Решение Самарского областного суда от 1 ноября 2016 г. N 3а-649/2016
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-649/2016 по административному исковому заявлению и.о. прокурора Самарской области в защиту интересов Российской Федерации и Самарской области о признании недействующими в части пунктов 1-3 Приказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 22.07.2016 г. N 348 "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства социально-демографического развития Самарской области", с участием прокурора Т.В.В., представителей Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области К.Е.Д., П.А.В., установил:
Приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области N 348 от 22 июля 2016 года внесены изменения в приказы Министерства социально-демографического развития Самарской области от 16.08.2012 года N 280, 282, 283, которыми утверждены Административные регламенты по предоставлению государственных услуг.
Пунктами 1-3 оспариваемого приказа пункты 2.30 Административных регламентов, утвержденных приказами NN 280, N 282 от 16.08.2012 года, и пункт 2.29 Административного регламента, утвержденного приказом N 283 от 16.08.2012 года, дополнены абзацами следующего содержания: "при наличии заключения общественной организации инвалидов о технической невозможности обеспечения доступности помещений /здания/ для инвалидов на специально подготовленного сотрудника учреждения /организации/, в котором предоставляется государственная услуга, административно-распорядительным актом возлагается обязанность по оказанию ситуационной помощи инвалидам всех категорий на время предоставления государственной услуги".
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете "Волжская коммуна" от 10.08.2016 года N 204/29750/.
И.о. прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просит признать недействующими пункты 1-3 Приказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 22.07.2016 г. N 348 "О внесении изменений в отдельные приказы министерства социально-демографического развития Самарской области" в части вышеуказанных дополнений.
Заявленное требование обосновал тем, что оспариваемым нормативным правовым актом на общественную организацию возложены не предусмотренные законом обязанности по выдаче заключений о технической невозможности обеспечения доступности помещений /зданий/ для инвалидов, что, по его мнению, противоречит требованиям статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и создает предпосылки для нарушения прав лиц с ограниченными возможностями на беспрепятственный доступ к получению государственных услуг.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненное требование.
Представители административного ответчика заявленное требование не признали, свои доводы изложили в письменном отзыве.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении заявленного прокурором требования следует отказать.
Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека /часть 1/; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты /часть 2/.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации /статья 72, части 1 пункт "ж" Конституции Российской Федерации/.
Полномочия органов публичной власти разного уровня в сфере социальной защиты инвалидов относится к ведению федерального законодателя, который на основании и в соответствии с Конституцией Российской Федерации вправе определять содержание и объем соответствующей компетенции органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 5 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов на принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Министерстве социально-демографической и семейной политики Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 289 от 22 июня 2012 года, в ведении Министерства находится осуществление мер по социальной защите и поддержке пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, а также других групп населения, нуждающихся в государственной поддержке.
К полномочиям Министерства отнесена разработка мер по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов /подпункт 17 пункта 2.2 вышеуказанного Положения/ и разработка и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг /подпункт 49 пункта 2.2 Положения/.
В целях реализации своих полномочий Министерство вправе издавать приказы, в том числе носящие нормативный характер, в порядке, установленном Законом Самарской области "О нормативных правовых актах Самарской области" /подпункт 2.3 п. 3 Положения/.
Статьей 15 Федерального закона N 181 от 24.11.1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определены полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания. К таким мерам отнесена обязанность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления /в сфере установленных полномочий/, организаций по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Указанным законом также предусмотрено, что в случае, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства или в дистанционном режиме.
Закрепляющее названную обязанность положение статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указание на конкретные способы ее исполнения.
В этой связи Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области предусмотрело в Административных регламентах закрепление таких условий, которые позволили бы обеспечить самостоятельный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на равных условиях с другими гражданами, указав в качестве указанных мер оборудование входов в помещения министерства и уполномоченных органов пандусами, расширенными проходами.
В случае невозможности обеспечения инвалидам доступа в помещения /здания/ Министерство предусмотрело оказание ситуационной помощи при наличии заключения общественной организации инвалидов о технической невозможности обеспечения доступности помещений /здания/, что не противоречит статье 15 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года.
Доводы прокурора о том, что органы государственной власти Самарской области излишне возложили на общественную организацию инвалидов полномочия по выдаче заключений о технической невозможности обеспечения доступности помещений /зданий/ для инвалидов, суд считает несостоятельными.
Оспариваемая норма не предусматривает возложение обязанности по подготовке соответствующего заключения на общественные организации инвалидов, а устанавливает обязанность подведомственных министерству учреждений на получение таких заключений, притом только в том случае, когда обеспечение доступности данных помещений для инвалидов технически невозможно.
Таким образом, министерство предусмотрело, что, в первую очередь, должны быть обеспечены требования доступности учреждений, и лишь в том случае, если сами общественные организации инвалидов согласятся с тем, что эти требования обеспечить невозможно, принимаются иные меры /назначается ответственное лицо для оказания ситуационной помощи/.
Относительно доводов прокурора о том, что федеральным законом N 181 от 24.11.1995 года не предусмотрены полномочия общественных объединений по выдаче заключении, суд отмечает следующее.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" предусмотрено право общественных объединений участвовать в осуществлении общественного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Формами общественного контроля являются общественный мониторинг, общественная проверка, общественная экспертиза, а также иные формы, не противоречащие настоящему Федеральному закону /ст.18 ФЗ N 212 от 21.07.2014 г./.
Целями общественного контроля являются, в том числе, обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений /статья 5 ФЗ N 212 от 21.07.2014 года/.
Статьей 10 вышеприведенного Федерального закона определено, что по результатам осуществления общественного контроля подготавливается итоговый документ, который направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и в средства массовой информации.
По результатам общественной проверки таким итоговым документом является акт /ст.20 ФЗ N 212 от 21.07.2014 г./.
Данным законом также предусмотрено, что к участию в проведении общественной проверки может привлекаться общественный инспектор, который готовит итоговый документ, именуемый заключением /ст.21 ФЗ N 212 от 21.07.2014 г. /.
Статья 22 ФЗ N 212 от 21.07.2014 предусматривает привлечение к осуществлению общественной проверки общественного эксперта, который по результатам проверки подготавливает итоговый документ - заключение.
Из приведенных норм закона следует, что общественные объединения в рамках общественного контроля вправе проводить проверки, привлекая общественных инспекторов и общественных экспертов, которые по результатам проверки подготавливают заключения. Заключение о технической невозможности обеспечения доступности помещений для инвалидов является одним из таких заключений, право на подготовку которого общественными объединениями федеральным законом не ограничено.
Формулировка, изложенная Министерством в Административных регламентах, наиболее полно отвечает требованиям инвалидов и способствует обеспечению их прав и законных интересов.
Самарская Областная Организация Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" полностью согласна с изложенным Министерством в Административных регламентах положением, считает его наиболее соответствующим правам инвалидов и подчеркивает, что ею проводится подготовка таких заключений, в том числе с участием общественных экспертов.
Доводы административного истца о том, что в случае отсутствия заключения общественной организации о технической невозможности обеспечить доступ в помещения права инвалидов будут ущемлены, не могут быть приняты во внимание. Отсутствие такого заключения, а в равной мере и отсутствие согласования с общественной организацией, указание на которое содержится в статье 15 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года, относится к вопросу применения правовой нормы.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая норма принята в соответствии с требованиями федерального закона и ему не противоречит, поэтому суд не усматривает оснований для признания ее недействующей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требования и.о. прокурора Самарской области о признании недействующими в части пунктов 1-3 Приказа Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 22.07.2016 г. N 348 "О внесении изменений в отдельные приказы министерства социально-демографического развития Самарской области" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 1 ноября 2016 г. N 3а-649/2016
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании