Решение Самарского областного суда от 6 сентября 2017 г. N 3а-762/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-762/2017 по административному иску ООО КФ "С." о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907, установил:
ООО КФ "С." обратилось в Самарский областной суд с административным иском об оспаривании в части нормативно-правового акта, указав, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год" (далее Перечень). Под пунктом N включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * *** кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилое здание с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.,
расположенных по адресу: <адрес> и под пунктом N нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Полагают, что является необоснованным включение указанных объектов в Перечень, поскольку они не могут быть отнесены к зданиям, в отношении которых осуществляется коммерческое использование.
Просили административный иск удовлетворить.
Представитель административного истца С.А.В., действующий на основании доверенности от N от ДД.ММ.ГГ. сроком на 1 год, заявленные требования поддержал, полагал, что здания необоснованно отнесены к объектам, подпадающим под критерии, установленные положениями ст. 378.2 НК РФ.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГ. сроком по 31.12.2017 г., требования не признала, указав, что оспариваемые объекты были автоматически включены в Перечень на 2017 г., поскольку имелись в Перечне на 2016 г.
Прокурор А.О.А. полагает, что административный иск подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемые объекты не попадают под требования статьи 378.2 НК РФ, министерством имущественных отношений доводы административного истца не опровергнуты, дополнительных доказательств со стороны административного ответчика не представлено.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Административный истец обратился в суд с данным иском 11.08.2017 г., т.е. в период действия спорного нормативного акта.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Статья 1.1. Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" устанавливает, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 г. N 719 на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год".
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования
Судом установлено и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных правах и характеристиках зарегистрированных прав на спорные объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГ., что:
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м., этажность: N, инв. N, лит. N, расположенное по адресу <адрес>, имеет назначение: административное здание и столовая,
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м., этажность: N, инв. N, лит. N, расположенное по адресу <адрес>, имеет назначение: безалкогольный цех N,
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м., этажность: N, инв. N, лит. N, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение: безалкогольный цех N,
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м., этажность: N (подземных этажей N), инв. N, лит. N, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение: кондитерский цех N,
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью * *** кв. м., этажность: N, инв. N, лит. N, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение: овощехранилище,
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м., этажность:N, инв. N, лит. N, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение: подстанция,
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м., этажность: N, инв. N, лит. N, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение: проходная и весовая,
- нежилое здание с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м., этажность:N, инв. N, лит. N, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение: ремонтно-механическая мастерская,
- нежилое здание с кадастровым номером N, этажность: N, площадью ***,* кв. м., инв. N, лит. N, расположенное по адресу: <адрес>, имеет назначение: склад-модуль N,
- нежилое помещение, с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м., этажность: N, номера на поэтажном плане N этаж поз. N, расположенное <адрес>, имеет назначение: нежилое помещение.
Согласно техническим паспортам на здания, выполненным ООО " <данные изъяты>", здания представляют собой производственные и хозяйственно-бытовые постройки, а также административно-бытовой корпус ДД.ММ.ГГ. годов постройки.
Вышеуказанные объекты принадлежат на праве собственности ООО КФ "С." и располагаются на земельном участке с кадастровым номером N.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ. и выписке из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером N имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - объекты промышленного назначения IV-V классов опасности, общей площадью ** ***+/-** кв. м.
Условия отнесения объекта недвижимости к административно-деловому центру определены в пункте 3 статьи 378.2 НК РФ. Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Однако вид разрешенного использования земельных участков не предполагает размещения на нем административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Спорные нежилые помещения находятся в едином производственном комплексе и предназначены для обслуживания производства.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГ. по административному делу N (N ;) по административному исковому заявлению ООО КФ "С." о признании недействующим пунктов N, N, N, N, N, N, N, N, N, N Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033, признан недействующим нормативный акт в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью *** кв. м., под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м.; под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.; под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м.; под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.; под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м.; под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м.; под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью *** кв. м.; под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м., расположенных по адресу: <адрес> и под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м., расположенное по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Вышеуказанным решением суда, на основании акта осмотра недвижимого имущества, составленного ДД.ММ.ГГ. ГБУ СО " <данные изъяты>" установлено, что в оспариваемых нежилых зданиях и помещениях отсутствуют объекты административного назначения либо предназначенные для осуществления торговли.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В силу вышеприведенной нормы процессуального законодательства, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда обязательны не только для сторон, участвующих в деле, но и для суда, рассматривающего спора.
Доказательств изменения функционального назначения помещений, суду не представлено.
Понятие административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основания отнесения к ним отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) содержатся в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
Указанными положениями статьи 378.2 НК РФ одним из оснований отнесения отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) к административно-деловому центру или торговому центру (комплексу) является его фактическое использование в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания соответственно.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, расположенное на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Предприятие осуществляет производственную деятельность. Все спорные объекты задействованы в едином производственном цикле. Доказательств фактического использования зданий (строения, сооружения) в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и Устава ООО КФ "С." следует, что основными видами деятельности предприятия является производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий.
Из материалов дела следует, что в целях безопасности работников, сохранности имущества и материальных ценностей на территории предприятия введен пропускной режим, что подтверждается Положением о пропускном режиме ООО КФ "С." по осуществлению пропуска на территорию работников фабрики и сторонних лиц и Положением о пропускном режиме автотранспорта (на территорию предприятия и обратно) на КПП.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объектов недвижимости, находящихся на праве собственности у ООО КФ "С." критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ. Использование зданий в целях размещения управленческого аппарата предприятия, осуществляющего производственную деятельность, свидетельствует о том, что они задействованы в общем процессе производства и являются неотъемлемой частью деятельности ООО КФ "С.".
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим оспариваемого нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного здания в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год, обязанность по оплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме, поскольку до настоящего времени сохраняется обязанность оплаты налога исходя из кадастровой стоимости спорного объекта.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО КФ "С." удовлетворить.
Признать не действующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907 в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью *** кв. м.,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м.,
по пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м.,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью **,* кв. м.,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью *** кв. м.,
под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N, площадью ***,* кв. м.,
расположенных по адресу: <адрес> и под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью * ***,* кв. м., расположенного по адресу: <адрес> со дня со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.09.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 6 сентября 2017 г. N 3а-762/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании