Решение Самарского областного суда от 5 декабря 2017 г. N 3а-1102/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1102/2017 по административному иску Б.Д.А., П.П.С. о признании недействующим в части "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 (в редакции приказа от 25.12.2015 г.), установил:
Б.Д.А., П.П.С. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 (в редакции приказа от 25.12.2015 г.), со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются сособственниками в праве общей долевой собственности (доля в праве каждого */*) объекта недвижимого имущества: нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 482,1 кв. м., подземный этаж N , комната N , расположенного по адресу: <адрес>. Данный объект включен министерством имущественных отношений Самарской области в оспариваемый Перечень под пунктом N .
Административные истцы полагают, что принадлежащее им нежилое помещение включено в Перечень необоснованно, поскольку оно не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорное помещение используется для занятий физической культурой и спортом.
Таким образом, фактическое использование нежилого помещения, не подпадают под критерии, установленные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для административно-деловых центров, в силу чего, указанное помещение не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
В судебное заседание административный истец Б.Д.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство, в котором просил дело рассмотреть в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
В судебном заседании представитель административного истца П.П.С. - Ч.В.М., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что спорное помещение является спортивным комплексом, каких-либо видов коммерческой деятельности в нем не осуществляется. Объект находится в подземной части здания, высота потолка около 1,4 м, Другое назначение использования объекта невозможно, поскольку вдоль спортивного комплекса проходит вентиляционный короб. Нежилое помещение включено в Перечень на 2016, 2017 и 2018 гг., 15.11.2017 г. помещения осмотре специалистами административного ответчика и подтверждено его использование как спортивного зала.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области - З.Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что административные истцы злоупотребляют своим правом, обращаясь и в суд и в министерство имущественных отношений с заявлением об исключении объекта. Нежилое помещение было включено в перечень, поскольку он мог использоваться в коммерческих целях. После того как спорный объект осмотрен, готовится приказ о его исключении из указанного Перечня.
Прокурор С.Г.Ю. полагала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку спорный объект недвижимости включен в Перечень министерства имущественных отношений необоснованно. Административным истцом представлены доказательства использования объекта в качестве спортивного зала.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Административный истец обратился в суд с данным иском 20.11.2017 г.
Несмотря на истечение срока действия приказа министерства имущественных отношений N 3265 от 30.11.2015 г., оспариваемый нормативно правовой акт не перестал затрагивать права и законные интересы административных истцов.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Виды недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения и подлежащие включению определены в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, по смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, суд приходит к выводу, что в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год".
Приказом министерства N 3265 от 25.12.2015 года указанный Перечень дополнен, в том числе пунктом N о включении в него нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 482,1 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru в подразделе "законодательные инициативы" раздела "законодательство" в день принятия.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Как установлено судом, спорное помещение включено в Перечень на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому центру осуществляется в зависимости от назначения помещения, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.
Судом установлено, что административным истцам на праве общей долевой собственности (*/* доля у каждого) принадлежит нежилое помещение, назначение: нежилое, с кадастровым номером N , площадью 482,1 кв. м., подземный этаж N 1, комната N 72, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельства о государственной регистрации права от 23.01.2014 г. (л.д.22-23), выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 18.10.2017 г. (л.д. 15-21), а также копией договора купли-продажи от 14.12.2013 г. (л.д.24-25).
Наименование объекта определено в технической документации технического паспорта МП г.о. Тольятти "И." и кадастровом паспорте помещения - "нежилое помещение поз. 72 на -1 этаже".
Экспликация к плану строения литера А, содержащаяся в техническом паспорте (л.д.37) содержит назначение частей помещения, где спорный объект указан как нежилое помещение, однако сведений о том, что какая-либо часть помещения, либо оно полностью имеет назначение как торговое, офисное, либо объект сервиса или общественного питания не имеется.
24.10.2017 г. административный истец П.П.С. обратился с заявлением в министерство имущественных отношений с заявлением о несогласии с включением объекта в Перечень и просил определить вид его фактического использования.
По поручению административного ответчика нежилое помещение с кадастровым номером N было осмотрено комиссией ГБУ Самарской области "Региональный центр недвижимости".
Из представленного суду акта осмотра от 15.11.2017 г., а также фотоматериалов к нему, следует, что 341,7 к.м. помещения занимает спортивный зал, 25,8 кв. м. - централизованная приемная, 5,8 кв. м. - комната приема пищи, 6,7 кв. м. - склад, 79,4 кв. м. - раздевалка, 3,8 кв. м. - сауна, 18,9 кв. м. - санузел.
Кроме того, согласно техническому паспорту на спорное помещение, оно расположено на -1 этаже, высота потолка составляет 2,45 м., вдоль и по всему помещению проходят технические и вентиляционные трубы, что указывает на невозможность использования нежилого помещения в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
Доказательств фактического использования помещения в целях размещения административных (офисных, торговых) объектов не представлено.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (часть 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким органом в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (действовавших на момент включения объекта, принадлежащего административному истцу, в оспариваемый Перечень) определены виды разрешенного использования земельных участков, в том числе:
земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (п. 1.2.7);
земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (п. 1.2.9).
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером N , площадью 32 808 кв. м., на котором расположено нежилое помещение, принадлежащее административным истцам, предоставлено в период строительства жилого комплекса, состоящего из жилых домов под N N 4,5,6 со встроено-пристроенными помещениями торгового и социально-бытового назначения, торгово-офисных зданий по. А4, А6 и наземно-подземного гаража (автостоянка) поз. А5 мэрией г. Тольятти в аренду ЖСК " <данные изъяты>", что подтверждается договором аренды земельного участка N от 30.12.2005 г. В настоящее время земельный участок для эксплуатации объекта не сформирован и не выделен.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с положениями ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
Спорное нежилое помещение включено в Перечень без проверки его фактического использования, осмотра объекта на момент его включения в Перечень со стороны административного ответчика не проводилось.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у административных истцов критериям, поименованным в статье 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорных объектов, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим оспариваемого нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
Включение спорного помещения в Перечень произведено в целях налогообложения на 2016 год, обязанность по оплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме, поскольку до настоящего времени сохраняется обязанность оплаты налога исходя из кадастровой стоимости спорного объекта.
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск удовлетворить.
Признать недействующим в части "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033 (в редакции приказа от 25.12.2015 г.) в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11.12.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 5 декабря 2017 г. N 3а-1102/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании