Решение Самарского областного суда от 13 декабря 2017 г. N 3а-1031/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1031/2017 по административному исковому заявлению Ш.С.П. о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033, в редакции приказа министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 г., со дня его принятия, установил:
Ш.С.П. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 г. N 3033, в редакции приказа министерства имущественных отношений Самарской области N 3265 от 25.12.2015 г., со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему, а также заинтересованным лицам Е.Е.Е. и Г.М.А. принадлежит на праве общей долевой собственности нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 619,60 кв. м., подвал, кадастровый N , расположенное в здании по адресу: <адрес>.
Данный объект включен министерством имущественных отношений Самарской области в оспариваемый Перечень под пунктом N .
Административный истец полагает, что указанное нежилое помещение включено в Перечень необоснованно, поскольку оно не обладает признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, указанными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Спорный объект согласно технической документации является складом. Экспликация к плану помещения, имеющаяся в техническом паспорте, содержит назначение частей данного помещения, где площадь складских помещений составляет 490,70 кв. м., лестничные клетки - 22,20 кв. м. + 15,20 кв. м. + 8,90 кв. м., эл. щитовая - 16,60 кв. м. от общей площади нежилого помещения - 619,60 кв. м. Здание, в котором находится указанное нежилое помещение, расположено на двух земельных участках с кадастровыми номерами N и N площадью 264 кв. м. и 908 кв. м., по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: для строительства кафе с бильярдным клубом. Данные земельные участки были предоставлены в период строительства заказчику - застройщику объекта на праве аренды. Указанное разрешенное использование земельных участков действовало в период строительства, изменения в проектную документацию на строительство здания были внесены заказчиком-застройщиком и приняты органом местного самоуправления, объект (здание) принят в эксплуатацию как многофункциональное здание, и в данном случае, по мнению административного истца, ранее действующее в период строительства разрешенное использование земельного участка не является определяющим признаком для объекта налогообложения - нежилого помещения.
Таким образом, фактическое использование нежилого помещения и разрешенное использование земельного участка на котором оно расположено, не подпадают под критерии, установленные ст. 378.2 Налогового кодекса РФ для административно-деловых и торговых центров (комплексов), в силу чего, указанное помещение не может быть признано объектом налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
В судебном заседании представитель административного истца Ш.С.П. - Ч.В.М., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области - З.Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку считает, что принадлежащее административному истцу нежилое помещение, отвечает критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечень осуществлялось по данным, полученным из регистрирующего органа, в соответствии с его назначением и техническими параметрами. Принадлежащее истцу нежилое помещение относится к объектам общественного питания, исходя из его наименования - кафе с бильярдным клубом. Здание, в котором находится принадлежащее истцу нежилое помещение расположено на земельных участках с видом разрешенного использования - кафе с бильярдным клубом. Таким образом, оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает каких-либо прав и законных интересов административного истца.
Заинтересованные лица Е.Е.Е. и Г.М.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав объяснения представителя административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление Ш.С.П. подлежит удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения ч. 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
Законом Самарской области N 107-ГД от 10.11.2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Решением Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21 октября 2015 года N 846 "О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти", вступившим в силу после дня его официального опубликования (06.11.2015 г.) и распространяющим свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 г., в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в 2016 году в размере 1,2 процента от кадастровой стоимости объекта налогообложения; в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей - в размере 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения; в отношении прочих объектов - в размере 0, 5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению здания и помещения, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 3033 от 30.11.2015 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 год.
Данный приказ издан уполномоченным лицом в соответствии с его компетенцией, опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 30.11.2015 г. и отвечает признакам нормативного правового акта.
Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 года N 3265 в приказ Министерства от 30.11.2015 года N 3033 внесены изменения, Перечень дополнен пунктами, указанными в приложении к приказу.
Приказ N 3265 от 25.12.2015 г. опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области (www.mio.samregion.ru) в подразделе "Законодательные инициативы" раздела "Законодательство" в день его принятия.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
В данный Перечень под пунктом N включен объект с кадастровым номером N , нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 619,60 кв. м., подвал, расположенное по адресу: <адрес>.
Указанное нежилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности административному истцу Ш.С.П. и заинтересованным лицам Е.Е.Е., Г.М.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.09.2017 г. (л.д. 10-15) и копиями свидетельств о государственной регистрации права от 21.06.2012 г. (л.д. 24-26).
Как пояснила представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебном заседании, объект с кадастровым номером N включен в Перечень на основании информации, полученной из органов государственной регистрации, исходя из сведений о зарегистрированных правах и кадастровых сведениях об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях ст. 378.2 НК РФ. По мнению представителя административного ответчика, поскольку помещение находится в здании, имеющем наименование кафе с бильярдным клубом, оно может быть использовано для организации услуг общественного питания и развлекательных услуг. Кроме того, здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования для строительства кафе с бильярдным клубом, что подпадает под критерии здания коммерческого назначения.
Оценивая обоснованность включения объекта недвижимого имущества, принадлежащего истцу на праве собственности в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Понятия административно-делового центра и торгового центра (комплекса) и основные признаки названных объектов налогообложения содержатся в пунктах 3, 4 статьи 378.2 НК РФ.
Административно-деловым центром признается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Под торговым центром (комплексом) понимается, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к административно-деловому и торговому центру (комплексу) осуществляется в зависимости от назначения здания, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) и фактического использования помещений.
В силу п. 9 ст. 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России.
При этом, судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного объекта на момент его включения в Перечень административным ответчиком не производились.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.07.2016 г. N 402 (после включения принадлежащего административному истцу на праве общей долевой собственности объекта в оспариваемый Перечень) утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
09.10.2017 г. административный истец обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении спорного объекта из Перечня.
Из сообщения министерства от 13.10.2017 г., направленного в адрес административного истца, следует, что оснований для исключения из Перечня объекта недвижимого имущества с кадастровым номером N не имеется, поскольку в соответствии с п. 12 Порядка министерством принято решение об определении вида фактического использования нежилого помещения как объекта общественного питания, что позволяет отнести его к объектам недвижимого имущества, налоговая база которых определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Оказание услуг общественного питания в Российской Федерации регулируется Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" и "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (вместе с минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов"), введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст.
В соответствии с указанными нормативными актами:
- общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и дополнительных услуг;
- предприятие общественного питания - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе для организации досуга потребителей;
- услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
Исполнитель самостоятельно определяет перечень оказываемых услуг в сфере общественного питания. Он должен иметь ассортиментный перечень производимой им продукции общественного питания, соответствующий обязательным требованиям нормативных документов.
Исполнитель обязан: оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, на условиях, согласованных сторонами; довести до сведения потребителей фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, тип, класс и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске; иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
Потребитель обязан оплатить оказываемые услуги в сроки и порядке, которые согласованы с исполнителем. Исполнителем при расчетах за оказываемые услуги выдается потребителю документ, подтверждающий их оплату (кассовый чек, счет или другие виды).
Кафе это предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.
Судом установлено и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.09.2017 г. и от 08.12.2017 г., а также техническим паспортом от 17.08.2017 г. на помещение (л.д.27-35), что объект недвижимости с кадастровым номером N имеет назначение - нежилое помещение, вид разрешенного использования - отсутствует, площадь - 619,6 кв. м., расположено по адресу: <адрес>.
С целью определения фактического использования спорного помещения кадастровым инженером ФИО1, по обращению административного истца, произведено его обследование.
Согласно представленного суду заключения N от 04.12.2017 г., составленного кадастровым инженером ФИО1, объект исследования: нежилое помещение, назначение: нежилое, общей площадью 619,90 кв. м., подвал 31, по адресу: <адрес>, кадастровый N , используется:
- помещения (комнаты): N 1 площадью 22,20 кв. м.; N 3и 4 площадью 7,20 кв. м.; N 7 площадью 15,20 кв. м.;N 16 площадью 8,90 кв. м.;N 8 площадью 6,60 кв. м. - являются помещениями общего пользования;
- помещения (комнаты):N 2 площадью 486,40 кв. м. - не используются;
- помещения (комнаты):N 13 площадью 16,60 кв. м.; N 5а площадью 11,10 кв. м.;N 6 площадью 7,0 кв. м.;N 2/1 площадью 1,90 кв. м.;N 2/2 площадью 2,40 кв. м. - являются вспомогательными помещениями;
- помещения (комнаты):N 14 площадью 16,10 кв. м.; N 15 площадью 18 кв. м. - используются под офис.
Процентное отношение площади административно-бытовых помещений (34.10 кв. м., позиции: N 14 площадью 16.10 кв. м. и N 15 площадью 18 кв. м.) к общей площади объекта (616,90 кв. м.) составляет 5,52%.
Из фотоматериалов, приложенных к данному заключению, следует, что помещение, принадлежащее административному истцу, под размещение кафе с бильярдным клубом фактически не используется, посуда, приборы, прейскуранты и ценники, а также иное имущество, указанное в ГОСТ 30389-2013 - отсутствуют.
Иные акты осмотра спорного объекта административным ответчиком не составлялись, фактическое использование помещений не устанавливалось, процентное соотношение используемых фактически площадей не определялось.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказано фактического использования вышеуказанного помещения как объекта общественного питания.
Судом также установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N , площадью 264 кв. м. и 908 кв. м., на котором расположено здание, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности административному истцу, имеет вид разрешенного использования - для строительства кафе с бильярдным клубом, что подтверждается кадастровыми паспортами земельного участка от 18.06.2015 г. (л.д. 16-23). Земельные участки находятся в пользовании ФИО2 и ООО " <данные изъяты>" на основании договоров аренды.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка предоставленного застройщикам в аренду для строительства кафе с бильярдным клубом не может быть признан безусловно определенным, в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ в связи с тем, что содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
В силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта и его соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены суду достоверные и достаточные доказательства того, что спорное нежилое помещение оборудовано помещениями, необходимыми для признания его объектом, предназначенным для организации услуг общественного питания, то есть соответствующим критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
Доводы административного ответчика о том, что для отнесения объекта к категории объекта общественного питания достаточно указания наименования здания, в котором расположены помещения, принадлежащие на праве собственности одному или нескольким собственникам - кафе с бильярдным клубом в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) объектов и вида разрешенного использования земельного участка для строительства кафе с бильярдным клубом, суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости включен в Перечень необоснованно, в связи с чем, требование административного истца подлежит удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на 2016 год.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2016 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 208-215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск Ш.С.П. - удовлетворить.
Признать не действующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, на 2016 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 30.11.2015 N 3033, в редакции приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 25.12.2015 N 3265, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , площадью 619,6 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18.12.2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 13 декабря 2017 г. N 3а-1031/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании