Решение Самарского областного суда от 22 марта 2017 г. N 3а-313/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-313/2017 по административному исковому заявлению ООО "С" о признании недействующим пункта 22297 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, пункта 29805 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года, с участием прокурора А.О.А., представителя ООО "С" П.Е.В., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., установил:
ООО "С" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 22297 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, а также пункта 29805 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года /далее Перечень/.
Заявленные требования административный истец обосновывает тем, что в Перечень на 2016 и 2017 гг. необоснованно включено нежилое помещение с кадастровым номером: N, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку предназначение вышеназванного нежилого помещения и его фактическое использование не соответствуют критериям, определенным статьей 378.2 НК РФ для возможного отнесения его к объектам, подлежащим включению в Перечень. Данное нежилое помещение располагается на 1 этаже 4-этажного здания и используется для функционирования стоматологической клиники "Жемчужные зубки". При расчете мэрией г.о.Тольятти арендной платы за земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, применяется коэффициент вида использования земельного участка, установленного для вида использования: земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения. Административный истец полагает, что включенное в Перечень нежилое помещение не является административным, офисным, торговым объектом, объектом общественного питания или бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности П.Е.В. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности З.Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала и указала, что объект недвижимого имущества включен в Перечень на 2016 и 2017 г. по нескольким критериям. Объект располагается в административном здании, само здание находится на земельном участке, предназначенном для дальнейшей эксплуатации административного здания. Общество из своей деятельности извлекает прибыль, поэтому есть основания считать, что объект недвижимости используется в коммерческих целях. Кроме того, объект может быть отнесен к объектам бытового обслуживания. В связи с этим полагает, что включение указанного объекта в Перечень на 2016 и 2017 г.г. не противоречило требованиям ст. 378.2 НК РФ, в силу чего в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные ООО "С" требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Приказом Министерства N 3265 от 25.12.2015 года указанный Перечень дополнен пунктом 22297 о включении в него нежилого помещения с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес>.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы раздела "Законодательство" в день принятия.
Тот же самый объект недвижимости включен в пункт 29805 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года.
Данный нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в пределах своей компетенции и опубликован в газете "Волжская коммуна" N 313/29859/ 24.11.2016 года, а также на официальном сайте Правительства Самарской области http//www.pravo.samregion.ru 24.11.2016 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ООО "С" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером: N, расположенного по адресу: <адрес> /основание: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГ../.
Данное нежилое помещение располагается на первом этаже административного здания с кадастровым номером: N, однако, оно не предназначено и фактически не используется как объект делового, административного или коммерческого назначения
Согласно сведений, содержащихся в техническом паспорте, нежилое помещение с кадастровым номером: N состоит из лечебных кабинетов /площадью *,* кв. м., **,* кв. м, **,* кв. м, **,* кв. м, **,* кв. м, **,* кв. м/, ординаторской /площадью **,* кв. м/, склада медикаментов /площадь **,* кв. м/, кабинетов рентгендиагностики / площадью *,*кв. м, *,* кв. м/, центр.стерилизационной /площадью **,* кв. м/, коридоров / площадью **,* кв. м, **,* кв. м,/, санузлами/ площадью *,* кв. м, *,* кв. м/, холла /площадью **,* кв. м/, тамбура /площадью *,* кв. м/, лестничной клетки /площадью **,* кв. м/.
Помещения, предназначенные для использования в целях делового, административного или коммерческого использования, в спорном объекте отсутствуют.
25 июля 2016 года постановлением Правительства Самарской области N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий /строение, сооружений/ и помещений /далее Порядок/.
В соответствии с пунктом 2 Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется Министерством имущественных отношений Самарской области с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Собственники объектов недвижимости вправе направить в уполномоченный орган заявление об определении вида фактического использования объектов недвижимости в случае несогласия с включением или невключением соответствующего объекта недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области. в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения - п. 4 Порядка.
В случае, если на основании сведений ГКН и /или/ ЕГРН не представляется возможным определить один из видов использования объектов недвижимости, уполномоченный орган или подведомственная организация /в случае ее привлечения/ осуществляет осмотр таких объектов недвижимости - п. 9 Порядка.
Осмотр объектов недвижимости, указанный в пункте 9 настоящего Порядка, осуществляется комиссией, созданной решением уполномоченного органа, либо комиссией, созданной решением подведомственной организации /в случае ее привлечения / п. 10 Порядка.
Административный истец обращался в Министерство с заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечня. Однако, Министерство не организовало проведение осмотра спорного нежилого помещения, оснований для исключения объекта из Перечня не усмотрело.
Согласно Устава и выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "С" является стоматологическая практика.
Принадлежащее административному истцу нежилое помещение фактически используется для функционирования стоматологической клиники "Ж", и доказательств тому, что оно используется в качестве объектов офисного, делового или коммерческого назначения суду не предоставлено.
В кадастровом паспорте земельного участка, в границах которого расположено здание, первый этаж которого включен в оспариваемые Перечни объектов недвижимого имущества, видом разрешенного использования данного земельного участка указано: для дальнейшей эксплуатации административного здания.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого использования не предусматривает.
Доводы административного ответчика о том, что по одному лишь наименованию Министерство вправе было включить нежилое помещение в Перечни, суд считает необоснованными.
В наименовании объекта недвижимого имущества - нежилое помещение - отсутствуют сведения о нем как об административном здании, что не позволяло Министерству включать нежилое помещение в Перечни по признакам административно-делового центра.
Доводы административного ответчика о том, что объект используется в коммерческих целях в связи с тем, что стоматологическая клиника из своей деятельности извлекает прибыль, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для признания объекта, отвечающим критериям ст. 378.2 НК РФ, значение имеет не то, что Общество является коммерческой организацией, а факт использования объекта недвижимости в коммерческих целях. В данном случае Общество использует нежилое помещение для стоматологической деятельности, в аренду его не сдает, и прибыль от использования помещения Общество не получает.
Таким образом, из представленных суду документов следует, что ни по предназначению, ни по наименованию, ни по его фактическому использованию, ни по разрешенному использованию земельного участка, на котором расположено административное здание, его невозможно отнести к объектам делового, офисного или коммерческого назначения.
Включенное в Перечни нежилое помещение не является объектом бытового обслуживания населения, поскольку стоматологическая деятельность согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 /КДЕС Ред.2/, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, раздел Q, группа 86.2, состоит в отдельной группе: медицинская и стоматологическая практика.
В этой связи довод административного ответчика о том, что объект недвижимого имущества может быть отнесен к объектам бытового обслуживания населения, является несостоятельным.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимого имущества не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, в силу чего включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечни на 2016 и 2017 г.г. следует признать необоснованным.
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, имеет ограниченный срок действия - 2016 год, однако, он не перестал затрагивать права и законные интересы административного истца в связи с тем, что на момент обращения административного истца в суд /02.02.2017 года/ не истекли сроки уплаты налога на имущество организаций, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 Закона Самарской области N 98-ГД от 25.11.2003 года, согласно которого налог уплачивается путем внесения в течение налогового периода авансовых платежей по налогу, уплата авансовых платежей по налогу производится не позднее 35 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
В связи с вышеизложенным требования административного истца о признании недействующим пункта 22297 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, и пункта 29805 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений N 1907 от 14.11.2016 года подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм /2016 год и 2017 г/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня их принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требования ООО "С" удовлетворить.
Признать недействующим пункт 22297 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 года N 3033, в редакции приказа Министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 года, и пункт 29805 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений N 1907 от 14.11.2016 года, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 марта 2017 г. N 3а-313/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании