Решение Самарского областного суда от 10 ноября 2011 г.
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "ГНПРКЦ "ЦСКБ" об оспаривании нормативного правового акта, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "ГНПРКЦ "ЦСКБ" обратилось в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующим п. N <...> приложения N 1 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, свои требования заявитель обосновал следующим.
На основании свидетельства о праве собственности на землю N <...> от <...> предприятию принадлежит земельный участок, фактически занимаемый корпусом ЦСКБ.
Данный участок был поставлен на кадастровый учет дважды под номером N <...> и под номером N <...>. Соответственно данный участок был оценен дважды.
Так, согласно приложению N 1 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008. N 473 в п. N <...> стоимость земельного участка с кадастровым номером N <...> утверждена в сумме 24 458 822 руб., в п. N <...> с кадастровым номером N <...> - в сумме 6 330 419,16 руб.
Заявитель полагает, что при утверждении стоимости земельного участка с кадастровым номером N <...> допущена ошибка, которая произошла в свою очередь из-за того, что для определения стоимости ошибочно использовался удельный показатель для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и т.д., в то время как фактический земельный участок используется для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, он относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование: фактически занимаемый земельный участок корпусом ЦСКБ. Земельный участок, занимаемый корпусом ЦСКБ, относится к зоне производственных и коммунальных предприятий и складов, поэтому при определении кадастровой стоимости следует использовать удельный показатель для производственных зданий, составляющий для соответствующего кадастрового района 2 507,87 руб. Соответственно кадастровая стоимость земельного участка составляет 6 329 864 руб.
Заявитель считает, что таким образом была допущена кадастровая ошибка, которая может быть исправлена только после внесения изменений в постановление Правительства Самарской области. Просит признать недействующим п. N <...> приложения N 1 постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N <...>.
Представитель Федерального государственного унитарного предприятия "ГНПРКЦ "ЦСКБ" в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по мотивам, изложенным в заявлении.
Представители Правительства Самарской области и привлеченных к участию в деле Росреестра, Самарского филиала ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" заявленные требования не признали, полагают, что оснований для признания незаконным и недействующим в указанной части постановления Правительства N 473 не имеется. Представитель ФБУ "Кадастровая палата" не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что требования ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ" удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, считает, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, согласно пунктам 1 и 10 указанных Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
Пунктами 9.6-9.12 названного Регламента определено, что Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации на предмет соответствия представленного отчета Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли от 15 февраля 2007 года N 39.
В дальнейшем, в случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям, Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) представляются на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков: пунктом N <...> с кадастровым номером N <...> в сумме 24 458 822 руб.; пунктом N <...> с кадастровым номером N <...> в сумме 6 330 419,16 руб.
В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области производилось Федеральным государственным унитарным предприятием Федеральным кадастровым центром "Земля" на основании государственного контракта N 4/0 от 26 июня 2007 года, заключенного с министерством имущественных отношений Самарской области (Генеральный заказчик).
Указанные работы были выполнены в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316, постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2007 N 61 "Об утверждении плана основных мероприятий по завершению работ по созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Самарской области на 2007-2008 гг. и плана основных мероприятий по созданию системы кадастра недвижимости в Самарской области на 2007-2011 годы".
При этом работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Самарской области проводились в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития России N 39 от 15.02.2007, и техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152.
Данные обстоятельства подтверждаются Отчетом об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области, представленным в материалы дела.
Указанный отчет в соответствии с Административным регламентом, на который указано выше, являлся предметом проверки Роснедвижимостью на соответствие Методическим указаниям. По результатам проверки Роснедвижимостью был составлен акт проверки данного отчета N 2. В данном акте указано, что Отчет соответствует Методическим указаниям, при этом какие-либо замечания отсутствовали.
Копия акта проверки N 2 также представлена в материалы дела.
В силу перечисленного выше законодательства, регулирующего отношения по определению и утверждению кадастровой стоимости земельных участков, усматривается, что уполномоченным органом было установлено соответствие Отчета Методическим указаниям.
Исходя из действующего законодательства, после проверки Отчета Роснедвижимостью результаты государственной кадастровой оценки земель подлежат утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем издания таким органом соответствующего нормативного правового акта.
Оспариваемым постановлением Правительства были утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые получили положительное заключение Роснедвижимости. При этом действующим законодательством не отнесена к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ проверка Отчета на соответствие его Методическим указаниям.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" принято в пределах полномочий данного органа исполнительной власти субъекта с соблюдением установленной процедуры и официально опубликовано.
Доводы заявителя о том, что при утверждении стоимости земельного участка с кадастровым номером N допущена ошибка, а именно для определения стоимости ошибочно использовался удельный показатель без учета вида фактического использования земельного участка, не могут в силу изложенного выше служить основанием для отмены в части нормативного правового акта.
Кроме этого, земельные участки с кадастровыми номерами N <...> и N <...> имеют разные виды разрешенного использования, что усматривается из правоустанавливающих документов и подтверждается кадастровыми делами.
В свою очередь определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится согласно техническим рекомендациям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 N П/0152 в соответствии с Типовым перечнем в приложении N 2.
В соответствии с документами и указанными техническими рекомендациями определялись группы видов разрешенного использования каждого из указанных участков.
При этом в компетенцию Правительства Самарской области проверка правильности определения номера вида использования земельного участка при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит.
В случае наличия кадастровой ошибки она подлежит исправлению органом кадастрового учета по обращению лиц, указанных в ст. 20 ФЗ от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", в порядке, который предусмотрен ст. 28 названного Федерального закона.
Только после этого возможно внесение изменений в оспариваемое в части постановление Правительства Самарской области N 473 с соблюдением соответствующего порядка, установленного действующим законодательством.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении Правительством Самарской области своих полномочий и действующего законодательства при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель заявителем представлено не было.
На основании изложенного в соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ требования ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ" удовлетворению не подлежат, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принят Правительством Самарской области в пределах компетенции и полномочий, определенных действующим законодательством.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения в приложении N 1 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N <...> в размере 24 458 822 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 10 ноября 2011 г.
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании