Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2018 г. N 3а-603/2018
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-603/2018 по административному исковому заявлению Е.А.В. к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктами N , N , N нежилых помещений с кадастровыми номерами N , N , N , установил:
Е.А.В. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом утонения просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N .
Требования Е.А.В. обоснованы тем, что в названные пункты Перечня включены принадлежащие ему на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами N , N , N , которые не подпадают под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Вышеуказанные объекты недвижимости имеют назначение: нежилое помещение, фактически используются как складские помещения. Включение данных объектов в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.В. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в уточненном административном исковом заявлении.
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области Ш.Н.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований, сославшись на то, что указанные объекты недвижимости включены в Перечень по их наименованию как административные здания.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с частью 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.
В указанный Перечень в пункт N включено нежилое помещение с кадастровым номером N , в пункт N - нежилое помещение с кадастровым номером N , в пункт N - нежилое помещение с кадастровым номером N .
Данный приказ издан в установленном порядке уполномоченным органом и опубликован на официальном сайте Министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru 24 ноября 2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313 (29859) 24 ноября. 2016 года, газете "Волжская коммуна" N 316 (29862) 29 ноября 2016 года (продолжение), газете "Волжская коммуна" N 318 (29864) 30 ноября 2016 года (продолжение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Из материалов дела следует, что Е.А.В. на праве собственности принадлежат следующие объекты капитального строительства:
- нежилое помещение - овощехранилище, административное, с кадастровым номером N , площадью 911,3 кв. м., этаж 1, расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение - овощехранилище, административное, с кадастровым номером N , площадью 3 606,5 кв. м., этаж -1,1, расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение - овощехранилище, административное, с кадастровым номером N , площадью 608,4 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>
На все вышеперечисленные объекты представлена техническая документация, из которой следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером N площадью 3 606,5 кв. м, располагаются склады вент. камеры, коридор, тамбур, подсобные помещения.
- в нежилом помещении с кадастровым номером N , площадью 608,4 кв. м. находится склад площадью 608,4 кв. м.
- в нежилом помещении с кадастровым номером N , площадью 911,3 кв. м находятся вент. камера 56,6 кв. м., склады 844,8 кв. м., подсобная 9,9 кв. м.
Таким образом, содержащиеся в технических документах сведения не позволяли министерству с достоверностью прийти к выводу о том, что более 20% общей площади помещений, расположенных в указанном помещении, предназначены для размещения объектов офисного, делового, коммерческого назначения.
Земельный участок с кадастровым номером N , на котором расположены вышеуказанные помещения, имеет разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации овощехранилища, административного здания.
Мероприятия по определению фактического назначения нежилых помещений административным ответчиком не проводились.
Между тем, административным истцом представлены акты осмотра объектов недвижимого имущества, составленные 5 февраля 2018 года кадастровым инженером ФИО1
Из акта осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N следует, что указанное нежилое помещение расположено в здании складского, помещение складского назначения составляет 901,4 кв. м, 9,9 кв. м. - бытовое помещение.
Нежилое помещение с кадастровым номером N представляет собой складское помещение, расположенное в здании складского назначения, и 3 081,00 кв. м. (85,4% от общей площади) занимают складские помещения, 425 кв. м. - бытовые помещения, 100,50 кв. м. (2,8% от общей площади) - не используемая площадь.
Из акта осмотра нежилого помещения с кадастровым номером N следует, что складское помещение составляет 608,4 кв. м. или 100% от общей площади.
Кроме того, спорные помещения административным истцом сдаются в аренду обществу с ограниченной ответственностью " <данные изъяты>", обществу с ограниченной ответственностью " <данные изъяты>", обществу с ограниченной ответственностью " <данные изъяты>" для размещения складов, что подтверждается договорами аренды от 1 марта 2014 г., 1 декабря 2014 г., 14 августа 2017 г.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные помещения имеют складское назначение.
Доказательств того, что указанные нежилые помещения используются для ведения деловой, административной, коммерческой деятельности, а также в качестве объектов торгового назначения, общественного питания или бытового обслуживания, суду не представлено.
В связи с этим требования административного истца о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм /2017 год/, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемой нормы недействующей со дня принятия.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Е.А.В. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года N 1907, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N , со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 28 февраля 2018 г. N 3а-603/2018
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании