Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Р." на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 декабря 2016 года по административному исковому заявлению ООО "Р." об оспаривании нормативного правового акта, с участием Я.М.В. (представителя мэрии г.о. Тольятти), О.И.А. (представителя ООО "Р."), установила:
ООО "Р." обратилось в суд с административным исковым заявлением к мэрии г.о. Тольятти о признании противоречащим закону пункта 7 Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти, утвержденного постановлением мэра городского округа Тольятти от 21 сентября 2007 года N 2835-1/п, со дня его принятия.
В обоснование заявленных требований указано, что Обществу предоставлен в аренду земельный участок с местоположением: <адрес>. ООО "Р." намерено приобрести указанный земельный участок в собственность для дальнейшей эксплуатации модульного торгового павильона. Порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, определен Положением о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэра городского округа Тольятти от 21 сентября 2007 года N 2835-1/п. В соответствии с пунктом 7 Положения предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, может осуществляться в собственность за плату: а) для садоводства; б) для огородничества. На основании данного пункта Обществу отказано в предоставлении земельного участка в собственность. По мнению административного истца, пункт 7 Положения, устанавливающий ограничения с точки зрения целей использования земельных участков, предоставляемых в собственность, противоречит положениям ст. ст. 28, 34 Земельного кодекса РФ, поскольку позволяет отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого не для садоводства или огородничества. Оспариваемым пунктом нарушаются права истца в сфере предпринимательской деятельности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, "ООО "Р." просило признать пункт 7 Положения о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти, утвержденного постановлением мэра городского округа Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п, противоречащим закону со дня его принятия.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Р." ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном иске.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Р." доводы жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Представитель мэрии г.о. Тольятти возражала против доводов жалобы, находя решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи С.В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела следует, что административный истец, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, заинтересован в приобретении указанного земельного участка в собственность для дальнейшей эксплуатации модульного торгового павильона.
Статьей 34 Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
На основании и в целях исполнения положений ст. 34 ЗК РФ постановлением мэрии г.о. Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п утверждено Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти. Постановление опубликовано в печатном издании "Городские ведомости" N 115 от 04.10.2007.
Пунктом 7 указанного Положения предусмотрено, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в собственности и (или) в ведении городского округа Тольятти, для целей, не связанных со строительством, может осуществляться в собственность за плату: а) для садоводства; б) для огородничества.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый административным истцом нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах его полномочий, с соблюдением требований закона к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия и опубликования и является действующим.
При этом, отказывая в удовлетворении административного иска, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемым нормативным правовым актом права и законные интересы ООО "Р." не нарушаются.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.03.2015 статьи 28-34 Земельного кодекса РФ, в том числе предусматривающие порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, утратили силу.
Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ предусмотрено, что в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
В соответствии с указанными положениями постановлением мэрии городского округа Тольятти от 05.05.2015 N 1461-п/1 в постановление мэрии городского округа Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п внесены изменения, дополнен пункт 6 в следующей редакции: "С 01.03.2015 Постановление применяется в целях реализации переходных положений, предусматривающих предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, схемы которых утверждены до 01.03.2015".
Таким образом, оспариваемое Положение о процедуре и критериях предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа Тольятти, утвержденное постановлением мэрии городского округа Тольятти от 21.09.2007 N 2835-1/п, применяется исключительно в целях реализации положений части 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" для обеспечения прав заинтересованных лиц, которые начали процедуру, направленную на получение земельного участка, но не завершили ее до вступления в силу указанного Федерального закона. При этом, для применения данного Положения необходимо наличие схемы земельного участка, утвержденной до 01.03.2015 при предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ.
В заседании судебной коллегии установлено, что схема земельного участка, утвержденная до 01.03.2015 в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ в рамках процедуры предоставления административному истцу указанного выше земельного участка в собственность, отсутствует.
Из материалов дела следует, что с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, ООО "Р." обращалось 17.04.2014. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена за три года до этого - 11.03.2011. Согласно пояснениям представителя истца утверждение схемы в 2011 году было обусловлено тем, что при передаче земельного участка в аренду государственный кадастровый учет данного участка осуществлен не был. Таким образом, данная схема была утверждена в рамках процедуры предоставления земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах оспариваемый пункт 7 Положения, устанавливающий критерии предоставления земельных участков в собственность, с учетом пункта 6, введенного постановлением мэрии городского округа Тольятти от 05.05.2015 N 1461-п/1, не подлежит применению при приобретении административным истцом в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку у него отсутствует схема земельного участка, утвержденная до 01.03.2015 в рамках процедуры предоставления участка в собственность.
Право административного истца на приобретение земельного участка в собственность подлежит реализации в соответствии с нормами Земельного кодекса РФ, действующими после 01.03.2015.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом права и законные интересы административного истца не нарушаются, в отношении истца данный нормативный правовой акт не применяется и фактически является недействующим, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данный нормативный правовой акт продолжает действовать и затрагивает права и законные интересы административного истца основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем основанием к отмене постановленного судом решения служить не могут.
Таким образом судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 28 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Р." - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение Самарского областного суда от 3 марта 2017 г. N 33а-2978/2017
Текст определения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании