Апелляционное определение Самарского областного суда от 8 апреля 2016 г. N 33А-3537/2016
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора города Самары на решение Ленинского районного суда г. Самары от 14 января 2016 года об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Самары поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующими правовых актов.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда, объяснения представителя прокуратуры города Самары В.С.Ш., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя администрации городского округа Самара Ч.Е.С., представителей Департамента финансов и экономического развития городского округа Самара П.Е.В. и В.В.В., представителя Департамента управления имуществом городского округа Самара И.Т.В., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда установила:
Прокурор г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим постановления администрации городского округа Самара N 886 от 30 июня 2014 года "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от 20 декабря 2013 года N 1883 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2014 года".
Административное исковое заявление мотивировано тем, что названным нормативным правым актом приложение N 1 к постановлению администрации городского округа Самара от 20 декабря 2013 года N 1883, устанавливающее плату за пользование жилыми помещениями (плату за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального фондов изложено в новой редакции, согласно которой в нарушение ст. 210 ГК РФ и ст. 154 ЖК РФ, с 1 августа 2014 года в плату за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального фондов включена плата за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Протест прокуратуры г. Самары на постановление N 886 от 30 июня 2014 года Главой г. Самары оставлен без удовлетворения.
Прокурор г. Самары обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим приложения N 1 к постановлению Главы администрации городского округа Самара N 255 от 27 марта 2015 года "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2015 году", которым в 2015 году установлена плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального фондов.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что в нарушение ст. 210 ГК РФ и ст. 154 ЖК РФ в плату за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального фондов включена плата за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Определениями судьи административные исковые заявления приняты к производству суда, по ним возбуждены административные дела, которые определением суда в порядке ст. 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) объединены в одно производство (том 2 л.д. 37).
Решением суда от 14 января 2016 года в удовлетворении требований прокурору г. Самары отказано (том 2 л.д. 43-46).
В апелляционном представлении прокурор г. Самары просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (том 2 л.д. 48-50).
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Под законностью, как это следует из содержания статьи 3 КАС РФ, законодатель понимает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 КАС РФ.
Изучив доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 этой статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает следующие платы: за пользование жилым помещением (плата за наем); за содержание жилого помещения; за коммунальные услуги.
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Судом установлено, что постановлением администрации городского округа Самара N 1883 от 20 декабря 2013 года (приложение N 1) в 2014 году установлен размер платы за наем жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов в городском округе Самара.
Размер платы определен в зависимости от степени благоустройства жилых помещений и за 1 кв. м общей площади с 1 января 2014 года составлял от 0,21 до 1,01 рублей, с 1 июля 2014 года - от 0,22 до 1,06 рублей.
Постановлением администрации городского округа Самара от 30 июня 2014 года N 886 приложение N 1 постановления администрации городского округа Самара N 1883 от 20 декабря 2013 года изложено в новой редакции, согласно которой с 1 августа 2014 года размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального фондов увеличен и составлял от 5,28 до 6,85 рублей за 1 кв. м общей площади.
Нормативный правовой акт опубликован 3 июля 2014 года в газете "Самарская Газета" N 75 (5339).
Постановлением администрации городского округа Самара N 255 от 27 марта 2015 года (приложение N 1) в 2015 году установлен размер платы за наем жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов в городском округе Самара.
Размер платы равен размеру платы, установленной постановлением администрации городского округа Самара от 30 июня 2014 года N 886 (том 2 л.д. 6-8).
Нормативный правовой акт опубликован 28 марта 2015 года в газете "Самарская Газета" N 33а (5449а).
Отказывая прокурору г. Самары в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, оспариваемые акты соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом суд обоснованно исходил из того, что буквальное толкование оспариваемых постановлений позволяет сделать однозначный вывод, что органом местного самоуправления определен только размер платы за наем жилого помещения, без установления платы за капитальный ремонт, установленный оспариваемыми постановлениями размер платы за наем жилого помещения экономически обоснован, при этом администрацией г.о. Самары правомерно использовались методические указания по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку за содержание и ремонт жилья муниципального и государственного жилищного фонда, утвержденные Приказом Министерства строительства РФ от 02.12.1996 года N 17-152 (далее - Методические указания).
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Добытым по делу доказательствам судом дана оценка в соответствии со ст. 84 КАС РФ, оснований для их иной оценки судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционного представления которые по существу сводятся к повторению правовой позиции прокурора г. Самары, изложенной им в суде первой инстанции, отклонятся судебной коллегией в силу следующего.
Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в жилищное законодательство внесены изменения, в том числе предусматривающие утверждение новой системы и организации и финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, позволяющей проводить плановый ремонт жилого фонда в плановом порядке.
У администрации г.о. Самара как собственника муниципального жилищного фонда появилась обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в которых расположены муниципальные помещения, в результате затраты местного бюджета на капитальный ремонт возросли, характер расходов местного бюджета изменился, при формировании бюджета необходимо стало предусматривать средства на уплату ежемесячных взносов на капитальный ремонт, подлежащие перечислению на целевые счета регионального оператора.
В соответствии с Методическими указаниями одним из источников финансирования вышеназванных расходов может выступать плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем). Поступившие в распоряжение собственника жилых помещений средства собранные в виде платы за найм жилых помещений рекомендуется использовать для проведения капитального ремонта, реконструкции и модернизации жилищного фонда. Определение темпов изменения платы за найм должно быть скоординировано с общими темпами изменения оплаты населением жилищно-коммунальных услуг в рамках перехода к их представлению на бездотационной основе.
Решением межведомственной комиссии по вопросам ценовой и тарифной политики Самарской области от 19 декабря 2012 года N 5 органам местного самоуправления рекомендовано размер платы за наем привести к размеру взноса на капительный ремонт.
Постановлением Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654 (ред. от 23.04.2014) "Об установлении на 2014 год минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области" на 2014 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт) на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц:
для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 рубля; (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 23.04.2014 N 212)
для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 рубля (в ред. Постановления Правительства Самарской области от 23.04.2014 N 212).
Администрация г.о. Самара руководствуясь Методическими указаниями и названным решением межведомственной комиссии, принимая во внимание индексы роста стоимости жилищных услуг и учитывая, что экономическое содержание платы за наем жилого помещения состоит в компенсации затрат собственника на строительство, реконструкцию жилищного фонда, а также расходов, связанных с капитальным, текущим ремонтам, содержанием и иными расходами оспариваемыми нормативными правовыми актами с 1 августа 2014 года увеличила размер платы за наем жилых помещений по договорам социального найма, а затем установила его размер с 1 января 2015 года.
При этом были приняты экономически обоснованные расходы, установленная плата за социальный наем муниципального жилья также экономически обоснована.
Тот факт, что плата за пользование жилыми помещениями (плата за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированных жилых помещений муниципального фондов была увеличена на минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный постановлением Правительства Самарской области от 22.11.2013 N 654, не означает, что лица, проживающие по договору социального найма, будут оплачивать капитальный ремонт наряду с собственниками жилых помещений.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что постановление администрации городского округа Самара N 886 от 30 июня 2014 года "О внесении изменений в постановление администрации городского округа Самара от 20 декабря 2013 года N 1883 "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2014 года" и постановление администрации городского округа Самара N 255 от 27 марта 2015 года "Об оплате жилых помещений муниципального и государственного жилищных фондов городского округа Самара в 2015 году" в оспариваемой части приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действии; содержание постановлений соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, изложение данных постановлений понятно и не допускает иного толкования.
При таких обстоятельствах законных оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия определила:
Решение Ленинского районного суда города Самары 14 января 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Самары - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 8 апреля 2016 г. N 33А-3537/2016
Текст определения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании