Решение Самарского областного суда от 10 июля 2017 г. N 3а-542/2017
Самарский областной суд рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-542/2017 по административному исковому заявлению ООО "Д" об оспаривании в части нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, установил:
10.05.2017 г. общество с ограниченной ответственностью "Д" (далее ООО "Д") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня вступления в силу Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти Самарской области, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24.12.2008 года N 1059 в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 19.06.2013 года N 1236 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N с местоположением: <адрес> к территориальной зоне СХ-1 (зона садоводства и огородничества).
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГ. между мэрией городского округа Тольятти (в настоящее время администрация г.о. Тольятти) и ООО "Д" заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка для строительства административно-складского комплекса сроком на ** месяцев. На момент предоставления и заключения договора арендованный участок был отнесен к градостроительной зоне ПК-3, в которой, согласно Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059, основными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства являются, в том числе, административные объекты, склады.
25.01.2017 г. ООО "Д" обратилось в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на строительство в целях возведения объекта капитального строительства на арендованном участке, однако, 02.02.2017 г. было уведомлено об отказе в выдаче разрешения по мотивам отнесения арендованного участка к территориальной зоне СХ-1 (зона садоводства и огородничества). По сообщению мэрии от 14.03.2017 г. Дума городского округа Тольятти решением от 17.02.2017 г. отказала в установлении территориальной зоны ПК-3 по границам арендованного земельного участка.
Вместе с тем, полагает, что согласно ст.ст. 30, 34, 36 ГрК РФ территориальная зона, в которой расположен арендованный участок, должна быть установлена с учетом его разрешенного использования и существующего землепользования. Однако, вопросы отнесения арендованного участка к зоне СХ-1 или изменения границ территориальной зоны ПК-3 не были предметом публичных слушаний, следовательно, Дума городского округа Тольятти не имела правовых оснований для изменения территориальной зоны, в которой расположен арендованный земельный участок и изменения Карты градостроительного зонирования.
Полагает также, что в настоящее время возникла ситуация, при которой ООО "Д" не имеет возможности использовать арендованный участок в целях, для которых он был предоставлен, а именно для строительства административно-складского комплекса, тогда как обществу предъявляются требования по внесению арендной платы.
Считает, что Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти в редакции, утвержденной решением Думы г.о. Самара от 19.06.2013 г. N 1236 в части изменения территориальной зоны земельного участка с кадастровым номером N с промышленной зоны ПК-3 на зону СХ-1 (зона садоводства и огородничества), не соответствуют действующему законодательству и нарушают права ООО "Д".
Просит заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Д" С.Н.В., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика Думы городского округа Тольятти Самарской области - Р.И.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, ссылаясь на то, что оспариваемые Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти в редакции решения Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236, приняты в пределах компетенции, в соответствующей форме, с соблюдением установленного порядка принятия и опубликования. Полагает, что права административного истца не нарушены, поскольку по существу решением Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 г. Правила были приведены в соответствие с Генеральным планом г.о. Тольятти. К тому же, на момент внесения изменений в Правила, спорный земельный участок во владении и пользовании ООО "Д" не находился.
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Тольятти Самарской области - Г.Л.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержав позицию административного ответчика.
Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора С.И.В., полагавшей, что административное исковое заявление ООО "Д" удовлетворению не подлежит, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положениями ч. 6 указанной статьи установлено, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
На основании ч. 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Установлено, что на основании заявления ООО "Д" постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 09.09.2010 г. N 2494-п/1 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью *,**** га, входящего в состав земель населенных пунктов, расположенного в зоне ПК-3, для строительства административно-складского комплекса восточнее здания, имеющего адрес: <адрес>.
15.09.2010 г. Управлением архитектуры и строительства мэрии городского округа Тольятти составлен Акт N выбора земельного участка, площадью *,**** га в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительства административно-складского комплекса.
Названный акт утвержден постановлением мэрии городского округа Тольятти от 08.07.2011 г. N 2088-п/1 о предварительном согласовании ООО "Д" места размещения административно-складского комплекса.
ДД.ММ.ГГ. земельный участок, площадью ** *** кв. м поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер N, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ..
12.11.2012 г. N 3150-п/1 мэрией городского округа Тольятти принято постановление о предоставлении ООО "Д" земельного участка с кадастровым номером N в аренду сроком на ** месяцев для строительства административно-складского комплекса.
Согласно пункту N указанного постановления ООО "Д" предложено в месячный срок оформить договор аренды земельного участка и зарегистрировать его в установленном законом порядке.
Установлено также, что договор аренды земельного участка N между мэрией городского округа Тольятти и ООО "Д" заключен ДД.ММ.ГГ.. В тот же день сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка.
По условиям договора в аренду обществу сроком на ** месяцев предоставлен земельный участок КН N, расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно п. N договора аренды срок его действия исчисляется с момента государственной регистрации.
Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Самарской области ДД.ММ.ГГ..
Распоряжением мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 18.06.2014 г. N 4270-р/5 утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером N.
Как следует из градостроительного плана, разрешенное использование земельного участка - для строительства административно-складского комплекса, согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГ.; участок расположен в территориальной зоне СХ-1 - зона садоводства и огородничества, приведены виды разрешенного использования в указанной зоне, не предусматривающие возможности возведения административных и складских комплексов.
25.01.2017 г. ООО "Д" обратилось в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта - административно-складской комплекс. 1 этап. Холодный склад.
Уведомлением мэрии г.о. Тольятти от 02.02.2017 г. N 936/5 ООО "Д" отказано в предоставлении муниципальной услуги: выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства "Административно-складской комплекс. 1 этап. Холодный склад" на земельном участке с кадастровым номером N, в связи с несоответствием проектной документации на строительство холодного склада требованиям пункта N градостроительного плана земельного участка в части видов разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны СХ-1 (зона садоводства и огородничества).
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 17.02.2017 г. N 980 отклонен представленный мэрией проект решения Думы "О внесении изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059" в части установления на Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти (Приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти) территориальной зоны ПК-3 (зона промышленных объектов 1У-У классов опасности) по границам земельного участка с кадастровым номером N.
Основанием для отклонения предложения является несоответствие Генеральному плану городского округа Тольятти.
Об указанных обстоятельствах ООО "Д" уведомлено письмом мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГ.
Из материалов дела также следует, что изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059, в том числе в части вида территориальной зоны в месте расположения земельного участка КН N (с ПК-3 на СХ-1) внесены решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 года N 1236.
Административный истец полагает, что внесенные в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти изменения в указанной выше части не соответствуют положениям п. 1 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34, п.п. 1 п. 2 ст. 36 ГрК РФ, считает свои права нарушенными, поскольку лишен возможности использовать предоставленный в аренду земельный участок в соответствии с разрешенным использованием и условиями договора аренды.
В силу ч. 4 ст. 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Поскольку изменения, внесенные в Правила явились основанием для отказа в выдаче ООО "Д" разрешения на строительство на предоставленном в аренду в этих целях земельном участке и являются препятствием к реализации законных интересов общества, в связи с нахождением земельного участка в территориальной зоне СХ-1, суд полагает, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права административного истца, поэтому он вправе обращаться в суд с требованием о признании его недействующим.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного ООО "Д" административного иска.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа и карту функциональных зон городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Городской округ Тольятти Самарской области в соответствии с Уставом, принятым постановлением Тольяттинской городской Думы от 30.05.2005 г. N 155, наделен статусом городского округа с внутригородским делением, в котором органы местного самоуправления осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Самарской области (статьи 3, 7, 7.1, 9 Устава).
Согласно п.п. 1 п. 5 ст. 24, п.п. 6 п. 2 ст. 25 Устава городского округа Тольятти, Дума городского округа является представительным органом городского округа, ей принадлежит право от лица всего населения городского округа принимать решения по вопросам своего ведения, к её полномочиям относится, в частности, утверждение генерального плана городского округа и правил землепользования и застройки.
Как следует из материалов дела, решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059 утверждены Правила землепользования и застройки г.о. Тольятти Самарской области.
В соответствии с Картой градостроительного зонирования (приложение N 1 к Правилам) земельный участок с КН N был отнесен к территориальной зоне ПК-3 (зона промышленных объектов 1У-У классов опасности).
Отнесение участка к зоне ПК-3 соответствовало утвержденному постановлением Думы городского округа Тольятти от 09.07.2004 г. N 1190 проекту корректировки Генерального плана г. Тольятти до 2015 года. Решение опубликовано в газете "Городские ведомости" N 70 (336) 17.09.2004 г.
Решением Думы городского округа Тольятти от 02.03.2011 г. N 480 утверждены изменения в Генеральный план городского округа Тольятти Самарской области на расчетный срок до 2025 года, план принят в новой редакции. Решение опубликовано в газете "Городские ведомости" N 26 (1237) 17.03.2011 г.
В качестве приложения к Генеральному плану городского округа утверждена Карта (Схема) функционального зонирования территории городского округа Тольятти.
В соответствии с Генеральным планом городского округа Тольятти на расчетный период до 2025 года рассматриваемая территория определена как зона сельскохозяйственного использования (зона дачного хозяйства и садоводства).
Решением Думы городского округа Тольятти от 02.03.2011 г. N 480 (п. N) было предписано также подготовить и представить в Думу изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти (срок - по мере готовности).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1-3 статьи 32 ГрК РФ).
В целях приведения Правил землепользования и застройки в соответствие с внесенными в Генеральный план изменениями, мэром городского округа Тольятти принято постановление от 25.04.2011 г. N 1263-п/1 о подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки, которое 28.04.2011 г. официально опубликовано в газете "Городские ведомости" N 44 для всеобщего сведения.
Всем заинтересованным лицам предложено направлять свои предложения по подготовке данного проекта в Комиссию по подготовке проекта.
Постановлением мэра городского округа Тольятти от 14.09.2012 г. N 2572-п/1 назначено проведение публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти и проекту решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти". Постановление, проект изменений в Правила и Карту градостроительного зонирования, были опубликованы в сети Интернет на официальном сайте мэрии городского округа Тольятти.
О проведении публичных слушаний население города информировано через средства массовой информации (газета "Городские ведомости" от 22.09.2012 г. N 103) с указанием даты, времени и места проведения публичных слушаний.
Публичные слушания проведены в установленный срок 15, 16 и 19.11.2012 г., общая продолжительность публичных слушаний - ** дней, общее число жителей городского округа и иных заинтересованных лиц, принявших участие в публичных слушаниях, составило ***.
На публичных слушаниях для рассмотрения и дальнейшего утверждения была представлена Карта градостроительного зонирования с установлением в месте расположения земельного участка с КН N вместо территориальной зоны ПК-3 зоны СХ-1.
Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГ. N какие либо предложения, в том числе от ООО "Д", по установлению на указанной территории другой территориальной зоны (не СХ-1, определенной Генеральным планом) представлены не были.
По результатам публичных слушаний большинством голосов (*** участников), с учетом изложенных в протоколе предложений, проект Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти и проект решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти", одобрен.
Как видно из заключения о результатах публичных слушаний, комиссия признала публичные слушания состоявшимися.
Согласно Приложению N к заключению о результатах публичных слушаний, в числе предложений, внесенных жителями городского округа Тольятти и иными заинтересованными лицами, указано на массовые несоответствия карты градостроительного зонирования карте функционального зонирования территории городского округа Тольятти (Генеральный план) (п. N).
Заключение о результатах публичных слушаний официально опубликовано в газете "Городские ведомости" N 129, 29.11.2012 г.
Решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти от 24.12.2008 г. N 1059, которые изложены в новой редакции. Решение подписано мэром г.о. Тольятти, опубликовано в газете "Городские ведомости" N 51 12.07.2013 г. и размещено на официальном сайте мэрии.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что этапы процедуры подготовки проекта вносимых изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, включая Карту градостроительного зонирования, соблюдены, в том числе в части требований градостроительного законодательства о проведении публичных слушаний по проектам.
Оспариваемые Правила в редакции решения Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. содержат всю необходимую информацию, предусмотренную ст. 30 ГрК РФ, в том числе картографический материал. Данный муниципальный нормативно-правовой акт опубликован в установленном законом порядке.
Таким образом, оспариваемый муниципальный нормативно-правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования.
Доводы административного истца о том, что изменения в Правила в части изменения территориальной зоны расположения земельного участка с кадастровым номером N с зоны ПК-3 на СХ-1 внесены с нарушением требований п. 1 ст. 30, п. 4 ч. 1 ст. 34, п.п. 1 п. 2 ст. 36 ГрК РФ, поскольку не было учтено фактическое использование земельного участка, суд считает несостоятельными.
Как видно из материалов дела, на момент размещения в средствах массовой информации проекта изменений в Правила землепользования и застройки (22.09.2012 г.), а также проведения публичных слушаний и принятия Думой городского округа Тольятти решения от 19.06.2013 г. о внесении изменений в Правила, в том числе в части изменения территориальной зоны ПК-3 на СХ-1, и его опубликования (12.07.2013 г.), земельный участок с кадастровым номером N, собственность на который не разграничена, являлся свободным от прав третьих лиц, на каком-либо виде права административному истцу не принадлежал и им, как и иными лицами, не использовался.
Как следует из объяснений представителя ООО "Д" в ходе судебного разбирательства строительство объектов на участке не начато и до настоящего времени.
При этом, само по себе наличие постановлений мэрии городского округа Тольятти от 09.09.2010 г. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях постановки его на кадастровый учет и от 12.11.2012 г. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ООО "Д" в аренду, от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании ООО "Д" места размещения объекта капитального строительства, о фактическом использовании земельного участка не свидетельствует, к числу правоустанавливающих документов указанные акты органа местного самоуправления не относятся.
Договор аренды указанного участка между мэрией и ООО "Д" в установленный месячный срок заключен не был, а фактически заключен только ДД.ММ.ГГ., то есть после опубликования результатов публичных слушаний и вступления в силу со дня официального опубликования (ч. 8 ст. 48 Устава городского округа Тольятти) решения Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 г. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, включая Приложение N - Карту градостроительного зонирования городского округа Тольятти.
При установленных обстоятельствах, не имеется оснований полагать, что права и законные интересы ООО "Д" нарушены оспариваемыми Правилами землепользования и застройки в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N.
Ссылки представителя ООО "Д" на то, что согласно протоколу публичных слушаний голосование проводилось только по вопросу установления зоны СХ-1 вместо зоны Р-6 по <адрес>, где расположены *** дачных и огородных участков, тогда как вопрос об отнесении земельного участка N к зоне СХ-1 или изменения границ территориальной зоны ПК-3 не был предметом публичных слушаний, суд считает необоснованными.
Проект изменений в Правила застройки и землепользования городского округа Тольятти, в том числе в Приложение N (Карта градостроительного зонирования г.о. Тольятти), где было отражено планируемое изменение территориальной зоны ПК-3, включая место расположения земельного участка КН N, на зону СХ-1 с изменением градостроительной зоны, был заблаговременно опубликован в официальном средстве массовой информации - газете "Городские ведомости" от 22.09.2012 г., и, соответственно, указанные вопросы в установленном законодательством порядке были вынесены на общественное обсуждение.
Обязанность обсудить на публичных слушаниях планируемые изменения в отношения каждого отдельно взятого земельного участка, в отношении которых предлагается изменить территориальную, функциональную, градостроительную зону, на представительный орган муниципального образования действующим законодательством не возложена. По смыслу закона участники публичных слушаний вправе внести предложения и высказать возражения относительно проектных изменений, которые с учетом их обоснованности, подлежат учету при утверждении Правил.
При этом, административный истец, имея интерес в определении соответствующей территориальной зоны земельного участка, не был лишен права принять участие в публичных слушаниях и привести свои возражения относительно планируемых изменений в территориальной зоне ПК-3 в месте расположения земельного участка, однако им не воспользовался.
Иного порядка принятия решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа, кроме как при проведении установленной процедуры публичных слушаний, действующее законодательство не предусматривает.
Не могут быть признаны обоснованными и доводы административного истца о том, что территориальная зона, в которой расположен арендованный земельный участок, должна быть установлена Правилами с учетом его разрешенного использования (для строительства административно-складского комплекса).
Правовое регулирование градостроительной деятельности, осуществляемое в целях устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территорий (пункт 1 статьи 2 ГрК РФ) предусматривает необходимость соотнесения законных интересов лиц, основанных в том числе на существующем землепользовании, и интересов публичных образований, возникающих в ходе принятия градостроительных решений, обеспечивающих потребности общества в целом (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства в силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется градостроительным регламентом.
Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (часть 8 ст. 36 ГрК РФ).
Из материалов дела также следует, что 25.07.2015 г. ООО "Д" обратилось в мэрию г.о. Тольятти по вопросу внесения изменений в Генеральный план г.о. Тольятти на расчетный срок до 2025 года, утвержденный решением Думы городского округа Тольятти от 02.03.2011 г. N 480, в отношении рассматриваемого земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно ответа Главы администрации г.о. Тольятти на обращение ООО "Д" от 07.06.2017 г., в проекте Генерального плана г.о. Тольятти рассматриваемая территория отнесена к функциональной зоне - Зона объектов обслуживания, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности производственного использования, где допускается размещение производственно-деловых объектов, складов и т.п.
Действующий Генеральный план городского округа Тольятти в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к территориальной зоне СХ-1 в настоящее время не оспорен, недействующим не признан.
Таким образом, суд полагает, что в соответствии с требованиями действующего законодательства решением Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236 Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти в оспариваемой части были обоснованно приведены в соответствие с Генеральным планом городского округа.
Исходя из системного толкования положений части 3 статьи 9, частей 9, 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что указанным законом установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначение территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
То обстоятельство, что предоставленный административному истцу в аренду земельный участок, в соответствии с оспариваемыми Правилами землепользования и застройки городского округа Тольятти, находится в территориальной зоне СХ-1, что препятствует строительству административно-складского комплекса, не может служить основанием для удовлетворения административных исковых требований, поскольку несоответствие Правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для приведения их в соответствие с указанным документом территориального планирования (п.п. 1 ч. 2 ст. 33, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ).
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти в оспариваемой редакции в части отнесения территории, на которой расположен земельный участок с КН N, к территориальной зоне СХ-1, противоречат требованиям Градостроительного кодекса РФ.
При этом, целесообразность внесения изменений в зонирование территории, не является предметом судебного разбирательства по настоящему делу, поскольку осуществление территориального планирования городского округа отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Представительный орган г.о. Тольятти, действуя в рамках своей компетенции, имеет право определять основные направления градостроительного развития территории муниципального образования, устанавливать с этой целью границы и описание территориальных и функциональных зон.
Представитель административного ответчика - Думы г.о. Тольятти в судебном заседании пояснил, что в настоящее время проводится работа по внесению изменений в Генеральный план городского округа Тольятти в части изменения территориальной зоны в границах рассматриваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем, исходя из фактических обстоятельств дела, не может рассматриваться как нарушающий права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, суд полагает, что оснований для удовлетворения требований ООО "Д" о признании Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденных решением Думы г.о. Тольятти от 19.06.2013 г. N 1236 недействующими со дня вступления в силу в части, устанавливающей территориальную зону СХ-1 в отношении арендуемого земельного участка, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 208, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении административного искового заявления ООО "Д" о признании недействующими со дня вступления в силу Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти Самарской области, утвержденных решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 24.12.2008 г. N 1059 в редакции решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 19.06.2013 года N 1236 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N с местоположением: <адрес>, к территориальной зоне СХ-1 (зона садоводства и огородничества) - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 10 июля 2017 г. N 3а-542/2017
Текст предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве