Решение Самарского областного суда от 22 февраля 2017 г. N 3а-205/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-205/2017 по административному исковому заявлению ООО "Д" о признании недействующим пункта 22801 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, с участием прокурора Г.Е.С., представителя ООО "Д" С.А.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области С.И.С., установил:
ООО "Д" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 22801 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, со дня принятия.
Требование обосновано тем, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: адрес, не отвечает указанным в статье 378.2 НК РФ признакам объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости в связи с тем, что спорный объект представляет собой производственное помещение, в котором располагается производственный цех с товарным цехом, топливной ГСМ, складами, бойлерной, щитовой, а также помещениями для персонала /раздевалка, душевая и т.д./. Земельный участок, на котором расположено указанное здание, имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы, который не позволяет размещать на нем офисные здания делового, административного и коммерческого назначения.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области заявленное требование не признал и указал, что Министерство включило спорный объект в Перечень по признакам его использования как объектов бытового обслуживания, предназначенных для ремонта автомашин.
Заслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленное требование подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год /далее Перечень/. Приказом Министерства N 3265 от 25.12.2015 года указанный Перечень дополнен пунктом 22801, в который включено нежилое помещение с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: АДРЕС.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день его принятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ООО "Д" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: АДРЕС.
Мероприятия по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент включения объекта в Перечень административным ответчиком не производились.
В суд представлен выполненный 09.02.2017 года ГКУ СО " <данные изъяты>" акт осмотра, в ходе которого было установлено, что по результатам визуального осмотра помещения N на 1 этаже и N на 2 этаже общей площадью **,* кв. м. относятся к офисам. Помещение N на 1 этаже площадью * ***,* кв. м является гаражом.
Остальные помещения являются техническими помещениями, коридорами, лестницами, мастерской, санузлом, складами, комнатой отдыха, раздевалкой.
С доводами административного ответчика о том, что помещение площадью * ***,* кв. м используется в качестве объекта бытового обслуживания, суд не может согласиться.
Согласно представленным в суд договорам, нежилые помещения на 1 этаже, комната N и N общей площадью * ***,* кв. м, административный истец предоставил в аренду ООО " <данные изъяты>", которое, в свою очередь, предоставило его в субаренду ООО " <данные изъяты>".
ООО " <данные изъяты>" занимается деятельностью, связанной с перевозками, арендуемое им помещение использует в качестве хранения своих автомобилей.
В судебном заседании допрошен свидетель Ф.И.О1, который пояснил, что он участвовал в осмотре спорного объекта. Помещение площадью * ***,* кв. м используется в качестве гаража для автомашин. Признаков того, что указанное помещение используется в коммерческих целях под ремонт автомашин, не выявлено: в указанном помещении отсутствуют механизмы, применяемые для ремонта автомашин, не имеется помещений для приема и обслуживания клиентов, на внешней стороне помещения отсутствуют соответствующие вывески.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оснований для отнесения помещения площадью * ***,* кв. м к объектам бытового обслуживания не имеется.
Помещения, отвечающие признакам офисов, от общей площади спорного объекта составляют менее 20% /2,1%/. Остальные помещения не предназначены и не используются в качестве объектов делового, административного или коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Земельный участок с кадастровым номером N, на котором расположено нежилое помещение, имеет вид разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации производственной базы и не предполагает размещение на нем объектов делового, административного, коммерческого использования, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное нежилое помещение не соответствует критериям его включения в Перечень, в силу чего его включение в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требование административного истца о признании недействующим пункта 22801 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2016 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы не действующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требование ООО "Д" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 22801 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033 в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 февраля 2017 г. N 3а-205/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании