Определение Самарского областного суда от 3 марта 2017 г. N 33а-2933/2017
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО "Д.", ООО "У." г.о. Тольятти, ООО "Ж.", ЗАО УК "Ж.", ООО "У.", ООО "М.", ООО "ЖТ.", ООО УК "ЖД.", ООО "У." на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 15 декабря 2016 года по делу по административному исковому заявлению ООО "Д.", ООО "У." г.о. Тольятти, ООО "Ж.", ЗАО УК "Ж.", ООО "У.", ООО "М.", ООО "ЖТ.", ООО УК "ЖД.", ООО "У." к мэрии г.о. Тольятти об оспаривании нормативного правового акта, с участием Я.М.В. (представителя мэрии г.о. Тольятти), А.Д.А. (представителя ООО УК "ЖД.", ООО "У.", ЗАО УК "Ж."), установила:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к мэрии г.о. Тольятти о признании противоречащим закону пункта 7.1 Правил благоустройства на территории городского округа Тольятти, утвержденных постановлением мэра г.о. Тольятти от 26.02.2013 N 543-п/1.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами на территории г.о. Тольятти. В настоящее время административными комиссиями г. Тольятти управляющие организации привлекаются к административной ответственности за неисполнение пункта 7.1 Правил благоустройства на территории городского округа Тольятти, утвержденных постановлением мэра г.о. Тольятти от 26.02.2013 N 543-п/1, в соответствии с которым собственники, пользователи и владельцы зданий (помещений в них), строений и сооружений, в жилищном фонде управляющие организации (собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом) обязаны обеспечить своевременное производство работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий, включая очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб), в соответствии с проектной документацией, а также поддерживать в чистоте и исправном состоянии расположенные на фасадах информационные таблички и мемориальные доски, (памятные знаки), если иное не установлено законом. По мнению административных истцов, пункт 7.1 Правил благоустройства противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно, Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013, в котором обязанность управляющих организаций по очистке фасадов многоквартирных домов от самовольно размещенных объявлений и надписей не предусмотрена. Услуги по очистке фасадов договорами управления не предусмотрены, дополнительное финансирование на них не выделяется. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт необоснованно возлагает на административных истцов обязанности, которые никем не оплачиваются, а также служит правовым основанием для привлечения к административной ответственности.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы просили признать недействующим пункт 7.1 Правил благоустройства на территории городского округа Тольятти, утвержденных постановлением мэра г.о. Тольятти от 26.02.2013 N 543-п/1, в части возложения обязанности на управляющие организации осуществлять очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб).
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 15 декабря 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.
Определением суда от 23.01.2017 в тексте решения от 15.12.2016 исправлена описка в части ссылок на нормы главы 22 КАС РФ.
В апелляционной жалобе административные истцы ставят вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истцов доводы жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в ней.
Представитель мэрии г.о. Тольятти возражала против доводов жалобы, находя решение суда законным и обоснованным.
Заслушав доклад судьи С.В.Н., объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1). Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Из материалов дела следует, что административные истцы являются управляющими организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории г.о. Тольятти.
Постановлением мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 26.02.2013 N 543-п/1 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Тольятти. Постановление опубликовано в издании "Городские ведомости" N 16 (1515) от 05.03.2013.
Пунктом 7.1 Правил установлено, что не допускается нахождение на фасадах зданий, строений и сооружений самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, а также надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб). Ответственность за проведение работ по реставрации, ремонту и покраске фасадов зданий, включая очистку фасадов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и информационно-печатной продукции, очистку (либо закрашивание) от надписей и рисунков на фасадах зданий (а также балконов, лоджий, дверей, водосточных труб), в соответствии с проектной документацией, а также за поддержание в чистоте и исправном состоянии расположенных на фасадах информационных табличек и мемориальных досок (памятные знаки), несут собственники, пользователи и владельцы зданий (помещений в них), строений и сооружений, в жилищном фонде управляющие организации (собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом). Закрашивание от надписей и рисунков должно производиться тем же цветом, что и фасад зданий, строений и сооружений (в том числе балконов, лоджий, дверей, водосточных труб).
В случае если указанные лица не являются балансодержателями мемориальных досок (памятных знаков), их сохранность и текущее содержание обеспечивают балансодержатели мемориальных досок (памятных знаков).
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт принят органом местного самоуправления в пределах его полномочий, с соблюдением требований закона к форме нормативного правового акта, процедуре его принятия и опубликования и является действующим. При этом суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый пункт 7.1 Правил не противоречит нормам действующего законодательства, поскольку обеспечение чистоты фасадов многоквартирных домов отнесено к содержанию общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по надлежащему содержанию общего имущества закреплена за управляющими организациями на законодательном уровне.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006, в состав общего имущества включаются несущие стены.
Пунктом 16 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией.
Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с п. 4.2.3.9 указанных Правил фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
В приложении N 7 к Правилам N 170 указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении стен и фасадов - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
Из анализа приведенных положений следует, что предусмотренная оспариваемым пунктом Правил благоустройства на территории городского округа Тольятти обязанность по очистке фасадов многоквартирных домов от самовольно расклеенных объявлений, плакатов и иной информационно-печатной продукции, очистке либо закрашиванию фасадов от надписей и рисунков входит в понятие бремени содержания общего имущества многоквартирного дома. Возложение обязанности по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома на управляющую организацию, осуществляющую управление многоквартирным домом на основании договора управления домом, соответствует требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах правовых и фактических оснований для признания недействующим пункта 7.1 Правил благоустройства на территории городского округа Тольятти, утвержденных постановлением мэра г.о. Тольятти от 26.02.2013 N 543-п/1, не имеется, в силу чего решение суда об отказе в удовлетворении требований является правильным и подлежит оставлению без изменения.
Доводы административных истцов, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 290 от 03.04.2013, не содержит обязанности управляющей организации по очистке фасадов многоквартирных домов от надписей и объявлений, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку указанный перечень является минимальным и не может расцениваться как исчерпывающий.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется в соответствии с лицензионными требованиями, установленными Правительством РФ, в связи с чем нормативные правовые акты иных ведомств, в том числе Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, не регламентируют деятельность управляющих организаций, несостоятельны. В силу ст. 193 ЖК РФ лицензионные требования установлены для предоставления управляющей организации права на осуществление деятельности по управлению многоквартирным домом (лицензии), при этом порядок осуществления данной деятельности лицензионные требования не определяют. Соответствующий порядок, нормы и требования к обслуживанию и содержанию многоквартирного дома определены, в том числе, указанными выше Правилами N 170, которые являются действующими, приняты в целях обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1). Какие-либо ограничения в применении данных Правил управляющими организациями отсутствуют.
Ссылка истцов на правовую позицию Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, изложенную в письме от 22.09.2015 N 30396-ОЛ/04 по рассматриваемому вопросу, не может быть принята во внимание, поскольку данное письмо нормативными свойствами не обладает, выраженное в нем мнение не является для суда обязательным.
Доводы о том, что при вынесении решения суд руководствовался процессуальными нормами главы 22 КАС РФ, не подлежащими применению при рассмотрении административного иска об оспаривании нормативного правового акта, не могут служить достаточным основанием для отмены решения, поскольку данное нарушение не привело к неправильному разрешению спора. К тому же указанный недостаток устранен судом самостоятельно путем исправления описки. Согласно ч. 5 ст. 310 КАС РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Таким образом судебная коллегия полагает, что оснований к отмене состоявшегося судебного решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия определила:
решение Центрального районного суда г. Тольятти от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Самарского областного суда от 3 марта 2017 г. N 33а-2933/2017
Текст определения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании