Решение Самарского областного суда от 24 августа 2017 г. N 3а-720/2017
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-720/2017 по административному иску ООО "Т." о признании недействующим в части приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907, установил:
ООО "Т." обратилось в Самарский областной суд с административным иском об оспаривании в части нормативно-правового акта, указав, что приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год" (далее - Перечень).
В обоснование требований административный истец указал, что под пунктом N включено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером N , площадью *** кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данное нежилое помещение является пристроенным к зданию административно-торгового центра, имеет два входа, отдельных от входов в здание.
Полагает, что является необоснованным включение указанного объекта в Перечень, поскольку данное помещение не является объектом делового, административного или коммерческого назначения и фактически не используется в этих целях.
Просил административный иск удовлетворить.
Представитель административного истца ООО "Т." - В.С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, пояснил, что с торговым зданием спорное помещение не сообщается, вход в торговый центр из оспариваемого помещения невозможен. Доступ в данное помещение ограничено, оно всегда закрыто. В данном помещении находится распорядительная подстанция, доступ в которую, кроме специального персонала запрещен. Нормативно-правовой акт принят с нарушением процедуры его принятия, а именно без фактического осмотра объекта, что привело к необоснованному отнесению данного здания к объектам, подпадающим под критерии, установленные положениями ст. 378.2 НК РФ.
Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Б.Е.А., действующая на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГ. требования не признала, указав, что согласно сведениям, полученным из ГКН объект недвижимости является нежилым помещением в нежилом здании с наименованием административно-торговый комплекс с внутриплощадочными инженерно-техническим обеспечением. Здание расположено на земельном участке, имеющий разрешенное использование - административные объекты, офисные объекты, магазины. Включение административно-торгового комплекса в Перечень никем не оспаривалось. министерством был проведен осмотр спорного объекта недвижимости, однако результаты осмотра не проанализированы, в связи с чем, не возможно исключить в добровольном порядке данный объект из Перечня. Исключение из Перечня, если и будет произведено, то только в июне 2017 года.
Прокурор Т.Ю.В. полагала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку спорный объект недвижимости не соответствует требованиям ст. 378.2 НК РФ, не используется для осуществления административно-бытовых целей.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Положения части 6 указанной статьи гласят, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Административный истец обратился в суд 21.07.2017 г., т.е. в период действия оспариваемого нормативно-правового акта.
Субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 12, пункт 2 статьи 372 этого же Кодекса).
Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
В статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 приведенной нормы и налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Статья 1.1. Закона Самарской области от 25.11.2003 N 98-ГД "О налоге на имущество организаций на территории Самарской области" устанавливает, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 г. N 719 на момент принятия оспариваемого нормативно-правового акта определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Каких-либо особенностей данный состав сведений не имеет, согласно Приложению к постановлению, подлежит указанию кадастровый номер объекта недвижимого имущества, его местонахождение. Уполномоченным органом на утверждение Перечня определено министерство имущественных отношений Самарской области.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года N 1907 утвержден "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017".
Данный приказ опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru - 24.11.2016 года, газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24.11.2016, газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29.11.2016 (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30.11.2016 (продолжение).
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области", и официально опубликован в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.
Нормативно-правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.
Судом установлено, что ООО "Т." на праве собственности принадлежит нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, с кадастровым номером N , площадью ***,** кв. м., N этаж комнаты N , N этаж комнаты: N , расположенное по адресу: <адрес>.
Вышеуказанное помещение включено под пунктом N в Перечень, утвержденный приказом министерства имущественных отношений N 1907 от 14.11.2016 г. на основании информации, полученной от территориального управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.
Как пояснил представитель министерства, были запрошены сведения о зарегистрированных правах и кадастровые сведения об объектах, подпадающих под определения, закрепленные в положениях ст. 378.2 НК РФ. Актов фактического использования объекта недвижимости не составлялось.
Согласно письменным возражениям представителя административного ответчика, отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам могут быть использованы в целях административного назначения, а также для размещения объектов бытового обслуживанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пунктам 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Для правильного установления юридически значимых обстоятельств по делу необходимо определить, что является "торговым объектом".
Данное понятие раскрыто в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и пункте 14 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Из данного понятия следует вывод, что не все объекты недвижимости, используемые в деятельности по продаже товаров (услуг), могут быть признаны предназначенными или используемыми для размещения торговых объектов.
В обоснование административного иска Общество ссылается на то, что спорное помещение не обладают критериями, указанными в ст. 378.2 НК РФ и используется в качестве трансформаторной подстанции.
Согласно сведений, содержащихся в техническом паспорте, выданным МП " <данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГ. нежилое помещение состоит из:
- технических помещений N этажа N площадью * кв. м., N площадью **,* кв. м., N площадью **,* кв. м., N площадью **,* кв. м., N площадью **,* кв. м., N площадью * кв. м.;
- технических помещений * этажа: N площадью **,* кв. м., N площадью **,* кв. м.
Спорное нежилое помещение расположено на земельном участке с кадастровым номером N , разрешенным использованием: административные объекты, офисные объекты, магазины.
Вышеуказанный земельный участок принадлежит истцу на праве аренды, что подтверждается договором аренды земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования N от ДД.ММ.ГГ.
Согласно отчету об оценке N от ДД.ММ.ГГ., подготовленного ООО " <данные изъяты>", на основании проведенного ДД.ММ.ГГ. осмотра, установлено, что спорное нежилое помещение имеет общую площадь *** кв. м., назначение помещения - вспомогательное (МОП), текущее использование - помещение трансформаторной подстанции, имеет отдельный вход, ориентирован на внутриквартальный проезд.
Административный истец обращался 14.06.2017 г. в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением об исключении объекта недвижимости из Перечня. Однако, ответчик проведение осмотра нежилого помещения не организовал, оснований для исключения объекта из Перечня не усмотрел.
Стороной административного истца представлен акт осмотра объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ., составленный кадастровым инженером ФИО1
Из акта осмотра следует, что осматриваемое нежилое помещение является пристроенным к зданию административно-торгового комплекса (АТК) "К." и имеет общую капитальную стену с АТК на уровне N этажа (комнаты N ).
Все комнаты нежилого помещения изолированы друг от друга, каждая из комнат имеет отдельный вход с улицы. Входы во все комнаты нежилого помещения закрыты на ключ, свободный доступ отсутствует.
Сообщение между нежилым помещением и зданием АТК отсутствует.
В результате визуального осмотра установлено, что в обследуемом нежилом помещении расположено электротехническое оборудование трансформаторной подстанции 10/0,4кВ, а именно: в комнатах N , площадью * кв. м. размещено оборудование - силовые кабели, в комнатах N площадью **,* кв. м., из которых площадь *,* кв. м. занята оборудованием - трансформатор (Т1, Т2, Т3, Т4), площадь *,* кв. м. - технологический проход для обслуживания трансформатора, в комнате N , площадью **,* кв. м., из которых: площадь **,** кв. м. занята оборудованием - шкафы распределительные 0,4кВ, площадь **,** кв. м. - технологический проход для обслуживания оборудования, в комнате N площадью **,* кв. м., из которых площадь **,** кв. м. занята оборудованием - шкафы распределительные 10кВ, площадь **,** кв. м. - технологический проход для обслуживания оборудования.
Инженером установлено, что 35,4% площади нежилого помещения используется для размещения оборудования трансформаторной подстанции, 64,6% площади нежилого помещения - для обслуживания оборудования трансформаторной подстанции.
В комнатах N на N этаже и комнаты N на N этаже, входящие в состав нежилого помещения, не выявлено площадей, которые могли бы быть использованы или используются для размещения офисов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, торговых объектов.
Из пояснений представителя административного истца следует, что свободный доступ посторонним лицам в спорное нежилое помещение ограничено.
Доступ разрешен только электротехническому персоналу для обслуживания трансформаторной подстанции.
Общество указанное помещение в аренду не сдает, торговлю в данном помещении не ведет и прибыль от использования помещения не получает.
Как следует из рабочей документации ООО " <данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГ. строящаяся ТП 10кВ предназначена для электроснабжения административно-торгового центра в <адрес>, является пристроенной.
Таким образом, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у ООО "Т." критериям, поименованным в ст. 378.2 НК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта, подлежат удовлетворению.
Суд полагает обоснованными и требования о признании не действующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорных объектов в Перечень произведено в целях налогообложения на 2017 год.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя в полном объеме
Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьей 215 КАС РФ, суд решил:
Административный иск ООО "Т." удовлетворить.
Признать недействующим "Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2017 год", утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 г. N 1907 в части включения в него:
Под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РФ через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено: 29 августа 2017 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 24 августа 2017 г. N 3а-720/2017
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании