Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обеспечение защиты и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка
Для содействия обеспечению защиты и восстановления нарушенных прав ребенка Уполномоченный организует работу с поступающими обращениями граждан, а также для изучения ситуации на местах активно или для проведения проверок по жалобам выезжает в детские учреждения области различной подведомственности.
В 2016 году Уполномоченный и сотрудники его аппарата посетили более 50 детских учреждений: детские оздоровительные лагеря, социально-реабилитационные центры, центры социальной помощи семье и детям, образовательные организации, в том числе закрытую Октябрьскую спецшколу для несовершеннолетних правонарушителей, в учреждения пенитенциарной системы (СИЗО, где находятся несовершеннолетние и женщины с новорожденными детьми, а также женская исправительная колония N 15 с "Домом матери и ребенка").
В ходе посещений детских учреждений были оценены условия пребывания несовершеннолетних, изучена документация, проведены беседы с воспитанниками и сотрудниками, проведены личные приемы, направлены обращения руководителям профильных ведомств" приняты меры по решению выявленных проблем.
Уполномоченный еженедельно проводит личный прием граждан. Один раз в месяц прием граждан по вопросам защиты прав несовершеннолетних проводится Уполномоченным в Приемной Президента РФ по Самарской области, а также сформировалась практика проведения совместных приемов граждан с представителями службы судебных приставов по Самарской области.
Обращения граждан к Уполномоченному, кроме личных приемов, поступают в виде писем, сообщений по электронной почте, в том числе через интернет-приемную Губернатора области и страничку на интернет-портале Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка. Большую консультативную работу проводят сотрудники аппарата Уполномоченного по телефонным обращениям граждан.
В 2016 году всего в адрес Уполномоченного поступило 1835 обращений граждан, что наглядно представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение
обращений граждан, поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2016 году, по характеру обращений и механизму их поступления
Характер обращения |
Количество обращений |
Доля (в %) от общего количества обращений |
Личный прием |
226 (из них 66 заявителей принято на личном приеме Уполномоченного в Приемной Президента РФ в Самарской области) |
12,3% |
Письма граждан |
185 |
10,1% |
Электронные обращения |
488, в том числе: - через официальную электронную почту Уполномоченного - 159; - через сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка - 329; |
26,6% |
Обращения на страничку Уполномоченного через Интернет-приемную Губернатора Самарской области |
121 |
6,6% |
Устные (телефонные) обращения |
815 |
44,4% |
Всего: |
1835 |
100% |
По основной части обращений заявители были удовлетворены либо полученными правовыми консультациями или разъяснениями, либо оказанным Уполномоченным содействием. Обратившиеся за юридической помощью получили квалифицированные разъяснения в рамках действующего законодательства и подробные рекомендации по способам защиты прав детей. По 246 заявлениям граждан потребовалось проведение дополнительных проверок и комиссионное рассмотрение обозначенных проблем с участием представителей профильных министерств и ведомств.
В 2016 году обращения к Уполномоченному поступали от граждан, проживающих во всех городах и муниципальных районах области (кроме Камышлинского и Шенталинского районов), а также - от жителей других регионов РФ - Мурманской, Саратовской, Оренбургской, Ростовской, Ульяновской, Пензенской, Воронежской, Томской, Курской областей, Пермского, Приморского и Ставропольского краев, Республик Татарстан, Башкортостан, Коми, городов Москвы, Орел, Тюмень.
В интересах детей в 2016 году к Уполномоченному обращались различные категории граждан. В 71% случаев это законные представители детей (родители, опекуны, попечители, приемные родители), в 2,9% случаев - родители из мест лишения свободы, в 10,8% - иные родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди), в 9,1% случаев посторонние взрослые (в том числе соседи), в 1,5% - должностные лица (педагоги, специалисты отделов опеки и попечительства, адвокаты, депутаты).
Кроме того, в защиту собственных интересов обращались лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (3,3%), и сами несовершеннолетние (1%), а также информация поступала из СМИ (0,4%).
Структура категорий граждан, обратившихся к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2016 году, представлена на графике 1.
График 1. Структура категорий граждан (в %), обратившихся к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2016 году
Анализ поступивших к Уполномоченному обращений в 2016 году по спектру обозначенных в них проблем показал, что структура данных проблем несколько меняется. Характер проблем, обозначенных гражданами в обращениях к Уполномоченному в 2016 году, представлен на графике 2.
График 2. Характер проблем, ставших поводом для обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2016 году
Среди проблем, ставших поводом для обращения за содействием к Уполномоченному в 2016 году, самыми частыми (25,1% обращений) оказались проблемы, касающиеся права ребенка на безопасность.
Структура этих обращений представлена на графике 3
График 3. Структура обращений граждан к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области в 2016 году, по проблемам, касающимся права ребенка на безопасность
Как видно из диаграммы, наибольшее число обращений о нарушении права ребенка на безопасность (73,2%), связано с неблагополучием в семье. В 12,4% обращениях речь идет о проблемах в детских учреждениях, а в 12% - об угрозах безопасности ребенка на улице (со стороны сверстников, посторонних взрослых, на дороге и транспорте). 2,4% обращений данной категории посвящены проблемам Интернет-безопасности детей.
В качестве примеров можно привести следующие обращения, по которым Уполномоченный оказывал необходимое содействие решению обозначенных проблем.
Пример. В письменном обращении, поступившем к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области, заявительница А. от лица всех жильцов просила обратить внимание на многодетную неблагополучную семью, проживающую в многоквартирном доме. Мама четырех малолетних детей страдает алкоголизмом, часто уходит из дома, при этом оставляет детей одних, без присмотра. Часто за детьми, младшему из которых всего 1,5 года, приходится присматривать соседям. Учитывая сложную жизненную ситуацию, в которой оказались малолетние дети, информация о данной семье была передана Уполномоченным в управление по вопросам семьи, материнства и детства района для принятия необходимых меры в интересах несовершеннолетних. В результате проведенной территориальными профильными службами работы все дети были изъяты из семьи и временно помещены в СРЦ. За время нахождения детей в государственном учреждении с неблагополучной семьей проводилась профилактическая работа. Мама детей посетила врача-нарколога, закодировалась от алкогольной зависимости, прошла курс лечения, в доме были созданы необходимые условия для воспитания и развития несовершеннолетних. Дети переданы родителям. Семья поставлена на учет в территориальных профильных службах, профилактическая работа с ней продолжена.
Пример. В электронном обращении, поступившем к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области, жители многоквартирного дома просили обратить внимание на семью с малолетними детьми, проживающую в их доме. Заявители указывали, что мама двоих детей не выполняет обязанности по воспитанию и содержанию своих малолетних детей, ведет асоциальный образ жизни. Старший ребенок пребывает в круглосуточном пансионате, а младший постоянно замечен грязным и голодным, предоставленным самому себе. Уполномоченным данная информация направлена в департамент семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара. В результате работы, проведенной специалистами территориального отдела опеки и попечительства, было установлено, что данная семья находится в трудной жизненной ситуации, так как одинокая мама вынуждена осуществлять уход за психически больным родителем, проживающим совместно с ними, и работать. В связи с нехваткой времени, мама не успела оформить младшего ребенка в школу; так как ими не пройдена необходимая медицинская и психолого-педагогическая комиссия. Семья, как находящаяся в трудной жизненной ситуации, поставлена на учет. Определен комплекс социальной помощи данной семье, по заявлению матери младший ребенок временно помещен в СРЦ. Маме ребенка даны рекомендации по дальнейшему жизнеустройству ее больного родственника.
Говоря об условиях воспитания ребенка в семье, следует обозначить существенное количество обращений, связанных с резким изменением психологического климата вокруг ребенка в связи с разводом родителей. Развод родителей не должен приводить к нарушению прав ребенка, но, как показывает практика Уполномоченного, именно ребенок (дети) становятся заложниками конфликта родителей и основными пострадавшими от развода. Развод родителей вызывает у ребенка сильный стресс из-за изменения устоявшейся домашней среды, вражды самых близких для ребенка людей.
Масштабы данной проблемы косвенно отражаются в информации Управления записи актов гражданского состояния Самарской области, согласно которой в 2016 году в области было зарегистрировано 21554 акта о заключении брака и 14070 акта о расторжении брака. При этом 8018 зарегистрированных в 2016 году случаев развода касались граждан с несовершеннолетними детьми.
В обращениях граждан чаще всего речь шла о спорах родителей о месте проживания ребенка после развода и о препятствовании со стороны матери общению ребенка с отдельно проживающим отцом. В основном данные вопросы решаются в суде, а проблемы возникают в части эффективного исполнения судебного решения.
Оказать содействие в решении данных проблем достаточно сложно, так как основа этих проблем - конфликт родителей. В таких ситуациях именно родители нарушают права ребёнка, используя его как инструмент для выяснения отношений.
В предыдущих отчетах Уполномоченным неоднократно поднимался вопрос о необходимости создания служб примирения для содействия урегулированию семейных конфликтов.
В 2016 году министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области были подготовлены специалисты и на базе центров социальной помощи семье и детям начали работать комнаты примирения в рамках проекта "Миру быть". Однако, многие заявители не слышали о наличии такой службы.
Необходимо активизировать информационную работу с родителями для обеспечения им возможности и формирования у них желания при необходимости воспользоваться услугами специалистов комнат примирения.
Проблемы безопасности детей в общественных местах (угрозы жизни ребенка на улице, на дороге, в транспорте, отсутствие безопасных условий для детей на придомовой территории и бездействие сотрудников управляющей компании; благоустройство детских площадок).
Заявители также обозначали проблемы безнаказанности посторонних взрослых, причинивших физический вред их несовершеннолетним детям на улице или в ином общественном месте.
Пример. На личном приеме к Уполномоченному обратилась заявительница К., являющаяся опекуном своего несовершеннолетнего внука, с просьбой помочь привлечь к уголовной ответственности ее соседей, избивших мальчика. Со слов заявительницы, ребенок получил травмы от посторонних взрослых в стенах образовательного учреждения, ему был нанесен физический и моральный вред. Опекун обратилась в территориальные органы полиции с соответствующим заявлением, но в возбуждении уголовного дела ей было отказано. Никакого наказания за содеянное взрослые, избившие ребенка, не понесли. Уполномоченным по правам ребенка по данной ситуации было направлено обращение в прокуратуру Самарской области с целью изучения обозначенной проблемы и принятия мер прокурорского реагирования. По итогам проведенной проверки по данному обращению было сообщено, что решением районного федерального суда виновные привлечены к административной ответственности по ст. 6.1.1. КоАП РФ за причинение побоев несовершеннолетнему и им назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
При обращении в органы полиции граждане получают отказ в возбуждении уголовного дела и предложение самим обращаться в суд. При отсутствии должного разъяснения многие воспринимают это как бездействие профильных ведомств.
При работе с обращениями граждан специалистам всех служб необходимо не только содействовать принятию соответствующих мер по решению обозначенных проблем, но и давать исчерпывающие разъяснения о принятых мерах и дальнейших возможных действиях самого гражданина в рамках действующего законодательства.
Ряд обращений, поступивших к Уполномоченному в 2016 году, связан с проблемами негативного влияния на подрастающее поколение информационных материалов сети Интернет.
Проблема интернет-безопасности детей сегодня, как никогда, остра. В Концепции информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р, справедливо отмечается, что стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами.
В 2016 году эксперты зафиксировали новый всплеск активности так называемых "групп смерти". Организаторы групп учат детей все скрывать от близких - это определенная технология, именно поэтому важен комплекс мер противодействия. Однако пока в России не выстроена эффективная работа по защите детей от влияния специальных групп в социальных сетях.
Сегодня обсуждается несколько возможных подходов к решению данной проблемы. Создание единого государственного информационного материала по профилактике негативного влияния противоправных интернет-сайтов, предотвращению подросткового суицида и наркомании, который можно было бы распространить через образовательные учреждения. Предлагается создание киберполиции или иной структуры с привлечением широкого круга специалистов, а также - создание единой горячей линии, в рамках деятельности которой эксперты могли бы определить степень опасности ситуации и привлекать соответствующих специалистов.
Второе место в общей структуре обращений граждан, поступивших к Уполномоченному в 2016 году (21,8%), занимают жилищные проблемы граждан. Нельзя не отметить, что имеется тенденция к уменьшению доли обращений, связанных с жилищными проблемами семей с детьми, (с 26,8% в 2012 году до 21,8% в 2016 году) (график 4).
График 4. Динамика доли обращений граждан к Уполномоченному по жилищным проблемам семей с детьми (с 2012 по 2016 годы)
Вместе с тем, как следует из конкретных поступивших обращений граждан, жилищные проблемы продолжают оставаться острыми и нерешенными для отдельных многодетных семей; для семей с детьми, проживающих в аварийном и ветхом жилье; для семей, ставших погорельцами; для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; а также для ряда семей, воспитывающих детей-инвалидов.
В ряде случаев нарушения жилищных прав детей стали результатом расторжения брака родителей, смены собственников жилья, необдуманных действий законных представителей по улучшению жилищных условий семьи.
Острота проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья связана с отсутствием достаточного переселенческого фонда.
Кроме того, граждане обозначают проблемы удаленности места, где предлагается новое жилье, его качество, а также проблемные ситуации, связанные с позицией застройщика, занимающегося расселением граждан.
К сожалению, возникают ситуации, когда граждане вследствие пожара неожиданно остаются без жилья. В этих случаях решить возникшую проблему быстро, кардинально и качественно еще сложнее.
В подобных ситуациях востребованным оказывается и минимальное содействие.
Пример. На личном приеме гражданка И., воспитывающая ребенка-инвалида, обратилась к Уполномоченному с просьбой оказать содействие в ремонте крыши их частного дома, пострадавшего в результате пожара. При обращении погорельцев в муниципалитет, им как собственникам жилого помещения было предложено осуществить ремонт кровли за свой счет. После изучения всех представленных заявительницей документов в интересах несовершеннолетнего Уполномоченным было направлено ходатайство в администрацию муниципального образования о принятии возможных мер по решению обозначенной проблемы. По результатам проведенной работы получен ответ о том, что межведомственной городской комиссией указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. После подготовки соответствующего распоряжения, жильцам будут предоставлены другие жилые помещения в соответствии с действующим законодательством. В управляющую компанию было направлено ходатайство о принятии необходимых мер для проведения поддерживающего ремонта и демонтажа нависших конструкций дома. Соответствующие меры управляющей компанией были приняты.
Жилищные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа связаны не только с несвоевременным предоставлением жилья при достижении совершеннолетия, выпуске из образовательного учреждения или иных предусмотренных законом обстоятельствах. Проблемы возникают еще на этапе несовершеннолетнего возраста этих детей и связаны с постановкой на учет нуждающихся в предоставлении жилья, с некачественной работой территориальных служб по обеспечению сохранности закрепленного за ребенком жилья, с формированием бывшими родственниками ребенка долга по оплате за жилье и коммунальные услуги. Наличие этих проблем может создавать дополнительные трудности ребенку и его законным представителям.
Пример. На личном приеме к Уполномоченному обратилась заявительница И, поставив вопрос о нарушении законного права ее опекаемой внучки. Девочка проживает с бабушкой и дедушкой, но имеет постоянную регистрацию в квартире, оставшейся ей в наследство после смерти матери. Так как при жизни мама девочки вела асоциальный образ жизни, сформирован большой долг по оплате коммунальных услуг, в связи с чем, родственники ребенка столкнулись с проблемой получения справки о составе семьи, необходимой для зачисления ее в первый класс школы. После взаимодействия Уполномоченного с департаментом образования администрации г. Самара обозначенная заявительницей ситуация была разрешена положительно, девочка была зачислена в образовательное учреждение по месту постоянного проживания.
Проблемы обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют, практически, во всех российских регионах, и осложняются не только экономической ситуацией, но и отсутствием необходимого по закону специализированного жилищного фонда и процедурой его формирования.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Президентом РФ В.В. Путиным дан ряд поручений, адресованных Правительству РФ и направленных на решение данной проблемы. Так, до 15 июля 2017 года кабинет министров должен обеспечить создание информационной системы, содержащей сведения об оказании социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Речь идет, в том числе, об обеспечении их жилыми помещениями. До 31 июля поручено закрепить в законодательстве единый порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - тех, кого необходимо обеспечить жилыми помещениями, а также разработать порядок обмена соответствующей информацией между регионами. Правительству РФ поручено рассмотреть вопрос о совершенствовании механизмов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе упростить процедуру закупки для этого жилых помещений у физических лиц на вторичном рынке.
Что касается жилищных проблем многодетных семей, то по отдельным их категориям данные проблемы решаются на региональном уровне. С существенными проблемами, но идет процесс выделения земельных участков семьям с тремя и более детьми.
Сложнее обстоят дела с семьями, воспитывающими детей-инвалидов. Развитие и воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья требует создания благоприятных социально-бытовых условий. Однако у многих семей, имеющих детей-инвалидов, отсутствуют необходимые жилищные условия, порой такие семьи вынуждены длительно проживать на съемном жилье.
В качестве примера можно привести выдержки из нескольких обращений, поступившего к Уполномоченному в 2016 году:
"Моя семья воспитывает 3 детей, один из которых инвалид. Проживаем в доме, который признан аварийным и состоит в ужасном состоянии, срок постройки 1860 года. Квартира коммунальная, на 5 семей. Ребенку за 6 лет проведено 6 сложнейших операций, а в доме сквозняки, трещины, рамы оконные отходят. Много лет боремся за переселение либо реконструкцию нашего дома. Получаем одни отписки..."
"У меня ребенок-инвалид. Нам требуется отдельное жилье. Собрали все требующиеся документы для того, чтобы встать в очередь на получение жилья. Нас поставили в общую очередь три года назад. Судя по тому, как двигается очередь, на отдельную жилую площадь мы можем рассчитывать лет через десять..."
В большинстве муниципальных образований практически не решается вопрос предоставления жилья нуждающимся семьям с детьми-инвалидами и выделения им земельных участков под ИЖС.
Как следует из информации, полученной от органов местного самоуправления, на начало 2016 года в области на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 743 семьи с детьми-инвалидами, в том числе при наличии соответствующих судебных решений. Наибольшая очередность существует в городах области, так, например, в г.о. Самара на учете нуждающихся состоит 241 семья с ребенком-инвалидом, в г.о. Тольятти - 193 семьи, из них 27 - с судебными решениями. При этом за 2015 год всего по области было обеспечено жильем 73 семьи данной категории, в г.о. Самара - 0, в г.о. Тольятти - 25.
"Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 года (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 13.03.2014 года N АКПИ13-1200) предусмотрено, что:
- Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.
- Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Однако порядок предоставления до конца не урегулирован, не сформирована единая практика эффективного правоприменения существующих законодательных норм.
Подтверждением этому являются следующие данные, полученные от органов местного самоуправления. Всего по области на начало 2016 года на очереди на предоставление земельных участков под ИЖС состоит 54 семьи с детьми-инвалидами: 23 - в г.о. Тольятти, 20 - в г.о. Сызрань, 7 - в Сергиевском районе и 4 - в Камышлинском районе. Только в г.о. Сызрань в 2015 году 14 семьям с детьми-инвалидами были выделены земельные участки. В остальных муниципалитетах области отдельный учет данной категории семей отсутствует, земельные участки не выделялись.
Сложившаяся ситуация говорит не только об отсутствии единых подходов к правоприменению действующих норм закона, но и о низкой информированности граждан данной категории об их правах. Данная проблема требует межведомственного обсуждения для выработки оптимальных подходов к её решению.
В определенной степени системному анализу данной проблемы будет способствовать организуемая на местах работа муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищного фондов, в целях их приспособления (изменения или переоборудования) с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Жилищные проблемы нуждающихся категорий семей с детьми являются, пожалуй, самыми сложными. Решение вопросов обеспечения жильем нуждающихся категорий граждан относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется исключительно в порядке очередности, и оказать какое-либо содействие по таким обращениям достаточно сложно.
Вместе с тем, обозначаются ситуации, когда содействие в решении жилищных проблем семей с детьми просто необходимо.
Пример. К Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области поступило обращение гражданки М. о предоставлении органами местного самоуправления ее семье, воспитывающей ребенка-инвалида, жилья, непригодного для проживания. Выданная муниципалитетом по судебному решению квартира не соответствовала санитарно-гигиеническим нормам, отсутствовали электроэнергия и горячее водоснабжение. После обращения заявительницы по данному вопросу в муниципалитет, ей было отказано в содействии в связи с отсутствием в бюджете денежных средств. Материалы по данной ситуации были направлены Уполномоченным в прокуратуру города для проведения проверки и принятия мер прокурорского реагирования. В интересах семьи с ребенком-инвалидам прокуратурой было внесено представление главе города об устранении нарушений жилищного законодательства. В связи с тем, что выявленные нарушения не были устранены, прокуратурой города было подготовлено и направлено исковое заявление в районный суд об обязывании муниципалитета провести работы по подключению квартиры, предоставленной семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, к системе газоснабжения.
Пример. К Уполномоченному на личном приеме обратилась молодая мама С. о трудной жизненной ситуации, в которой оказалась ее семья. Заявительница одна воспитывает двоих детей, не имеет гражданства Российской Федерации, так как прибыла в Россию вынужденно, в связи с военными действиями на Украине. На момент обращения остро стоял вопрос материального обеспечения семьи и проблема жилищного характера. В результате взаимодействия Уполномоченного с министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области заявительница с детьми была предоставлена комната в социальной гостинице и оказано содействие в трудоустройстве.
В ряде ситуаций граждане, пытаясь решить жилищные проблемы своей семьи на основе собственных возможностей, предложений, рекламируемых финансовыми институтами, попадают в крайне сложные ситуации.
Как показывает практика, в подобных ситуациях граждане, нередко, оформляют кредиты в малоизвестных финансовых структурах, не до конца оценивая собственную финансовую стабильность и используя в качестве залога единственное жилье семьи. Оказать содействие и помочь в таких случаях практически не представляется возможным.
Учитывая неединичный характер обращений по таким ситуациям, Уполномоченным на заседании Редакционного совета Общественной палаты Самарской области была обозначена практическая востребованность организации определенного противодействия агрессивной рекламе кредитных организаций. Внесено предложение о подготовке информационного издания для населения, прежде всего, для родителей, о том, что, принимая решение о вступлении в кредитные отношения с финансовыми структурами, важно внимательно знакомиться с условиями подписываемого договора, соизмерять свои возможности с обязательствами по погашению кредита и помнить об ответственности за своих детей и семью.
В 2016 году увеличилась доля обращений к Уполномоченному по имущественным проблемам, затрагивающим интересы несовершеннолетних, (низкий уровень жизни семей с детьми, проблемы оформления пособий и льгот и проблемы получения алиментов на содержание ребенка после развода родителей) (график 5).
График 5. Динамика доли обращений граждан к Уполномоченному по имущественным проблемам семей с детьми (с 2012 по 2016 годы)
Такая картина, видима, неслучайна, по данным министерства социально-демографической и семейной политики, общее количество семей с детьми, являющихся получателями социальных пособий, в Самарской области в 2016 году несколько увеличилось и составило 93049 семьи (в 2015 году - 92688 семьи), где воспитывается 161193 ребенка; из них 14153 - многодетные семьи (в 2015 году - 13162 семьи) и 2322 семьи, воспитывающие детей-инвалидов (в 2015 году - 2216 семьи). Это семьи с детьми, где среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума.
На повышение социальной поддержки именно данных категорий семей с детьми направлены принятые в области решения об изменении порядка оказания социальной помощи населению с учетом адресности и нуждаемости, а также реализуемая в области практика социальных контрактов.
Так, только в 2016 году количество семей, являющихся получателями государственной социальной помощи на основе социального контракта, составило 1479, из них 349 многодетных семей, 413 - семей с одним родителем и 34 семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Анализируя ситуацию с уровнем доходов семей с детьми, следует отметить, что, судя по поступившим к Уполномоченному обращениям, сохраняет остроту проблема неисполнения родителями алиментных обязательств в отношении своих детей после развода.
В 2016 году количество исполнительных производств о взыскании алиментов, находящихся на исполнении в структурных подразделениях Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, составило 25315, что несколько меньше, чем в 2015 году (26222 исполнительных производства). За 2016 год судебными приставами-исполнителями в целях исполнения требований исполнительных документов в ходе совершения исполнительных действий произведено 1875 арестов имущества должников (в 2015 году - 1804 ареста). В отношении должников по алиментным обязательствам было вынесено 6254 постановления о временном ограничении на выезд из Российской Федерации и 2277 постановления о временном ограничении на пользование специальным правом.
Вместе с тем, нередко в адрес Уполномоченного поступают обращения не только о проблемах получения алиментов на содержание детей от второго родителя, но и неэффективности, а иногда и бездействии, по мнению заявителей, со стороны судебных приставов-исполнителей.
Пример. К Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области, через официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, обратилась гражданка Ж о проблемах получения алиментов от бывшего мужа на содержание их пятилетнего ребенка и неэффективности действий районных судебных приставов по исполнению имеющегося судебного решения. После обращения Уполномоченного по правам ребенка в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области об оказании содействия в решении данной проблемы в интересах ребенка судебный пристав-исполнитель активизировал свою работу: были направлены запросы в регистрирующие органы с целью установления имущественного положения должника, осуществлен выход по месту проживания должника, установлено место его работы, произведен расчет имеющейся задолженности. Было принято решение о вынесении постановления об ограничении на выезд должника за пределы РФ, о вынесении предупреждения об ограничении специального права и привлечении должника к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП. На приеме у судебного пристава-исполнителя должник предоставил квитанции об оплате алиментов в текущем месяце на сумму 11 000 рублей.
В ряде случаев оказать какое-либо содействие в решении данной проблемы достаточно сложно, в силу действующего законодательства и особенностей конкретной ситуации. Однако отдельными судебными приставами применяются далеко не все меры воздействия на должников, предусмотренные законом.
В настоящее время Министерством юстиции России разработан и вынесен на общественное обсуждение законопроект, которым "предусматривается возможность окончания исполнительного производства с требованиями об уплате алиментов", если в течение года должника не нашли, а все возможности для его обнаружения исчерпаны. "Реализация законопроекта позволит обеспечить своевременную защиту прав детей на получение пенсии по случаю потери кормильца в тех случаях, когда должник по алиментным обязательствам безвестно отсутствует", - считают в Минюсте. Однако единодушной поддержки в обществе данный законопроект не находит, и вновь поднимается вопрос о необходимости создания государственного алиментного фонда для поддержки детей, в отношении которых не исполняются алиментные обязательства.
В 2016 году несколько увеличилась доля обращений граждан к Уполномоченному о проблемах реализации права детей на образование (график 6).
График 6. Динамика доли обращений граждан к Уполномоченному по проблемам реализации права детей на образование (с 2012 по 2016 годы)
Безусловно, меры, принятые Правительством области, совместно с муниципалитетами, сняли остроту и масштабность проблемы дефицита мест в ДОУ для детей старше 3-4 лет. Однако, совсем эта тема не закрыта, продолжают поступать обращения о проблемах предоставления мест ребенку в дошкольном учреждении.
Пример. В обращении, поступившем к Уполномоченному по электронной почте, заявительница Б., проживающая в одном из сельских районов, рассказала о нарушении прав ее несовершеннолетнего сына на получение дошкольного образования. Заявительница с ребенком стоят на очереди в муниципальный детский сад, но на момент формирования новой группы, когда ребенку исполнилось уже 4 года, место в ДОУ не было предоставлено, так как группа укомплектовывалась детьми более старшего возраста. Семьей было принято решение временно устроить мальчика в частный детский сад, что негативно сказалось на бюджете семьи. Уполномоченный обратился в территориальное управление министерства образования и науки Самарской области с просьбой изучить обозначенную ситуацию и принять возможные меры для ее положительного разрешения в интересах малолетнего ребенка. Согласно решению территориальной комиссии по укомплектованию детских садов данный вопрос был решен положительно, ребенку заявительницы было предоставлено место в ДОУ по месту проживания.
Особенно это актуально для тех семей, кто имеет официальную регистрацию в сельских районах области, а длительно проживают в съемном жилье и работают в городе, где и сталкиваются с этой проблемой.
Кроме того, в адрес Уполномоченного продолжают поступать обращения родителей о проблемных условиях пребывания их детей в ДОУ.
Пример. От коллектива родителей воспитанников одного из детских дошкольных учреждений областного центра к Уполномоченному поступило обращение о неблагоприятных условиях пребывания детей в данном ДОУ. По мнению заявителей, в детских группах постоянно меняются воспитатели, качество оказываемых педагогических и воспитательных услуг не соответствует установленным стандартам, качество питания не соответствует СанПиН нормам. Кроме того, родителей волновал вопрос о расходовании денежных средств родительского комитета. После письменного обозначения Уполномоченным сложившейся ситуации в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области и районную прокуратуру были проведены внеплановые выездные мероприятия по контролю за ситуацией в данном ДОУ. Факты предоставления детям некачественного питания подтвердились. По результатам проверки Роспотребнадзора руководитель МДОУ был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей. Внесено предписание об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления. В результате проверки доводов обращения прокуратурой района было выяснено, что расходование благотворительных денежных средств осуществлялось в нарушение требований действующего законодательства. В связи с выявленными нарушениями в адрес ОП N 1 У МВД по г. Самара были направлены материалы для проведения проверки и принятия решения в порядке ст. 144, 145 УПК РФ.
Неединичными были обращения от родителей будущих первоклассников о проблемах зачисления их детей в первый класс образовательного учреждения, к которому они территориально относятся.
Много нареканий от родителей вызывает электронная система зачисления первоклассников. Все эти обращения касались, исключительно, порядка зачисления первоклассников, существующего в г.о. Самара, что говорит о необходимости пересмотра данных подходов.
