Решение Самарского областного суда от 26 июня 2017 г. N 3а-498/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-498/2017 по административному исковому заявлению ООО "А." о признании недействующими пунктов N и N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года, с участием прокурора У.Т.А., представителя ООО "А." Г.В.Н., представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А., установил:
ООО "А." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов N и N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года, со дня принятия.
По мнению административного истца, объект с кадастровым номером: N не относится к отдельно стоящим зданиям, в связи с чем на него не распространяется действие частей 3 и 4 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером: N фактически используется в целях осуществления деятельности по производству медицинской техники и не обладает указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объекта, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество определяется из кадастровой стоимости.
Представитель административного истца поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области исковые требования не признал, сославшись на то, что объект с кадастровым номером: N включен в Перечень в соответствии с его наименованием и предназначением к торговым объектам. В отношении объекта с кадастровым номером: N Министерством в настоящее время решается вопрос об исключении его из Перечня.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ и конкретизирующими его положения актами.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru 24.11.2016 года.
В пункт N указанного Перечня Министерство включило нежилое помещение с кадастровым номером: N , расположенное по адресу: <адрес>.
Пунктом N Перечня предусмотрено нежилое здание с кадастровым номером: N , расположенное по тому же адресу.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции на момент принятия Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент принятия Перечня) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что ООО "А.", основным видом деятельности которого является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, на срок с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. передало принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером: N индивидуальному предпринимателю для осуществления деятельности по производству медицинской техники.
По данным кадастрового паспорта данного нежилого помещения, площадь которого составляет ***,* кв. м., однозначно определить назначение расположенных в нем помещений, невозможно.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 года N 402 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий /строений, сооружений/ и помещений /далее Порядок/.
Согласно пунктам 2, 3, 10 Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений Самарской области с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются сведения государственного кадастра недвижимости, сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы технического учета /инвентаризации/, акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
Осмотр объектов недвижимости, указанный в пункте 9 настоящего Порядка, осуществляется комиссией, созданной решением уполномоченного органа, либо комиссией, созданной решением подведомственной организации (в случае ее привлечения). При этом правообладатели объектов недвижимости обязаны обеспечить беспрепятственный доступ членам комиссии для осмотра объекта недвижимости
В целях определения вида фактического использования нежилого помещения с кадастровым номером: N ГКУ СО " <данные изъяты>" ДД.ММ.ГГ. организовало осмотр этого объекта.
По результатам визуального осмотра выявлено, что в нежилом помещении с кадастровым номером: N располагается офис площадью **,* кв. м., комната для приема пищи - **,* кв. м, гардероб **,* кв. м, лаборатория - **,* кв. м, склады - **,* кв. м, электрощитовая и теплоузел - **,* кв. м, санузлы - *,* кв. м, коридоры площадью **,* кв. м.
Исходя из вышеизложенного, в указанном нежилом помещении имеется одно офисное помещение, площадь которого составляет 10,7% от общей площади нежилого помещения, в силу чего у Министерства не имелось оснований для отнесения нежилого помещения к объектам офисного, делового или коммерческого назначения, объектам торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требования административного истца в части признания недействующим пункта N о включении в Перечень нежилого помещения с кадастровым номером: N .
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требования о признании недействующим пункта N о включении в Перечень нежилого здания с кадастровым номером: N суд не усматривает.
По сведениям технического паспорта нежилое здание с кадастровым номером: N имеет наименование "аптека" и его площадь составляет ***,* кв. м.
Доводы административного истца сводятся к тому, что функции аптечных учреждений не ограничиваются исключительно розничной торговлей лекарственными препаратами для медицинского применения.
Часть нежилого здания площадью *** кв. м. передана в аренду индивидуальному предпринимателю для осуществления фармацевтической деятельности, деятельности по обеспечению бесплатными лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и продуктами лечебного питания, часть здания площадью ***,* кв. м используется арендатором в целях осуществления деятельности по производству медицинской техники и медицинской деятельности.
Остальные площади, как пояснил представитель административного истца, не используются из-за отсутствия арендаторов.
В соответствии с пунктом 35 статьи 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 года ФЗ N 61 аптечная организация - организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Исходя из сведений технического паспорта нежилого здания, в нежилом здании располагаются производственные, складские, а также торговые помещения.
Площадь торговых помещений составляет ***,* кв. м, что от общей площади нежилого здания составляет 46, 6%.
В связи с тем, что площадь торговых помещений в здании составляет более 20% от общей площади нежилого здания, и это обстоятельство не оспаривается административным истцом, суд приходит к выводу о том, что указанный объект обоснованно включен в Перечень, исходя из его предназначения для использования в качестве торгового объекта.
Доводы административного истца о том, что на объект с кадастровым номером: N не распространяется действие пунктов 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ, поскольку оно не является отдельно стоящим зданием, суд не принимает во внимание.
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером: N применительно к пункту 2 статьи 1 статьи 378.2 НК РФ относится к нежилым помещениям, разрешенное использование которого в соответствии со сведениями технического учета предусматривает размещение в нем торговых объектов, в связи с чем указанный объект обоснованно включен в Перечень.
Приходя к выводу об удовлетворении требования административного истца в части признания недействующим пункта 28805 Перечня, суд, с учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Требования ООО "А." удовлетворить частично.
Признать недействующим пункт N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года, о включении нежилого помещения с кадастровым номером: N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 26 июня 2017 г. N 3а-498/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании