Решение Самарского областного суда от 22 февраля 2018 г. N 3а-691/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-691/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "С." об оспаривании в части нормативного правового акта органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С." (далее ООО "С.") обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня принятия пункта N N "Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907.
Свои требования административный истец мотивирует тем, что в Перечень необоснованно включено принадлежащее обществу нежилое здание с кадастровым номером N , предназначение и фактическое использование которого не соответствует критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ, поскольку размещение в здании административно-деловых и торговых центров, офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не предусмотрено. Вышеуказанный объект недвижимости располагается на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: занимаемый производственной базой и включен в Перечень без фактического осмотра ответчиком.
Административный истец полагает, что необоснованное включение названного нежилого здания в Перечень нарушает его права и законные интересы, поскольку неправомерно возлагает на общество обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере.
Просит заявленные требования удовлетворить, взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в суд в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании представители административного истца Б.В.Ю. и П.Е.А., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области З.Е.В., действующая на основании доверенности, требования не признала, пояснила, что включение спорного объекта в Перечень осуществлялось по сведениям, полученным в порядке информационного взаимодействия из регистрирующего органа, в соответствии с его назначением - административное здание по п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.
Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Х.Е.В., полагавшей, что заявленные требования являются обоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск ООО "С." подлежит удовлетворению.
В соответствии с части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что ООО "С." является собственником нежилого здания с кадастровым номером N - здание администрации базы, площадью 76, 9 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации /статьи 14, 372 НК РФ/.
Как следует из пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость используется для определения налоговой базы в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.
Законом Самарской области от 25.11.2003 года N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Самарской области от 25.11.2014 года N 719 Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год /далее Перечень/.
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года и в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В вышеуказанный Перечень под пунктом N N включено принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером N .
ДД.ММ.ГГГГ ООО "С." обратилось в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении указанного объекта недвижимого имущества из Перечня.
В ответ на данное заявление административный ответчик своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил о принятии решения об определении вида фактического использования нежилого здания как объекта административного назначения, подпадающего под критерии ст. 378.2 НК РФ, и об отказе в исключении его из Перечня ввиду отсутствия для этого оснований.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с п. 3 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что разрешенное использование земельного участка должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости и кадастрового паспорта, нежилое здание с кадастровым номером N имеет назначение: "нежилое здание" и наименование: "здание административной базы".
В свидетельстве о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ объект права поименован как "здание администрации базы".
Установлено и подтверждается данными технического паспорта на объект недвижимости, что здание с кадастровым номером N по результатам технической инвентаризации является одноэтажным "зданием администрации базы", имеет площадь 76,9 кв. м и включает, согласно экспликации: раздевалку, 3 коридора, 3 кабинета, 2 подсобных помещения.
Вышеуказанное здание расположено на принадлежащем ООО "С." на праве собственности земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером N , площадью 4 184 кв. м, категория земель: <данные изъяты> с видом разрешенного использования - <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, сведения об объекте с кадастровым номером N , содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, не предусматривают размещение в спорном здании административных либо торговых центров (комплексов), офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено спорное здание (занимаемый производственной базой), также не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Исходя из вида разрешенного использования земельного участка, назначение нежилого здания (здание администрации базы) не может быть признано безусловно определенным в целях применения положений п.п. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта недвижимости.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного здания на момент формирования и утверждения Перечня, а также и до настоящего времени не проводилось.
Согласно Уставу, основными видами деятельности ООО "С." являются: деятельность в области связи на базе проводных технологий, дополнительными: строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; строительство междугородних линий электропередачи и связи и др.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на указанном выше земельном участке по адресу: <адрес>, кроме спорного здания, находятся также нежилые здания: архив, площадью 2 554 кв. м; склад, площадью 350, 4 кв. м; автобаза, площадью 450, 6 кв. м, ремонтно-сварочный участок, площадью 60,9 кв. м, а кроме того, ограждение: забор протяженностью 110, 82 м, принадлежащие ООО "С." на праве собственности.
В соответствии с заключением на использование земельного участка ООО "С." под производственную базу по адресу: <адрес>, подготовленным ФИО9 целевое использование земельного участка по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования в г. Самаре - ПК-1 (зона предприятий и складов).
Как видно из заключения, объект представляет собой площадку с размещенными на ней нежилыми зданиями, открытыми площадками и инженерными коммуникациями. Земельный участок под производственную базу необходим для использования и эксплуатации зданий и сооружений производственного назначения, расположенных на данной территории.
В обоснование своих требований административным истцом представлен Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ подготовленный кадастровым инженером ФИО10 ФИО11 Как видно из акта, обследуемое здание администрации базы находится на охраняемой территории базы ООО "С.". По периметру территории имеются ограждения. Данная территория - земельный участок, площадью 4184 кв. м используется под объектами производственного назначения, относится к зоне ПК-1, на территории осуществляется отстой спецтехники ООО "С.". Обследуемое здание состоит из нескольких подсобных помещений и используется для производственных нужд, в том числе складирования хозяйственного инвентаря, а также часть помещений используется как комната сторожа.
Таким образом, подтверждено, что фактически спорное здание имеет хозяйственно-управленческое назначение и используется предприятием в производственных целях.
Принимая во внимание представленные доказательства, учитывая предназначение и фактическое использование нежилого здания, а также вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащих на праве собственности административному истцу, суд приходит к выводу о том, что спорное здание не соответствует критериям объектов недвижимости, указанным в подпункте 1 пункта 1 и приведенным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы административного ответчика о том, что для отнесения нежилого здания к категории административно-делового центра достаточно указания наименования здания в технических паспортах и сведениях ЕГРН (здание административной базы, здание администрации базы), суд не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм права.
Сведения технического учета не отражают такие обязательные признаки, установленные налоговым законодательством, как наличие централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисное оборудование, парковки. Следовательно, наименование спорных зданий как административных, наличие в них раздевалки, коридора, кабинетов, подсобных помещений недостаточно для отнесения их к объектам налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества.
В нарушение требований ч. 8, 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о том, что спорный объект отвечает установленным ст. 378.2 НК РФ критериям объектов, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд полагает обоснованными требования административного истца о признании недействующим в оспариваемой части приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия (2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия данного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме.
В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 настоящего Кодекса.
Поскольку заявленное административным истцом требование судом удовлетворено, понесенные при подаче административного иска расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> подлежат взысканию в пользу ООО "С." с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением N N от ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "С." удовлетворить.
Признать недействующим со дня его принятия "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год", утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области N 1907 от 14.11.2016 г. в части включения в него:
- под пунктом N N нежилого здания администрации базы с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "С." судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.02.2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 22 февраля 2018 г. N 3а-691/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании