Решение Самарского областного суда от 8 декабря 2016 г. N 3а-651/2016
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-651/2016 по административному исковому заявлению Землянского А.Р. о признании недействующими пунктов 22799, 22844, 22848 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 г. N 3265, установил:
Землянский А.Р. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 22799, 22844, 22848 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 г. N 3265.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 г. N 3265 внесены изменения в Приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033, которым утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год". В указанный Перечень включены принадлежащие административному истцу нежилые помещения:
- <данные изъяты>;
- <данные изъяты>, площадью 467,2 кв. м., расположенное на первом этаже здания по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Базовая, д. 20, кадастровый номер 63:09:0302051:3970;
- <данные изъяты>.
Административный истец полагает, что указанные объекты включены в Перечень необоснованно, поскольку расположены на земельном участке с видом разрешенного использования для дальнейшей эксплуатации здания склада, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Таким образом, разрешенное использование земельного участка на котором расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения не подпадает под критерии, установленные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для административно-деловых центров или торговых центров (комплексов), в силу чего, указанные помещения не могут быть признаны объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца Землянского А.Р. - Степочкин Д.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку считает, что здание, в котором расположены принадлежащие административному истцу объекты отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица - ГБУ Самарской области "Региональный Центр недвижимости" в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление Землянского А.Р. подлежит удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу подпункта 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно п. 1 и п. 4 ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах; законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
В подпункте 2 статьи 15, статье 17 НК РФ установлено, что налог на имущество физических лиц является местным налогом, одним из элементов которого является налоговая база.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399).
Статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в том числе, здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.
В случае, если органом власти субъекта Российской Федерации не будет принято решение об определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, в соответствии с п. 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости.
При этом в п. 3 ст. 402 НК РФ указано на то, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 года N 3265 в приказ Министерства от 30.11.2015 года N 3033 внесены изменения, Перечень дополнен пунктами, указанными в приложении к приказу.
В данный Перечень под пунктом 22844 включен объект с кадастровым номером N ;
под пунктом 22848 включен объект с кадастровым номером N ;
под пунктом 22799 включен объект с кадастровым номером N
Приказ N 3265 от 25.12.2015 издан уполномоченным лицом в соответствии с его компетенцией, опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области (www.mio.samregion.Ru) в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия и отвечает признакам нормативного правового акта.
В соответствии со статьей 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пункты 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации содержат понятие административно-делового центра, торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения.
Так, административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.
В силу п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 307-ФЗ.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Пунктом 14 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании земельного участка, которые относятся к уникальным характеристикам объекта недвижимости.
Судом установлено, что Землянскому А.Р. на основании договора купли-продажи от 06.02.2012 г. принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества:
1) нежилое помещение N , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N
2) помещение N , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N ;
3) помещение N , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N г. (л.д.12).
Земельный участок, на котором расположены указанные нежилые помещения, площадью <данные изъяты> кв. м., имеет вид разрешенного использования для дальнейшей эксплуатации здания склада, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <данные изъяты> и кадастровым паспортом земельного участка (л.д. 57-66).
Из технического паспорта здания прод. базы, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что нежилые помещения с кадастровыми номерами N являются складскими.
При этом, судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования вышеуказанных объектов на момент их включения в Перечень административным ответчиком не производились.
С целью определения фактического использования нежилых помещений ГБУ Самарской области "Региональный Центр недвижимости" произведено обследование спорных объектов.
Из акта осмотра объектов недвижимого имущества от 08.11.2016 г. следует, что:
- в ходе визуального осмотра помещений N не выявлены характеристики соответствующие критериям объектов делового, административного или коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; офисов и офисной инфраструктуры;
- в ходе визуального осмотра помещений N не выявлены характеристики соответствующие критериям объектов делового, административного или коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; офисов и офисной инфраструктуры. Под офис используется нежилое помещение N ., что составляет менее 20% общей площади помещений, принадлежащих административному истцу;
- в ходе визуального осмотра помещений N не выявлены характеристики соответствующие критериям объектов делового, административного или коммерческого назначения; торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания; офисов и офисной инфраструктуры. Под офисы используется нежилые помещения N что составляет менее 20% общей площади помещений, принадлежащих административному истцу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные объекты недвижимости включены в Перечень необоснованно, в связи с чем, требование административного истца о признании недействующими пунктов 22799, 22844, 22848 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 г. N 3265, подлежат удовлетворению.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), суд полагает, что признание отдельных его положений с момента принятия нормативного правового акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Доводы представителя административного ответчика о том, что возможно фактически здание, в котором находятся принадлежащие истцу нежилые помещения имеет более 20% площади, предназначенной для размещения торговых объектов, офисов и офисной инфраструктуры, в связи с чем, оно могло быть включено в Перечень, несостоятельны, поскольку на момент принятия Перечня данные обстоятельства Министерством не выяснялись и не устанавливались. Акт фактического использования здания не составлялся. Кроме того, в Перечень включено не здание, а принадлежащие истцу на праве собственности индивидуальные объекты - помещения с кадастровыми номерами N .
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Землянского А.Р. - удовлетворить.
Признать недействующими пункты 22799, 22844, 22848 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 г. N 3265, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 8 декабря 2016 г. N 3а-651/2016
Текст решения официально опубликован не был