Решение Самарского областного суда от 23 ноября 2017 г. N 3а-932/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-932/2017 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Т." о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , с участием прокурора У.Т.А., представителя общества с ограниченной ответственностью "Т." Я.С.В., установил:
общество с ограниченной ответственностью "Т." обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Свои требования общество мотивировало тем, что указанный объект используется в качестве гаража. Земельный участок, на котором расположен указанный объект, имеет разрешенное использование: под лечебные корпуса, подсобное хозяйство, парковую зону. Включение названного объекта в Перечень противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на общество обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Представитель административного истца поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не направило в су своего представителя, письменных возражений не представило.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Т." требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 Налогового Кодекса Российской Федерации/.
Статья 1.1 Закона Самарской области "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" от 25 ноября 2003 года N 98-Г предусматривает, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года следует читать как "98-ГД"
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, в пункт N которого включено нежилое здание с кадастровым номером N , расположенное по адресу: <адрес>.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Правительства Российской Федерации http://www.pravo.samregion.ru, 24 ноября 2016 года.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на момент издания оспариваемого нормативного правового акта) в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого здания с кадастровым номером N площадью 334,80 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, является общество с ограниченной ответственностью "Т.".
По сведениям технического паспорта в указанном нежилом здании, именуемом административно-техническим корпусом, располагаются цеха (площадью 66,1 кв. м, 68,3 кв. м, 68,0 кв. м), гараж (площадью 67,8 кв. м), помещения (площадью 9,3 кв. м, 2,5 кв. м), санузлы (площадью 3,3 кв. м, 1,5 кв. м), коридор (площадью 4,4 кв. м), кабинет (площадью 43,6 кв. м).
По заявке Министерства имущественных отношений Самарской области государственное казенное учреждение Самарской области "Региональный Центр Недвижимости" 16 ноября 2017 года произвело осмотр вышеуказанного объекта, в ходе которого установило, что в этом здании помещения N 6, 3 площадью 134,1 кв. м занимают мастерские, помещения N 5, 4 площадью 136, 1 кв. м занимают гаражи. Также в нем располагается коридор площадью 4,4 кв. м, санузлы площадью 4,8 кв. м, комната отдыха площадью 43,6 кв. м, склад площадью 2.5 кв. м, раздевалка площадью 9,3 кв. м.
Из пояснений представителя административного истца следует, что мастерские и гаражи используются в целях ремонта и хранения собственных автомашин общества, в аренду указанные помещения не сдаются и в коммерческих целях не используются.
На территории, где располагается спорное нежилое здание, действует пропускной режим, в соответствии с которым на охраняемую территорию не допускаются лица, не являющиеся сотрудниками предприятия
Основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "Т. является производство пара и горячей воды котельными.
Спорное нежилое здание располагается на земельном участке с кадастровым номером N .
Вид разрешенного использования данного земельного участка: под лечебные корпуса, подсобное хозяйство, парковую зону, не предполагает размещение на нем объектов делового, офисного, административного или торгового назначения, объектов общественного питания или бытового обслуживания
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорное нежилое здание отвечает признакам объектов делового, административного, офисного или коммерческого назначения, или признакам торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не предоставил.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное нежилое здание не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в силу чего включение принадлежащего административному истцу объекта недвижимого имущества в Перечень следует признать необоснованным.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N подлежит удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Учитывая, что решение суда состоялось в пользу административного истца, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 руб. подлежат взысканию в пользу общества с Министерства имущественных отношений Самарской области.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Т." удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого здания с кадастровым номером N площадью 334,80 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, со дня принятия.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Т." расходы по государственной пошлине в размере 4 500 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 23 ноября 2017 г. N 3а-932/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании