянные стихотворением Н.А. Заболоцкого "Некрасивая девочка"). Жанр - эссе.
"В нашем городе есть памятник..." (о памятнике, посвященном Великой Отечественной войне). Жанр - очерк, заочная экскурсия.
"История страны - это история людей" (о конкретном человеке или семье в годы ВОВ). Жанр - рассказ, очерк.
"Театральный музей - дело жизни А.А. Бахрушина". Жанр - заочная экскурсия, рассказ, эссе, слово.
Данные примеры являются ориентировочными. Использование предложенных формулировок в неизменном виде на Конкурсе повлечет за собой понижение общего балла.
V. Порядок проведения Конкурса и требования к конкурсным работам
5.1. Участниками Конкурса являются обучающиеся государственных, муниципальных и частных общеобразовательных организаций, обучающиеся организаций среднего профессионального образования, реализующих программы общего образования Российской Федерации, в том числе дети-инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Среди участников Конкурса выделяются 4 возрастные группы:
1 возрастная группа - обучающиеся 4-5 классов;
2 возрастная группа - обучающиеся 6-7 классов;
3 возрастная группа - обучающиеся 8-9 классов;
4 возрастная группа - обучающиеся 10-11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
Участие в Конкурсе добровольное.
Языком Конкурса является русский язык - государственный язык Российской Федерации.
5.2. В Самарской области Конкурс проводится в следующие сроки:
1 этап - очный (на базе образовательной организации): прием заявок на участие в Конкурсе, написание конкурсных работ, определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап - до 21 сентября 2015 года;
2 этап - заочный (муниципальный, районный): определение победителей и направление работ-победителей в муниципальных образованиях Самарской области (за исключением городских округов Самара Тольятти), а также в районах городских округов Самары и Тольятти на следующий этап - до 28 сентября 2015 года;
3 этап - заочный (окружной): определение победителей и направление работ-победителей на следующий этап - до 6 октября 2015 года;
региональный - заочный: работа жюри регионального этапа, определение победителей и призеров Конкурса - до 12 октября 2015 года; направление работ-победителей на федеральный этап Конкурса Министерством - до 15 октября 2015 года.
Работы, переданные на следующий этап Конкурса с нарушением сроков, не подлежат рассмотрению.
5.3. Порядок проведения очного (на базе образовательной организации) этапа Конкурса.
1-ый этап Конкурса (очный) проводится на базе образовательной организации.
Каждый обучающийся, желающий принять участие в Конкурсе, с помощью учителя, обеспечивающего педагогическое сопровождение детей - участников Всероссийского конкурса сочинений, должен подготовить и предоставить в Рабочую группу школьного уровня регистрационную заявку (Приложение N 1 к Положению).
Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
Работа выполняется на бланке, размещенном на официальном сайте Конкурса по адресу http.7/www.apkpro.ru/l75.html.
Требования к оформлению конкурсной работы изложены в Приложении N 1 к Положению.
Во время написания конкурсной работы разрешается использовать подготовленный участником Конкурса заранее цитатник по выбранной теме. Допускается наличие в аудитории орфографических словарей и справочников по русскому языку.
Время написания конкурсной работы:
для учащихся 4-5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);
для учащихся 6-7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для учащихся 8-9 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
для учащихся 10-11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).
Организационно-техническое обеспечение Конкурса:
выделение аудиторий;
обеспечение участников комплектом заданий;
ознакомление участников с правилами выполнения заданий;
обеспечение участников писчебумажными принадлежностями (бумагой для черновика и чистовика с печатью; ручками с чернилами синего цвета).
Перед началом работы для участников Конкурса проводится инструктаж по вопросам оформления конкурсных работ.
Во время написания конкурсных работ на базе образовательной организации члены рабочей группы находятся в аудиториях и обеспечивают соблюдение порядка и правил участия в Конкурсе.
По окончании написания конкурсной работы участник сдает ее членам рабочей группы очного этапа Конкурса. Рабочая группа передает все конкурсные работы председателю жюри 1 этапа Конкурса.
Конкурсные работы хранятся в сейфе. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным Положением региональном этапе Всероссийского конкурса сочинений.
Оцененные работы передаются в рабочую группу. Члены рабочей группы составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 25% от общего числа участников Конкурса, чьи работы прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей 1 этапа Конкурса.
На 2 этап Конкурса передается не более 4 работ из числа лучших от каждой образовательной организации (по одной работе от каждой возрастной группы), занявших первые строчки рейтинговых списков 1 этапа Конкурса.
От каждой малокомплектной образовательной организации, образовательной организации начального общего, основного общего образования, среднего общего образования на 2-ой этап Конкурса передается по 1 работе от каждой из возрастных групп, которые представлены в образовательной организации. От каждой образовательной организации среднего профессионального образования на 2-ой этап Конкурса передается 1 работа от одной возрастной группы.
Отобранные работы передаются председателем рабочей группы 1 этапа Конкурса председателю рабочей группы муниципального (районного) этапа Конкурса.
На муниципальный (районный) этап Конкурса должны быть представлены сканированные электронные копии в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ.
Методические рекомендации для организации участия в конкурсе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) размещены на сайте www.apkpro.ru.
5.4. Порядок проведения муниципального, районного этапа Конкурса 2-ой этап Конкурса (муниципальный, районный) проводится в заочной форме.
Председатель рабочей группы передает работы участников (сканированные копии работ), полученные от председателя рабочей группы очного этапа Конкурса, председателю жюри муниципального (районного) этапа Конкурса. Конкурсные работы хранятся в сейфе. Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным Положением о Всероссийском конкурсе сочинений.
Оценка сканированных работ может проводиться с использованием информационных технологий. Работы участников могут публиковаться на сетевом ресурсе (сайт образовательной организации, сайт 2-го этапа Конкурса - сайт территориального управления Министерства и т.п.). В этом случае доступ к работам участников дается только членам жюри Конкурса, которые оценивают конкурсные работы.
Оцененные работы передаются председателю рабочей группы муниципального (районного) этапа Конкурса. Члены рабочей группы муниципального (районного) уровня составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 20% от общего числа участников Конкурса, чьи работы прошли процедуру оценивания жюри. Авторы лучших работ получают статус победителей заочного 2 (муниципального (районного) этапа Конкурса.
Председатель рабочей группы муниципального (районного) этапа передает председателю рабочей группы окружного этапа Конкурса (на 3 этап) 4 работы из числа лучших (по одной работе от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков 2 этапа Конкурса.
На окружной этап должны быть представлены сканированные копии работ в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ.
5.5. Порядок проведения окружного этапа Конкурса 3-й этап Конкурса (окружной) проводится в заочной форме.
Председатель рабочей группы передает сканированные копии работ участников Конкурса, полученные от председателя рабочей группы муниципального, районного этапа Конкурса, председателю жюри окружного этапа Конкурса.
Конкурсные работы хранятся в сейфе.
Члены жюри в установленный срок проводят оценку конкурсных работ по критериям, утвержденным Положением о Всероссийском конкурсе сочинений.
Оценка сканированных работ может проводиться с использованием информационных технологий. В этом случае работы участников публикуются на сетевом ресурсе (сайт 3-го этапа Конкурса - сайт территориального управления Министерства). Доступ к работам участников дается только членам жюри Конкурса, которые оценивают конкурсные работы.
Оцененные работы передаются председателю рабочей группы окружного этапа Конкурса. Члены рабочей группы составляют рейтинговые списки участников Конкурса и в соответствии с полученными результатами выявляют лучшие работы из расчета 20% от общего числа участников Конкурса. Авторы лучших работ получают статус победителей 3 этапа (окружного) Конкурса.
Члены жюри окружного этапа Конкурса отбирают из выявленных лучших работ 16, занявших первые строчки рейтинговых списков 3 этапа Конкурса (по 4 работы от каждой возрастной группы участников).
Председатель окружной рабочей группы Конкурса передает председателю региональной рабочей группы Конкурса работы из числа лучших (одинаковое количество от каждой возрастной группы), занявшие первые строчки рейтинговых списков 3 этапа Конкурса в соответствии с квотой:
Территориальное управление министерства образования и науки Самарской области |
Количество конкурсных работ, направленных для участия в региональном этапе конкурса |
Западное |
12 |
Кинельское |
8 |
Отрадненское |
8 |
Поволжское |
12 |
Самарское |
24 |
Северное |
12 |
Северо-Восточное |
12 |
Северо-Западное |
8 |
Тольяттинское |
16 |
Центральное |
8 |
Юго-Восточное |
8 |
Юго-Западное |
12 |
Южное |
8 |
Итого |
148 |
На региональный этап конкурсные работы принимаются как в оригинальном, так и в сканированном виде (в формате PDF, тип изображения ЧБ, разрешение 600 dpi, объемом не более 3 МБ). Каждому электронному файлу присваивается числовой код, который указывается в наименовании файла. Дополнительно составляется перечень направляемых работ с указанием территориального управления, индивидуального числового кода, Ф.И.О. автора, образовательной организации, учителя, наименования конкурсной работы, жанра.
VI. Показатели по критериям оценки конкурсных работ и методика оценки конкурсных работ
6.1. Исходя из целей и задач конкурса, тематических направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, на федеральном уровне разработаны критерии оценки сочинений, участвующих в Конкурсе.
1. Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса.
Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса; оригинальность авторского подхода к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность историко-литературному или литературному материалу, соответствие темы и содержания.
2. Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра).
Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями и умениями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.
3. Композиция сочинения.
Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.
4. Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения.
Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Критерий позволяет выявить и оценить уровень проявления авторского "я" в конкурсной работе, воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции, морально-этических установок автора, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия литературного материала, способность к личной интерпретации литературного материала.
5. Художественность сочинения.
Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую творческой работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций.
6. Общее читательское восприятие текста сочинения. - Дополнительный (вариативный) балл. Выставляется членами жюри федерального этапа Конкурса. Дополнительный балл участник Конкурса может получить от члена Жюри как читателя оригинального авторского текста, если текст сочинения произвел на читающего сильное впечатление благодаря каким-то своим качествам, которые невозможно оценить в соответствии с перечисленными выше установленными критериями.
6.2. Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице. Максимальный балл по каждому показателю - 5. Итоговая сумма баллов, выставленных одним членом жюри за одну конкурсную работу, не может превышать 100 баллов.
N |
Критерий |
Показатели |
Оценка в баллах |
1. |
Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса |
1.1. соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса |
1-5 |
1.2. знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса |
1-5 |
||
1.3. оригинальность формулировки темы сочинения |
1-5 |
||
1.4. адекватность темы сочинения выбранному жанру |
1-5 |
||
1.5. соответствие темы и содержания |
1-5 |
||
2. |
Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра) |
2.1. наличие в сочинении признаков выбранного жанра |
1-5 |
2.2. соответствие содержания сочинения выбранному жанру |
1-5 |
||
3. |
Композиция сочинения |
3.1. цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения |
1-5 |
3.2. соответствие композиции выбранному жанру |
1-5 |
||
3.3. соответствие композиции содержанию |
1-5 |
||
3.4. оригинальность композиции |
1-5 |
||
4. |
Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения |
4.1. заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах |
1-5 |
4.2. соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом |
1-5 |
||
4.3. воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции |
1-5 |
||
5. |
Художественность сочинения |
5.1. богатство лексики |
1-5 |
5.2. разнообразие синтаксических конструкций |
1-5 |
||
5.3. использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и др.) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и др.) |
1-5 |
||
5.4. использование афоризмов, цитат, пословиц |
1-5 |
||
5.5. наличие оригинальных образов |
1-5 |
||
5.6. грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) |
1-5 |
||
|
Максимальный балл |
100 |
|
6. |
Общее читательское восприятие текста сочинения |
Дополнительный (вариативный) критерий. Выставляется на федеральном этапе Конкурса. |
1-5 |
6.3. Каждая конкурсная работа должна быть проверена, а лист оценивания работы подписан не менее чем тремя членами жюри.
Проверка работ производится в соответствии с возрастной группой участника.
Протокол проверки конкурсных работ должен быть подписан не менее чем тремя членами жюри и Председателем жюри.
6.4. Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим. Рекомендуется дополнительная проверка работ, получивших высокие баллы и оказавшихся в верхней части итогового рейтинга.
6.5. Решения жюри принимаются большинством голосов, в случае равного количества голосов "за" и "против" решение принимается Председателем жюри. Принятые жюри решения считаются окончательными и пересмотру не подлежат. Апелляции не принимаются. При решении спорных вопросов к участию в работе жюри могут привлекаться рабочие группы.
VII. Порядок определения победителей 1, 2, 3 этапов и разрешения спорных вопросов, связанных с определением победителей
7.1. Работы, участвующие во Всероссийском конкурсе сочинений, оцениваются членами Жюри соответствующего этапа Конкурса в соответствии с критериями, утвержденными на федеральном уровне, и методикой оценки, описанной в данных методических рекомендациях.
Члены рабочей группы соответствующего этапа Конкурса на сновании протоколов работы Жюри составляют рейтинговые списки участников по возрастным группам. На основании полученных результатов выявляются победители соответствующего этапа Конкурса.
7.2. Победители 1, 2, 3 этапов Конкурса определяются на основании результатов оценивания конкурсных работ жюри каждого этапа. Победители 1, 2, 3 этапов Конкурса определяются решением жюри и рабочих групп из расчета 20% от общего количества участников, чьи работы прошли процедуру оценивания жюри.
На 1, 2, 3 этапах Конкурса победители могут быть награждены дипломами победителя соответствующего этапа Всероссийского конкурса сочинений, остальные участники - дипломами участника соответствующего этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Поскольку Конкурс должен способствовать созданию ситуации успеха для значительного числа учащихся разных возрастов, то поощрение должны получить все участники на всех этапах Конкурса.
На очном этапе можно рекомендовать создание "альтернативного жюри". Работы размещаются на школьном сайте, и в течение нескольких дней организуется их обсуждение и голосование. Работа, получившая наибольшее количество голосов, может быть отмечена "Призом зрительских симпатий", также возможно награждение в номинациях, например, "Самая обсуждаемая работа", "Сочинение, вызвавшее полемику" и т.д.
Партнеры проведения Конкурса на 1, 2, 3 этапах имеют право учредить специальные номинации для участников Конкурса.
Лист оценивания работы
участника Всероссийского конкурса сочинений
Ф.И.О. участника ___________________________________________________
Класс (курс), в (на) котором обучается участник ____________________
Полное наименование образовательной организации ____________________
Тематическое направление ___________________________________________
Тема сочинения _____________________________________________________
Жанр сочинения _____________________________________________________
N |
Критерий |
Показатели |
Оценка в баллах |
1. |
Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса |
1.1. соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса |
|
1.2. знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса |
|
||
1.3. оригинальность формулировки темы сочинения |
|
||
1.4. адекватность темы сочинения выбранному жанру |
|
||
1.5. соответствие темы и содержания |
|
||
2. |
Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра) |
2.1. наличие в сочинении признаков выбранного жанра |
|
2.2. соответствие содержания сочинения выбранному жанру |
|
||
3. |
Композиция сочинения |
3.1. цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения |
|
3.2. соответствие композиции выбранному жанру |
|
||
3.3. соответствие композиции содержанию |
|
||
3.4. оригинальность композиции |
|
||
4. |
Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения |
4.1. заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах |
|
4.2. соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом |
|
||
4.3. воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции |
|
||
5. |
Художественность сочинения |
5.1. богатство лексики |
|
5.2. разнообразие синтаксических конструкций |
|
||
5.3. использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и др.) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и др.) |
|
||
5.4. использование афоризмов, цитат, пословиц |
|
||
5.5. наличие оригинальных образов |
|
||
5.6. грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок) |
|
||
|
Итог |
|
Образец Протокола
оценивания работ участников очного (на базе образовательной организации) /муниципального, районного/ окружного / регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений 2015 г.
Дата заполнения:
4-5 классы | ||||
\ Оценка \ \ \ \ \ Ф.И.О.\ участ- \ ника \ |
член жюри N 1 |
член жюри N 2 |
член жюри N 3 |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6-7 классы | ||||
\ Оценка \ \ \ \ \ Ф.И.О.\ участ- \ ника \ |
член жюри N 1 |
член жюри N 2 |
член жюри N 3 |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8-9 классы | ||||
\ Оценка \ \ \ \ \ Ф.И.О.\ участ- \ ника \ |
член жюри N 1 |
член жюри N 2 |
член жюри N 3 |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-11 классы, обучающиеся организаций среднего профессионального образования | ||||
\ Оценка \ \ \ \ \ Ф.И.О.\ участ- \ ника \ |
член жюри N 1 |
член жюри N 2 |
член жюри N 3 |
Итог |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Председатель Жюри: ___________/_________________________/
подпись расшифровка подписи
Члены Жюри: N 1 ___________/_________________________/
подпись расшифровка подписи
N 2 ___________/_________________________/
подпись расшифровка подписи
N 3 ___________/_________________________/
подпись расшифровка подписи
(печать)
Состав
жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений
(утв. распоряжением Министерства образования и науки Самарской области от 25 августа 2015 г. N 529-р)
1. |
Авдонина Анна Юрьевна |
- |
доцент кафедры преподавания языков и литературы ГАОУ ДПО Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ГАОУ ДПО СИПКРО), кандидат педагогических наук |
2. |
Бибишева Ольга Николаевна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы N 41 г.о. Самара |
3. |
Бобкова Ольга Анатольевна |
- |
методист кафедры преподавания языков и литературы ГАОУ ДПО СИПКРО |
4. |
Бондарцова Юлия Львовна |
- |
доцент кафедры преподавания языков и литературы ГАОУ ДПО СИПКРО, кандидат филологических наук |
5. |
Бурова Галина Викторовна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ лицея N 60 г.о. Тольятти |
6. |
Веретенников Владимир Николаевич |
- |
председатель Самарского регионального пушкинского общества |
7. |
Гераськова Людмила Борисовна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии N 3 г.о. Самара |
8. |
Громов Александр Витальевич |
- |
председатель Правления Самарской областной писательской организации, член Союза писателей Российской Федерации |
9. |
Дернова Галина Александровна |
- |
учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии N 1 г.о. Новокуйбышевск |
10. |
Домарев Денис Николаевич |
- |
руководитель Самарской областной организации молодых литераторов |
11. |
Дорогойченко Андрей Васильевич |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы N 23 г.о. Самара |
12. |
Захарченко Наталья Аркадьевна |
- |
доцент кафедры теории и истории журналистики ФГБОУ ВПО "Самарский государственный университет", кандидат педагогических наук |
13. |
Иванова Светлана Юрьевна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы N 49 г.о. Самара, кандидат педагогических наук |
14. |
Кондрашова Татьяна Николаевна |
- |
учитель русского языка и литературы ГБОУ средней общеобразовательной школы N 9 г.о. Кинель |
15. |
Ларионова Галина Владимировна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы N 120 г.о. Самара |
16. |
Павленко Татьяна Васильевна |
- |
методист МБОУ ДПО Центра повышения квалификации "Центр развития образования городского округа Самара" |
17. |
Рамзаева Валентина Александровна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы N 101 г.о. Самара, кандидат педагогических наук |
18. |
Родионова Наталья Альбертовна |
- |
доцент кафедры преподавания языков и литературы ГАОУ ДПО СИПКРО, кандидат филологических наук |
19. |
Ручкина Татьяна Савельевна |
- |
председатель Самарской областной общественной организации "Добровольное общество любителей книги России" |
20. |
Сенаторова Наталья Борисовна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии N 39 "Классическая" г.о. Тольятти |
21. |
Синицкая Анна Владимировна |
- |
доцент кафедры преподавания языков и литературы ГАОУ ДПО СИПКРО, кандидат филологических наук |
22. |
Таумов Ирбулат Джуламанович |
- |
преподаватель русского языка и литературы ГБОУ ВПО Самарской государственной областной академии (Наяновой) |
23. |
Тимашкова Инна Петровна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы "Дневной пансион - 84" г.о. Самара |
24. |
Шамсудинов Анатолий Захарович |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ средней общеобразовательной школы N 10 "Успех" г.о. Самара |
25. |
Щепа Вера Андреевна |
- |
доцент кафедры преподавания языков и литературы ГАОУ ДПО СИПКРО, кандидат педагогических наук |
26. |
Янцен Марина Алексеевна |
- |
учитель русского языка и литературы МБОУ лицея "Технический" г.о. Самара |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Министерства образования и науки Самарской области от 25 августа 2015 г. N 529-р "Об организации и проведении регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений"
Текст распоряжения официально опубликован не был