Пример. К Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области обратилась группа родителей об оказании содействия в положительном решении вопроса о зачислении их детей в первый класс образовательного учреждения. Они сообщили, что их дети имеют постоянную регистрацию на территории, закрепленной за данной школой, проживают в шаговой доступности от данного учебного заведения. Однако в день подачи электронного заявления посредством электронной записи через автоматизированную систему Портала общеобразовательных услуг произошел сбой. Система перестала регистрировать поступающие заявления. В результате заявителям было отказано в зачислении их детей в школу по месту проживания. С просьбой изучить обозначенную ситуацию и принять необходимые меры в интересах несовершеннолетних Уполномоченный обратился к руководителю департамента образования администрации города Самара. По итогам проведенной работы, в связи с большим количеством поданных заявлений, было принято решение об открытии в данной школе дополнительного первого класса. Дети заявителей зачислены в данное образовательное учреждение.
Пример. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области через официальную электронную почту поступило обращение от гражданина С. о проблемах зачисления его дочери в первый класс образовательного учреждения по месту проживания. Заявитель высказывал опасения, что его ребенок не сможет приступить к школьным занятиям 1 сентября, так как из письменного ответа администрации школы следует, что им отказано в зачислении по причине отсутствия свободных мест. После вмешательства Уполномоченного в данную ситуацию департаментом образования были приняты соответствующие меры, девочка была зачислена в образовательное учреждение и приступила к занятиям.
Поступали обращения, в которых речь шла о недолжном отношении педагогов к учащимся и бездействии администрации образовательного учреждения по данной ситуации.
Пример. В письменном обращении, поступившем к Уполномоченному на личном приеме, заявительница Л. обозначила проблему нарушения прав ее дочери, учащейся 7-го класса ГБОУ СОШ, действиями классного руководителя. В письменном обращении она сообщила, что классный руководитель в родительской и детской среде сформировала негативное отношение к ее ребенку. Мама волнуется за эмоциональное состояние дочери, которая очень переживает эту ситуацию, отказывается посещать образовательное учреждение, стала плохо успевать по некоторым предметам. Заявительница просила Уполномоченного оказать содействие в разрешении сложившейся конфликтной ситуации, так как администрация школы не смогла оказать помощь в данном вопросе. На основе взаимодействия Уполномоченного с территориальным управлением министерства образования и науки Самарской области была организована работа в школе, с заявительницей и другими родителями класса, с классным руководителем и администрацией школы. Конфликт был разрешен. Вместе с тем, с нового учебного года классным руководителем в классе, где обучается дочь заявительницы, назначен новый педагогический работник.
В 2016 году граждане чаще обозначали проблемы, связанные с обеспечением доступности дошкольного и школьного образования детям с особыми образовательными потребностями, созданием необходимых образовательных условий для детей-инвалидов, изменением режима работы специальных образовательных учреждений. Данная ситуация, в определенной степени, связана с вступлением в силу с 1 сентября 2016 года новых Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья и недостаточными возможностями системы образования к их реализации в полном объеме. В частности, поднимались вопросы обеспечения тьюторской поддержкой или помощью ассистента-помощника в ДОУ для маломобильного ребенка, страдающего ДЦП.
По целому ряду обращений Уполномоченный и сотрудники аппарата выезжали совместно с представителями профильного департамента для урегулирования школьных конфликтов с участием детей и родителей. Опыт показывает, что наличие в образовательном учреждении школьной службы примирения значительно снижает частоту и остроту конфликтных ситуаций.
В соответствии с "Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы" с целью формирования комфортной образовательной атмосферы и профилактики правонарушений детей и подростков необходимо активизировать работу по созданию и дальнейшему развитию в образовательных учреждениях области школьных служб примирения.
На встречах с детьми и родителями вновь поднимались проблемы нарушения прав детей на отдых и досуг вследствие школьных перегрузок. Обращалось внимание на ежедневное большое количество уроков даже при шестидневной учебной неделе; отсутствие оптимальных подходов к составлению учебных расписаний по предметам и дням недели; большой объем домашних заданий по различным, а чаще по всем предметам, включая праздничные и выходные дни, двухсменные занятия и т.д. Эти проблемы существуют практически в каждой школе.
При той предметной нагрузке на каждого учащегося, которая существует в современной школе, сложившаяся ситуация, как считает большинство родителей, требует со стороны министерства образования и науки Самарской области системного анализа для разработки и принятия необходимых организационно-методических мер, направленных на профилактику школьных перегрузок и создание благоприятной образовательной среды для каждого ребенка.
В прошедшем году были обращения по достаточно нестандартным ситуациям.
Пример. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области через официальную электронную почту поступила информация о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников одной из общеобразовательных школ областного центра. Заявители сообщили о неправомерном внесении изменений в Положение данной школы, касающихся запрета девочкам носить брюки. Родители учащихся были не согласны с данными изменениями, считая, что данное решение ущемляет права девочек. Так как ношение юбок во многих случаях менее удобно, кроме того, в холодное время года может привести к серьезным заболеваниям. После вмешательства в решение данной проблемы Уполномоченного по правам ребенка в ходе проверки, проведенной с привлечением сотрудников прокуратуры района, было установлено, что данный локальный нормативный акт был принят администрацией образовательного учреждения без учета мнения совета обучающихся и совета родителей, что противоречит требованиям ФЗ "Об образовании в РФ". На основании протеста, внесенного прокуратурой, данное Положение было признано недействующим. Права учащихся восстановлены.
Часть обращений, касающихся, казалось бы, образовательных проблем, напрямую относились к проблемам охраны здоровья детей. В этих обращениях речь шла об организации питания детей, об оценке состояния здоровья учащихся, об атмосфере образовательного учреждения, влияющей на психологическое состояние ребенка.
Пример. В электронном обращении, поступившем к Уполномоченному, жительница города Самары Л. написала о проблемах в работе комбината школьного питания, организующего питание детей в детских дошкольных учреждениях города. Заявительница обозначила проблему несоблюдения санитарно-эпидемиологических правил и норм в данном дошкольном учреждении, и несоответствия блюд, заявленных в меню, реально поданным детям. После поступления от Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области запроса-ходатайства в Управление Роспотребнадзора по Самарской области в интересах сохранения здоровья несовершеннолетних было проведено административное расследование в отношении ООО "Комбинат школьного питания". В ходе проверки выявлены нарушения условий хранения пищевых продуктов, а также необоснованные отступления фактического рациона питания детей от утвержденного примерного меню. По фактам выявленных нарушений возбуждено дело об административном правонарушении. Выявленные нарушения устранены.
В 2016 году продолжали поступать обращения, связанные с запретом на посещение образовательных учреждений детьми, чьи родители отказались от проведения ребенку диагностической пробы Манту и не представили заключение фтизиатра о состоянии его здоровья. Сложившаяся ситуация, в определенной степени, связана с недостаточной разъяснительной работой с населением со стороны медицинских работников о возможных последствиях для ребенка при оформлении родителями отказа. Именно на этой проблеме акцентировал внимание детских врачей Уполномоченный в своем докладе "Проблемы защиты прав несовершеннолетних в сфере охраны здоровья детей" на научно-практическом форуме по вопросам педиатрии "Детский врач. Инновации. Наука. Практика", проходившем в городе Самара в октябре 2016 года. Кроме того, Уполномоченный обратился в министерство здравоохранения Самарской области с просьбой усилить информационную работу с населением. Такие просветительские мероприятия для населения министерством здравоохранения Самарской области были организованы, и работа проводится.
Доля обращений, связанных с проблемами реализации детьми права на охрану здоровья, в структуре всех обращений, поступивших к Уполномоченному в 2016 году, уменьшилась. По ряду конкретных проблемных ситуаций на основе взаимодействия Уполномоченного с министерством здравоохранения оперативно принимались необходимые решения, и вопрос разрешался положительно в интересах ребенка.
Пример. К Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области через официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка поступило обращение заявителя Г. о проблемах получения глюкометра и тест-полосок для его дочери. Ребенок заявителя страдает сахарным диабетом 1 типа, и ему необходимо измерять уровень глюкозы в крови четыре раза в день. Возможности постоянно закупать самостоятельно расходные материалы к глюкометру у заявителя нет. С просьбой изучить обозначенную ситуацию и оказать возможное содействие по ее разрешению в интересах ребенка Уполномоченный обратился в министерство здравоохранения Самарской области. По итогам рассмотрения данного вопроса министерством, с целью непрерывного обеспечения ребенка заявителя необходимыми лекарственными препаратами, лечебным учреждением-поликлиникой, к которой прикреплена девочка, сделана заявка в фармацевтическую организацию. Ребенку был выделен глюкометр "Сателлит плюс" и тест-полоски к нему.
Однако, помимо повторяющихся в обращениях граждан в последние годы таких проблем, как льготное лекарственное обеспечение, запись на прием к участковому педиатру и доступность специализированной медицинской помощи детям, граждане обозначали ситуации, связанные с:
- оказанием некачественной медицинской помощи детям:
Пример. В электронном обращении, поступившем к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области, заявительница Б., приживающая в одном из сельских районов области, обратила внимание на нарушение прав ее ребенка врачами центральной районной больницы, путем непрофессионального оказания мальчику медицинской помощи. В результате падения с качелей, ее ребенок был доставлен в приемное отделение больницы с серьезными травмами. По итогам проведенных медицинских исследований переломов у ребенка выявлено не было, в связи с чем, в госпитализации было отказано. Так как мальчику становилось с каждым днем хуже, родителями было принято решение пройти платное обследование в одной из клиник города Самары. По результатам МРТ было выяснено, что у ребенка перелом головки бедра со смещением. Заявительница обратила внимание на тот факт, что в таком состоянии ребенок ходил два месяца. В интересах несовершеннолетнего и с целью предотвращения подобных случаев, Уполномоченный обратился к министру здравоохранения Самарской области. В ходе проведенной проверки был выявлен ряд недостатков в оказании медицинской помощи мальчику: дефекты ведения медицинской документации, несоблюдение стандартов оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе, несоблюдение преемственности в оказании медицинской помощи больному. К медицинскому учреждению и персоналу применены штрафные санкции. Дальнейшее лечение ребенка проходило адекватно, в достаточном объеме. Все обследования, инструментальные исследования, консультации узких специалистов проведены в соответствии с жалобами больного и объективно имеющейся патологией. Оперативное вмешательство проведено по показаниям. Этапность лечения была соблюдена.
Пример. В электронном обращении, поступившем к Уполномоченному через интернет-приемную Губернатора Самарской области гражданка Ш. обратилась с жалобой на действия врача детской поликлиники, оказавшего некачественную медицинскую помощь ее ребенку. Как указывает заявительница, врач - узкий специалист выписала направление на рентген коленей, хотя ребенку необходимо было сделать повторный рентгеновский снимок стоп, в связи с прогрессирующим заболеванием. Специалист признала свою ошибку, но нужное направление выписать отказалась, мотивировав тем, что следующий рентгеновский снимок ребенку можно делать не ранее чем через месяц. В результате неэффективных действий врача, ребенок не получил своевременного лечения. После обозначения данной ситуации Уполномоченным в министерстве здравоохранения Самарской области ребенок был проконсультирован главным внештатным профильным специалистом министерства, даны необходимые рекомендации и проведена коррекция лечения. Состоялась встреча заявительницы с администрацией больницы, на которой был разобран вопрос оказания медицинской помощи и тактики дальнейшего лечения и обследования ее ребенка. В ходе встречи достигнуто взаимопонимание. По итогам проверки были приняты соответствующие административные меры.
- формальное отношение медицинского работника к своим обязанностям:
Пример. К Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области через официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка поступило обращение семьи С., воспитывающей ребенка-инвалида, о нарушениях при оформлении медицинской документации - посыльного листа на освидетельствование в МСЭ для установления инвалидности. Ребенок заявителей страдает редким заболеванием и его невозможно привести на комиссию МСЭ. Врачами в посыльном листе не было указано, что переосвидетельствование ребенка должно осуществляться на дому. Родители ребенка-инвалида просили срочно вмешаться Уполномоченного в разрешение сложившейся ситуации, так как если инвалидность не установить вовремя, семья лишится необходимых выплат и льгот. После взаимодействия Уполномоченного с министерством здравоохранения Самарской области необходимые записи были оперативно внесены в пакет документов, требуемых для переосвидетельствования. Повторное освидетельствование ребенка-инвалида было проведено специалистами на дому.
- необоснованный перевод бесплатных медицинских услуг в платные:
Пример. В обращении, поступившем к Уполномоченному через официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, заявительница Р. обозначила проблему оформления в детской поликлинике справки для предоставления в спортивную секцию. Ребенок заявительницы занимается фехтованием, и ежегодно, в начале учебного года, в секцию необходимо предоставить справку о состоянии здоровья ребенка и отсутствии противопоказаний для занятий данным видом спорта. При обращении заявительницы к участковому педиатру выяснилось, что данные справки выдаются платно. Заявительница просила как можно быстрее принять меры по устранению данных нарушений прав детей, связанных с необоснованным взиманием платы за выдачу справки о состоянии здоровья. Уполномоченным было подготовлено обращение к министру здравоохранения Самарской области с просьбой изучить указанные факты и принять необходимые меры в интересах несовершеннолетних. По итогам проведенной министерством проверки были даны разъяснения, что правовые основания для оплаты гражданами справок, оформляемых врачом-педиатром на приеме, отсутствуют. Администрация лечебного учреждения исключила из прейскуранта платных медицинских услуг выдачу справок о состоянии здоровья ребенка. Заявительнице рекомендовано обратиться в администрацию поликлиники для возврата ей денежных средств, оплаченных за данный документ.
Обозначаемые родителями подростков проблемные ситуации, связанные со здоровьем их детей - с наличием случаев заболеваний, передаваемых половым путем, беременностей и абортов у несовершеннолетних девочек, о которых не знали родители; алкоголизма и наркомании у несовершеннолетних, высветили важный законодательный пробел. При закреплении в Семейном Кодексе РФ (ст. 54 и ст. 63) права и обязанности родителей заботиться о здоровье и развитии их детей (то есть до совершеннолетия), практически, это право ограничивается нормами ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где закреплена обязанность медицинских работников информировать законных представителей несовершеннолетних о состоянии здоровья детей лишь до возраста 15 лет (для страдающих наркоманией - до 16 лет).
Уполномоченным направлены в Самарскую Губернскую Думу соответствующие предложения, которые стали основой для подготовки законодательной инициативы по внесению, в соответствии с основными положениями Семейного кодекса Российской Федерации, изменений в ст. 22 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в части сохранения права законных представителей ребенка быть информированными о его здоровье до достижения им совершеннолетия (кроме эмансипированных несовершеннолетних и несовершеннолетних, приобретших дееспособность вследствие вступления в брак).
- Ряд обозначенных Уполномоченному проблем касается такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Проблемы возникают с момента первичного выявления данной категории детей. В последнее время в обществе активно обсуждается вопрос о подходах к отобранию ребенка из семьи при наличии угрозы его жизни и здоровью. В рамках исполнения пункта 2 Перечня поручений Президента РФ от 1 января 2017 года N Пр-21, данных по итогам проведения Пресс-конференции Президента РФ 23 декабря 2016 года, проводится мониторинг случаев изъятия несовершеннолетних из семьи с точки зрения избыточно применяемых мер или неправомерного вмешательства в семью. Для организации данной работы в регионах при уполномоченных по правам ребенка, в том числе при Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области, созданы рабочие группы для проведения анализа имеющейся практики и подготовки соответствующих предложений.
В Самарской области из года в год уменьшается общее количество и число ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и количество родителей, лишенных родительских прав.
Однако, сохраняется ряд вопросов, в том числе относительно эффективности организации работы по жизнеустройству данной категории детей и качеству подготовки замещающих родителей, тем более, что число возвратов детей из замещающих семей носит не единичный характер, хотя и снижается (в 2016 году - 98, в 2015 году - 150 случаев возвратов детей).
После выявления в августе 2016 года факта незаконного лишения свободы приемного ребенка приемным родителем в одном из муниципальных районов Самарской области проведения министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области мониторинга структуры приемных семей Самарской области, в августе-сентябре 2016 года главный консультант аппарата Уполномоченного, в составе межведомственной группы с участием представителей общественности, посетил ряд приемных семей в нескольких муниципальных образованиях. В ходе проверок оценивалось качество услуг, оказываемых специалистами центров социальной помощи семье и детям по сопровождению неполных приемных семей, в которых родители не имеют опыта воспитания собственных детей и воспитывают детей с психическими и (или) физическими отклонениями в развитии в возрасте старше 6 лет. Было отмечено, что не во всех муниципальных образованиях Самарской области прослеживается слаженная работа центров "Семья" и органов опеки и попечительства по сопровождению приемных семей. По итогам проведенной проверки подготовлен План по повышению эффективности работы с приемными семьями Самарской области, отражающий проблемы при работе с приемной семьей на этапе ее создания и на этапе функционирования приемной семьи, а также пути решения возникающих проблем.
В Самарской области 93% детей данной категории воспитывается в замещающих семьях, уменьшается количество детей, воспитывающихся в государственных учреждениях. Проведенная министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области реорганизация учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дала определенные позитивные перемены, как по уменьшению численности детей в учреждениях (что обеспечивает возможность проведения индивидуальной воспитательной работы с детьми), так и по улучшению атмосферы в них.
В сентябре-ноябре 2016 года представитель аппарата Уполномоченного в составе межведомственных экспертных групп, созданных министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области и министерством образования и науки Самарской области для оценки соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", посетил 11 областных социальных и 2 образовательных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По итогам проведенной экспертной оценки сформулирован ряд предложений о необходимости: создания в 4 центрах приемных отделений; дополнительной подготовки специалистов для работы с детьми, пережившими насилие; организации работы по дошкольному обучению воспитанников. Кроме того, было принято решение о нецелесообразности размещения детей-сирот в школах-интернатах, поскольку одно из требований современного законодательства в сфере сиротства - проживание детей указанной категории в учреждениях социального назначения и организация их обучения в близлежащих образовательных учреждениях. В настоящее время проводится подготовительная работа для перевода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из двух областных образовательных учреждений в социальные учреждения.
Особого внимания государственных структур и общественности требует работа с детьми-сиротами, с детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа, обучающимися в образовательных учреждениях системы СПО, учитывая их проблемный возраст, некоторые личностные особенности данной категории молодых людей и житейскую неустроенность.
По данным министерства образования и науки Самарской области на конец 2016 года в областных учреждениях системы СПО обучалось 1962 несовершеннолетних категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", из них 739 человек находились на полном государственном попечении. Только в одном учреждении ГБОУ СПО "Сызранский политехнический колледж" обучается 93 несовершеннолетних данной категории. Всего же в областных учреждениях СПО обучается 2980 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, из них 2479 - находятся на полном государственном попечении, 1428 - проживают в общежитиях. Для некоторых из этих детей единственным законным представителем является территориальный орган опеки и попечительства.
Уполномоченным внесено предложение в межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Самарской области о рассмотрении в 2017 году вопроса о межведомственном взаимодействии в работе с данной категорией детей и лицами из их числа.
Именно по этой категории молодых людей особенно остро стоит вопрос организации качественного постинтернатного сопровождения и индивидуального наставничества. Для эффективной организации такой работы необходим соответствующий региональный закон.
Однако, до настоящего времени проект закона Самарской области N 5629-15 "О постинтернатном сопровождении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Самарской области", разработанный Прокуратурой Самарской области, не прошел согласование и не принят. Оптимизация работы с данной категорией молодых людей, безусловно, имеет важное социальное значение, необходимо активизировать работу по принятию данного закона.
Среди иных проблем, по которым поступали обращения граждан к Уполномоченному в 2016 году можно выделить: несогласие с решениями судов, затрагивающих интересы несовершеннолетних; проблемы, касающиеся отказа в установлении инвалидности при освидетельствовании или снятие инвалидности с ребенка при переосвидетельствовании; проблемы сохранения социальных выплат при изменении места жительства и потери регистрации; проблемы бронирования и оформления путевки для ребенка в ДОЛ; проблемы благоустройства детских площадок, дворовых и придомовых территорий, где проживают семьи с детьми; проблемы доступности социальных учреждений для маломобильных граждан; проблемы, связанные с нахождением родителей детей в местах лишения свободы, и другие.
Уполномоченный оказывал содействие в положительном решении обозначенных проблем.
Пример. В адрес Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области поступило обращение осужденной - гражданки Д. по вопросу содействия в возврате ее ребенка, воспитывающегося в приемной семье, по выходу заявительницы из мест лишения свободы. Гражданка Д., которая должна в скором времени освободиться условно-досрочно, высказывала опасения, что территориальные органы опеки и попечительства будут препятствовать возвращению ей ребенка. Ситуация осложнялась наличием в отношении заявительницы распоряжения Минюста России "О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы". С целью решения данного вопроса в интересах несовершеннолетней Уполномоченным было подготовлено и направлено ходатайство в министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области. После освобождения заявительницы, органами опеки была организована встреча матери с девочкой. Так как ребенок более четырех лет воспитывался в приемной семье и не видел мать, родительско-детские отношения были нарушены. Девочке исполнилось 10 лет и она имела право выражать свое мнение, на основании ее личного заявления и заявлений ее приемных родителей ребенок остался проживать в приемной семье до принятия окончательного решения. По согласованию с приемными родителями для восстановления отношений заявительница проживала в данной семье вместе с дочерью более трек недель. После восстановления родительско-детских отношений, ребенок выразил согласие на дальнейшее проживание с матерью. Ребенок был передан на воспитание матери.
Пример. Через Интернет-приемную Губернатора Самарской области гражданка М. написала Уполномоченному о нарушении права на обеспечение доступности услуг магазина детского питания для маломобильных граждан, в том числе для женщин с малолетними детьми. В своем обращении заявительница отметила, что при посещении данной торговой организации не смогла подняться туда с деткой коляской, так как в магазине отсутствуют пандусы. Данный магазин является специализированным, там же располагается детская молочная кухня. Учреждение расположено в районе многоквартирных домов и его посещает большое количество семей, имеющих малолетних детей. Заявительница просила оказать содействие в решении обозначенной проблемы. В целях изучения данного вопроса и принятия необходимых мер в интересах маломобильных граждан с детьми копия заявления гражданки М. с ходатайством Уполномоченного были направлены в администрацию внутригородского района. По итогам рассмотрения данного обращения были приняты необходимые меры. Пандус в магазине детского питания установлен, обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных граждан к данному объекту социальной сферы.
По некоторым обращениям содействие решению обозначенных проблем в интересах детей было оказано на основе взаимодействия Уполномоченного с коллегами из других регионов.
Пример. На личном приеме к Уполномоченному по правам ребенка в Самарской области поступило обращение гражданки Т., являющейся опекуном несовершеннолетней внучки, по вопросу оказания содействия в получении доверенности от матери опекаемой девочки, отбывающей наказание в местах лишения свободы в другом регионе. Данный документ, заверенный администрацией исправительного учреждения, необходим для осуществления действий, связанных с переселением семьи опекаемого ребенка из аварийного жилья. Администрация ИК затягивала данный процесс. Обозначенная проблема была решена после взаимодействия Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области с Уполномоченным по правам ребенка в Кировской области, где находится ИК. После проведения соответствующей работы с администрацией колонии осужденной была оказана необходимая помощь в оформлении доверенности. Документ был передан заявительнице.
Чаще всего поводом для обращения граждан к Уполномоченному было не наличие самой проблемы, а неудовлетворенность действиями либо бездействием сотрудников профильных служб на местах, то есть специалистов первой встречи с гражданами.
Сегодня, в непростой экономической ситуации, удовлетворенность граждан действиями представителей государственной власти, во многом, определяется их внимательным отношением к людям, неформальным подходом к решению проблем, представлением доступных исчерпывающих разъяснений о принятых решениях и мерах. Это особенно важно в такой чувствительной социальной сфере, как поддержка семьи и защита прав и интересов детей.
В целях содействия решению проблем, обозначенных гражданами, Уполномоченный взаимодействовал с профильными министерствами и ведомствами, муниципальными службами, руководителями учреждений, силовыми ведомствами, органами прокуратуры, уполномоченным по правам человека в Самарской области, уполномоченными по правам ребенка в других регионах, представителями гражданского общества.
В прошедшем году Уполномоченный продолжил конструктивное взаимодействие с региональными управлениями федеральных служб: с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области, с Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, со Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области, с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, с Прокуратурой Самарской области.
В 2016 году многолетнее конструктивное сотрудничество Уполномоченного с областной службой судебных приставов получило официальное оформление в виде подписания соглашения о взаимодействии в целях защиты прав несовершеннолетних в ходе ведения исполнительного производства по вступившим в законную силу судебным решениям о взыскании алиментов на содержание детей, о месте жительства и порядке общения ребенка с отдельно проживающем родителем после развода. Также в отчетном году (1 июля 2016 года) между Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области и Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Самарской области было подписано соглашение о взаимодействии в организации системной работы по защите детей Самарской области от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также защите персональных данных несовершеннолетних в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций и информационных технологий.
На основе подписанных соглашений с региональными управлениями федеральных служб осуществлялось не только рабочее взаимодействие в целях восстановления нарушенных прав ребенка в конкретных проблемных ситуациях, проводились совместные мероприятия в интересах детей и для детей, а также правовые просветительские акции.
В 2016 году Уполномоченный принял участие:
- в заседании Общественного совета УФССП по Самарской области, где были подведены итоги 2015 года и внесено предложение по включению в план работы на 2016 год рассмотрение вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних (4 февраля 2016 года);
- в работе "круглого стола", посвященного организации правового просвещения школьников, в рамках инициированного Прокуратурой Самарской области просветительского проекта "Азбука права", где, учитывая особенности психического статуса несовершеннолетних, совершающих правонарушения и преступления, Уполномоченным была обозначена необходимость подготовки правовой просветительской информации адаптированной для подростков с задержкой психического развития в целях профилактики их правонарушающего поведения (18 февраля 2016 года);
- в заседании итоговой коллегии УФССП России по Самарской области, посвященной итогам деятельности УФССП России по Самарской области в 2015 году и задачах на 2016 год, где, в том числе, обсуждались проблемы защиты прав несовершеннолетних в исполнительном производстве (3 марта 2016 года);
- в координационном совещании с руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти при Главном федеральном инспекторе по Самарской области по вопросам контроля за оказанием платной и бесплатной медицинской помощи жителям Самарской области, где выступил с докладом о проблемах реализации прав детей на доступную и качественную медицинскую помощь, обратив внимание на проблему доступности специализированной медицинской помощи детям, проблемы оказания детям бесплатной стоматологической, в частности, ортодонтической (установка брекет-систем) помощи, а также на некоторые вопросы, связанные с возможностью получения медицинской помощи через систему ОМС или по платным услугам (24 марта 2016 года);
- в ежегодном областном фестивале юных инспекторов дорожного движения "Безопасное колесо", организованного областным управлением ГИБДД ГУ МВД РФ по Самарской области и министерством образования и науки Самарской области на территории Ставропольского района Самарской области (11 мая 2016 года);
- в селекторном совещании по вопросу готовности учреждений отдыха и оздоровления к работе в летнюю оздоровительную кампанию 2016 года, проводимом руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка (25 мая 2016 года);
- в торжественном мероприятии Управления федеральной службы судебных приставов по Самарской области, посвященном приведению к присяге молодых сотрудников службы и награждению, в том числе Дипломом Уполномоченного по правам ребенка в Самарской области, отличившихся работников Управления (6 июня 2016 года).
- в проведении Дня единого приема граждан УФССП России по Самарской области (29 сентября 2016 года);
- в координационном совещании (в формате видеоконференции) по вопросам исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов за 9 месяцев 2016 года под председательством директора ФССП России (28 октября 2016 года).
Кроме того, в отчетном году для оценки условий пребывания женщин с новорожденными детьми и несовершеннолетних, находящихся под следствием, (условия проживания, организация питания, медицинского обслуживания, обучения) Уполномоченный совместно с заместителем руководителя ГУФСИН РФ по Самарской области Маливанчуком А.С. посетили 2 СИЗО (в г.г. Сызрань и Тольятти) (11 марта 2016 года) и СИЗО N 1 (г. Самара) (15 сентября 2016 года). Проведена личная беседа с женщинами и несовершеннолетними. С администрациями учреждений были обсуждены имеющиеся проблемы и подходы к их решению.
Законом Самарской области N 18-ГД от 06 мая 2002 года (в редакции от 04.05.2011 года N 39-ГД) "Об Уполномоченном по правам ребенка в Самарской области" не предусмотрено самостоятельное обращение Уполномоченного в суд в интересах граждан. Однако, учитывая социальный запрос (обращения граждан), заявителям даются разъяснения о возможных механизмах привлечения Уполномоченного в судебный процесс в целях содействия защите прав несовершеннолетних. При малочисленном штате аппарата Уполномоченного (3 сотрудника) с 2008 года практически сформировалось отдельное направление в работе - участие представителя Уполномоченного в судах в интересах несовершеннолетних. Уполномоченный (его представитель) привлекается в судебный процесс по решению судьи, если был заявлен в качестве третьего лица одной из сторон процесса. По запросу судей давались заключения по делам с участием детей, в ряде случаев представитель Уполномоченного принимал непосредственное участие в судебном заседании, где решались вопросы определения места проживания ребенка и порядка его общения с отдельно проживающим родителем после развода, защиты жилищных и имущественных правах несовершеннолетних, проблемы снятия несовершеннолетнего с регистрационного учета без определения последующего места его регистрации, вопросы о наследстве ребенка. Вместе с тем, по информации граждан, судьями далеко не всегда удовлетворяются их заявленные требования о привлечении в судебный процесс Уполномоченного (его представителя). Так, если в 2015 году представитель Уполномоченного принимал участие в судебных заседаниях в целях содействия защите прав несовершеннолетних в 16 судебных заседаниях (по 6 судебным спорам между бывшими супругами), то в 2016 - только в 9 судебных заседаний (по 2 судебным спорам). Учитывая существующую практику, обсуждался вопрос о законодательном закреплении права и механизмов участия Уполномоченного (его представителя) в судах в интересах детей. Однако, в настоящее время обсуждается проект отдельного федерального закона об уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации, устанавливающий правовые основы деятельности, в том числе положение, основные задачи и компетенцию института уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.