Решение Самарского областного суда от 21 февраля 2017 г. N 3а-231/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-231/2017 по административному исковому заявлению ЗАО "ВП" о признании недействующим пункта 10367 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, с участием прокурора А.О.А., представителя ЗАО "ВП" С.А.В., установил:
ЗАО "ВП" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 10367 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, со дня принятия.
Требование обосновано тем, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение /административно-складские помещения/ с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: АДРЕС, не отвечает указанным в статье 378.2 НК РФ признакам объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости в связи с тем, что спорный объект представляет собой складское помещение и используется по склад и только помещение площадью 9,9 кв. м является помещением для сторожа. Земельный участок, на котором расположено указанное здание, имеет вид разрешенного использования: цех, который не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежаще, отзыв на заявленное требование не представило.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия.
В пункт 10367 указанного Перечня включено нежилое помещение с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: АДРЕС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что нежилое помещение /административно-складские помещения/ с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: АДРЕС, принадлежит на праве собственности ЗАО "ВП". Указанное нежилое помещение имеет наименование: административно-складские помещения, является одноэтажным.
В техническом паспорте указанного нежилого помещения содержатся сведения о том, что в нем имеются склады, площадь которых составляет ***,* кв. м., * ***,* кв. м., ***,* кв. м, * ***,* кв. м, а также помещение площадью *,* кв.. м.
В спорном объекте недвижимости ряд помещений сданы в аренду сторонним организациям и индивидуальным предпринимателям.
Так, нежилые помещения площадью ** кв. м и *** кв. м сданы в аренду для размещения склада строительных материалов, помещение площадью *** кв. м сдано в аренду для склада продуктов питания, помещение площадью *** кв. м сдано в аренду в качестве склада.
Нежилое помещение площадью *** кв. м сдано в аренду для реализации автошин, сопутствующих товаров, постельного белья, спецодежды, в указанном помещении организован шиномонтаж, ошиповка шин.
Мероприятия по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент включения объекта в Перечень административным ответчиком не производились.
Административный истец представил в суд выполненный 08.02.2017 года кадастровым инженером ФИО1 акт осмотра, в ходе которого было установлено, что помещения общей площадью * *** кв. м сданы в аренду в соответствии с договорами, из которых помещения площадью *** кв. м., * *** кв. м, ***,* кв. м, * ***,* кв. м используются под склады, помещение площадью ** кв. м используется под торговлю. Помещение площадью *,* кв. м используется как помещение для сторожа.
Из представленных фотографий к акту осмотра и из пояснений представителя административного истца следует, что критериям торгового объекта соответствует помещение площадью ** кв. м.. Указанное помещение отделено от помещения площадью *** кв. м перегородкой, за которой хранятся автошины, предназначенные для торговли.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что помещение площадью ** кв. м, в котором производится торговля автошинами, и помещение площадью *** кв. м, в котором хранятся предназначенные для торговли автошины, фактически используется как торговый объект. Общая площадь используемого по торговлю нежилого помещения составляет *** кв. м, и этого менее 20% от общей площади оспариваемого нежилого помещения /12,4%/.
Остальные помещения заняты складами, в которых не имеется характерных для объектов торговли признаков обслуживания покупателей, выкладки товаров и кассового обслуживания, поэтому к торговым объектам указанные помещения не могут быть отнесены.
Помещения, предназначенные для делового, административного или коммерческого использования, в спорном объекте недвижимости отсутствуют.
Помещение для сторожа площадью *,* кв. м не может быть расценено как помещение административного, делового или коммерческого использования, но и оно составляет менее 20% от общей площади спорного объекта.
Земельный участок с кадастровым номером: N , на котором расположено нежилое помещение, имеет вид разрешенного использования: цех и не предполагает размещение на нем объектов делового, административного, коммерческого использования, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное нежилое помещение не соответствует критериям его включения в Перечень, в силу чего его включение в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта 10367 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требование ЗАО "ВП" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 10367 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 21 февраля 2017 г. N 3а-231/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании