Решение Самарского областного суда от 11 декабря 2017 г. N 3а-987/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-987/2017 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Н." об оспаривании в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Закрытое акционерное общество "Н." (далее ЗАО "Н.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия пунктов N , N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включены принадлежащие ЗАО "Н." нежилые здания - заводоуправление с кадастровым номером N и конторка на лесораме с кадастровым номером N , которые не отвечают критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, поскольку размещение в них административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. Основным видом деятельности ЗАО "Н." является ремонт и техническое обслуживание судов и лодок. Большинство помещений, расположенных в здании заводоуправления используются для обеспечения производственной деятельности Общества как единого производственного комплекса. По состоянию на 14.11.2016 г., т.е. на момент утверждения Перечня, часть помещений (менее 20%), расположенных в вышеуказанном здании, переданы в аренду. Здание конторки на лесораме периодически используется для размещения сторожа, при возникновении у завода необходимости в наблюдении за материалами, расположенными на пилораме. Вышеуказанные объекты недвижимости располагаются на земельном участке с кадастровым номером N , площадью 221 945 кв. м., имеющим вид разрешенного использования под производственную базу с прилегающей территорией. Территория, на которой расположены заводоуправление и конторка на лесораме, ограждена забором, вход на нее осуществляется через пропускной пункт, что исключает возможность нахождения на территории посторонних лиц.
Административный истец полагает, что необоснованное включение названных нежилых зданий в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на предприятие обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Просит заявленные требования удовлетворить, взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в сумме 4 500 рублей.
Определением Самарского областного суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены юридические лица, арендующие помещения в здании заводоуправления: НОУ ДО "С. УТЦ", ООО "С.", ООО "ЕВЛ-Т.".
В судебном заседании представитель административного истца К.К.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснила, что нормативно-правовой акт принят без фактического осмотра объектов, что привело к необоснованному включению спорных зданий в Перечень.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А, действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснила, что включение объектов в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с их назначением и техническими параметрами. Здание заводоуправления используется для размещения офисной инфраструктуры. Здание конторки на лесораме в ходе судебного разбирательства осматривалось ГКУ "Региональный центр недвижимости", в ходе осмотра было выявлено, что в помещениях здания располагаются склады и охрана, в настоящее время вопрос о его исключении из Перечня не разрешен.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц: НОУ ДО "С. УТЦ", ООО "С.", ООО "ЕВЛ-Т." не явились, представили письменные пояснения, в которых просили требования удовлетворить, рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Х.Е.В., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ЗАО "Н." подлежит удовлетворению.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Н." является собственником объектов недвижимости: нежилого здания - конторка на лесораме, площадью 27,30 кв. м., с кадастровым номером N и нежилого здания (заводоуправления), площадью 2 606 кв. м., с кадастровым номером N , расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.10.2001 г. /л.д.14-15/.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также порядку опубликования нормативно-правовой акт не оспаривается.
В вышеуказанный Перечень под пунктами N и N , соответственно, включены принадлежащие административному истцу нежилое здание (заводоуправление) с кадастровым номером N и нежилое здание (конторка на лесораме) с кадастровым номером N , расположенные по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу п. 4.1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно Уставу ЗАО "Н." и выписки из ЕГРЮЛ от 17.10.2017 г. основными видами деятельности Общества является ремонт и техническое обслуживание судов и лодок, что подтверждается соответствующими договорами, спецификацией ремонтных работ /том 2 л.д. л.д.64-126/.
ЗАО "Н." оказывает услуги по освидетельствованию судов, производству сменно-запасных частей и узлов, по комплексному обслуживанию судов, по отстою судов на части акватории вдоль левого берега затона <адрес>, что подтверждается договорами на оказание услуг.
Из свидетельства о соответствии предприятия N от 19.09.2017 г. следует, что ЗАО "Н." соответствует требованиям Российского морского регистра судоходства как предприятие, осуществляющее переоборудование, модернизацию и ремонт объектов технического наблюдения (судов, корпусных конструкций, судового оборудования, изделий и др.), слипование судов, ремонт: корпусов судов, судовых вспомогательных и палубных механизмов, судовых устройств, движительно-рулевого комплекса судов, судовых систем, судовых котлов, техническое обслуживание и ремонт судового электрооборудования и оборудования автоматизации; постройка судов, включая ПБУ и МСП.
Установлено и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 04.10.2001 г., техническими паспортами, составленными МУП "Бюро технической инвентаризации г. Самара" по состоянию на 28.09.2000 г. (том 1 л.д. 101-129), что объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение заводоуправление, литер Б, трехэтажное здание 1980 года постройки; объект с кадастровым номером N имеет назначение: контора, литер Н, здание 1976 года постройки.
Вышеуказанные здания, расположены на принадлежащем ЗАО "Н." на праве собственности земельном участке с кадастровым номером N , площадью 221 945 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу с прилегающей территорией по адресу: <адрес>, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 01.03.2012 г. /том 1 л.д. 53, 54-56, 76/.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка на котором расположены спорные объекты недвижимости, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, актов фактического использования спорных объектов недвижимости на момент формирования и утверждения Перечня не составлялось.
Из экспликации к плану строения здания заводоуправления следует, что вышеуказанное здание состоит из трех этажей и подвала, включающих в себя следующие помещения: склады, архивы, кабинеты (бухгалтерии, инспекторов, директора по кадрам, директора по флоту и др.), профком, тепловой узел, электрощитовая, коридоры, кладовые, мастерские, подсобные помещения, лестничные клетки, туалеты (технический паспорт, том 1 л.д. 172-187).
Из экспликации к плану строения здания конторки на лесораме, следует, что вышеуказанное здание включает в себя 1 этаж, веранду и крыльцо, при этом, 1 этаж состоит из двух коридоров и конторы (технический паспорт, том 1 л.д. 192-198).
Согласно представленному в ходе судебного разбирательства акту осмотра нежилого здания (конторка на лесораме), выполненного 16.11.2017 года ГБУ СО "Р." и фотоматериалов к нему, вышеуказанное здание с кадастровым номером N , площадью 27,3 кв. м., включает в себя: помещение N 2 - комната охраны, площадью 11,7 кв. м., помещения N 31, 3 - склады, площадью 11 кв. м., помещение б/н - коридор, площадью 6 кв. м (т. 2 л.д. 156-160).
Кроме того, административным истцом представлен Акт осмотра от 04.12.2017 г. нежилого здания литера Б (заводоуправление), площадью 2 606 кв. м., с кадастровым номером N , составленный кадастровым инженером ФИО1
Как следует из акта, нежилое здание фактически представляет собой заводоуправление ЗАО "Н." и используется как административно-бытовое, то есть фактическое использование соответствует использованию, указанному в документах. По результатам осмотра кабинеты, используемые службами собственника, составляют 1 110,6 кв. м. или 42,6% от общей площади, бытовые и вспомогательные помещения составляют 842,6 кв. м или 32,3%, производственно-складские помещения составляют 285,9 кв. м или 11% от общей площади здания. Офисные помещения, сдаваемые в аренду сторонним организациям, составляют 366, 96 кв. м. или 14,1% от общей площади; указанные помещения переданы ЗАО "Н." в аренду ООО "С.", ООО "ЕВЛ-Т.", НОУ ДО "С. УТЦ", что подтверждается представленными договорами аренды нежилых помещений, актами приема-передачи помещений. При этом, НОУ ДО "С. УТЦ" арендует помещения в целях образовательной деятельности.
Установлено также, что спорные нежилые здания расположены на огороженной, охраняемой территории производственно-имущественного комплекса ЗАО "Н." в окружении производственно-складских зданий.
31.12.2014 г. между ЗАО "Н." и ООО ЧООО "М." заключен договор N на оказание охранных услуг, предметом которого является охрана имущества, в том числе оборудования и материалов находящиеся на производственной базе по адресу: <адрес>, а также причалах N , расположенных на акватории, согласно схеме расположения /том 1 л.д.130-139/.
В целях обеспечения сохранности имущества, на предприятии введено Положение о пропускном и внутри объектовом режимах, согласно п. N которого пропуск лиц на территорию объекта осуществляется только через КПП по предъявлении пропуска.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что здания заводоуправления и конторки на лесораме, как и расположенные на земельном участке с кадастровым номером N цеха, ангары, СЛИМ и оборудование, обеспечивающие деятельность предприятия, в своей совокупности составляют единую производственную базу. При этом, в качестве офисных арендаторами используется менее 20% помещений здания заводоуправления. К тому же, НОУ ДО "С. УТЦ" арендует помещения в целях ведения образовательной деятельности.
В нарушение требований ч. 8, 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о том, что спорные объекты отвечают установленным ст. 378.2 НК РФ критериям административно-делового, торгово-офисного или иного коммерческого назначения, ответчиком не представлено, как отсутствуют данные о том, что здания используются в качестве объектов торговли, бытового обслуживании или общественного питания.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим в оспариваемой части приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (включение спорных зданий в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия данного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Поскольку заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, понесенные при подаче административного иска расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей подлежат взысканию в пользу ЗАО "Н." с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением N от 13.10.2017 г. /том 1 л.д.8/.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление ЗАО "Н." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 г. в части включения в него
под пунктом N нежилого здания (заводоуправление) с кадастровым номером N , площадью 2 606 кв. м.,
под пунктом N - нежилого здания (конторка на лесораме), с кадастровым номером N , площадью 27,3 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу ЗАО "Н." судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.12.2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 11 декабря 2017 г. N 3а-987/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании